Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию. Русь деревянная
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Абросимова Надежда Николаевна
Знакомство детей подготовительной группы с деревянным зодчеством древней Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevyannaya_rus_gotovyy.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с деревянным зодчество.
                            Русь деревянная

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями построений русских изб, показать его символичность, дать представление, что орнаменты, узоры отражали тесную связь человека далекого прошлого с природой;

2. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит избы с различными узорами в ряд ценнейших источников материальной и художественной культы русского народа;

3. Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству; развивать фантазию, чувство меры, глазомер, мелкую моторику рук;

4. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за золотые руки русских мастеров.

Образовательная область «Познание».

Познакомить с деревянным зодчеством, разнообразием видов построек, их украшениями, с традициями строительства избы; учиться сдавать макет избы; формировать интерес к традициям русского народа.

Воспитывать устойчивый интерес к архитектурным особенностям деревянного

зодчества родного края, умение замечать прекрасное в обыденной окружающей

жизни.

Интеграция областей.

«Художественное творчество» и «Конструирование»

Совершенствовать умение анализировать образец, выделять основные части поделки.

Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.

Продолжать учить проявлять аккуратность в работе.

«Здоровье»

Совершенствовать общую и мелкую моторику.

«Коммуникация»

Формировать навыки связной речи, общения в диалоге вопросно-ответной структуры, грамматический строй речи, расширить лексический словарь: землянка, трем, палаты, сруб, пакля.

«Социализация»

Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к особенностям жилищ предков, традициям строительства избы; использует в речи новые слова; поддерживает диалог со взрослыми и сверстниками.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Деревянное зодчество», рассматривание иллюстраций русских народных сказок, заучивание пословиц и поговорок, рисование русской избы.

Материал к занятию: Сундук, веточка хвои, пакля, ,, конструктор «Брёвнышки», презентация «Русь деревянная», иллюстрации землянки, избы, терма, дворца, заготовки построек, фонограмма русских народных мелодий и песни «Как за нашим за двором».

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в группу и обнаружила этот сундучок. Вот уж не знаю, откуда он у нас появился. Волшебство какое то.

Сундучок, сундучок

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Модная задвижка.

Кто сундучок открывает,

Тот загадки пусть отгадает.

«Узнай по запаху»

(Дети закрывают глаза, я растирая кору на веточке, проношу перед каждым. Ребёнок ощутив аромат должен определить его).

Дети: Сосна, ель, хвойные деревья

Воспитатель: Вы правильно сказали.

Настоящие чудеса творили умелые руки мастеров из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы. (Показ слайдов)

 Воспитатель: А почему Русь называли «деревянной»?

Дети: (Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, называли их избами.) .

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева.

Как вы думаете, откуда появилось слово деревня?

Дети: Потому -что все дома были из дерева.

Воспитатель: Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу

Дети: Русь деревянная, края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: Какие же породы деревьев использовали славяне для строительства всех этих сооружений?

Дети: На сруб – хвойные породы деревьев: ель, сосна, лиственница.

Воспитатель: Почему?

Дети: Хвойные деревья обеспечивали проветривание дома, это дерево «дышит», оно смолистое и менее подвержено гниению)

На крышу – осину

Воспитатель: Почему? 

Дети: осина устойчива к влаге

Воспитатель: С чего же начинали строительство?

Дети: Выбирали место, где начинать строительство. Рядом должен быть водоём и лес. Строить начинали с валки леса, стволы очищали от сучьев и коры)

Воспитатель: Сундучок приготовил ещё одну загадку. Показываю паклю.

 (Дети щупают паклю)

Воспитатель: Паклю использовали для утепления щелей между брёвнами

Воспитатель: А чем утепляли щели ещё раньше? 

Дети: болотным мхом

Воспитатель: Почему мхом?

Дети: Мох хорошо сохраняет тепло и убивает микробы).

 Воспитатель: Да, хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен и мастерство. Как же называли мастеров, которые занимались постройкой деревянных зданий?

Дети: Плотники

Воспитатель: Да! На Руси говорили: "Плотник - первый на селе работник".

Воспитатель: Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? 

Дети: Топором

Воспитатель: Да, топором и лес валили, и ложку могли выстругать.

Все делалось с помощью одного инструмента - топора. Раньше топор был единственным орудием труда у мастеров. Топором деревья рубили, топором сучья рубили, топором кору стесывали, и даже когда избу складывали, только топор и помогал.

Да, русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Брёвна составляли между собой очень плотно, так чтобы щёлочки не видать. На брёвнах проставляли зарубки – порядковые номера. Если требовалось, избу могли разобрать по брёвнышку, перевезти в другое место и снова собрать. 

Воспитатель: Сундучок предлагает вам собрать деревню без единого гвоздя.

Перед тем ,как приступить к работе ,давайте разомнёмся.

Физминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь,

Сели, встали, сели, встали,

И на место побежали.

(Дети выполняют работу, вместе с воспитателем собирают избу и ставят её на макет).

Воспитатель: Как вы думаете, а чего не хватает в нашей деревне?

Дети: Деревьев, людей.

Воспитатель: Давайте же заселим нашу деревню.

Молодцы.

Воспитатель: Дети, а чем мы сегодня с вами  занимались?

Дети: Путешествовали в старину. В древнюю деревянную Русь.   Строили деревянные дома, деревню.

Воспитатель: По традиции, после строительства избы, славяне праздновали новоселье, на которое звали всех соседей, пели, плясали, угощали гостей. И мы вас гости хотим угостить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию.

Данный конспект разработан в целях обучения детей выполнять поделку « пингвина» в технике- оригами. ...

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию на тему "Осенние листочки"

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию...

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию "Верный друг казака"

Формировать представления детей о том, что жизнь казака без коня невозможна, развивать глазомер, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь к животным....

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию в технике оригами "Грач"

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию в технике оригами "Грач"...

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию "Путешествие на остров сокровищ"

Дети научились ориентироваться по карте.узнали какие виды кораблей бывают....

План-конспект занятия в подготовительной группе по конструированию из бумаги «Зимующие птицы».

Задачи:1.Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»).2.Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.3.Воспитывать а...

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию из бумаги на тему " Мебель для Маши и трёх медведей"

Закреплять навык изготовления коробочки кубической формы.Учить детей преобразовывать её в другой предмет.Развивать творческое воображение.Воспитывать аккуратность....