«Кукла – оберег»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Интегрированное занятие познание и ручной труд в подготовительной группе «Кукла – оберег»

 

Цель: Формирование умение изготавливать тряпичную куклу-оберег «Колокольчик»

 

Задачи:

Расширять представления детей о народных игрушках и истории их возникновения;

Познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега;

Расширять словарный запас: рукодельница, оберег, безликая, свивальник;

Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.

 

 Предварительна работа:

Знакомство с русскими народными куклами «Пеленашка», «Травница», «Крупеничка», «Десятиручка».

Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол, презентации.

Беседы: «О куклах», «Куклы наших бабушек», «Моя любимая игрушка».

Занятие по ручному труду. Изготовление куклы: «Пеленашка»

Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н.Д. Телешов «Крупеничка»

Разучивание пословиц и поговорок о труде

Материалы и оборудование:

Сундучок, кукла-пеленашка, кукла-колокольчик, разрезные картинки «Кукла-травница», «Кукла-крупеничка», «Кукла-детятиручка», картинка с изображением бабушки, мешочек с колокольчиками. Материалы-заготовки для изготовления куклы-колокольчика.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на ковер.

У меня есть волшебный мешочек, в нем предмет для каждого из вас. Чтобы догадаться что это, нужно запустить руку в мешок, обследовать предмет, рассказать про него и попробовать догадаться что же это.

Дети: (Отвечают) всем, кроме одного ребенка достается колокольчик

Воспитатель: Как же так, ведь для каждого должен быть сюрприз, что же нам делать

Дети (предлагают варианты решения проблемы). Поискать в группе

Воспитатель: Где в группе спрятана подсказка и ее нужно найти. Просто ходить и искать будет долго и не интересно, лучше задавайте вопросы, ведущей она будет вам подсказывать.

 

Игра «Прятки» (ТРИЗ)

Дети находят сундучок.

Воспитатель: Чтобы его открыть нужно отгадать загадку: Платья носит, есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно (Кукла)

Дети: (отгадывают)

Воспитатель: Кто может рассказать об этой кукле

Дети (рассказывают, дополняя ответы друг друга)

Воспитатель: помогла ли кукла-пеленашка отыскать для (имя ребенка) колокольчик, может в сундучке еще что-то есть

Дети достают конверты с разрезными картинками

Воспитатель: Предлагаю вам разделиться на три команды и собрать картинки, может они помогут в поисках колокольчика.

Дети делятся на 3 группы и собирают разрезные картинки

Воспитатель: каждая группа рассказывает про куклу, которую они собирали

Дети: (рассказывают)

Воспитатель: помогли ли эти куклы найти колокольчик, может в сундучке еще что-то лежит.

Дети достают картинку с изображением бабушки.

Воспитатель: Наверное нужно найти бабушку.

 

П.и. «Разбежались» (ТРИЗ)

Воспитатель: У кого короткие рукава – ищут справа от меня, у кого длинные рукава – ищут слева от меня.

В это время воспитатель одевает очки и платок и ждет когда дети ее найдут.

Воспитатель: Что ищите милые?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Есть у меня куколка, она вам поможет, если вы знаете пословицы и поговорки о труде

Дети:                                         Делу время, а потехе час

Сделал дело, гуляй смело

                                                   Дело мастера боится

       Без дела жить – небо коптить

                       Без труда не вытащить рыбку из пруда

             Белые ручки чужие труды любят

          Видом хорош, а на дело не гож

                                       Где работают там густо, а в ленивом доме пусто

                                                   Век живи, век трудись

                                                    Кто не работает, тот не ест

Воспитатель: давайте с вами поиграем:

 

Русская народная игра «У Маланьи»

 

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом. Показать избушку)

Семь сыновей ( показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами ( растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами

(Показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами

(Очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой

(Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой

(Показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили не ели

(Одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели

(Держа руки у глаз похлопать ресницами)

И все делала вот так

(Ребенок показывает любое движение).

 

Воспитатель: Вот вам кукла-колокольчик. Это не простая кукла, а оберег хорошего настроения. Кукла добрых вестей. Что такое оберег? Чтобы сделать такую куклу, нужно приложить старание, любовь к тому человеку, для которого делаешь этот оберег. Вот и нашелся для (имя ребенка) колокольчик. А вы хотели бы сделать для кого-нибудь такой оберег? Тогда выбирайте место для работы и приступим.

 

Практическая часть занятия.

Дети под руководством воспитателя изготавливают куклу-колокольчик.

Что вам помогло отыскать колокольчик, какую куколку вы сделали, что вам помогло ее сделать, каких еще народных кукол вы знаете.

В завершении деятельности воспитатель предлагает детям встать в круг и спеть хороводную песню.

I У кого в руках игрушка

Кукла, милая подружка

В хоровод скорей вставайте

Песню дружно начинайте

Припев:

Вот она, вот она, кукла милая моя

Мы подружку смастерили, душу мы в нее вложили

II Колокольчиком зову

Куклу милую мою

Она радость в дом приносит

Оберегая всю семью

III Есть особенность у куклы

На ней юбок ровно три

Это счастье человека

Символ веры, доброты

IV Для того, чтоб настроение

Было поднятым всегда

Нужно, чтобы в каждом доме

Эта куколка была

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Интегрированное занятие познание и ручной труд в подготовительной группе «Кукла – оберег»

Цель: Формирование умение изготавливать тряпичную куклу-оберег «Колокольчик»

Задачи:

Расширять представления детей о народных игрушках и истории их возникновения;

Познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега;

Расширять словарный запас: рукодельница, оберег, безликая, свивальник;

Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.

