Актуальность LEGO конструирования в доу
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Винтер Вера Викторовна

LEGO конструирование в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лего конструирование в доу25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность LEGO-конструирования в ДОУ

Винтер Вера Викторовна, Медведева Елена Сергеевна, воспитатель МАДОУ №3 г.Полысаево

Современная педагогика и образование в наибольшей степени ориентированы на формирование главных качеств личности воспитанников, развитие способностей самостоятельно решать проблемы, а также на совершенствование умений применять знания и развивать интеллектуальные способности детей.

В психологической науке на сегодняшний день не существует единого мнения  в определении интеллекта и интеллектуальных способностей.

Что понимается под интеллектом? Это способность человека мыслить, принимать решения. Интеллектуальные способности человека включают в себя множество компонентов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в выполнении ребенком разнообразных социальных ролей.

Из этого мы понимаем, что само понятие "интеллект" очень тесно связано с понятием "способности". Способности  это индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Среди многообразия объяснения термина "интеллектуальные способности", над которыми работали Г.Гарднер, М.А.Холодная, наиболее распространенным является понятие "способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем".

Интеллектуальные способности проявляются в следующих показателях:

  • обучаемости (общая способность к усвоению новых знаний и умений); креативности (оригинальность, быстрота идей, восприимчивость к необычным деталям и мышления);
  • эффективности процесса переработки информации (способности проводить аналогии, осуществлять умозаключения, способности к обобщению, способность к абстрагированию и нахождению закономерностей);
  • индивидуальности познавательного стиля (индивидуально-своеобразные способы переработки информации, способы ее восприятия, оценивания происходящего).

Развитие интеллектуальных способностей происходит в разных видах деятельности дошколят: в игре, в конструировании, а также в образовательной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста, предполагает построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через:

  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • оценку индивидуального развития детей.

Под деятельностью понимается специальная человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой состоит из целесообразного изменения и преобразования в интересах людей. Деятельность  это одно из главных  условий существования нашего общества. Деятельность состоит из цели, средств, результата и самого процесса.

Предпочитаемыми видами детской дошкольной деятельности являются конструирование и игра, которые занимают главное место как в методологии, так и в практике образования.

Современное образование ориентировано на усвоение определённых знаний. Вместе с этим необходимо развивать личность самого ребёнка и его познавательные способности. Конструкторы LEGO стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивая свободу экспериментирования. Развивают воображение и общение между сверстниками. Конструкторы помогают жить в стране фантазий, развивают способность к самовыражению. LEGO-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и поиграть с ней. Используя детали не одного, а двух, трех и более наборов LEGO, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, придумать новые сюжеты игры.

Игры и игрушки  одно из самых сильных воспитательных средств в руках современного общества. Всем известно, что игра является основным видом деятельности ребенка. Ведь именно в ней проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, закладывается характер. А это положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Такими играми нового типа являются LEGO-конструкторы. Они при всем своем многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, фотографии, рисунка, устной инструкции и т.п. И таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности в задачах по конструированию учит ребёнка идти вперёд. Далее, только совершенствоваться самостоятельно. Таким образом развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Множество игр с конструктором не ослабляет предлагаемые задания, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творчеством. Существуют различные  по сложности наборы LEGO-конструкторов. В их состав входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий и даже роботов. 

Из этого следует, что моделирование из LEGO-конструкторов позволяет решить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения. На основе создания общих построек коммуникативных навыков формируются умения в совместной деятельности выражать свои эмоции, проговаривать просьбы, давать советы, доброжелательно предлагать помощь, в вежливой форме отвечать на возникающие вопросы, объединяться в игре в пары, микро-группы, играть в коллективе сверстников. 

Предложенная система связей включает и образ, выраженный в слове. Для каждого взрослого человека первостепенной задачей должно являться правильно сформировать и закрепить данные связи в процессе общения с ребенком.

Давайте играть с детьми в LEGO!

Список литературы:

  1. Бедфорд А. Большая книга LEGO / А. Бетфорд. –    Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 256 с.
  2. Лего-конструирование в детском саду / (Фешина Е.В.) // Цветкова Т.В.  Издательство Сфера, 2019. 136 с.
  3. Лиштван З.В. Конструирование / З.В. Лиштван.  М.: Владос, 2011.  217 с.
  4. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) / Л.Г. Комарова.  М.: Линка-Пресс, 2011.  88 с.
  5. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС / (Ишмакова М.С.) // Кузнецова Н. В. ИПЦ Маска, 2013 г.  100 с.
  6. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Л.А. Парамонова.  М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. 80 с.
  7. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А.Парамонова. – М.: Академия, 2014.  97 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность Lego-конструирования в современном ДОУ

Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, есть ложкой, играть, разговаривать - получает новые умения и навыки. Но не каждый из...

Доклад для LEGO-конференции «Lego-конструирование как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников»

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности....

Секреты мастерства «Как эффективно провести занятие по LEGO – конструированию» Конспект НОД по LEGO - конструированию в подготовительной к школе группе

Тема: «А давайте поиграем в футбол»Применяемый образовательный набор: Lego Wedo 2.0, Lego «Простые механизмы», Lego классический.Возрастная группа: подготовительная к школе гру...

Технологическая карта совместной деятельности воспитанников старшей группы по познавательному развитию с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники «Путешествие в страну LEGO»

Цель: Создать условия для познавательного развития с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники в процессе представления детей программировать робомышь, конструировать мост с помощ...

Конспект занятия по LEGO -конструированию в старшей группе «Путешествие в страну LEGO»

Создание известных повсюду в мире «цепляющихся друг за друга кирпичиков» «LEGO» поистине можно назвать одним из гениальных изобретений ХХ века. Бравые датские плотники и с...

Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию и робототехнике «LEGO – мастер»

Техническая направленность  Возраст детей: 4–5 лет  Срок реализации: 1 год...