Проект. Формирование у детей старшего дошкольного возраста исследовательской и проектно-конструкторской деятельности на занятиях кружка STEM-образование на примере комплектов заданий «Простые механизмы» LEGO education
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Проект. Формирование у детей старшего дошкольного возраста исследовательской и проектно-конструкторской деятельности на занятиях кружка STEM-образование           на примере комплектов заданий

«Простые механизмы» LEGO education

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл STEM в старшей группе31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Королёв Московской области

Детский сад компенсирующего вида №23 «Чебурашка».

141070 Московская область, г. Королёв, ул. Гагарина, д.26 Б.

Тел. 8 (495) 516-60-58

ds23-korolev@yandex.ru 

Проект 

Формирование у детей старшего дошкольного возраста исследовательской и проектно-конструкторской деятельности на занятиях кружка STEM-образование           на примере комплектов заданий

«Простые механизмы» LEGO education

Составила: Неделькович-Григорьева Ирина Ивановна

                  воспитатель МБДОУ № 23 г.о.Королев МО

г.о.Королев  2020-2021 гг.

Содержание:

1. Актуальность, цель, задачи практико-ориентированного проекта.

2. Основная часть.

3. Выводы.

1.

Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, хочет все знать, исследовать, открывать, изучать. Это замечательная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, самовыражаться.

Одним из эффективных средств формирования познавательной и исследовательской активности, способствующей воспитанию социально-активной личности, формированию навыков общения и сотворчества является робототехника. Она дает ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Образовательная робототехника – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться. 

Цель: создание условий для развития проектно-конструкторской деятельности детей старшего дошкольного возраста через игру.

Задачи:

  1. Создавать условия для возникновения интереса к конструированию у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Способствовать формированию исследовательской и проктно-конструкторской деятельности детей 5-7 лет.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса детей.

2.

Занятие № 1

Занятие кружка STEM-образование для детей старшего дошкольного возраста по модулю LEGO-конструирование.

Конструктор LEGO 9689 «Простые механизмы»

«КАРУСЕЛЬ»

Цель – развитие способностей детей индивидуально и совместно конструировать предметные постройки.

Задачи:

1. Дать представление о «Зубчатых колесах» и их использовании

2. Познакомить детей с активной лексикой LEGO-конструирования

3. Собрать модель «Карусель», используя инструкцию по сборке

4. Использовать собранную модель для игры

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята, проходите и вставайте в круг. Давайте сделаем «гимнастику для мозга», потому что ему сегодня предстоит сложная и очень интересная работа.

Дети выполняют 2-3 кинезиологических упражнения на выбор (Зайчик-колечко-цепочка; Гриб-полянка; Ухо-нос – 2-3 минуты).

Педагог: А теперь садитесь за столы, я хочу загадать вам загадку.

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом,
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут                          

И смеются, а не плачут (Карусель).

Педагог подключает презентацию.

Слайд 1.

Правильно, ребята, карусель.

Слайд 2.

В волшебной стране Лего жили Катя и Дима.

Катя мечтала прокатиться на карусели и попросила Диму смастерить карусель. Дима призадумался: А какой механизм заставляет карусель крутиться?

Слайд 3.

Это зубчатые колеса.

Зубчатое колесо представляет собой колесо с зубьями. Такие колеса используются в часовом механизме, в велосипеде (для переключения скоростей). Зубчатое колесо бывает с прямыми зубьями, а бывает так, что зубья поднимаются кверху в виде короны. Такое колесо называется коронное зубчатое колесо. Коронное зубчатое колесо Дима решил использовать для карусели.

Слайд 4.

А какие еще детали ему понадобятся:

Кирпичики, пластины, ось, штифты.

Вы сможете все эти детали увидеть в инструкции по сборке карусели.

Давайте поможем Диме построить карусель!

Дети работают по двое с одним конструктором.

Слайд 5.

Вот какая замечательная карусель у меня получилась!

А у вас?

Испытай свою карусель!

Дети играют с построенной моделью.

Во время игры педагог подходит к каждому ребенку, просит вспомнить названия деталей, которые использовались при конструировании карусели.

Продолжительность занятия 25 минут.

3.

Вывод: Во время занятия Лего-конструированием дети узнали новые слова: зубчатое колесо, коронное зубчатое колесо, ось, штифт. Учились работать по схеме. Создали модель карусели, обыграли ее. Дети трудились совместно, что способствует развитию коммуникативных навыков. Также занятие Лего-конструированием развивает мелкую моторику, что в свою очередь, создает условия для развития головного мозга. А также, успешная работа создает предпосылки хорошего, радостного настроения и веры в свои силы!

Занятие № 2

Занятие кружка STEM-образование для детей старшего дошкольного возраста по модулю LEGO-конструирование.

Конструктор LEGO 9689 «Простые механизмы»

«АВТОМОБИЛЬ»

Цель – развитие способностей детей индивидуально и совместно конструировать предметные постройки.

Задачи:

1. Дать представление о колесах, колесных дисках, шинах.

1. Закрепить представление о «Зубчатых колесах» и их использовании

2. Продолжать закреплять активную лексику LEGO-конструирования

3. Собрать модель «Автомобиль», используя инструкцию по сборке

4. Использовать собранную модель для игры

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята, проходите и вставайте в круг. Давайте сделаем «гимнастику для мозга».

