"Методические рекомендации по обучению дошкольников вышивке" (из опыта работы)
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Павлова Галина Анатольевна

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятие вышивкой развивают ребёнка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyshivka.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Вышивка -  как один из видов декоративно-прикладного творчества доступна и интересна не только взрослым, но и детям. Сама я начала увлекаться вышивкой давно. В нашем доме было много вещей, вышитых руками моей бабушки. С детства я любовалась ими, их красотой, неповторимостью каждой вышитой работы. С большим увлечением я изучала премудрости вышивки. И по сей день я увлекаюсь этим видом декоративно-прикладного творчества. Вышивка и сейчас модна и современна. В училище я  продолжила обучаться этому виду искусства. Стала коллекционировать рисунки, открытки, образцы. Всё это мне пригодилось в работе с детьми. Длительное время мне  пришлось работать с малышами, и  я не могла применить свои навыки, но вот дети подросли, повзрослели. И в  старшей группе, я решила попробовать заниматься с ними вышивкой с пяти лет. Мне казалось, что знаний у меня много, желание большое и этого хватит для работы. Но этого оказалось мало, пришлось постоянно читать литературу, исправлять некоторые свои ошибки.

    Для занятий каким –либо ремеслом или искусством, а вышивка –это ремесло и искусство, прежде нужен начальный интерес.

Для того чтобы у детей получились красивые работы, надо тщательно изучить несколько интересных вышивальных техник. Сначала подобрала необходимое оборудование, сама работа проводилась только в мое присутствие с небольшой группой детей 1-4 человека, обучение детей проводила только в индивидуальном порядке. Изучив навыки и умения своих подопечных в средней группе, я подбирала соответствующие развивающие игры. Тем, у кого движение рук неловки и неуклюжи – мелкий строительный конструктор, магнитные игры, шнуровки, иногда включала рисование узоров. Подкрепляла обучение вышивки крылатыми выражениями: “Без труда не вытащишь рыбку из пруда”, “Поспешишь – людей насмешишь” - эти выражения помогали во время работы. В дальнейшем ребята сами цитировали пословицы и поговорки. Во время работы включала спокойную музыку.

Ещё в средней группе я  часто использовала с детьми игры в мозаику, выкладывание рисунков камушками на улице. Играя с желудями, шишками, другими мелкими плодами растений. Это способствует развитию мелкой моторики пальцев. 

 В старшей группе продолжила такие занятия с детьми.

 Поставила Цель:

- Приобщение к народному декоративно - прикладному искусству.

- освоить технику  вышивания с детьми 5 лет;

 - формировать желание научиться вышивать;

-  развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей.

Задачи: - Познакомить с народными промыслами, развивать любовь к прекрасному.

- Познакомить с материалами и инструментами для вышивания.

- Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.

- Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.

- Освоить приёмы вдевания нитки в иголку и завязывание узелка.

- Помочь освоить шов «вперёд иголка», шов «крестик».

-  Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.

- Воспитывать трудолюбие, уважение к труду своих товарищей.

Беседуя с детьми, уточняла, был ли кто-нибудь на выставке прикладного искусства, где демонстрируются предметы для дома, домашняя утварь. Оказалось, что на подобных выставках были только двое, а мамы дома не вышивают.  Значит, предстояла большая ознакомительная работа. Прежде чем научиться вышивать, детям полезно было узнать, как человек, издавна украшает свою жизнь: одежду, предметы быта.

Мы вместе рассматривали книги, иллюстрации, образцы. Хороши для этого книги Л. Лебедева и Т.Ерёменко «Десять маленьких друзей», «Стежок за стежком». Безусловно, наша работа не обошлась без помощи родителей.

 Родители моей группы поддержали моё предложение об обучении детей вышиванию. И вот у нас в группе появились разные нитки: мулине, ирис (вышивальные) с большим ушком иглы.

Вышивание полезно, но надо строго следить за осанкой, умело сочетать труд и отдых.

Прежде чем начать работу подобрала необходимый теоретический материал. Сделала наглядное пособие. Для родителей организовала беседу о технике безопасности во время занятий детей с ножницами и иголками.

Рассматривание книг с иллюстрациями о вышивке на занятиях, и показ слайдов дали детям полную и интересную информацию о вышивке. Большую помощь в обучении детей оказало рассматривание картинок с различными вышивками, которые они принесли из дома, рассказы о том, как раньше в старину люди сами украшали свои одежды. Изучая замечательные образцы народных крестьянских вышивок, мы отмечали, что характерной чертой художественных изделий является простота форм, предельная выразительность рисунка, орнамента и цвета. После таких бесед детям самим захотелось научиться вышивать.

Обучение я начала с рассказа детям о технике безопасности при работе с иголками и ножницами. Во время занятий использовала физкультминутки, пальчиковые игры, разминки для глаз, этюды для снятия мышечного напряжения зон шеи и спины.

