Инновационный проект по развитию речи детей через ознакомление с родным городом "Мой Смоленск"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Власенкова Валентина Ивановна

        Авторы проекта учителя - логопеды Власенкова Валентина Ивановна, Конусевич Мария Леонидовна.

Тип проекта: открытый, межгрупповой, исследовательский.

Вид проекта: познавательный, творческо - информационный.

Проект создан в рамках социализации воспитанников (нравственно-патриотическое воспитание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_smolensk.docx130.7 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проектC:\Users\2\Desktop\Смоленск\Фото Смоленска\101774416_4.jpg

по развитию речи детей

через ознакомление с родным городом «Мой Смоленск»

                                  «Город  мой, ты из песен  и слов,                                                  

                                    Город мой, ты из сказок и снов.                                                

                                    Мой Смоленск – ты и слава и гордость моя!»

Тема:   «Ознакомление с родным городом

              как средство формирования  речи дошкольников»

                    (в рамках социализации воспитанников:

                    нравственно - патриотическое воспитание)

Авторы проекта:   учителя-логопеды  Власенкова Валентина Ивановна,

      Конусевич Мария Леонидовна.

Тип проекта:  открытый, межгрупповой, исследовательский

Вид проекта:  познавательный, творческо-информационный

Место работы:  НДОУ ДС № 56 ОАО «РЖД» г. Смоленск

Продолжительность проекта:  долгосрочный 

Участники проекта:   дети старшей и подготовительной групп,

воспитатели логопедических групп,  родители  воспитанников. 

Образовательная область:  познавательно – речевая, коммуникация

    Актуальность проекта:
      Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
В связи с этим активизировалась работа дошкольных образовательных учреждений.
Мы, учителя-логопеды, решили взять эту тему в целях повышения общей осведомлённости воспитанников по выбранной теме и совершенствованию речи.

        Цель:

  • Воспитание гражданина и патриота своего города, привитие детям чувства любви к малой Родине – Смоленску.
  • Развитие и совершенствование речи, актуализация полученных знаний, качественное и количественное обогащение словарного запаса.

 Задачи:

  • Пополнение знаний детей о своей малой Родине, обогащение и актуализация словарного запаса через речевые игры, логические задания.
  • Развитие связной речи: пересказ, составление творческих рассказов детьми самостоятельно или в содружестве со взрослыми.
  • Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему Смоленска через ознакомление с достопримечательностями, экспонатами музеев, научно-исторической литературой, легендами, традициями и бытом горожан.
  • Знакомство детей с географическим расположением города, символикой

            (герб г. Смоленска).    

  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город; ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  • Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

Проблема:

  • Недостаточный объём сведений о прошлом и настоящем города, ограниченный словарь, затруднения при выборе  лексико  – грамматических средств для выражения своих мыслей по изучаемой теме.

     Гипотеза:

  • Работа по патриотическому воспитанию должна носить комплексный характер и  

     осуществляться в    повседневной образовательной деятельности и способствовать развитию  речевой деятельности.

     Предполагаемый результат:

  • Качественное и количественное изменение словаря по теме,
  • Повышение лексико – грамматических характеристик речи,
  • Увеличение общей осведомлённости по теме при составлении пересказов,
  • Проявления творчества при составлении самостоятельных рассказов о Смоленске.

Дети должны знать и называть:

  • Место проживания: город, область; символику города (герб), достопримечательности; находить на карте место своего города.
  • Узнавать земляков и называть их  достижения.
  • Знать традиции родного края.

Реализация проекта проходила по следующим направлениям и областям:

Система работы по реализации проекта

  направления: Познание, коммуникация, чтение    

   художественной  литературы, речь и речевое развитие

  • Мультимедийные презентации:

     «ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»; 

    «ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЕ»;

    «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» (В гостях у М.И.Глинки).

