Мастерская в группе детского сада (фестиваль педагогических идей 2019)
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Чекмарева Татьяна Евгеньевна

В данном конспекте собраны идеи по ведению "Мастерской" в детских садах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастерская в ДОУ17.61 КБ

Предварительный просмотр:

В связи с введением ФГОС меняются подходы организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером. Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей, и возможность свободного перемещения и общения детей.

Совместная деятельность детей и взрослых позволяет педагогу широко использовать интегрированный подход, который в соответствии требованиям ФГОС ДОУ является одним из основополагающих в работе современного ДОУ. Актуальность использования интегрированного подхода в моей работе объясняется целым рядом причин:

  1. Интегрированное обучение помогает мне в формировании целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
  2. В непосредственно образовательной деятельности (НОД) развивается потенциал самих воспитанников. Я побуждаю их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения НОД нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течении НОД позволяет мне поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности данной деятельности.
  4. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на НОД я имею возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Программа «Успех» предлагает воспитателю использовать в своей работа такой вид НОД как «Мастерская».

«Мастерская» - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей.

Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать.

«Мастерская» -  это одна из новых форм непосредственно - образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Здесь есть все для того, чтобы творить.

«Мастерская» представляет собой место в группе, оснащенное всем необходимым оборудованием для экспериментирования и конструктивной деятельности с «бросовым» и другим материалами. В «Мастерской» находятся и дидактические пособия: альбомы поделок, схемы-чертежи, технологические карты.

«Мастерская» открывает путь и для использования поделок из различного материала в различных событиях повседневной жизни детского сада: в ней создаются игрушки, подарки-сувениры к праздникам и дням рождениям и т. д. При этом конструирование из различного материала выступает как объединяющее начало, обеспечивающее и само конструирование, и другие виды деятельности, содержательность досуга ребят в детском саду. Дети конструируют не только для себя, но и для своих сверстников, малышей, взрослых.

Таким образом, использование «Мастерской», как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Особенность «мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными: краски, бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал: фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, использованные фломастеры и ручки, трубочки от бумажных полотенец и туалетной бумаги, коробки, коробочки от спичек, пластиковые бутылки, контейнера, пуговицы и т.д.

Мастерская как форма организации предполагает создание условий:

1. организацию общего рабочего пространства;

2. возможность выбора цели из нескольких - по возможностям и интересам.

3. открытый временной конец занимательного дела, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Дети включаются в деятельность добровольно по принципу «Я тоже хочу делать это!»

Деятельность в мастерской проходит по определенной структуре:

- ритуал начала и окончания занятия;

- постановка проблемы;

- своевременный поиск путей решения проблемы;

- совместная работа (индивидуальная, коллективная, творческие работы выполняются детьми самостоятельно, без помощи и контроля взрослого)

В «Мастерской» работают с бумагой и бросовым материалом, бумага – один из самых простых, доступных, легкообрабатываемых материалов.

Наверняка в каждом воспитателе есть капелька детской гениальности. И если вы с азартом возьметесь за дело, малыш непременно подключится к вам. Вместе вы сможете изобрести что-то по-настоящему гениальное из таких простых вещей, как коробки, бутылки, баночки…

Поделки из бросового материала интересны тем, что для них требуется любой подручный неорганический материал, который мы обычно считаем мусором и выкидываем. К тому же мусор: пластиковые бутылки, банки, упаковка от продуктов и многое другое может стать удачным материалом для детских поделок. Ведь его так легко достать, он всегда под рукой. Не стоит пренебрежительно относится к мусору и в серьезном творчестве.

Вообще, бросовый материал предоставляет детям большие возможности для фантазирования. А, самое главное, не нужно бежать в магазин и тратить средства на покупку этого материала! Не надо также искать в лесу или парке шишки, веточки, листики и т. п. для создания поделок из природного материала (хотя это весьма увлекательно). У вас всегда найдутся пластиковые бутылки, картонные ячейки из-под яиц, пакеты из-под молока, сока или кефира, в ход могут пойти упаковки из-под киндер-сюрпризов, старые пуговицы, спичечные коробочки и многое другое!

Процесс создания поделок из бросового материала включают в работу воображение и фантазию, учат детей ценить даже такие мелочи, что очень важно в наш век потребительства.

Подключение детей к изготовлению поделок из бросового материала – обязательное условие. Развитие фантазии, воплощение мечты в реальность – это замечательный момент в становлении маленькой личности. Приучение к труду с малых лет, развитие усидчивости, развитие мелкой моторики пальцев – немаловажные факторы в качественном развитии малыша. Сознание своего участия в каком-либо процессе, труд наравне со взрослыми существенно повысят самооценку маленького человека. Дети с большим удовольствием своими руками дарят новую жизнь старым вещам. Ребята без страха «все испортить» берутся за работу, а когда видят результат собственного труда – это здорово поднимает их самооценку. Ведь они творцы!

Совместная работа детей и родителей, где родители отвечают за техническую сторону работы, прочность, и безопасность, естественно вовлекает их в процессе воспитания ребят. При этом важно, чтобы дети и родители работали сообща, и ребята не были просто зрителями или выполняли только подсобную работу (принеси, подержи). Для привлечения игровой мотивации необходимо проводить семейные конкурсы по типу домашних заданий, результат которых оцениваются в детском саду на выставках.

Взаимодействие с семьей – важный момент в организации мастерской в группе. Именно родители – главные «поставщики» «бросового» материала для детского творчества, производящие совместно с воспитателями его предварительную гигиеническую обработку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль педагогических идей в детском саду

материал содержит Положение о профедении Фестиваля педагогических идей в детском саду, и презентацию, где представлены некоторые пособия для  физическому развитию детей,   воспитания интерес...

Фестиваль педагогических идей в детском сду

Материала содержит Положение о проведении Фестиваля и презентацию, содержащую некоторые пособия. представленные  воспитателями на фестивале....

Конспект занятия по развитию речи в 1-й младшей группе Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Стратегическая цель: воспитание заботливого отношения к домашним животнымЗадачи:Учить называть домашних животных и их детёнышейРазличать понятия один - многоФормировать н...

Сценарий осеннего праздника в разновозрастной группе детского сада «Сказка для Осени» 2019 г.

Цели и задачи:  • Учить сравнивать и сопоставлять художественные образы.• Стимулировать творческую активность, свободу эмоциональной раскованности.• Развивать у дете...

Детско-родительский проект «Мастерская Деда Мороза» в средней оздоровительной группе детского сада 2019 года

В статье раскрывается взаимодействие родителей и детей среднего дошкольного возраста в рамках творческого детско-родительского проекта. Автор предполагает ознакомить детей с историей возникновения нов...

Детско-родительский проект «Мастерская Деда Мороза» в средней оздоровительной группе детского сада 2019 года

Детско-родительский проект "Мастерская Деда Мороза"в средней  оздоровительной группе....

Международный Фестиваль педагогических идей «Открой себя» г. Велиж 2019

Развитие логического мышления дошкольника  через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера».Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развити...