"Использование нетрадиционных форм работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
консультация по конструированию, ручному труду

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_deti_talantlivy.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Как писал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».

Все дети талантливы, развитие творческих способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим является – детство.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Одно из величайших открытий – изобретение бумаги произошло в Китае. О видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить.

     Бумага один из простых, доступных материалов. Дети легко работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предложить разные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и плотности, - значит с ней можно по – разному работать. Работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами. В процессе работы развивается мелкая моторика рук ребенка.

В ходе традиционной системы работы с детьми по художественному творчеству я столкнулась с проблемой, почему некоторые дети с боязнью берутся за бумагу и ножницы на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят и вырезывают различные фигурки, создают какие – либо композиции из бумаги, не испытывая при этом никаких затруднений? Способствует ли развитию художественного творчества детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, право выбора.

Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей учитывая потенциал нового поколения, недостаточно чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. В своей работе я использую литературу по нетрадиционным техникам работы с бумагой Н. Г. Пищикова, Г. Н. Давыдова.

В нашей группе ведется бесплатный кружок по нетрадиционным техникам рисования, а также большим интересом пользуются нетрадиционные техники работы с бумагой.  На занятиях по аппликации я включаю способы торцевания, обрывную аппликацию, квиллинг (бумагокручение), оригами. Во время занятий обязательно провожу пальчиковую гимнастику, дети с удовольствием создают свою собственную картинку, они творят как художники и у каждого получается индивидуальный образ с изображением кленового листа, осеннего дерева, веточки сирени и т.д. Я наблюдаю, с каким интересом они занимаются с бумагой, поглащены своим собственным творческим процессом, а после занятия им хочется выполнить еще раз такую же поделку. Это поднимает настроение и педагогу, а если у нас загорается глаз, то и детей мы заражаем своим огнем.

  Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Развивается фантазия, воображение, мелкая моторика и речь ребенка.

Считаю, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Важно, что чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

В нашей группе созданы необходимые условия, при которых в уголке художественного творчества в свободном доступе, находится все для изготовления поделок: бумага разных цветов, гофрированная бумага, ватные диски, ткань, картон, клей, природный материал, салфетки, образцы работ. В этом уголке дети занимаются во время свободной игровой деятельности.

Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Они с большим удовольствием фантазируют в смешивании материалов в изготовлении своей работы.

Вместе с детьми рассматриваю все то, что им удалось сделать. При этом нужно демонстрировать искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата. Изготовленные работы найдут свое место в оформлении интерьера группы, всего дошкольного учреждения. Проводим выставки для родителей, педагогов.

С педагогами ДОУ делюсь своим опытом работы, провожу мастер – классы.

Не остаются в стороне и родители. Родители – это взрослые дети. Они с радостью приходят к нам в ДОУ, участвуют в выставках, принимают активное участие в мастер – классах, делятся своим опытом. Порой на мастер-классах засиживаемся подолгу, родители получают столько положительных эмоций, что им не хочется от нас уходить.

Ко дню Матери планирую сделать с детьми поделку по нетрадиционной технике работы с бумагой со смешенными материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье описана работа по нетрадиционным техникам работы с бумагой в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит  развитие творческих способностей детей, оказывающее влияние на непрер...

Использование игрового пособия "Дары Фребеля" как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.Так как элемент творчества может присутс...

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация. В данной статье рассмотрены понятие традиционные и нетрадиционные методы, приёмы, способы рисования, представлены виды нетрадиционных техник. Так же, описаны как плюсы воздействия нетрадици...