Дети выполняют 2-3 кинезиологических упражнения на выбор («Пальчики здороваются», «Кулак-ребро-ладонь», «Домик-ежик-замок»2-3 минуты).

Педагог: Замечательно, ребята. Послушайте загадку о том, что мы сегодня будем конструировать.

Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой,

На ногах его - резина,

А питается бензином?

Он рычит, клубится пыль,

Что за зверь?... (Автомобиль)

Педагог подключает презентацию.

Слайд 1.

Правильно, ребята, это автомобиль.

Слайд 2.

Давайте продолжим нашу сказку. В волшебной стране Лего жили Катя и Дима.

Катя очень хотела побывать в зоопарке. Дима предложил смастерить автомобиль, чтобы можно было быстро добраться до зоопарка. Дима призадумался: Без чего автомобиль не сможет катиться? Ну, конечно же, без колес! Автомобилю нужны 4 колеса.

Слайд 3.

Колесо состоит из: колесного диска и шины. А для управления автомобилем мы сможем использовать уже знакомое нам зубчатое колесо. Давайте вспомним.

Зубчатое колесо представляет собой колесо с зубьями. Такие колеса используются в часовом механизме, в велосипеде (для переключения скоростей). Зубчатое колесо бывает с прямыми зубьями, а бывает так, что зубья поднимаются кверху в виде короны. Такое колесо называется коронное зубчатое колесо. Коронное зубчатое колесо Дима решил использовать для руля автомобиля.

Слайд 4.

А какие еще детали ему понадобятся:

балки, пластины, кирпич, втулки, оси, трубы, поперечный блок, зубчатое колесо, штифты, колесные диски и шины.

Вы сможете все эти детали увидеть в инструкции по сборке автомобиля.

Давайте поможем Диме построить автомобиль!

Дети работают по двое с одним конструктором.

Слайд 5.

Вот какой замечательный автомобиль у меня получился!

А у вас?

Испытай свой автомобиль!

Дети играют с построенной моделью.

Во время игры педагог подходит к каждому ребенку, просит вспомнить названия деталей, которые использовались при конструировании карусели.

Продолжительность занятия 25 минут.

Занятие № 3

Занятие кружка STEM-образование для детей старшего дошкольного возраста по модулю LEGO-конструирование.

Конструктор LEGO 9689 «Простые механизмы»

«КАТАПУЛЬТА»

Цель – развитие способностей детей индивидуально и совместно конструировать предметные постройки.

Задачи:

1. Дать представления о катапультах, рычагах.

2. Продолжать знакомить детей с активной лексикой LEGO-конструирования

3. Собрать модель «Катапульта», используя инструкцию по сборке

4. Использовать собранную модель для игры.

Необходимое оборудование:

1. Наборы 9689 «Простые механизмы» компании LEGO Education  Мультимедийный проектор, демонстрационный экран.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята, проходите и вставайте в круг. Давайте сделаем «гимнастику для мозга», потому что ему сегодня предстоит сложная и очень интересная работа.

Дети выполняют 2-3 кинезиологических упражнения на выбор (Лягушка, Фонарики, Зайчик-Коза-Вилка, – 2-3 минуты).

Педагог: А теперь проходите в кинозал, чтобы посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Фиксики. История вещей. Катапульта»  (6 минут).

Педагог: Ребята, давайте повторим. Катапульта – это греческое слово, которым обозначается любая метательная машина. Катапульты использовались в Древней Греции и Древней Индии.

А теперь, давайте полетим в волшебную страну Лего и посмотрим, как поживают наши друзья Катя и Дима. На чем мы можем полететь?

Предложения детей.

Педагог: предлагаю выбрать современный вид транспорта – самолет.

Игра-разминка: «Самолеты» (Самолеты завели моторы, расправили крылья, полетели, сели на посадку) – 2-3 минуты.

Педагог ставит на стол Лего-конструктор: Вот мы и прибыли в волшебную страну Лего. А вот и наши герои – Катя и Дима. Послушаем, о чем они говорят?

Маша: Дима, давай бросать мяч. Кто сможет дальше его бросить?

Дима: Нужно что-то придумать, чтобы удивить Катю и бросить мяч как можно дальше… А не построить ли нам катапульту? Катя, поможешь мне?

Педагог: Ребята, давайте поможем Диме и Кате построить катапульту. А вот и схема. Предлагаю строить по схеме.

Дети работают в парах, собирая модель катапульты. По окончании, рассматривают и обсуждают модели и играют с ними.

Используемые источники:

1. Методические материалы «Простые механизмы» https://education.lego.com/ru-ru/downloads/machines-and-mechanisms

2. Мультфильм «Фиксики. История вещей. Катапульта» Образовательные мультики для детей youtube.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...

инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".

"Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств  посредством ознакомления с родным городом"....

Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.Задачи:   обобщение и расширение знаний...

Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"

Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...

Проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу" (Самарская область)

проект позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с животными Красной книги (Самарской области),  а также сформировать у них ценностное к ним отношение...

ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ

В статье раскрыты особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, отмечена специфика проведения интегрированных занятий в дошкольных образовательных организациях....