инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".
проект (подготовительная группа) на тему

Данилова Марина Анатольевна

 "Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств  посредством ознакомления с родным городом".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств  посредством ознакомления с родным городом.

          Уважаемые коллеги! Перед началом своего выступления я хотела бы предложить вашему вниманию небольшой видеоряд. Если высказывания, которые вы увидите на экране, соответствуют вашим убеждениям – поднимите флажок. Итак, внимание на экран. (видеоряд под музыку)

Рада, что сегодня я буду выступать в аудитории, которая меня понимает, разделяет мои взгляды и убеждения, и я уверена,  что каждый из присутствующих здесь является настоящим патриотом своей страны!

Сегодня, уважаемые коллеги, я представляю инновационный проект  по формированию у детей  старшего дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств  посредством ознакомления с родным городом.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердечко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро.  Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт, определили основные принципы этого направления - «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».  Сущность и содержание патриотического воспитания определяется и в Государственной Программе Патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2015 г.

        Проблема патриотического воспитания в условиях модернизации системы дошкольного образования направила меня на поиск современных подходов в решении данного вопроса. Ведь чтобы понятие «Родина» не стало абстрактным для детей, необходимо тщательно продумать процесс ознакомления детей с историческим и культурным прошлым и настоящим своей страны, родного города.

Целью моей работы стало создание оптимальных условий для формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.

Задачи: (на слайде)

Исходя из поставленной  цели и задач, я предположила, что создаваемые в рамках проекта условия дадут возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, станут основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В процессе работы я предполагала получить конкретные результаты. 

(слайд) Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры родного края и родного горда, поможет сформировать заботливое отношение к своей малой Родине.

В рамках реализации работы в данном направлении разработала долгосрочный информационно-творческий проект с участием детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей «Мой город мне дорог!».

Данный проект можно рассматривать как дополнение к образовательной программе ДОУ, а также  при реализации регионального компонента.

Цель проекта:

Совершенствование педагогического процесса по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом.

В соответствии с поставленной целью были определены условия и задачи проекта.

Задачи проекта:   (слайд)        

Условия патриотического воспитания (слайд)

Работа по проекту осуществлялась в четыре этапа:

На первом  (подготовительном) этапе, в сентябре 2014г., я изучила нормативную, методическую и справочную литературу по данному вопросу.  Для решения обозначенной  проблемы в работе с детьми дошкольного возраста я определила цель проекта.

Проанализировав программу обучения и воспитания «Детство» под редакцией  Т.И. Бабаевой и региональную программу «Родники Дона» под редакцией Р.М.Чумичевой, я пришла к выводу, что в детском саду  для реализации поставленных программами задач недостаточно разработанных средств и условий.  (слайд)

Мною были изучены методические материалы  Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой, Е.И Базова, книги  наших земляков, Виктора Изаровича Зайдинера и Сталины Андреевны Ковыневой «Зерноград и Зерноградцы», Григория Ивановича Забегайлова, информация сайта «Наш Зерноград» и другие источники.

Изучив  труды наших земляков  по проблеме, я установила, что материал не адаптирован для детей дошкольного возраста, практически отсутствуют наглядно-дидактические  пособия в ДОУ, что явилось мотивом к  более тщательному подбору, разработке  и подаче материала детям.

 Далее было проведено комплексное диагностическое обследование детей, включающее наблюдение, беседы  с родителями, и педагогами ДОУ, анкетирование. Основой  опытно-педагогической  работы стало внедрение системно-деятельностного подхода к разработке мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Свою опытно-практическую работу я начала с создания в группе предметно-развивающей среды. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к активности, исследованию, проявлению инициативы и творчества.  Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Учитывались и основные принципы построения развивающей среды.  Этому способствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов.  Важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу и полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью были созданы дидактические игры «Знатоки своего города»,  «Угадай по описанию», «Путешествие по Зернограду», «Подбери и назови».

Оснащенность техническими средствами давала возможность просматривать слайды, видеофильмы, слушать стихи, песни.

Методика работы в рамках проекта была разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети исследовали, рисовали, конструировали, слушали музыку и т.д. Мною был разработан перспективный план для проведения дополнительных занятий и экскурсий познавательного цикла. Результатами таких мероприятий с детьми стали план-схема  детского сада,  макет улицы Ленина, презентации: «Достопримечательности и памятные места города», «Природа родного края», «Зажгу я памяти свечу..», «Наши земляки» и др. С участием педагогов, родителей, детей был создан  мини-музей «Люблю тебя, горжусь тобой, мой славный город».

