Главные вкладки
Международный Фестиваль педагогических идей «Открой себя» г. Велиж 2019
методическая разработка по математике
Развитие логического мышления дошкольника через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 25.74 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Международный Фестиваль педагогических идей «Открой себя»
г. Велиж 2019
"Развитие логического мышления дошкольника через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера»
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Федорова Светлана Валентиновна, воспитатель детского сада №5 «Теремок» г. Велижа. Я хочу поделиться с вами опытом работы по теме работы по теме «Развитие логического мышления дошкольника через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера»
Слайд №2
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку.
Эффективное развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных проблем современности. Любознательные дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, здесь очень хорошо применима древняя китайская пословица: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Слайд №3
Один из самых удачных вариантов, на мой взгляд – это методики Золтана Дьенеша, Джорджа Кюизенера, Бориса Никитина. Почему я взяла для работы именно блоки, палочки и кубики?
Потому, что они способствуют развитию:
- мыслительных операций (классификация, группирование предметов, исключение лишнего, анализ и синтез);
- формированию элементарных математических представлений (фигура, число, цифра, пространство, абстракция)
- психических процессов – внимание, память, логическое мышление,
- мелкой моторики;
- мыслительным операциям.
Слайд №4
Новизна: заключается в разработке системы дополнительных занятий по математике для детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел. Весь материал излагается в игровой форме. Теоретические знания ребенок получает в контексте практического применения развивающих игр.
Слайд №5
Цель: создание условий для развития познавательных способностей и логического мышления детей.
Задачи:
Обучать детей операциям анализа, сравнения, классификации, упорядоченности действий, приему сериации.
Развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.
Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Слайд №6
Свою работу я строю на основе следующих принципов:
- от простого к сложному, который предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
- индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
- безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
- сотворчество детей и взрослых;
Слайд №7
Давайте познакомимся с развивающими играми.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (18911976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Занятия с цветными счетными палочками Кюизенера очень разнообразны. Ребенку предлагается выкладывать "лестницы" из последовательно увеличивающихся палочек. Ребенок может разбирать состав числа, выкладывая с более длинной палочкой две или три более коротких, которые вместе образуют ту же длину. Можно посчитать длину любой палочки, например, с помощью единичек. Для понимания состава числа ребенку предлагается также выкладывать "коврики" из счетных палочек.
Слайд №8
А теперь давайте поиграем
Послушайте волшебную сказку.
Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно.
И вот однажды решили палочки поиграть с вами в игру, которая называется «Назови число – найди палочку».
Перед Вами числовая и цветовая лесенка. Самая маленькая палочка – ступенька означает число один, самая большая - число десять. Найдите палочку, которая соответствует числу 4 (красная); 6 (фиолетовая); 8(бордовая); 3 (голубая). Усложним игру: назовите число по цвету палочки – белая(1), розовая (2), голубая(3), черная (7), оранжевая (10), желтая (5).
А сейчас еще усложним задание: мы будем составлять числа из цветных палочек.
Из каких палочек можно составить число 7?
составьте число 6 из одинаковых палочек. (Две голубые).
составьте число 6 из разных палочек. (Белая и желтая; розовая и красная).
составьте число 6 из палочек розового цвета. (3 палочки розового цвета).
Слайд № 9
Никитин Борис Павлович — один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества разработал систему развивающих игр. Кубики "Сложи узор" - одно из самых известных пособий Никитина. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.
Слайд № 10
Игра «Сложи узор»
Наше путешествие в сказку продолжается. Впереди у нас лесная полянка.
Смотрите! Возле пенёчка сидит белочка и плачет. Белочка, что случилось, расскажи».
Белочка: «Ой, ребята, злой колдун вырубил все деревья, и мне с бельчатами негде жить».
Воспитатель: «Не плачь, белочка, мы тебе поможем – посадим новые деревья! Ребята, давайте построим из кубиков ёлочки. Вот вам подсказка – схема построения».
Белочка благодарит ребят за новый дом.
Слайд №11
«Молодцы. Идем дальше. Впереди у нас озеро. На берегу ждет нас лисичка. Она просит ребят помочь перебраться на другой берег. Как можно помочь лисички?
Дети: «Можно из кубиков построить лодку».
Воспитатель: «Давайте переплывём через озеро на лодке. Вот вам подсказка – схема построения».
