Задачи обучения детей конструированию в детском саду.
материал по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Живилова Вера Николаевна

Задачи конструирования из строительного материала, бумаги, из готовых форм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование из строительного материала

Задачи обучения детей конструированию из строительного материала

Младший возраст (2-4 года)

Учить детей:

- различать и называть строительные детали: кирпичики, кубики, узкие и прямоугольные пластины, призмы, использовать эти детали в постройках, комбинируя их;

- создавать несложные постройки, передавать в них существенные особенности предметов (например, у дивана есть сиденье и спинка, у мостика есть ступеньки и перекрытие и др.);

- на 4-м году жизни использовать в постройках разноцветные детали (например, стены домика - желтые, крыша - красная);

- прикладывать кирпичики или кубики друг к другу по горизонтали (дорожка)

- накладывать кирпичики или кубики в высоту (башня);

- ставить кирпичики на длинные, короткие, узкие грани рядом или на расстоянии (ворота);

- делать одинарные перекрытия (мостик) - 1 мл. гр.

- делать двойные перекрытия - 2 мл. гр.

- замыкать постройку по кругу (загородки для кролика) и по четырехугольнику (забор);

- заменять одни детали другими (например, один кирпичик можно заменить двумя кубиками);

- делать двойные перекрытия (башня - во II младшей группе);

- преобразовывать образец постройки воспитателя (постройте такой же мостик, но повыше - во II младшей группе);

- закреплять неустойчивые детали устойчивыми;

- обыгрывать постройки с помощью игрушек;

- осторожно разбирать постройку, начиная сверху, и складывать детали в коробочку.

Средний возраст (4-5 лет)

Продолжать знакомить детей со строительными деталями: бруски, цилиндры, конусы разной величины.

Учить детей:

- украшать постройки мелкими строительными деталями;

- совместно создавать несложные комплексы: комната для куклы, наш двор, работать дружно;

- делать постройки прочными, закладывая в основание устойчивые детали;

- распространять постройки в глубину (например, дом, гараж имеет 4 стены, состоящие из нескольких деталей);  

- соизмерять величину постройки с величиной игрушки (например, построить гараж для машины определенного размера);

- строить по рисунку и по словесному условию воспитателя (например, постройте мост, чтобы под ним проплыл корабль, а сверху мог проехать автомобиль);

- планировать свою постройку;

- совместно обыгрывать постройку.

Старший возраст (5-б лет)

Продолжать знакомить детей со строительными деталями: конусы, пирамиды, полукубы, арки, полуарки, пластины разной конфигурации.

Учить детей:

- создавать симметричные постройки;

- коллективно создавать комплексы сооружений на одну тему: улицы города, аэродром;

- строить постройки на высоких устоях (например: мост через глубокую речку);

- делать тройные перекрытия;

- предавать в постройках наиболее типичные особенности зданий разного назначения (жилой дом, вокзал, цирк, станция метро), строить здания на фундаментах;

- читать чертеж, строить по чертежу;

- строить постройки по фотографии, по словесному описанию воспитателя, самостоятельно отбирая строительные детали (например: «Постройте здание из 3-этажей, на первом этаже окна прямоугольные, на втором - аркообразные, а на третьем- квадратные, есть фундамент, 2 парадных подъезда.);

- распределять обязанности в коллективном строительстве, помогать друг другу строить, коллективно обыгрывать постройки.

Старший возраст (6-7лет)

1. Совершенствовать конструктивные умения детей, учить:

- передавать в постройках архитектурные достоинства зданий, сооружений, мостов, используя колонны, пилястры, портики, фронтоны, башни, шпили, пилоны, купола и другие архитектурные детали);

- строить копии зданий Санкт-Петербурга, Москвы (Казанский собор, Адмиралтейство, Кремль и т.д.);

- по возможности, передавать внутреннюю конструкцию зданий;

- строить мосты Петербурга по фотографиям;

- создавать целые комплексы сооружений (железнодорожная магистраль, сказочный город и т.д.).

2. Развивать художественные способности детей, понимание выразительных возможностей тех или иных архитектурных форм для создания образа (мужской и женский образ в постройке, дворец для злого и доброго сказочного героя - дворец для Снежной королевы или Кощея Бессмертного);

3. Воспитывать эстетический вкус в подборе цветосочетаний строительных деталей.

4. Развивать понимание того, какую функцию выполняет та или иная строительная деталь: если это несущая часть конструкции, она должна быть крупной, детали для балконов могут быть мелкими и т.п.


