Цели и задачи конструирования в детских садах
статья по конструированию, ручному труду

В процессе конструирования ребенок свободно проявляет себя в увлекательной творческой деятельности, вступает в общение с другими детьми и взрослыми, максимально реализует свои способности и сам себя творит. Это сближает конструирование с игрой, позволяя выявить общие и отличительные признаки. Помимо этого, конструирование различных построек обычно сопровождается сюжетно-ролевой, режиссерской или театрализованной игрой. Зачастую игра вызывает у детей потребность что-то сконструировать из строительного или бытового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tseli_i_zadachi_konstruirovaniya_v_detskih_sadah.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи конструирования в детских садах

Конструирование (от латинского construere - строю, создаю)  - творческая деятельность людей, связанная с созданием предметного мира и формированием человеческой культуры. Сущность конструирования заключается в намеренном объединении различных элементов или преобразовании материалов на основе проектов (схем, моделей) с целью получения различного рода целостностей - предметов, сооружений[1]

Конструирование - это универсальная деятельность, продукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерьера... Сказку и стихотворение, танец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпретировать как гармоничные конструкции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соединяются в  целое одним из способов, выработанных культурой. Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок своевременно получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности.

Детское конструирование - это целенаправленный процесс создания различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем. Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями[2].

Деятельность - исходное философское понятие, определяющее специфику, сущность, закономерности общественно-исторического бытия людей: «В отличие от законов природы, законы общества обнаруживают себя только в деятельности и через деятельность людей. Такова специфика деятельности, способ ее бытия».

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к жизни, содержание которой составляет познание и созидание на основе освоения и развития наличных форм культуры. Суть деятельности - в творении человеческого мира, в построении отношений с этим миром и созидании человеком самого себя: это и составляет сущность культуры. Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет человеку выйти за рамки любой ситуации, преодолеть эту ситуацию и встать над ней, создав нечто новое и включив его в широкий контекст культурно-исторического бытия. В полной мере это относится к конструированию, которое занимает особое место в «ансамбле» (термин В.Т. Кудрявцева) видов деятельности человека на всех этапах его жизни, начиная с раннего детства.

Конструирование как познавательная деятельность. Конструирование можно рассматривать как универсальный способ активного взаимодействия человека с окружающим миром в целях его познания и преобразования. Это взаимодействие развивается постепенно. Изначально действительность дается человеку в его конкретной деятельности, имеющей чувственный характер. Ощущения вызывают эмоциональную реакцию, волнение, приводящие к переживанию или ответному действию. Предельная зависимость человека от окружающего мира «снимается» — формируется способность конструирования образов восприятия как представлений, знаков, образов, символов; в результате появляется возможность изменения предметного мира, его переустройства «по себе», «под себя».

Конструирование традиционно рассматривается как познавательная деятельность человека (в т.ч. ребенка раннего и дошкольного возраста). Среди видов познавательной деятельности можно выделить обыденно-практическую, научную и эстетическую, связанную с попыткой осмысления окружающего мира с помощью эстетических категорий. В дошкольном возрасте эти виды имеют свою специфику и проявляются в таких формах, как наблюдение, сравнение, обследование, моделирование, размышление (элементарное философствование) и др. В ансамбле видов детской познавательной деятельности следует отметить поисково-исследовательскую и экспериментирование, значимые для развития конструирования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В разных видах и формах познавательной деятельности ребенок осваивает рационально-логический способ познания мира, при этом предметом познания является окружающий мир (реальность), универсальным инструментом выступает понятие (представление, информация, знание), а прогнозируемым результатом - естественно-научная картина мира (миропонимание).

