Мастер-класс для педагогов «Волшебная собачка» (аппликация из ниток)
материал по конструированию, ручному труду

Калмыкова Яна Юрьевна

МК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_dlya_pedagogov.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Волшебная собачка»                                 (аппликация из ниток)

Цель: Вызвать эмоциональный отклик на нетрадиционное художественное творчество.

Задачи:

- Познакомить воспитателей с техникой «ниткография»  - показать алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками, учить выкладывать аппликацию из пряжи;

- вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей при изготовлении поделки из ниток.

Оборудование:  шерстяные нитки разных цветов, ножницы, готовые шаблоны рисунков, картон, клей ПВА, кисточки, зубочистки, салфетки, карандаши, работы выполненные руками детей.

Теоретическая часть:

Добрый день коллеги! Рада приветствовать вас на своём мастер классе. В своей практике я длительное время применяю с детьми различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Сегодня, на своём мастер – классе, который я назвала «Волшебная собачка», я хочу поделиться с вами техникой - ниткография, которую обширно использую в собственной работе.

Ниткография - это выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. «рисование»разными ниточками (шерстяными, акриловыми, мулине и другими.)

Корни ниткографии можно обнаружить у индейского народа ,который проживал в древние времена в Мексике. Они изготавливали своеобразные картины из пряжи. Традиционно картины представляли собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Согласно поверьям, дощечки с такими картинами являлись проводниками в мир духов.

Рисунки, выполненные толстой нитью, кажутся объемными и как будто «живыми». Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию, развивается воображение. Конечно, такая работа требует усидчивости и кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити. Формируется плавность, ритмичность и точность движений, рука ребенка подготавливается к письму – развивается мелкая моторика пальцев рук.

Эта техника очень нравится моим воспитанникам, мы часто используем ниточки на различных занятиях. Делаем разные аппликации, игрушки, открытки к праздникам и берем, как дополнение к основным занятиям (например, выкладываем цифры и геометрические фигуры на занятиях по познавательному развитию (математике, буквы на речевом развитии (обучении грамоте) или используем в конце занятия как рефлексию (рисуем нитью улыбающееся или грустное лицо). Рисовать нитками можно по-разному. Например, для малышей 3-4 лет, самый простой способ - рисование на бархатной бумаге.

Так, как бархатная бумага ворсистая, ниточки отлично на ней крепятся и клей не нужен, а так же будет легко подправить рисунок, если что-то не так выходит. Для малышей занятие будет более увлекательным, если их сочетать со сказкой, попросить изобразить героев сказки или предметы из неё.

Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста можно дать для занятий не нитку, а шнурок (важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.

Для детей постарше можно предложить аппликацию из пряжи. Суть этого метода заключается в том, что на определённой основе или фоне располагается мелко-нарезанная масса ниток. Вся композиция выполняется с помощью клея.

Сюжеты таких аппликаций могут быть разнообразными: целые композиции или отдельные предметы.

Для создания плоских картин следует использовать нитки одинаковой толщины, для рельефных работ – разной толщины. Замечательные эффекты могут дать «мохнатые» и «кудрявые» нити

Практическая часть:

Для работы нам понадобятся: клубочки толстых шерстяных ниток разных цветов, ножницы, цветной картон, карандаш, клей ПВА, кисточки, зубочистки.

1. Рисунок выполняется карандашом легкими линиями. В целях экономии времени, сегодня я вам раздам готовые заготовки рисунков (распечатанные, вырезанные и приклеенные к картону рисунки собачки)

2. Далее необходимо нанести клей по контуру изображения. Для размазывания клея тонким слоем можно использовать зубочистку. Затем берем нитку и начинаем приклеивать ее на еще влажный контур с клеем, соблюдая изгибы линии контура,прижимая и постепенно раскладывая по рисунку. Со временем можно заполнять нитями серединки элементов рисунка. Зубочистки понадобятся, чтобы поправлять нити, укладывать их плотно друг к другу. Обрезать нить следует только в том месте, где необходим резкий невозможный поворот или другой цвет нитки.

3. После окончания работы над одной деталью, приступаем к следующей. Мажем клеем центр и прикладываем нитку, закрепляем её при помощи обратной стороны кисточки. Нитку можно клеить в любом направлении (сверху- вниз, снизу- вверх, по кругу, как вам подскажет фантазия. Заполняем ниткой всю фигуру до конца.

4. Оставляем работу до полного высыхания клея.

Готовую аппликацию можно оформить рамкой.

Рефлексия:

А сейчас, коллеги, посмотрите на работы, которые у вас получились. Давайте оценим, ваше настроение после сегодняшнего мастер класса так, как это делают у меня на занятиях дети. Если вам было интересно, вы узнали что- то новое для себя и вам понравилось то, чем мы сегодня занимались, давайте выложим на листе бархатной бумаги улыбающееся лицо, если вам было не комфортно, не понравилось, то лицо будет грустным.

Ещё раз хочу поблагодарить всех за внимание и участие!

    

Литература:

1. В. С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок»,

Ярославль, Академия развития, 2000

2. Н. В. Гультяева Ниткография «Солнечная система»,

«Дошкольное воспитание» №2 – 2004.

3. А. Н. Малышева «Работа с нитками и тканью», Ярославль, Академия

развития, 2001

4. А. В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми

дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.

5. О. А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой

моторики и речи (от 3 до 7 лет)» Издательство: Паритет, 2008 г.

6. В. Хазнбанк, Э. Хёниш «Сделай сам» издательство Фольк унд Биссен, Берлин, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс для родителей и детей «Обереговая кукла из ниток

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению игрушки из ниток «Осьминожки»

Овладение практическими навыками изготовления осьминога, развивать творческие способности и творческое мышление; гордиться своим трудом; учиться понимать друг друга, обсуждать процесс совместной деяте...

Мастер-класс для родителей и воспитателей «Снегирь из шерстяных ниток»

Подробный мастер - класс по созданию птицы "снегирь"из шерстяных ниток....

Мастер-класс для родителей "Новогодний дед - игрушка из шерстяных ниток"

Данный мастер-класс будет полезен родителям, а также педагогам дополнительного образования....

Мастер класс с родителями " Изготовление птичек из картона и ниток"

Мастер класс с родителями " Изготовление птичек из картона и ниток"...