Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Технической направленности «Простые механизмы»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации Пуровского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района
Принята на заседании методического совета от «___» ___________ 2016 г. Протокол № _____________ | Утверждаю Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей ___________________М.Г. Крылосова «____» ____________________ 2016 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Технической направленности «Простые механизмы»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель: Аржаникова И.В.,
педагог дополнительного образования
п. Ханымей, 2016 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) «Простые механизмы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», конвенцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р), согласно порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минестерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008), письма Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Программа «Простые механизмы» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструктора, который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир.
Для реализации программы используется конструктор "Простые механизмы", с помощью которого дети смогут почувствовать себя юными учеными и инженерами, который поможет им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Данная программа способствуют созданию в группе веселой, но вместе с тем мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы. На занятиях учащиеся получают первый опыт научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ.
Программа имеет техническую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки использования простых механизмов.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Важнейшей отличительной особенностью является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие ребенка в режиме игры.
Особенности программы
Программа ориентирована на работу с учащимися 6-7 лет и рассчитана на один год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу (30 минут). Общее количество часов в год на одну группу составляет 36 часов.
Для реализации программы приглашается все желающие дети.
Форма проведения занятий: индивидуальная, групповая.
Структура занятия:
- Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (цель – развитие элементов логического мышления.
- Вторая часть – создание конструкции (цель - развитие способностей к наглядному моделированию.
- Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ (цель – развитие умений грамотно представлять свою модель).
Ожидаемый результат реализации программы:
- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
- о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о разновидностях простых механизмов.
Способы проверки ожидаемых результатов: наблюдение в процессе обучения. Формы подведения итогов реализации программы: опрос, выставка.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Прак-тика | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор». | 2 | 1 | 1 |
2. | Название деталей. | 2 | 1 | 1 |
3. | Способы креплений. | 2 | 1 | 1 |
4. | Что такое простые механизмы. | 2 | 1 | 1 |
5. | Зубчатые колёса. | 3 | 1 | 2 |
Общее сведения: Зубчатые колеса. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Основное задание «Карусель» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Творческое задание «Тележка с попкорном» | 1 | - | 1 | |
6. | Колеса и оси. | 3 | 1 | 2 |
Общие сведения: Колёса и оси. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Основное задание: Машинка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Творческое задание: Тачка | 1 | - | 1 | |
7. | Рычаги. | 3 | 1 | 2 |
Общие сведения: Рычаги. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Основное задание: Катапульта | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом | 1 | - | 1 | |
8. | Шкивы. | 3 | 1 | 2 |
Общие сведения: Шкивы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Основное задание: «Сумасшедшие полы | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Творческое задание: Подъемный кран | 1 | - | 1 | |
9. | Создание творческих проектов. | 14 | 7 | 7 |
Конструирование машины будущего. | 2 | 1 | 1 | |
Конструирование водного транспорта. | 2 | 1 | 1 | |
Конструирование животных. | 2 | 1 | 1 | |
Конструирование роботов. | 2 | 1 | 1 | |
Конструирование сказочных героев. | 2 | 1 | 1 | |
Создание декорация. | 2 | 1 | 1 | |
Создание театра из LEGO – моделей. | 2 | 1 | 1 | |
10. | Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 16 | 20 |
Содержание программы 1-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор».
Цель: познакомиться с детьми.
Теория: должны знать правила использования лего-конструктора.
Практика: должны уметь пользоваться конструктором.
Раздел 2. Название деталей.
Цель: познакомить детей с названием деталей.
Теория: должны знать названия деталей.
Практика: должны уметь применять названия деталей на практике.
Раздел 3. Способы креплений.
Цель: познакомить детей с видами креплений.
Теория: должны знать способы креплений деталей.
Практика: должны уметь соединять детали разными способами.
Раздел 4. Что такое простые механизмы.
Цель: познакомить детей с понятием простые механизмы.
Теория: должны знать разновидности механизмов.
Практика: должны уметь применять полученные знания на практике.
Раздел 5. Зубчатые колёса.
Цель: познакомить детей с понятие зубчатые колёса
Теория: должны знать принципы зубчатых колёс
Практика: должны уметь собирать конструкции.
Раздел 6. Колеса и оси.
Цель: познакомить детей с понятиями колесо и ось.
Теория: должны знать разновидности осей и колёс.
Практика: должны уметь конструировать модели с колёсами и осями.
Раздел 7. Рычаги.
Цель: познакомить детей с понятие рычаг.
Теория: должны знать, где применяется механизм рычаг.
Практика: должны уметь собирать модель с механизмом рычаг.
Раздел 8. Шкивы.
Цель: познакомить детей с понятием шкив.
Теория: должны знать определение шкив.
Практика: должны уметь конструировать модель с использованием шкивов.