Слайд №12
Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. Он создал теорию для малышей от трех до восьми лет, учитывая их физиологические и возрастные особенности. Главная задача взрослых – запастись терпением, разобраться в особенностях методики, а также научиться использовать наглядные пособия. В результате дети смогут решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.
Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый); форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Начинать играть можно уже в раннем возрасте: в 1-2 года подойдут простые игры на сортировку элементов. Поможет развить речь, мышление и математические представления, а так же сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой.
Слайд №13
Давайте поиграем:
1.«Автотрасса»
А сейчас мы продолжим путешествовать на автомобили. Для этого нам необходимо построить дорогу. Строим дорогу по таблице
Слайд №14
2. «Подарок». Какие мы молодцы выполнили все задания!
Все заслужили подарок! Угадайте, какие фигуры - подарки спрятались в коробке.
Слайд №15
В начале 90 годов в Ленинградском областном институте развития образования собирается группа педагогов под руководством Беллы Борисовны Финкельштейн. Они разрабатывают задания к развивающим играм Дьенеша, Кюизенера, Никитина и на основании их создают красочно оформленные альбомы. Для палочек Кюизенера «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки». Для кубиков Никитина «Сложи узор для малышей». Блоки Дьенеша «Маленькие логики», «Клад затонувших кораблей», «Праздник в стране блоков»…...
Все эти альбомы используются в работе с детьми.
Слайд №16
И как итог проделанной работы:
- дети стали более информированными об окружающем мире,
- познавательная деятельность стала целенаправленнее, экономичнее,
- дети легко сотрудничают со взрослыми, заинтересованы в поиске оптимального способа решения задач.
Слайд№17
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Таким образом, при использовании логика - математических игр в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
Используемая литература
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры Москва: Просвещение,1990.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников; Санкт-Петербург: Акцидент, 1997.
- Столяр А.А Давайте поиграем Москва; Просвещение,1991.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Эффективное развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных проблем современности. Любознательные дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, здесь очень хорошо применима древняя китайская пословица: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю ».
Один из самых удачных вариантов на мой взгляд – это методики Золтана Дьенеша , Джорджа Кюизенера , Бориса Никитина. Почему я взяла для работы именно блоки, палочки и кубики? Потому, что они способствуют развитию: мыслительных операций (классификация, группирование предметов, исключение лишнего, анализ и синтез); формированию элементарных математических представлений (фигура, число, цифра, пространство, абстракция) психических процессов – внимание, память, логическое мышление, мелкой моторики; мыслительным операциям.
Новизна: заключается в разработке системы дополнительных занятий по математике для детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша , кубиков Никитина , палочек Кюизенера систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей , логического мышления и моделирования чисел . Весь материал излагается в игровой форме. Теоретические знания ребенок получает в контексте практического применения развивающих игр.
Цель : создание условий для развития познавательных способностей и логического мышления детей. Задачи : Обучать детей операциям анализа, сравнения, классификации, упорядоченности действий, приему сериации . Развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Свою работу я строю на основе следующих принципов: от простого к сложному, который предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх; индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей; безоценочность : при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка; сотворчество детей и взрослых.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер ( 1891-1976 ) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7
Никитин Борис Павлович — один из основоположников методики раннего развития, разработал систему развивающих игр. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д.
Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. Он создал теорию для малышей от трех до восьми лет, учитывая их физиологические и возрастные особенности. Главная задача взрослых – запастись терпением, разобраться в особенностях методики, а также научиться использовать наглядные пособия. В результате дети смогут решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.
Автотрасса
Результат: дети стали более информированными об окружающем мире, познавательная деятельность стала целенаправленнее, экономичнее, дети легко сотрудничают со взрослыми, заинтересованы в поиске оптимального способа решения задач.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». В. А. Сухомлинский
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)
Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...
«Развитие логического мышления в дидактических играх по математике у детей старшего дошкольного возраста»
Аннотация: в статье автор раскрывает систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на...
"Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...
«Рекомендации родителям по развитию логического мышления у дошкольников через блоки Дьенеша»
Рекомендации родителям по развитию логического мышления детей....
Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»
Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша» Тема: «Игры на развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша...
Использование специальных дидактических средств – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, кубики Зайцева.
Использую специальные дидактические средства – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера. Изучаю и применяю в работе методику Н.А.Зайцева «Кубики Зайцева»....