Конструирование из бумаги

II младшая группа

Учить детей конструировать простые поделки и игрушки, используя несложные способы работы с бумагой:

1. Сминание бумаги в комочки и обклеивание ими готовых бумажных или картонных силуэтов игрушечных животных: цыплята, зайчик, собачки, барашек;

2. Совместное создание объемных аппликаций из бумажных комочков: цветы, букеты, скатерти, занавески;

3. Наклеивание крупных комочков - короны, венки из белых комочков из бумажных салфеток - мех на шубе Деда Мороза и Снегурочки.

4. Надрезание бумаги бахромой, подкручивание ее карандашом: султанчики, борода Деда Мороза, грива лошади, кисточки.

5. скручивание из бумажных полосок в колечки и склеивание-цепочки, гирлянды.

Средняя группа (4-5 лет)

Продолжать учить детей

1. Изготовлять игрушки из бумажных полосок разными способами: свертывая в колечко, изгибая волной, петелькой, накручивая на карандаш: рыбка, улитка, медуза, цветы, закреплять игрушки в прорези на подставках.

2. Сгибать бумагу и тонкий картон пополам (открытки, альбомы, дома, автобус);

3. Сгибать лист тонкой бумаги гармошкой: веер, подставки для деревьев, домов, цветов;

4. Сгибать квадратный лист по диагонали: бабочки, палатка;

5. Сгибать лист в разных направлениях, изготовляя игрушки типа оригами: шапочки, стаканчик для лодочки, кошелек, рыбки;

6. Резать по спирали, начиная от края круга, отрезать полоску: пружинка, змейка.

7. Учить технике папье-маше и бумажной массы.

Старший возраст (5-7лет)

Развивающие задачи:

1. Расширять представления детей о бумаге, о ее истории и об истории бумажного ремесла.

2. Опираясь на опыты, познакомить детей со свойствами и качествами бумаги разных видов, со структурой бумаги, учить обследовать направление бумажных волокон, надрывая ее, дать понять, что бумага, согнутая или скрученная поперек волокон дает надломы и трещины и наоборот.

Конструктивные задачи:

1.Учить новым способам соединения деталей: щелевым замком, вставляя детали разрез в разрез.

2. Использовать скрепки для более прочного склеивания;

3. Учить использовать линейку для разметки.

4. Учить новому способу сгибания бумаги и картона: сгибы будут четкими, если по линиям проводить предварительно концами ножниц.

5. Совершенствовать умение детей скручивать, свивать полоски бумаги: создавать узоры по мотивам чугунных оград, тамбурной вышивки, конструировать фигурки животных, птиц.

5. Совершенствовать умение детей сгибать лист в разных направлениях, сгибать по типу оригами, усложнять задания детям, увеличивая количество операций в поделке (двухтрубный корабль, лягушка, шкатулки, тюльпан).

6. Пользоваться пооперационными картами.

7. Учить детей изгибать прямоугольный лист в цилиндр, трубку, дополнять склеенную форму другими деталями: ведерко, кружка, бинокль, собака-такса, стол с трубчатыми ножками.

8. Учить рисовать круг с помощью циркуля, изгибать круг в тупой конус, полукруг - в острый конус, дополнять оклеенную форму другими деталями: петушок, матрешки в длинном сарафане, Дед Мороз, Мишки, елка и др.

9. Преобразовывать цилиндр в многогранник, конус - в пирамиду, это один из способов бумажной пластики.

10. Преобразовывать цилиндр, конус, многогранник, пирамиду способом частичного подрезания поверхности, граней, а также сгибов.

11. Учить приему тиснения бумаги (тонкая, писчая бумага, под которую подкладывают шаблон или картонный силуэт, проглаживается сверху ногтем большого пальца). Так можно сделать поздравительные открытки.

12.  Совершенствовать технику папье-маше: обклеивать полые и объемные формы несколькими слоями мелких кусочков бумаги.

13. Конструировать игрушки по готовым разверткам, выкройкам и чертежам, учить читать чертежи: сгибы делаются по черным линиям, а надрезы - по красным линиям.


Задачи обучения конструированию из готовых форм (бросового или ранее использованного материала)

II младшая группа

Формировать у детей следующие умения:

-нанизывать на ленточки, веревочки, шнурки бусины, колечки, пуговицы, привязывать, завязывать узелки (бусы, ожерелья для кукол);

- скатывать комочки ваты, обмазывать их клеем, соединять между собой

(снеговичок, мышка), доклеивать или дорисовывать детали;

- скручивать проволоку в колечки, завязывать узелки, делать цепочки, плоскостные фигуры (неваляшки, зайчик);

- делать погремушки из использованных коробочек, опуская в них камушки, горошины, и заклеивая коробочки.