Раздел 9. Создание творческих проектов.
Цель: создание творческого проекта.
Теория: должны уметь представлять свои лего-модели.
Практика: должны уметь самостоятельно создавать лего модели.
Раздел 10. Подведение итогов.
Цель: проверить знания, умения и навыки детей.
Теория: должны знать основные определения, названия деталей виды крепежей.
Практика: должны уметь соединять детали, создавать конструкции с использование простых механизмов..
Методическое обеспечение
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
- учебно-тематический план;
- методическая литература для педагогов дополнительного образования;
ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
- схемы пошагового конструирования;
- иллюстрации, фотографии, презентации, видео,
стихи, загадки по темам занятий.
Техническое оснащение занятий
- Лего конструкторы «Первые механизмы»
- Интерактивная доска.
- Компьютеры.
Наименование тем | Формы занятий | Приемы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса | Формы подведения итогов |
Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор». | Беседа, объяснение нового материала, комбинированные и тренировочные занятие | Словестный метод, использование ИКТ технологий, использование технологий игрового обучения. | Проведение игр: «Волшебный мешочек», «Самая прочная конструкция» и др. |
Что такое простые механизмы. Виды механизмов. | Беседа, объяснение нового материала, комбинированные и тренировочные занятие | Словестный метод, использование ИКТ технологий, использование технологий игрового обучения, проектных технологий. | Создание моделей из лего конструктора с различными механизмами. |
Создание творческих проектов. | Беседа, тренировочные занятие | Словестный метод, с использование игровых и проектных технологий. | Создание лего-театра |
Подведение итогов. | Беседа. | Словестный метод. | Анкетирование. |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: входной - в сентябре, итоговый – в мае.
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.
Задание №1
Цель: выявить умение называть детали конструктора
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно называет
2 балла – ребенок называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение в создании различных конструкции предмета в соответствии с его назначением
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно создает различные конструкции
2 балла – ребенок создает различные конструкции с помощью педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание № 3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание № 4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию сгиба).
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не выполняет задание.
Задание № 5
Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по прямой.
Педагог предлагает ребенку ножницы и бумагу, просит нарезать билеты в кассу.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно держит ножницы и самостоятельно режет по прямой;
2 балла – ребенок испытывает затруднения, требуется помощь взрослого;
1 балл – ребенок не умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Задание № 6
Цель: Умение проектировать по образцу
Оценка:
3 балла – Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
2 балла – Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
1 балл – Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Задание № 7
Цель: Умение конструировать по пошаговой схеме
3 бала - Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
2 бала - Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
1 бал - Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании
Критерии | Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения | Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением | Называет все детали конструкторов | Строит более сложные постройки | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Работает по схемам | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Знает виды простых механизмов, может назвать в чем их отличие | Планирует этапы создания собственной постройки, находит конструктивное решение | Общее количество баллов | Уровень |
Фамилия, имя ребенка |
Высокий уровень: (28-36 баллов)
Средний уровень: (18-27 баллов)
Низкий уровень: (ниже 18 баллов)
Качественная характеристика уровней сформированности у детей конструктивных навыков в лего-конструировании
Высокий уровень: (28-36 баллов)
Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует поделки и постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.
Средний уровень: (18-27 баллов)
Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.
Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован.
Низкий уровень: (ниже 18 баллов)
Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе.
Список литературы
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые механизмы.Зубчатые колёса с применением конструктора leco weDo
Конструирование с применением конструктора leco weDo...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Легомастера" с использованием конструкторов LEGO Education Простые механизмы и LEGO Education WeDO
В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентац...

Применение конструктора Lego "Простые механизмы" для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
У детей с нарушением речи отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженное в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движ...

Конспект образовательной деятельности старших дошкольников с применением конструктора LegoEducation «Простые механизмы»
Цель: изучение зубчатой передачи и установление взаимосвязи между параметрами зубчатого колеса (диаметром и количеством зубьев) и скоростью вращения.Задачи:&ndash...

Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Проект. Формирование у детей старшего дошкольного возраста исследовательской и проектно-конструкторской деятельности на занятиях кружка STEM-образование на примере комплектов заданий «Простые механизмы» LEGO education
Проект. Формирование у детей старшего дошкольного возраста исследовательской и проектно-конструкторской деятельности на занятиях кружка STEM-образование...