Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Технической направленности «Простые механизмы»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Аржаникова Инна Владимировна

 

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prostye_mehanizmy_dlya_detskogo_sada_2016-2017.docx53.82 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Пуровского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района

Принята на заседании

методического совета

от «___» ___________ 2016 г.

Протокол №  _____________

                       Утверждаю  

                    Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей

                         ___________________М.Г. Крылосова

                          «____» ____________________ 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

Технической направленности «Простые механизмы»

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

                   Автор - составитель: Аржаникова И.В.,

                                  педагог дополнительного образования

п. Ханымей, 2016 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  (далее программа) «Простые механизмы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», конвенцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р), согласно порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минестерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008), письма Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Программа «Простые механизмы» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструктора, который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир.

Для реализации программы используется конструктор "Простые механизмы", с помощью которого дети смогут почувствовать себя юными учеными и инженерами, который поможет им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Данная программа способствуют созданию в группе веселой, но вместе с тем мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы. На занятиях учащиеся получают первый опыт научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ.

Программа имеет техническую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки использования простых механизмов.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

Важнейшей отличительной особенностью является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие ребенка в режиме игры.

Особенности программы

Программа ориентирована на работу с учащимися 6-7 лет и рассчитана на один  год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу (30 минут). Общее количество часов в год на одну группу составляет  36 часов.

Для реализации программы приглашается все желающие дети.

Форма проведения занятий: индивидуальная, групповая.

Структура занятия:

  • Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (цель – развитие элементов логического мышления.
  • Вторая часть – создание конструкции (цель - развитие способностей к наглядному моделированию.
  • Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ (цель – развитие умений грамотно представлять свою модель).

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о разновидностях простых механизмов.

Способы проверки ожидаемых результатов: наблюдение в процессе обучения. Формы подведения итогов реализации программы: опрос, выставка.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Прак-тика

1.

Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор».

2

1

1

2.

Название деталей.

2

1

1

3.

Способы креплений.

2

1

1

4.

Что такое простые механизмы.

2

1

1

5.

Зубчатые колёса.

3

1

2

Общее сведения: Зубчатые колеса.

1

0,5

0,5

Основное задание «Карусель»

1

0,5

0,5

Творческое задание «Тележка с попкорном»

1

-

1

6.

Колеса и оси.

3

1

2

Общие сведения: Колёса и оси.

1

0,5

0,5

Основное задание: Машинка

1

0,5

0,5

Творческое задание: Тачка

1

-

1

7.

Рычаги.

3

1

2

Общие сведения: Рычаги.

1

0,5

0,5

Основное задание: Катапульта

1

0,5

0,5

Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом

1

-

1

8.

Шкивы.

3

1

2

Общие сведения: Шкивы.

1

0,5

0,5

Основное задание: «Сумасшедшие полы

1

0,5

0,5

Творческое задание: Подъемный кран

1

-

1

9.

Создание творческих проектов.

14

7

7

Конструирование машины будущего.

2

1

1

Конструирование водного транспорта.

2

1

1

Конструирование животных.

2

1

1

Конструирование роботов.

2

1

1

Конструирование сказочных героев.

2

1

1

Создание декорация.

2

1

1

Создание театра из LEGO – моделей.

2

1

1

10.

Подведение итогов.

2

1

1

Итого:

36

16

20


Содержание программы 1-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор».

Цель: познакомиться с детьми.

Теория: должны знать правила использования лего-конструктора.

Практика: должны уметь пользоваться конструктором.

Раздел 2. Название деталей.

Цель:  познакомить детей с названием деталей.

Теория: должны знать названия деталей.

Практика: должны уметь применять названия деталей на практике.

Раздел 3. Способы креплений.

Цель:  познакомить детей с видами креплений.

Теория: должны знать способы креплений деталей.

Практика: должны уметь соединять детали разными способами.

Раздел 4. Что такое простые механизмы.

Цель:  познакомить детей с понятием простые механизмы.

Теория: должны знать разновидности механизмов.

Практика: должны уметь применять полученные знания на практике.

Раздел 5. Зубчатые колёса.

Цель:  познакомить детей с понятие зубчатые колёса

Теория: должны знать принципы зубчатых колёс

Практика: должны уметь собирать конструкции.

Раздел 6. Колеса и оси.

Цель:  познакомить детей с понятиями колесо и ось.

Теория: должны знать разновидности осей и колёс.