 Предварительна работа:

Знакомство с русскими народными куклами «Пеленашка», «Травница», «Крупеничка», «Десятиручка».

Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол, презентации.

Беседы: «О куклах», «Куклы наших бабушек», «Моя любимая игрушка».

Занятие по ручному труду. Изготовление куклы: «Пеленашка»

Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н.Д. Телешов «Крупеничка»

Разучивание пословиц и поговорок о труде

Материалы и оборудование:

Сундучок, кукла-пеленашка, кукла-колокольчик, разрезные картинки «Кукла-травница», «Кукла-крупеничка», «Кукла-детятиручка», картинка с изображением бабушки, мешочек с колокольчиками. Материалы-заготовки для изготовления куклы-колокольчика.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на ковер.

У меня есть волшебный мешочек, в нем предмет для каждого из вас. Чтобы догадаться что это, нужно запустить руку в мешок, обследовать предмет, рассказать про него и попробовать догадаться что же это.

Дети: (Отвечают) всем, кроме одного ребенка достается колокольчик

Воспитатель: Как же так, ведь для каждого должен быть сюрприз, что же нам делать

Дети (предлагают варианты решения проблемы). Поискать в группе

Воспитатель: Где в группе спрятана подсказка и ее нужно найти. Просто ходить и искать будет долго и не интересно, лучше задавайте вопросы, ведущей она будет вам подсказывать.

Игра «Прятки» (ТРИЗ)

Дети находят сундучок.

Воспитатель: Чтобы его открыть нужно отгадать загадку: Платья носит, есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно (Кукла)

Дети: (отгадывают)

Воспитатель: Кто может рассказать об этой кукле

Дети (рассказывают, дополняя ответы друг друга)

Воспитатель: помогла ли кукла-пеленашка отыскать для (имя ребенка) колокольчик, может в сундучке еще что-то есть

Дети достают конверты с разрезными картинками

Воспитатель: Предлагаю вам разделиться на три команды и собрать картинки, может они помогут в поисках колокольчика.

Дети делятся на 3 группы и собирают разрезные картинки

Воспитатель: каждая группа рассказывает про куклу, которую они собирали

Дети: (рассказывают)

Воспитатель: помогли ли эти куклы найти колокольчик, может в сундучке еще что-то лежит.

Дети достают картинку с изображением бабушки.

Воспитатель: Наверное нужно найти бабушку.

П.и. «Разбежались» (ТРИЗ)

Воспитатель: У кого короткие рукава – ищут справа от меня, у кого длинные рукава – ищут слева от меня.

В это время воспитатель одевает очки и платок и ждет когда дети ее найдут.

Воспитатель: Что ищите милые?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Есть у меня куколка, она вам поможет, если вы знаете пословицы и поговорки о труде

Дети:                                         Делу время, а потехе час

Сделал дело, гуляй смело

                                                   Дело мастера боится

       Без дела жить – небо коптить

                       Без труда не вытащить рыбку из пруда

             Белые ручки чужие труды любят

          Видом хорош, а на дело не гож

                                       Где работают там густо, а в ленивом доме пусто

                                                   Век живи, век трудись

                                                    Кто не работает, тот не ест

Воспитатель: давайте с вами поиграем:

Русская народная игра «У Маланьи»

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом. Показать избушку)

Семь сыновей ( показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами ( растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами

(Показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами

(Очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой

(Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой

(Показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили не ели

(Одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели

(Держа руки у глаз похлопать ресницами)

И все делала вот так

(Ребенок показывает любое движение).

Воспитатель: Вот вам кукла-колокольчик. Это не простая кукла, а оберег хорошего настроения. Кукла добрых вестей. Что такое оберег? Чтобы сделать такую куклу, нужно приложить старание, любовь к тому человеку, для которого делаешь этот оберег. Вот и нашелся для (имя ребенка) колокольчик. А вы хотели бы сделать для кого-нибудь такой оберег? Тогда выбирайте место для работы и приступим.

Практическая часть занятия.

Дети под руководством воспитателя изготавливают куклу-колокольчик.

Что вам помогло отыскать колокольчик, какую куколку вы сделали, что вам помогло ее сделать, каких еще народных кукол вы знаете.

В завершении деятельности воспитатель предлагает детям встать в круг и спеть хороводную песню.

I У кого в руках игрушка

Кукла, милая подружка

В хоровод скорей вставайте

Песню дружно начинайте

Припев:

Вот она, вот она, кукла милая моя

Мы подружку смастерили, душу мы в нее вложили

II Колокольчиком зову

Куклу милую мою

Она радость в дом приносит

Оберегая всю семью

III Есть особенность у куклы

На ней юбок ровно три

Это счастье человека

Символ веры, доброты

IV Для того, чтоб настроение

Было поднятым всегда

Нужно, чтобы в каждом доме

Эта куколка была


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.

Конспект занятия (Подготовительная группа)...

Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".

Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....

Мастер-класс для родителей «куклы Травницы»: Кукла-оберег.

Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией ...

Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"

Познакомить с технологией изготовления народной куклы....