Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Академия конструирования»
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Представленная  программа направлена на развитие  детского творчества, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка посредством геометрического моделирования. В программе указаны основные технические навыки, прививаемые детям в процессе конструирования за весь период обучения. В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей конструированию с Тико, с учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_akademiya_konstruirovaniya.docx824.38 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

п/п

Наименование

Страница

1

Информационная карта

3

2

Пояснительная записка

5

3

Цели и задачи программы

7

4

Планируемые результаты

9

5

Объем образовательной нагрузки

9

6

Содержание программы

10

7

Организационно – педагогические условия

12

7.1

Учебный план

12

7.2

Расписание занятий

13

7.3

Календарный учебный график

13

8

Программно - методическое обеспечение

14

9

Материально - техническое обеспечение

16

10

Мониторинг

17

11

Список используемой литературы

18

12

Приложение

19

1.Информационная карта

Наименование программы

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное  развитие» «Академия конструирования»

Основания для разработки

  • Закон  РФ от 29.01.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Постановление Правительства РФ N277 от 31.03.2009 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (ред. от 24.09.2010),
  • Типовое положение о дошкольном учреждении, утв.  Приказом Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2562 (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946).

-    Устав МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»;

-   - Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».

Дата утверждения

Приказ №291 от 30.05.2018. Рассмотрена на педагогическом совете №4 от 29.05.2018 г.

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Основной разработчик программы, соавторы

Рафикова Зульфия Инсафутдиновна, воспитатель, руководитель программы дополнительного образования по направлению «Познавательное  развитие» «Академия конструирования»

Целевая группа

Для детей 4-5 лет, посещающих дошкольное учреждение

Цель программы

Ознакомление  детей с  конструктором Тико,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире посредством геометрического моделирования.

Задачи программы

Обучающие:

  • Формировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с конструктором.
  • Знакомить детей с основными  геометрическими понятиями: прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  • Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с интересными игровыми поделками.
  • Формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления. Способствовать лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия).

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать  художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
  • Развивать творческие способности и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к  исследовательской деятельности и моделированию.

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).

Срок реализации

2018 - 2019  учебный год

Исполнители программы

Рафикова Зульфия Инсафутдиновна, воспитатель, руководитель программы дополнительного образования «Познавательное  развитие» «Академия конструирования»

Ожидаемые конечные результаты

Дети улучшают свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе. Формируются  мелкая  моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия. Дети  владеют  навыками культуры труда.

Система контроля

Мониторинг уровней сформированности знаний умений навыков конструирования у воспитанников осуществляется поэтапно и состоит из 3 этапов:

• Начальный

• Промежуточный срез.

• Итоговый срез.

2. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Одним из основных направления развития детей дошкольного возраста   по ФГОС     является познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.

Определенным потенциалом в развитии творческой активности дошкольников обладают продуктивные виды деятельности, а именно – конструирование.

Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных деталей конструктора с целью получения определенного целого предмета. Когда мы говорим о конструировании в контексте деятельности детей, мы подразумеваем создание построек, изготовление плоскостных и объемных  поделок

Конструирование развивает мелкую моторику рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Конструирование способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Конструирование имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Конструирование стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы крепления деталей.     Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки.   Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.

ТИКО – трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования. Конструктор ТИКО обеспечивает развития детского творчества, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

В программе указаны основные цели и задачи обучения, технические навыки, прививаемые детям в процессе конструирования за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий  совместной деятельности.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей конструированию с Тико, с учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

3. Цели и задачи программы

Цель программы является ознакомление  детей с  конструктором Тико,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире посредством геометрического моделирования.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с конструктором.
  • Знакомить детей с основными  геометрическими понятиями: прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  • Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с интересными игровыми поделками.
  • Формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления. Способствовать лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия).

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать  художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
  • Развивать творческие способности и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции).

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к  исследовательской деятельности и моделированию.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).

4. Планируемые результаты

Ожидаемые результаты: 1 год обучения (4-5 лет)

По окончании дети должны знать:

• Плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);

• Различные виды многоугольников;

• числа от 1 до 5.

По окончании дети должны уметь:

• Сравнивать и классифицировать многоугольники по 1–2 свойствам;

• Ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко»,  «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;

• Считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 5);

 • Конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по рисунку, по схеме.

                                 

5. Объем образовательной нагрузки

Программа  разработана  для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет на 1 год обучения. Для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Занятия проводятся  один раз в две недели, с сентября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20  минут.

                                         6. Содержание программы

Месяц

№ занятия

Тема

Цель

Продолжи

тельность

сентябрь

1

Конструктор Тико

Знакомство с основными деталями конструктора (цвет, форма, величина). Учить соединять и разбирать детали конструктора.

Развивать творческое воображение и фантазию.

20 минут

2

Заборчик, дорожка

Учить соединять детали конструктора. Составлять орнамент, чередуя  детали по цвету, форме, величине. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

20 минут

октябрь

3

Птицы

Учить собирать плоскостную фигуру птицы разных вариантов по показу воспитателя. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.  Развивать творческие способности.

20 минут

4

В осеннем лесу

Показать, как  можно собрать плоскостную фигуру дерева  с кронами различной формы, используя детали конструктора.

Изготовление коллективной композиции. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место, используя работы с предыдущего занятия.

20 минут

ноябрь

5

Домашние животные

Учить собирать плоскостные фигуры домашних животных (котика, собачку) разных вариантов. Формировать умение  соединять детали по показу воспитателя.  «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта. Развивать  художественный  вкус.

20 минут

6

Экзотические  животные

 Конструирование плоскостных фигур экзотических животных – жирафа, слона по образцу. Формировать умение  соединять и разъединять детали, называть их форму и цвет.  Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.  