Практика: должны уметь конструировать модели с колёсами и осями.

Раздел 7. Рычаги.

Цель:  познакомить детей с понятие рычаг.

Теория: должны знать, где применяется механизм рычаг.

Практика: должны уметь  собирать модель с механизмом рычаг.

Раздел 8. Шкивы.

Цель:  познакомить детей с понятием шкив.

Теория: должны знать определение шкив.

Практика: должны уметь конструировать модель с использованием шкивов.

Раздел 9. Создание творческих проектов.

Цель:  создание творческого проекта.

Теория: должны уметь представлять свои лего-модели.

Практика: должны уметь самостоятельно создавать лего модели.

Раздел 10. Подведение итогов.

Цель:  проверить знания, умения и навыки детей.

Теория: должны знать основные определения, названия деталей виды крепежей.

Практика: должны уметь соединять детали, создавать конструкции с использование простых механизмов..

Методическое обеспечение

Для реализации программы используются следующие методические материалы:

  • учебно-тематический план;
  • методическая литература для педагогов дополнительного образования;
    ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
  • схемы пошагового конструирования;
  • иллюстрации, фотографии, презентации, видео,
    стихи, загадки по темам занятий.

Техническое оснащение занятий

  •  Лего конструкторы «Первые механизмы»
  • Интерактивная доска.
  • Компьютеры.

Наименование тем

Формы занятий

Приемы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса

Формы подведения итогов

Вводное занятие. Знакомство с «LEGO - конструктор».

Беседа,  объяснение нового материала, комбинированные и тренировочные занятие

Словестный метод, использование ИКТ технологий, использование технологий игрового обучения.

Проведение игр: «Волшебный мешочек», «Самая прочная конструкция» и др.

Что такое простые механизмы. Виды механизмов.

Беседа,  объяснение нового материала, комбинированные и тренировочные занятие

Словестный метод, использование ИКТ технологий, использование технологий игрового обучения, проектных технологий.

Создание моделей из лего конструктора  с различными механизмами.

Создание творческих проектов.

Беседа, тренировочные занятие

Словестный метод, с использование игровых и проектных технологий.

Создание лего-театра

Подведение итогов.

Беседа.

Словестный метод.

Анкетирование.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности  на интеллектуальное развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: входной -  в сентябре, итоговый – в мае.

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.

Задание №1

Цель: выявить умение называть детали конструктора

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно называет

 2 балла – ребенок  называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение  в создании различных конструкции  предмета в соответствии с его назначением

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно создает различные конструкции

 2 балла – ребенок  создает различные конструкции с помощью педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание № 3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические  фигуры;

 1 балл – ребенок не называет и не показывает  геометрические фигуры.

Задание № 4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию сгиба).

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все  геометрические понятия;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;

 1 балл – ребенок не  выполняет задание.

Задание № 5

Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по прямой.

Педагог предлагает ребенку ножницы и бумагу, просит нарезать билеты в кассу.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно держит ножницы и самостоятельно режет по прямой;

 2 балла – ребенок испытывает затруднения,  требуется помощь взрослого;

 1 балл – ребенок не умеет  правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Задание № 6

Цель: Умение проектировать по образцу

Оценка:

3 балла –  Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. 

 2 балла – Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

 1 балл – Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога. 

Задание № 7

Цель: Умение конструировать по пошаговой схеме

3 бала - Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

2 бала -  Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

1 бал -  Не может понять последовательность действий  при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.


Протокол обследования умений и навыков  детей старшего дошкольного возраста в конструировании

Критерии

Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения

Создает различные конструкции  предмета в соответствии с его назначением

Называет все детали конструкторов

Строит более сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

Работает по схемам

Строит по творческому замыслу

Работает в команде

Знает виды простых механизмов, может назвать в чем их отличие

Планирует этапы создания собственной постройки, находит конструктивное решение

Общее количество баллов

Уровень

Фамилия,

имя ребенка

Высокий уровень: (28-36 баллов)

Средний уровень: (18-27 баллов)

Низкий уровень: (ниже 18 баллов)


Качественная характеристика уровней сформированности у детей конструктивных навыков в лего-конструировании

Высокий уровень: (28-36 баллов)

Ребенок  самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует поделки и постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.

Средний уровень:  (18-27 баллов)

Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве  постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним  содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.

Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован.

Низкий уровень:  (ниже 18 баллов)

Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только  с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе.

Список литературы

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.