Конструирование из строительного материала
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Барбина Виктория Николаевна

Материал может быть полезен воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_iz_stroitelnogo_materiala.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре по теме:

«Конструирование из строительного материала».

Задачи:

  • Научить приемам строительного конструирования;
  • Расширять  представления о сооружениях и постройках окружающего, учить видеть  конструктивные особенности построек;
  • Побуждать детей использовать в игре приобретенных при обучении умения и навыки конструирования;
  • Учить коллективно выполнять постройки, считаясь в работе с мнением друзей;
  • Учить обосновывать свое мнение, мотивируя его целесообразность;
  • Учим работать организованно, соблюдая порядок при использовании материала;
  • Развивать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывая свои действия
  • Обучать правильно сочетать самодеятельность и активность детей.

(Ф2)  В ФГОС конструирование определено как компонент обязательной части программы. Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческой познавательной деятельности- вот главные задачи которые стоят перед педагогом.

(Ф3)  Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов. Основным содержанием этого вида деятельности является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы друзей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели.
           Правильно организованные игры со строительным материалом способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, такие процессы мышления как анализ и синтез, умение сравнивать, такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу, умение правильно ориентироваться в пространстве.

Занятия со строительным материалом развивают мелкую моторику рук, тем самым улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивает координацию движения.

(Ф4) Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

Виды конструирования могут быть:

По характеру деятельности детей:

  • Индивидуальное.
  • Коллективное.

По материалу: деревянные, тканевые, пластмассовые.

(Ф5, 6) Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются в основном  разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.  

В процессе создания конструкций из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций). 

Основной формой организации работы с детьми являются занятия в группе. Большое внимание уделяется индивидуальной образовательной деятельности, так как не все дети одинаково восприимчивы, не все одинаково усваивают приемы работы, не все одинаково умеют пользоваться своими умениями. Такие дети требуют особого внимания.


          (Ф7, 8) Конструктивные игры и занятия в первой группе раннего возраста проводятся с 9 месяцев жизни ребенка. Необходимо вызвать у детей интерес к действиям с кубиками и кирпичиками, научить узнавать и различать их, следить за несложными действиями с ними взрослого и воспроизводить эти действия: накладывать кубики и кирпичики друг на друга, укладывать рядом.
         Занятия с кубиками и кирпичиками в этой группе проводятся индивидуально с каждым ребенком в течение 3-6 минут. Программа занятий конструированием с детьми от одного года до двух лет усложняется. Дети учатся узнавать 3-4 детали строительного набора (кирпичики, кубики, пластины, трехгранные призмы), уметь накладывать их друг на друга, ставить рядом, воспроизводить действия, показанные воспитателем. Если на занятиях конструированием основным приемом обучения детей полутора лет был, показ образца и приемов действий, сопровождаемый пояснением взрослого, то к концу второго года жизни возможна словесная инструкция, относящаяся к действиям знакомым детям.

             (Ф9) Конструирование из строительных материалов в младшем дошкольном возрасте.
        К трем годам они уже могут назвать, что будут строить, и способны к большей самостоятельности, могут выполнять те или иные действия без помощи взрослых, изменяя ход знакомых событий, выражая этим свое отношение к ним. Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом: размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд), накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка), замыкает пространство (загородка, забор, домик), делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Основной задачей в этом возрасте является побуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейших конструкций.
Основные постепенно усложняющиеся конструкции воспитатель задает через образцы.
Занятия по сюжетному конструированию проводят по подгруппам (4-5 человек). Инициатива всегда принадлежит воспитателю.


             (Ф10) Конструирование из строительных материалов в среднем дошкольном возрасте
           Конструирование отличается от игры и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.
Роль игрушки в этом возрасте по — прежнему велика и воспитатель должен, помнить, что дети только еще начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки и соотносить их между собой.
Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя. Ребенок уже стремится согласовывать свои действия с действиями товарищей ради достижения общей цели. Дети уже в состоянии понять требования взрослых и коллектива и подчинить им свое поведение.
Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.
Особое внимание уделяется организации обследования образцов по определенной схеме.

На занятиях нужно использовать образные игрушки, соразмерные с набором строительного материала, вызывать у детей желание поиграть с постройкой.

           (Ф11) Конструирование из строительных материалов в старшем дошкольном возрасте.

У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Они уже многое могут делать самостоятельно. Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний. В определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность. У детей появляются элементы самоконтроля: замечают свои ошибки, неточности в изображении и стараются исправить их, могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко. Воспитатель помогает детям правильно и точно излагать мысли.
           Развитие речи приводит к тому, что общение детей становится более свободным. Они охотно делятся опытом с товарищами.  Дети постепенно готовятся к школе, т. е. учатся внимательно воспринимать задания и выполнять их, самостоятельно решать ряд конструктивных задач, сознательно и настойчиво овладевать новыми способами работы, продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков. В старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

           (Ф12, 13) Конструирование из строительных материалов в подготовительной группе.

Дети подготовительной группы в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

             (Ф14) Промежуточные результаты по освоению программы.

Результативность занятий по конструированию можно оценить, выполнив диагностику наличия у детей определённых навыков и умений, их заметный рост и развитие за оцениваемый период. 

Необходимо помнить, что работа с детьми помимо соблюдения стандартов образования всегда требует и непосредственного человеческого внимания воспитателя. В своём стремлении дать детям как можно больше знаний нельзя забывать и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе. При грамотной организации занятий конструирование может не просто стать любимым видом творчества  для ребёнка, но и оставить приятные воспоминания на всю дальнейшую жизнь. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрации построек по конструированию из строительного материала

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выпо...

Конструирование из строительного материала (презентация)

Конструированиеиз строительного материала...

Презентация для НОД конструирование из строительного материала

Использованеи презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....

Презентация для НОД конструирование из строительного материала

Использованее презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

развитие творческих способностей ребенка на занятиях по конструированию из строительного материала...

"Организация занятий по конструированию из строительного материала"

Консультация  для  воспитателей  по  теме:   "Организация  занятий  по  конструированию  из  строительного  материала"...

"Организация занятий по конструированию из строительного материала"

Консультация  для  воспитателей  по  теме:   "Организация  занятий  по  конструированию  из  строительного  материала"...