Статья "Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie_iz_bumagi_kalinina_m.n.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Калинина М.Н., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 52

компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга                                                                                                                                   

Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста

       Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном мире. Непосредственно организованная деятельность по художественному творчеству  создают основу для полноценного содержательного общения детей друг с другом и взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от компьютеров и гаджетов, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включить в педагогический процесс деятельность детей по художественно-творческой направленности.

      Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддерживать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Именно эти вопросы решает художественное конструирование, аппликация, бумагопластика…  К художественному конструированию относится конструирование из бумаги.

     Дети в основном создают художественно- эстетический продукт: сказочные фигурки для игр, поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи «Чиполлино», «Баба-Яга», «Царевна-лягушка», так и придуманные образы «Солнечный человечек», «Вакса-клякса» и другие. Даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и другие) и живые образы  (лебедь, поросенок), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

       Техника работы с бумагой разная: сжимание, разрывание, разрезание, сгибание. Техника получение поделок из бумаги путем многократного сгибания в разных направлениях называется оригами. Данная техника пришла к нам из Японии. И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким.

       Дети старшего дошкольного возраста осваивают три новых способа техники оригами: сгибание боковых сторон прямоугольника к его центру; отгибание нижних сторон углов треугольника к соответствующим его сторонам и один наиболее простой для них способ новой техники: объемная фигура,  это закручивание прямоугольника в цилиндр, закручивание полукруга в конус.

       В ходе проведения организованной деятельности с детьми следует учитывать:

- сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования, которые позволяют организовать содержательное общение детей, способствующие осознанию способов деятельности и  повышению ее продуктивности;

- обеспечение взаимосвязи конструирования с другими видами детской деятельности: игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой),  рисования и другие.

      Определили основную  цель – формирование у детей умения конструировать из бумаги самостоятельно и творчески.

       Задачи:        

- развивать умение, анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям по операционным картам, схемам, действовать  в соответствии  со словесной инструкцией педагога;

- познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку;

- развивать конструктивные и творческие способности с  учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;

- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца;

- развивать мелкую моторику рук;

- приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.    

      Непосредственно организованная деятельность  проводилась два раза в неделю с подгруппой детей в вечерний отрезок времени. Работа велась поэтапно: на первом этапе проводилась диагностика умений и навыков, имеющихся у детей на данный момент; изучалась дополнительная литература по данной теме; отбирались критерии отслеживания результатов работы, велась работа. Использовалось методическое пособие для воспитателей «Оригами» С.В.Соколовой.  Были разработаны конспекты  в соответствии с перспективным планом. На втором этапе работы дети знакомились с разными видами бумаги: картоном, фольгой, калькой, гофрированной, бархатной и т.п. Ребята знакомились с  поделками из бумаги, выполненные детьми подготовительной группы,  рассматривали иллюстрации в книгах по работе с бумагой. Слушали русские народные сказки, загадки, потешки, познавательную литературу – энциклопедии. На третьем этапе работы дети закрепляли имеющиеся у них навыки работы с бумагой, изготавливали фонари, кружки, коробочки. На четвертом этапе дети познакомились с новыми способами работы с бумагой, как с объемными моделями, так и  с техникой оригами. Учились изготавливать конус и дополнять его различными деталями, соединяли две техники работы с бумагой: оригами и объемная фигура. Изготовленные поделки использовались в играх – драматизациях «Теремок», «Маша и медведь». Цветы из оригами использовались в дидактической игре «Садовые и полевые цветы». Поделки птиц использовались в дидактической игре «Птичий двор».

       Одновременно осуществлялась работа с родителями: предоставлялась возможность присутствовать на организации совместной деятельности взрослого и ребенка,  чтобы показать, как можно организовать досуг ребенка дома; проведены индивидуальные  консультации по вопросам организации этой деятельности.

       Были отобраны основные параметры отслеживания работы с бумагой:

- отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру.

- отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата к противоположным сторонам.

- отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к соответствующим сторонам.

- закручивание прямоугольника в цилиндр.

- закручивание круга в конус (тупой конус).

- закручивание полукруга в конус (острый конус).

- плетение, преобразование квадрата в куб.

   Дети с удовольствием занимаются конструированием из бумаги, проявляют эмоциональную отзывчивость на прекрасное, всматриваются в предмет и образность изображений, создают композицию из различных поделок; проявляют творчество, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности, с радостью участвуют в постановке спектаклей,  используя свои поделки.

Сказка «Теремок» (фрагмент перспективного планирования)

1

Лягушка

Познакомить детей с новым способом «Объемной скульптуры»: закручивание круга в конус (низкий). Учить  выполнять инструкции педагога.

2

 Лиса

Познакомить детей с новым способом «Объемной скульптуры»: закручивание полукруга в конус (высокий). Закрепить умение пользоваться ножницами.

3

Заяц

Продолжать учить детей делать игрушки на основе высокого конуса. Воспитывать аккуратность.

4

Медведь

Продолжать учить детей мастерить поделки на основе высокого и низкого конуса. Украшать поделку готовыми формами.

5

Мышка

Упражнять детей в умении мастерить поделку из бумаги на основе высокого конуса, упражнять в умении пользоваться ножницами.

6

Волк

Упражнять детей в умении мастерить поделки на основе конуса. Учить детей самим изготавливать дополнительные детали.

7

Деревья

Познакомить детей с новым способом изготовления объемных поделок. Закрепить умение пользоваться  ножницами, воспитывать аккуратность.

8

Теремок

Продолжать учить детей изготавливать поделки на основе конуса и  цилиндра. Учить  создавать композицию из поделок, сделанных детьми на прошлых занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование оригами из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста

Бумага - благодатный материал. Ее легко сгибать, можно подкрасить, а если чуть-чуть  подмочить –получится бумажная скульптура. Метод мокрого складывания дается не сразу, поэтому я решила начать с...

Творческое конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста «Живая сказка»

       Конструирование из бумаги отвечая интересам детей, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания. Для проявлен...

Мастер - класс Тема: «Изготовление объемных цветов из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями»

Использование приемов и способов бумажной пластики в создании цветов (тюльпанов). Совершенствование художественно-творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности...

Мастер-класс "Изготовление объемных цветов из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями "

Использование приемов и способов бумажной пластики в создании цветов (тюльпанов ). Совершенствование художественно-творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельност...

Конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста «Ангел к Рождеству»

Конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста «Ангел к Рождеству»Задачи:образовательные: расширять кругозор детей, способствовать формированию представлений о право...

Конспект ООД Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Профессии».

Знакомить детей с профессиями взрослых. Учить изготавливать атрибуты....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с  детьми старшего дошкольного возраста....