Подобранный материал и формы работы дали возможность детям закрепить знания практически: в игре, беседе, театрализованной деятельности, обыгрывании ситуаций.  Именно в тех видах деятельности, в которых и происходит развитие и обучение дошкольников, в условиях интеграции всех образовательных областей.

           В ходе реализации проекта передо мной стояла задача связать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми

ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом,  вовлекая его  в социально - значимую деятельность.

Самым ярким событием стали экскурсии в музей, школу, на почту, в библиотеку.  Для многих детей это целое открытие. Такие путешествия помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.

При ознакомлении с историей г.Зернограда была организована поисковая деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут, частей города. Взрослые рассказывали ребятам об известных людях нашего города. Дети с удовольствием обменивались полученной информацией.

Совместно с родителями  дети создавали схемы, на которой каждый ребенок обозначал путь из дома в детский сад,  названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети легко запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице.

Эффективным способом ознакомления детей с городом являлось моделирование. Учитывая месторасположение детского сада, дети с удовольствием работали с планом нового городка, придумывали, какими символами обозначить известные им объекты. Объемные детали с обозначением  - детский сад, школа, магазин, почта, поликлиника - придумывались и изготавливались вместе с детьми. Дети устраивали соревнование, кто быстрее найдет место для объекта.

Педагоги детского сада прониклись идеей изучения родного города, с этой целью был накоплен богатый практический материал, разработаны дидактические игры, проведены тематические развлечения, семинар педагогов.

Наблюдения за деятельностью детей в начале проектной деятельности показали, что, несмотря на обилие предъявляемого детям материала о Зернограде, дети испытывают трудности в самостоятельном изложении. Я задалась вопросом: «Почему даже владея определенными знаниями, дети затрудняются в составлении связного рассказа о своей улице, своем  городе»?  Анализируя эту ситуацию, я пришла к выводу, что у детей нет четкого алгоритма построения последовательного рассказа.  Главными помощниками в этом вопросе стали  родители, которые помогали ребятам не только составлять рассказ о своей улице или городе, но и записывали рассказы детей, подбирали фотографии и иллюстрации. Сам процесс совместного поиска информации, оформления и представления  своего труда   вызвал массу положительных эмоций и детей, и у родителей. Такое сотрудничество способствовало формированию мотивации к познанию,  творчеству, создавало в семье особо теплую атмосферу.

Проведенное анкетирование родителей наших воспитанников послужило разработке рекомендаций по формированию основ  нравственно-патриотических качеств у детей.

Изучение результатов диагностики в начале исследования и в конце проводилось с помощью адаптированной методики, разработанной А.Я.Ветохиной, З.С.Дмитренко. Данные диагностики представлены в диаграмме.

Сравнительный анализ за 4 месяца позволил выявить положительную динамику по формированию у дошкольников нравственно-патриотических качеств в среднем на 25%. У детей  возрос уровень знаний о своем городе, его структуре, достопримечательностях, повысился интерес к  истории и культуре Зернограда. Такой достаточно высокий показатель позволяет оценить результативность работы в  образовательном процессе и правомерности выдвигаемой гипотезы.

Объективно оценив сделанное, я наметила дальнейшие перспективы:

Итак, я пришла к выводу, что проектная деятельность является действенным и эффективным средством формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом.

Я уверена, что нравственность и патриотизм  необходимо прививать с раннего возраста.

Любовь к Родине — одно из самых мощных, возвышающих чувств. Она в полной мере проявилась сегодня в нашем обществе, когда  Россия переживает мощную волну патриотизма. Победа на Олимпийских играх в Сочи, присоединение Крыма,  поддержка народа братской Украины  – все эти события навсегда останутся важнейшими вехами  в отечественной истории, вехами  подъема  общероссийского патриотизма и национальной гордости,  вехами возрождения  Великой России!

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Э.А.Асадов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Инновационный проект по развитию речи детей через ознакомление с родным городом "Мой Смоленск"

      Авторы проекта учителя - логопеды Власенкова Валентина Ивановна, Конусевич Мария Леонидовна.Тип проекта: открытый, межгрупповой, исследовательский.Вид проекта: познавательн...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...

«Воспитание основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом»

В преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода нам хотелось приобщить ребят к этому событию, событию федерального масштаба. В связи с этим, весной 2021 года во второй  младшей группе №9 бы...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ (консультация для родителей)

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не ...

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" (на примере ознакомления с родным городом)

В современном мире одним из направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего на...