Конструирование как художественно-эстетическая деятельность. Конструирование - специфическая активность, в процессе которой человек осваивает и развивает культуру, обретает «господство» над материалами, овладевает различными орудиями, создает социально значимый оригинальный продукт (предмет, изделие, сооружение), реализует и познает свое «Я», выражая тем самым эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к самому себе. Своим целеполагательным, созидательным и преобразующим характером конструирование сходно с художественно-эстетической деятельностью в разнообразии ее видов — архитектурой, дизайном, изобразительным и декоративно-прикладным искусством. В разных видах доступной художественно-эстетической деятельности (лепка, аппликация, рисование, литература, театр, музыка) ребенок осваивает эмоционально-образный способ познания мира, при этом предметом познания является эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, универсальным инструментом выступает художественный образ, а прогнозируемым результатом — эстетическая картина мира (мироотношение)[3].

Картина мира - это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры.

В сознании каждого человека картина (образ, модель) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности.

Конструирование как социально-коммуникативная деятельность. Эмоционально-ценностное отношение «роднит» конструирование не только с художественно-эстетической, но и социально-коммуникативной деятельностью в разнообразии ее видов и, прежде всего — общением, игрой, трудом.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), побуждаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Важно заметить, что любая деятельность невозможна вне общения, поэтому конструирование также включает в свою структуру коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста; потребность растущего человека (его психики, интеллекта, тела). Игра - специфический, чисто детский мир детской жизни. Результат (продукт) игровой деятельности - наслаждение ее процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей. Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества; познается и формируется социальный опыт взаимоотношений людей; приобретается опыт разрешения конфликтов. Игра - важнейшая социокультурная практика саморазвития; путь «открытия» ребенком себя в общении с другими детьми, в широком социуме, человечестве; способ освоение культуры прошлого и настоящего, создание культуры будущего[4].

В процессе конструирования ребенок свободно проявляет себя в увлекательной творческой деятельности, вступает в общение с другими детьми и взрослыми, максимально реализует свои способности и сам себя творит. Это сближает конструирование с игрой, позволяя выявить общие и отличительные признаки. Помимо этого, конструирование различных построек обычно сопровождается сюжетно-ролевой, режиссерской или театрализованной игрой. Зачастую игра вызывает у детей потребность что-то сконструировать из строительного или бытового материала (стул, диванчик, домик, дорогу, тоннель, мост, машину, корабль, элементы костюма, еду).

Труд - это целенаправленная практическая деятельность, выполняемая человеком для достижения результата (продукта) и связанная с преобразованием природных ресурсов в материальные, интеллектуальные или духовные блага. Трудовая деятельность - важное условие существования человека, его развития и благосостояния общества в целом. Труд - это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью создания какого-либо продукта, не считая удовлетворения и радости, которые человек испытывает от процесса и продукта трудовой деятельности. Конструирование - целенаправленная созидательная деятельность человека, связанная с получением материального продукта и сопровождаемая яркими эмоциями. По этим критериям конструирование имеет несомненное сходство с трудовой деятельностью.


[1] Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

[2] Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – С.76

[3] Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – С.65

[4] Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для  педагогов. - М.: Сфера, 2011. – С.183


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования

В статье расскрываются актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы....

Статья. «Использование различных материалов в решении художественно-творческих задач в группах детского сада». Воспитателя ГБДОУ детский сад №5 Шакшановой Елены Викторовны

В соответствии с ФГОС проводятся беседы и практикумы для воспитателей об огранизации рабочего места ребёнка по художественно-эстетическому и трудовому развитию с использованием различных материалов....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Образовательные задачи по конструированию в детском саду:

                ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ воспитанников младшей группы (3 - 4 года):образовательные задачи по конструированию в детском саду....

Экскурсия с целью знакомства с работой кастелянши детского сада.

Экскурсия одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об о...

Один день в детском саду. Каждый родитель маленького ребенка волнуется, как там мой малыш целый день без меня в детском саду?

Один день в детском саду.Каждый родитель маленького ребенка волнуется, как там мой малыш целый день без меня в детском саду?...

Задачи обучения детей конструированию в детском саду.

Задачи конструирования из строительного материала, бумаги, из готовых форм....