  • Видеоклип «НАШ СМОЛЕНСК» на песню ВИА «КОЛОКОЛА»
  • Оформление альбомов: «Поэтический альманах» (Смоленские поэты о Смоленске), «Наши знаменитые земляки», «Народный костюм смоленской губернии», «Ожерелье всея Руси» (крепостная стена), «Земная дорога к звёздам».
  • Оформление карты города «Улицы знаменитых земляков». 
  • Внеситуативно-личностные и познавательные беседы на темы: «По улицам города», «Район, в котором я живу»,  «Достопримечательности города», «Знаменитые люди Смоленска», «Ю. Гагарин – первый космонавт», «Великая крепостная стена», «Народный костюм смоленской губернии», «Символика города Смоленска», «Мой город», ;
  • Разработка речевых игр по данной теме (на автоматизацию и дифференциацию звуков, лексико-грамматические представления).
  • Чтение : «Сказки Смоленского края», «Смоленские пословицы и поговорки».
  • Создание творческого альбома «Дети и взрослые о любимом городе» (стихи, рассказы, сказки).
  • Викторина (конспект и дидактический материал для проведения   "МЫ – СМОЛЯНЕ»);
  • Подбор и рассматривание открыток и иллюстраций с видами города; 
  • Собрание коллекции значков о смоленском крае;

В КАЖДОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПРОВОДИЛАСЬ СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА.

Образовательная область

Направления работы

Виды

КОММУНИКАЦИЯ

Поисково – собирательная

 работа

  • Подбор и рассматривание открыток и иллюстраций с видами города.
  • Собрание коллекции значков о Смоленском крае.

Оформление игротеки речевых игр по теме

« Наш город, наша улица»

Игры для автоматизации и дифференциации звуков:

  • «Раз, два, три, без ошибок повтори»;
  • «Герб г.Смоленска»;
  • «Расколдуй экспонаты музея»

Лексико-грамматические игры:

1. «Один – много»

2. «Подбери слова»

3. «Куда пойдём»

4. «Добавь словечко»

5. «Вопросы»

6. «Сравниваем»

7. «Скажи наоборот»

8. «Весёлый счёт»

9. «Он, она»

10. «Мой, моя»

11. «Скажи со словом «городской»

12. «Большой – маленький»

ПОЗНАНИЕ

Внеситуативно-личностные

и познавательные беседы

  • «По улицам города»,
  • «Район, в котором я живу»,
  •  «Достопримечательности города»,
  •  «Знаменитые люди Смоленска»,
  • «Ю. Гагарин – первый космонавт»,
  •  «Великая крепостная стена»,
  • «Народный костюм смоленской губернии», «Символика города Смоленск»
  • «Мой город».

 Оформление альбомов

  •  «Наши земляки»;
  • «Народный костюм смоленской губернии»;
  • «Ожерелье всея Руси» (крепостная стена).

Оформление карты города

«Улицы знаменитых земляков». 

Непосредственно-образовательная деятельность

по развитию речи

Викторина

"МЫ – СМОЛЯНЕ» 

Мультимедийные презентации:

  • «ЛЮБИМЫЙ ГОРОД  МОЙ- СМОЛЕНСК»; 
  • «ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЕ»;
  • «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» («В гостях у М.И.Глинки»).
  • Видеоклип «НАШ СМОЛЕНСК» на песню ВИА «КОЛОКОЛА»

Экскурсии по родному городу

( по иллюстрациям )

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Непосредственно -образовательная деятельность

по чтению художественной литературы.

  • «Поэтический альманах» (Смоленские поэты о Смоленске) 
  • Сказки Смоленского края;
  • Смоленские пословицы и поговорки                            

Работа с родителями

и педагогическим коллективом.

Самостоятельная и совместная работа со взрослыми:

  • Устная художественная деятельность детей в историческом и бытовом контексте (составление стихов, рассказов, сказок на смоленскую тематику)

Создание творческого альбома

 «Дети и взрослые о любимом городе»

Лексико-тематическое планирование по тематике проекта

«Мой Смоленск»

Лексическая тема

Сроки реализации

Материал по реализации проекта

1.Смоленск – мой любимый город.

2. Наше Отечество.

Символика России.

День народного единства.

3. Сезонная одежда, обувь, головные уборы.

4. Библиотека.

Детские поэты,

писатели, художники,

композиторы.

5. Космос.

6. Мой дом.

Моя улица.  Мой город.

7. День Победы.

8. Подведение итогов по работе над проектом

«Мой Смоленск»

Сентябрь

IV неделя

В течение года

Ноябрь

I неделя

Ноябрь

III неделя

Декабрь

II неделя

Апрель

II неделя

Апрель

III неделя

Май

II неделя

Май

IV неделя

Мультимедийные презентации:

-  «ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»; 

-  «ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЕ»

-  Беседа на тему «Великая крепостная стена»,

-  Рассматривание альбома «Ожерелье всея Руси» (крепостная стена), как предварительная работа перед НОД  по рисованию;

- Видеоклип «НАШ СМОЛЕНСК» на песню ВИА «КОЛОКОЛА».