20 минут

декабрь

7

Гриб

Учить детей создавать объемную фигуру по показу и по словесному  описанию взрослого (гриб).  Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

20 минут

8

Карусель

Продолжать учить детей самостоятельно собирать объемные фигуры. Соединять детали в единое целое в определенной последовательности.  Составлять композицию, включая предыдущие фигуры. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

20 минут

январь

9

Дикие животные

Учить соединять детали в единое целое по схеме, собирая плоскостные фигуры диких животных – лисы, волка.  Составлять творческую композицию из поделок,  изготовленных знакомым способом на плоскости. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

20 минут

10

Звери на елке

Формировать умение детей соединять детали по образцу и  собирать объемные фигуры елок. Продолжать учить аккуратно, работать с деталями конструктора. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к моделированию.

20 минут

февраль

11

Военная техника

Учить складывать плоскостные фигуры военной техники по образцу на выбор ребенка (танк, машина). Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

20 минут

12

Идут в море корабли

(коллективная композиция)

Закрепление умение самостоятельно складывать плоскостную поделку по схеме – кораблик, называть геометрические фигуры деталей.

Изготовление коллективной композиции. Обыгрывание своих поделок.

20 минут

март

13

Цветок для мамы

Учить собирать  цветок по схеме. Соединять детали в единое целое в определенной последовательности. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей. Воспитывать желание делать подарки для родных (мамы, бабушки)

20 минут

14

Цветы на клумбе

Учить собирать объемную фигуру клумбы и цветы разными способами, заменяя одни детали другими. Развивать творческое воображение и фантазию.

20 минут

апрель

15

Ступе

ньки

Формировать умение моделировать новые объемные поделки из конструктора по рисунку - ступеньки. Упражнять в свободном выборе цвета и формы деталей, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

20 минут

16

Космонавт в открытом космосе

Учить создавать плоскостную конструкцию звезд, солнца, космонавта по рисунку и словесному описанию, подбирая для этого детали нужной формы, цвета.

Содействовать возникновению у детей чувства радости от результата проделанной работы.

20 минут

май

17

 «Морское царство» (рыбка, медузка, морская звезда)

Учить создавать конструкцию по словесному описанию, подбирая для этого детали нужной формы, цвета.

Составлять композицию, «оживляя» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.

20 минут

18

Моя любимая поделка.

Составить композицию из любимых поделок.

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.  Справедливая  оценка результатов своей работы и работы сверстников. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

20 минут

7. Организационно - педагогические условия

7.1 Учебный план

Наименование программы

Количество часов в месяц,

возрастная группа

Младший дошкольный возраст

1

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Академия конструирования»

0,5/18

7.2 Расписание занятий

Дни недели

Время

Вторник

15:30

7.3 Календарный учебный график

Тема

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«Конструктор Тико»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Заборчик, дорожка

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Птицы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

В осеннем лесу

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Домашние животные

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Экзотические  животные

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Стол, стул

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Мебель

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Дикие животные

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Звери на елке

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Военная техника

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Идут в море корабли

(коллективная композиция)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Цветок для мамы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Цветы на клумбе

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Ракета

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Космонавт в открытом космосе

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«Морское царство» (рыбка, медузка, морская звезда)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Моя любимая поделка.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого занятий:

18  занятий 18 недель

8. Программно – методическое обеспечение

Наименование кружка

Наименование программы

1

Проведение занятий по развитию конструкторских способностей детей «Академия конструирования»

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Академия конструирования»

                      Принципы реализации программы

  • Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  • Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы НОД: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования, игра-драматизация, дидактические игры, решение проблемных ситуаций.

Программа рассчитана на реализацию содержания такими методами и приемами:

 словесный (беседа, рассказ, разъяснения);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

 практический (выполнение работ по образцу, схемам).

9. Материально – техническое обеспечение

Занятия проводятся с использованием методических, дидактических и технических средств:

методические: мультимедийные презентации по плоскостному и объемному моделированию, разработки проведения игровых конкурсов, праздников, соревнований, театрализованных представлений.

 дидактические: схемы, рисунки, д/и «Сосчитай детали», «Назови фигуру», «Назови цвет», «Найди такую же деталь».

технические:  мультимедийный проектор, магнитофон, диски; наборы конструктора Тико, набор мелких аппликативных деталей (для дополнительной аппликативной обработки поделки)

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка по конструированию

(средняя  группа)

№ п/п

Ф. И. ребенка

Называет цвет, форму, величину деталей

Считает и находит нужнаое количество геометрических фигур (от 1 до 5)

Ориентируется в понятиях: вперед, назад, далеко,  близко, около, выше, ниже, между

Конструирует плоские конструкции

Конструирует  объёмные конструкции

Аппликативно оформляет поделки

Составляет творческие композиции

Самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат  своей работы

Уровень усвоение программы

по образцу

по рисунку

по схеме

по образцу

по рисунку

по схеме

11. Список используемой литературы

  1. Карпова Н.М. Тико – конструирование[Текст] : метод, рекомендации/ Н.М Карпова.
  2. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики.[Текст]/Е.Ю.Конина. – М:ООО «Издательство « Айрис – пресс», 2007.
  3. Электронный ресурс: www. tico-rantis.ru
  4. http://www. tico-rantis.ru/games_and_activities/

                                                                                                         Приложение 1.

Схемы плоскостных ТИКО фигур.

Ракета:                                                                    Цветок:

                                                                                                                           

                                                               

Домик:

       

                                                                                                   Приложение 2.

Заборчик:

Лесница:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования экологической направленности «Росинка»

Рабочая программа дополнительного образования экологической  направленности «Росинка» представляет собой цикл образовательной деятельности по развитию экологических знаний  у детей  4-5...

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа

Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"

1.Программа  дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»   «Тико-мастера»  (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...