Средняя группа

Продолжать формировать конструктивные умения детей в работе с разными материалами:

- плетение косички из шнуров, веревок (пояс, ручки сумочки);

- укладывание косичек на ткань, картон и приклеивание их (подставка для кастрюли в подарок маме, коллективно из наклеенных косичек можно сделать основу какого-либо панно);

- оплетение шнурами или косичками стаканчиков, пузырьков из под шампуня, при этом сосуд намазывается клеем ПВА;

-нанизывание шнуров на длинную палочку и скрепление их попарно узелками в шахматном порядке (сетка);

- изготовление из ниток кисточек, куколок;

- использование синтетических материалов для игрушек - самоделок: вкладыши в коробках для конфет -посуда, подставка для торшера, цветок, фары машины; трубочки для коктейля, использованные стержни шариковых ручек- оси колес, мачта корабля, стебель цветка, карниз для занавесок; мягкие пузырьки из полиэтилена -лодки, коляски, машины, пузырьки можно резать вдоль и поперек;

- использование банок, коробок от зубной пасты, йогурта, крема для конструирования кукольной мебели, санок, колясочек, при помощи надрезания срезания,
- склеивания, дополнения игрушек поролоном, тканью (например, одеяльце для кроватки), пуговицами (например, колеса колясочки).

Старшая и подготовительная группы

Учить детей следующим конструктивным умениям:

- плетение из шнуров, веревок, проволочки (закладки, браслеты, брелки);

- индивидуальное обучение технике макраме;

- изготовление больших кукол для кукольного театра (коллективно);

- создание из коробок, флаконов макетов сказочных городов, доисторического леса с динозаврами, дополнение деталями из кожи, клеенки, использование для склеивания и оформления футляров от киндер-сюрпризов, колпачков, крышечек, трубочек;

- изготавливать из моточков ниток фигурки забавных животных;

- учить видеть образы в бутылочках разной формы;

- выполнять из яичной скорлупы-елочные игрушки; из пенопласта-кораблики, лодочки, машины; из проволоки-объемные фигурки животных.  

-  выполнять самоделки для игр с ветром, песком, водой, для сюжетно- ролевых игр;

- изготовление мягких игрушек из старых детских носочков путем набивания в них ваты, синтепона, перевязывания ниткой в нужных местах.

Следует учитывать интересы девочек и мальчиков при изготовлении игрушек

Задачи обучения конструированию из природного материала 

Занятия по конструированию из природного материала лучше проводить осенью, когда материал еще свежий и не засох.

II младшая группа

1. Учить детей комбинировать природные материалы, соединять их в поделке с помощью пластилина:

2. Делать из палочек, скрепленных проволокой плотики, самолетики;

3. Делать бусы, ожерелья, нанизывая ягоды и семена на проволоку в цветной оболочке;

4. Создавать венки, короны приклеивая листья и цветы к бумажным лентам.

Средняя группа

Совершенствовать навыки конструирования из природного материала:

- учить конструировать из шишек забавные игрушки: мышка, рыбка, сова, грибок. В основе таких поделок может быть одна шишка, к которой приклеиваются детали из других природных материалов, у рыбки - хвостик и плавничок из листьев или кленовых липучек, глазки-ягодки, у птички хвостик из пера или кусочка бересты, у грибка к ножке из шишки прикрепляется пластилином березовый гриб-чага;

- конструировать игрушки из скорлупы грецких орехов, доклеивая детали из бересты (у кораблика - парус, у жучка, черепашки - усики и ножки, их можно сделать и из иголок сосны. Вместо клея ПВА можно дать детям пластилин.

Старшая и подготовительная группы

Учить детей конструировать из природных материалов более сложные

игрушки и поделки:

- создавать забавные фигурки птиц, животных, человечков из нескольких желудей и шишек разного размера скрепляя шишки палочками, проволочками, предварительно проколов шилом, дополнять фигурки мхом, ягодами, веточками, приклеивать фигурки к подставкам из коры, из картона, покрытого мхом. В целях безопасности шило должно быть с короткой колющей частью;

- создавать коллективно сюжетные композиции, например, «лесная полянка»;

- конструировать игрушки из бересты: корзиночки, из берестяных цилиндров фигурки животных, башенки. Изделия склеиваются клеем ПВА или сшиваются иголкой по выкройкам;  

- выполнять фигуры животных и человека из соломки;

- вытачивать кораблики из сосновой коры;

- находить веточки, коряги, похожие на силуэты живых существ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой ко...

Обучение детей чтению в детском саду

В данной статье описан  опыт работы по обучению чтению детей второй младшей группы  по методике Глена Домина...

Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....

Методика обучения детей пению в детском саду

Методика обучения детей пению в детском саду...

Обучение Лего-конструированию в детском саду

Данное пособие предназначено для воспитателя и родителей,оно направлено на подробную информацию о пользе Лего-конструктора.Здесь можно узнать задачи Лего-конмтруирования,что развивает Лего-конструиров...

Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой ко...