Консультация для педагогов «Влияние конструирования на умственное развитие дошкольников»
консультация по конструированию, ручному труду

Лапина Наталья Владимировна

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь.Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_konstruirovaniya.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Влияние конструирования

на умственное развитие  дошкольников

        

                                                                                   Воспитатель:

Лапина Н.В.

                                                                         

2019 год

Влияние конструирования

на умственное развитие  дошкольников

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из видов  детской деятельности является конструирование из различных материалов (конструкторов, модулей, бумаги, природного  и иного материала). Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются в конструировании. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка.

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом дети в основном отображают существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

К техническому относятся: конструирование из строительного материала (деревянные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, из крупных модулей.

К художественному относятся конструирование из бумаги и из природного материала, что позволяет не столько отображать структуру образца, сколько выразить отношение к ним, передать характер, используя приемы «нарушение» пропорций, цвет, фактуру, форму.

Конструктивная  деятельность ребенка  достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом          он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать.

Восприятие окружающего мира, являющиеся источником замыслов малышей, часто бывает поверхностным, поэтому важно создавать условия для развития любознательности ребенка: обогащать окружающую среду предметами, которые можно использовать и с которыми можно экспериментировать (разбирать на части соединять и разъединять детали, складывать, выкладывать, изменять пространственное положение). Это могут быть предметы различной величины, формы, с разнообразной поверхностью, разного цвета; позволяющие ребенку знакомиться с их физическими свойствами; игрушки и предметы позволяющие ребенку обнаружить причинно-следственные связи.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, дети учатся в верном употреблении понятий (широкий – узкий, высокий – низкий и т.д.). У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т.п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (больше – меньше, толще - тоньше, длиннее – короче, тяжелее – короче и др.). Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах (куб, цилиндр, шар).

Дети учатся видеть связь между назначением предметов и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией в пространстве предмета. Дети уже умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали, сооружать устойчивые конструкции.

Все это говорит о том, что конструирование играет особую роль в умственном воспитании дошкольников. У детей  развиваются разные виды мышления: пространственное, логическое, математическое, ассоциативное, а также память, воображение. У ребенка с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук дают малышу возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, обучение дошкольников разным видам конструирования  развивает их любознательность, сообразительность, познавательную активность, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Конструирование по своему характеру сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. В процессе конструирования мышление детей носит творческий характер.

Значение конструктивной деятельности для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другу, преодолевать трудности и т.п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Благодаря конструированию, формируются важные качества личности   ребенка:   самостоятельность,   наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость,         развиваются творческие способности.

Таким образом, конструктивная деятельность учит детей планировать свои действия, обдумывать их, самостоятельно находить способы решения различных познавательных задач, проявляя при этом творчество.  Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

Литература и интернет-источники

1 Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет. – М.: Мозак-Синтез, 2016.  - 73с.

2 Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

3 http://www.jurnal.org/articles/2017/ped2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Влияние конструирования и робототехники развитие детей дошкольного возраста

Современные дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые непоседливые и подвижные ребята могут долгое время что-то собирать, складывать, строить....

Консультация для родителей "Значение конструирования в умственном развитии ребенка"

Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические де...

консультация для родителей "Влияние конструирования в развитии и формировании личности ребенка".

Значение конструирования в развитии и формировании личности ребенка....

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Значение конструирования в умственном развитии ребёнка"

Конструирование ппривлекает детей тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности. В нём дети-дошкольники удовлетворяют свою потребность в игре; в нём находит отражение и стремление дейс...

Консультация для педагогов: «Влияние педагога на эмоциональное самочувствие дошкольника»

Консультация для педагогов: «Влияние педагога  на эмоциональное самочувствие дошкольника»...