- Начать сбор коллекции открыток и значков о Смоленске,

- Разработка речевых игр по данной тематике,

- Начать самостоятельную и совместную со взрослыми работу по сбору продуктов устной художественной деятельности детей в историческом и бытовом контексте (составление стихов, рассказов, сказок на смоленскую тематику),

-  Создание творческого альбома

 «Дети и взрослые о любимом городе»

- Чтение сказок Смоленского края, Смоленских  пословиц и поговорок;

- Речевые игры

  • на автоматизацию и дифференциацию звуков в словах и текстах.
  • на развитие лексико-грамматических представлений.

- Внеситуативно-личностная и познавательная беседа на тему: «Символика города Смоленска».

- Рассматривание альбома,

внеситуативно-личностная и познавательная беседа на тему:

«Народный костюм смоленской губернии», как предварительная работа

предваряющая НОД  по рисованию.

- Мультимедийная презентация:

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ»

 (В гостях у М.И.Глинки).

- Работа с альбомами:

«Поэтический альманах»

 (Смоленские поэты о Смоленске);

«Наши знаменитые земляки».

- Рассматривание альбома,

 внеситуативно-личностная и познавательная беседа на тему:

 «Земная дорога к звёздам»

 (о Ю.А. Гагарине)

- Работа по карте города

 «Улицы знаменитых земляков»;

- Рассматривание альбома

 «Наши знаменитые земляки».

- Внеситуативно - личностные и познавательные беседы на темы

«По улицам города», «Район, в котором я живу».

- Рассматривание альбома,

 Внеситуативно - личностная и познавательная беседа на тему: «Знаменитые люди Смоленска»

( Егоров Михаил Алексеевич)

- Рассматривание открыток и иллюстраций

 с видами города;

 Рассматривание коллекции значков

о смоленском крае;

- Проведение викторины  

"МЫ – СМОЛЯНЕ»,

- Чтение произведений, созданных детьми и взрослыми  из творческого альбома

 «Дети и взрослые о любимом городе» .

Результаты работы по проекту

«Мой Смоленск»

В ходе работы над проектом:

  •  происходило активное освоение и познание детьми  исторического прошлого и настоящего города Смоленска, что способствовало воспитанию у детей патриотических чувств  к  своему городу;
  •  у детей возникала потребность  к получению новой информации, готовность к ее переработке, «проснулась» любознательность;
  •  значительно увеличился словарный запас по изучаемой теме, повысилась общая осведомлённость, проявились яркие творческие способности в составлении рассказов и придумывании стихов за счёт полученных  новых знаний, просматривания мультитмедийных  презентаций, чтение литературы, рассматривание альбомов, поисково-собирательной работы;
  •  кабинет учителей – логопедов пополнился большим количеством речевого материала: игры для автоматизации и дифференциации звуков, лексико-грамматические игры по тематике проекта, а так же создана предметно-развивающая среда по краеведению;
  •  в ходе реализации проекта между детьми и родителями проявился и раскрылся творческий потенциал, что помогло придумать стихи и составить интересные творческие сказки и рассказы о нашем городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Развитие речи детей, через ознакомление дошкольников с природой»

Автор: Емельянова Елена АлександровнаОрганизация: АНО ДО  «Планета детства «Лада»№159 "Соловушка"Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти«Природа - единственная книга, каждая страница кот...

Консультация для родителей "Развитие речи детей, через ознакомление с природой родного края"

Уникальную роль играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.Аристотель Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую ре...

Опыт работы "Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой"

Пробудить в детях интерес к художественным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге....

ПЛАН РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ" (средняя группа)

Тематический план предназначен для работы с детьми среднего дошкольного возраста....

Обобщение опыта на тему: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»

Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

Презентация «Развитие речи детей через ознакомление со сказками с помощью мнемотехники»

laquo;Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц через ознакомление со сказками»Цель программы:Развитие речи у детей через ознакомление со сказками с помощью мнемотехники...

«Развитие речи детей через ознакомление с природой родного края»

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка.Природа родного края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатс...