Конспект НОД по ручному труду для детей старшей группы «Кукла-мотанка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Цель:  знакомство  детей с народной тряпичной куклой Белгородчины; изготовление народной  куклы Белгородского края на основе традиционной технологии; формирование интереса дошкольников к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kukla_-_motanka.docx921.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Г. БЕЛГОРОДА

Конспект НОД по ручному труду

 для детей старшей  группы

«Кукла-мотанка»

                                             

                                                                                                                                                        Воспитатель

                                                                                                    Абасова Р.В

                                                                                                   

                                                                                                               

Белгород

2018

Цель:  знакомство  детей с народной тряпичной куклой Белгородчины; изготовление народной  куклы Белгородского края на основе традиционной технологии; формирование интереса дошкольников к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области.

Задачи: 

обучающие:

• знакомить с традиционной культурой Белгородского края;

•применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;

• развивать навыки работы с различными материалами;

воспитательные:

• прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;

•приобщать к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;

•прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;

развивающие:

• развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;

• способствовать развитию у детей моторики мелких мышц рук;

• способствовать формированию и развитию познавательного интереса к ремеслу.

Материалы и оборудование:

-иллюстрации «Народные куклы Белгородского края» (таблица и алгоритм изготовления куклы);

материалы по количеству детей:

- прямоугольный лоскуток белой (хлопок, лен) ткани 10x6;

-лоскуток (лен, однотонный светло-бежевого цвета) круглой формы диаметром 11 см;

-лоскуток (цветной ситец) круглой формы диаметром 16 см;

- кусочек ваты;

-нить красного цвета;

-ленточка красного цвета для пояса;

- лоскуток тесьмы;

-ножницы.

Словарная работа: понятие о значении слов:  кукла-мотанка, оберег,  безликая.

Ход

организованной образовательной деятельности:

            Звучит музыка В. Забелина «Белгородчина - мать Россиюшка». Дети приходят в русскую избу и садятся за стол. Входит Белогорочка, в руках у неё сундучок).

Белогорочка - Здравствуйте, ребята! Мелодия приглашает нас поговорить о нашем родном крае. Я принесла для вас старинный сундучок своей бабушки. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

                                         Платья  носит, 
                                         Есть не просит, 
                                         Всегда послушна, 
                                         И с ней не скучно…(кукла)

Белогорочка – Да, это кукла.  А у вас есть куклы? (Ответы детей.)

Посмотрите  внимательно, что есть у этих кукол? 

Дети - У этих кукол есть глаза, волосы, руки, ноги, платье.

Белогорочка – А из какого материала они сделаны?

Дети - Эти куклы сделаны из разных материалов: из пластмассы, из керамики.

Белогорочка -  Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. (Белогорочка достает куклы: тряпичные и соломенные). Скажите, а такие куклы у вас есть?  Как вы думаете, из чего они сделаны?

Дети - Эти куклы тряпичные и соломенные.

Белогорочка - Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего? (Ответы детей).

Белогорочка - Конечно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а у тряпичных и соломенных кукол лица нет. Она безлика. Что это означает? (Ответы детей).

Белогорочка - Каждая куколка особенная, потому что имеет свое имя, историю и маленький секрет. Посмотрите, какие они нарядные и красивые. Ребята, обратите внимание вот на эту куклу(Белогорочка показывает куклу Берегиню).  Подумайте и скажите, чем она отличается от всех остальных?  (Ответы детей).

Белогорочка -  Ребята, в крестьянском быту белгородского края особенно в детской (девичьей) среде  одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла вещь неодушевлённая, а значит недоступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей.  Кукла защищала  от болезней, несчастий и, по мнению людей того времени от всяких злых духов. Так ее и звали Берегиня. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Их изготавливали из лоскутков ткани, которые сматывали нитками, поэтому и называли таких кукол - мотанками. Кукол украшали элементами национальных костюмов. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики или сундучки.

Белогорочка - А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.)

Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть вата, нитки – не растеряйте их, треугольник и кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы.
(На столе лежат подготовленные детали и материал для работы).

Сегодня я предлагаю изготовить куклы-обереги для вашего дома. Обереги делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека. Но прежде чем приступить к работе, давайте разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

Белогорочка - Ну, вот, отдохнули, а теперь примемся за работу.  Давайте посмотрим, что нам потребуется для изготовления куклы-мотанки? Что вы видите на столе?  (Дети рассказывают о том, что лежит на столе). Для чего нам нужны эти лоскуты ткани?

Белогорочка - У вас на столах есть схемы изготовления куклы - мотанки. Они вам помогут правильно изготовить куклу. Каждую деталь куклы мы будем формировать при помощи ниток.

 (Звучит русская народная мелодия).

Практическая деятельность детей по изготовлению тряпичной куколки.  Поэтапное изготовление куклы.

Белогорочка - Берем вату и катаем плотный шарик. Возьмите самый большой круг. Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны. Это будет голова нашей куклы- мотанки.

                                      detsad-176667-1409101863

Теперь сожмите в кулак, образуя шар, и замотайте ниткой. Расправляем ткань - это будет первый слой платья тряпичной куклы.

                                       detsad-176667-1409101899

Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой.

И третий круг – самый маленький накладываем тоже на поверхность нашей головы.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-176667-1409101948.jpg


Теперь, ребята, возьмите белую ткань и накладываем ее на поверхность всех тканей, обматываем ниткой вокруг головы.

                                           detsad-176667-1409102073

Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем резинкой. Если ручки получаются слишком длинные, укоротим их с помощью ножниц. 

                                   detsad-176667-1409102118

А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем ее, завязываем. И вот наша кукла готова.

                                  detsad-176667-1409102186

Белогорочка - Ребята, как называют куклу, которую мы сделали?
Дети: Кукла-мотанка.

Белогорочка - А почему она называется мотанка?   (Ответы детей). Давайте выставим наши работы  и посмотрим, что у кого получилось! (Подведение итогов работы). 

Белогорочка - А что вы будете делать со своими куклами?  (Предположения и ответы детей).

Белогорочка -  Я рада вашим успехам сегодня. Вы талантливы и способны. 

                              Фото-0167


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Рукодельница и Ленивица". Правила безопасной работы с иглой и ножницами.

В нашем детском саду разработана программа развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки ( на примере текстильной куклы) "Куклы из бабушкиного сундука...

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

Конспект занятия по ручному труду для детей средней группы. Тема: "Лесовичёк"

Тема:  "Лесовичёк" Цель: учить детей делать из природного материала; закреплять навыки работы с пластилином; развивать мышление, фантазию; тренировать мелкую моторику рук; воспитывать у детей худ...

Конспект НОД по ручному труду с природным материалом для детей шестого года жизни образовательная область: художественное творчество Тема: «Снегири на ветке»

Работа с природным материалом, развивает мелкую моторику пальцев рук, кругозор детей, интерес к творчеству. Прививает  любовь к живой природе, бережное отношение....

Конспект НОД по ручному труду для детей старшей группы "Тряпичная кукла в сарафане"

Занятие для детей старшей группы направлено на ознакомление с фольклором, поможет научить детей изготавливать игрушки из подручных материалов, способствует развитию мелкой моторики, внимания, речи, во...

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе для детей с нарушением зрения

Конспект НОД по ручному труду, с использованием бросового материала для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....