В подготовительной группе организовала кружок «Чудесная вышивка», работа которого была направлена на обучение детей вышиванию по ткани (разработан перспективный план занятий, где дети в определённой последовательности знакомились с правилами пользования иглой, умением вдевать нитку в иголку, завязыванием узлов, видами швов, вышивкой простейших узоров. Это развивало у детей мелкую моторику, воспитывало вкус, влияло на настроение, помогало в труде. Вот почему очень важно, чтобы эти работы были выполнены с большим вкусом и мастерством.

  Так как вышивание является очень тонкой и кропотливой работой, то сначала не у всех получалось и с некоторыми детьми я проводила индивидуальную работу. С ними мы начинали с технических приёмов - правильно вдевать нитку в иголку и правильно её держать, завязывать узелок, потом учили вышивать просто одни петельчатые швы по контуру, в течение некоторого времени у детей всё стало получаться и мы постепенно стали переходить на более сложные вышивки, где темой был пейзаж или сюжетная композиция. После такой работы дети гораздо быстрее усваивали знания о правилах вышивания и о самой вышивке. На праздник - «День матери», дети самостоятельно вышили и подарили своим мамам салфетки «ЦВЕТЫ».

Сначала работа заинтересовала в основном девочек, но потом присоединились и мальчики. Они отличались особой старательностью.

В ходе нашей совместной деятельности дети освоили швы «вперед иголку», «тамбурный», «елочка».

По времени это была работа от 8 – 10 минут до получас. Любителей вышивать учила делать гимнастику для глаз, рук, головы, шеи, спины. Особое внимание уделяла освещению. Места в группе учила выбирать самые светлые, позаботилась и о дополнительном освещении.

Оказалось, что технические навыки дети осваивают довольно легко, а художественные даются им с трудом.

Так при подборе ниток дети чаще всего в рисунке старались использовать все имеющиеся цвета. Они думали, чем больше цветов тем лучше. И я учила их подбору цветов в вышивках. Для этого самой пришлось расширить свои знания о цвете.

Важно было научить детей увидеть наилучшие сочетания цветов. Например, синего – с белым, серым, желтым, красным, черным; зеленого – с серым, оранжевым, коричневым, золотистым; красного – с черным и серым и др.

Изумительно нежно и выразительно, особенно благородно выглядят в рисунке оттенки одного цвета – от светлого к темному.

Работа по подбору цвета проходила ежедневно. Ребята часто просто перебирали нитки, искали оттенки, радовались удачным сочетаниям.

Дети стали лучше разбираться в цветовой гамме, поняли, что правильное сочетание оттенков, не так важно как разнообразие цвета.

Теперь, прежде чем вышивать, мы садимся вместе и подбираем сразу все необходимые цвета. А чтобы нитки не путались, мы заплетаем их в косички – это красиво и удобно для работы.

Мы с ребятами установили правила: как хранить иглы, заканчивать работу, относиться друг к другу в процессе вышивания. Положительно сказалась наша работа на формировании взаимоотношений  между детьми. Дети научились помогать друг другу, делиться, дарить подарки, сделанные своими руками. Появились и сравнительные характеристики работ, дети учились давать оценку себе и другим. Я рада, что они стали больше заботиться друг о друге, уступать и помогать.

Проводя кружковую работу, я пришла к выводу, что вышивание доступно детям пятилетнего возраста. «Пробный этап» прошли все, но вышивать стали немногие, и они продолжают с завидным успехом совершенствовать свои навыки. Появились желающие научиться вышивать и среди родителей, старших сестер.

Вышивание полезно, но надо строго следить за зрением и осанкой. Умело сочетать труд и отдых.

Работы по вышивке привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей.

По мнению родителей дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести дело до конца.

 Дети овладели доступной техникой вышивки.

Вышивка стала одним из любимейших занятий наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по обучению дошкольников основам безопасности

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу,Богов, всё что угодно, но только не самих себя».Платон....

Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Данная статья содержит описание задач по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге....

Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности с обыгрыванием макетов: «Квартира», «Пожарный щит».

Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности с обыгрыванием макетов: «Квартира», «Пожарный щит»....

Методические рекомендации по обучению дошкольников английскому языку

Вопрос о том, нужно и можно ли обучать детей 4 - 6 лет иностранным языкам, давно уже на практике решен положительно. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память...

Методические рекомендации при обучении дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам

В данной статье представлены методические рекомендации при обучении  дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам. Обучение данному виду рассказывания является один из наиболее сл...

«Методические рекомендации при обучении дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам»

Одна из важнейших задач детского сада — развитие у детей связной речи на основе овладения литературным языком, поскольку оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием лич...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО ПЕЙЗАЖНЫМ КАРТИНАМ

Одна из задач дошкольного образовательного учреждения  — развитие у детей связной речи на основе овладения литературным языком, поскольку оно тесно связано с умственным, нравственным и эсте...