Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование логических блоков Дьенеша в конструктивно – модельной деятельности»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Белова Елена Анатольевна

Цель данной разработки - познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в совместной деятельности при конструировании из блоков Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass2.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Мастер – класс для педагогов на тему:

«Использование логических блоков Дьенеша

в конструктивно – модельной деятельности»

Подготовила воспитатель Белова Елена Анатольевна

Энгельс 2019 г.

Тема: «Использование логических блоков Дьенеша в конструктивно – модельной деятельности»

Цель: повышение компетентности педагогов при работе с детьми по конструированию из блоков Дьенеша.

Задачи: 
1. Вызвать интерес у педагогов к использованию блоков Дьенеша в конструктивно - модельной деятельности.
2.Познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в совместной деятельности при конструировании из блоков Дьенеша.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Тема моего мастер-класса «Использование логических блоков Дьенеша в конструктивно – модельной деятельности»

   Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. 

Слайд 2. Использование блоков позволяет решить такие задачи:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать логическое мышление
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их,

обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Слайд 3. Блоки Дьенеша, представляют собой набор из 48 геометрических  фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

Слайд 4. В играх с логическими фигурами используются также карточки -символы свойств -  условное обозначение  свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Формы изображены контуром, цвета в виде цветной кляксы, размер в виде большого и маленького домика, толщина в виде двух человечков – толстого и тонкого.

И карточки - символы с отрицанием свойств. Такие карточки означают отсутствие данного признака у фигуры. Например: не красный, не квадрат и т.д. С символическими обозначениями свойств блоков детей знакомят, начиная со старшего дошкольного возраста.

Слайд 5. Теперь давайте вместе попробуем расшифровать несколько закодированных фигур (1- красный маленький толстый круг, 2- синий маленький толстый квадрат).

Слайд 6,7. Существует множество интересных игр, предложенных в разных пособиях и специальных альбомах для детей разного возраста. Некоторые из них представлены на слайде.

 Работу с логическими блоками можно проводить в разных видах деятельности: настольно-печатных играх, в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов), в сюжетно-ролевых играх, например, «Магазин» (деньги обозначаются блоками), «Поезд» (билеты, места). Блоки можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности, обеспечивая наглядность, системность, доступность, а также использовать в работе по конструктивно - модельной деятельности.

А сейчас, коллеги, я предлагаю вам включиться в игру. Дети очень любят выкладывать из фигур разные постройки, как по заданию, так и по замыслу. Поэтому вам предлагаю построить из фигур данного набора машину, но с соблюдением одного условия: все колёса машины должны быть абсолютно одинаковыми. Почему нельзя выполнить это задание?

Потому что в наборе нет двух абсолютно одинаковых фигур. Они всегда будут отличаться друг от друга хотя бы одним признаком (или формой, или размером, или цветом, или толщиной, если это полный набор).

Слайд 8,9. Детям второй младшей и средней группы предлагаются самые простые задания по конструированию. Например, выложить игрушку по образцу (задача малышей  подобрать к картинке детали-блоки определённого цвета, размера и формы). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Или выложить игрушку по схематическому изображению.

Слайд 10. Дети любят из блоков выстраивать дорожки, башенки и т.д. Детям второй младшей группы можно предложить построить, например, синюю или красную дорожку, или дорожку из квадратных блоков.

Детям средней группы предлагается построить дорожку по условию - надо построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков, одинаковых по форме, или по размеру и т.д.

Для детей старшей и подготовительной группы задания усложняются.

Предлагаю вам, коллеги построить дорожку с соблюдением следующего условия - чтобы рядом не было блоков, одинаковых по форме и цвету. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).

А теперь давайте построим волшебные фигуры в веселый хоровод. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается - «хоровод» закрыт.

Теперь предлагаю вам выложить различные фигуры по схемам, в которых используются символы свойств (воспитателям предлагается выбрать любую схему).

Слайд 11. Анализируя свой опыт работы, я могу говорить о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята быстро научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; 
стали проявлять самостоятельность и инициативу, заметно развиваются мыслительные процессы, способность к моделированию.

Использование логических блоков в конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, делает их более интересными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»

Познакомить участников мастер – класса с использования развивающих игр в педагогическом процессе....

Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Цель мастер класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления....

Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Цель мастер класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логическог...

Мастер-класс «Забавная игра для развития ума» (Логические блоки Дьенеша) (презентация)

Существующее мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и  что оно может пригодиться детям лишь на уроках математики, весьма ошибочно. Умение верно уст...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Цветная логика. Блоки Дьенеша"

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить вы...

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование логических блоков Дьенеша ФЭМП во второй младшей группе»

    В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умст...