"Развитие логического мышления дошкольника через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера»
материал

Федорова Светлана Валентиновна

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx25.74 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Международный  Фестиваль педагогических идей «Открой себя»

г. Велиж 2019

"Развитие логического мышления дошкольника  через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера»

Слайд  №1

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Федорова Светлана Валентиновна, воспитатель детского сада №5 «Теремок» г. Велижа. Я хочу поделиться с вами опытом работы по теме работы по теме «Развитие логического мышления дошкольника  через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера»

Слайд №2

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку.  

Эффективное развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных проблем современности.  Любознательные дошкольники  быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, здесь очень хорошо применима древняя китайская пословица: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

Слайд №3

Один из самых удачных вариантов, на мой  взгляд – это методики  Золтана Дьенеша, Джорджа Кюизенера, Бориса Никитина. Почему я взяла  для работы именно блоки, палочки и кубики?

 Потому, что они способствуют развитию:  

  • мыслительных операций (классификация, группирование предметов, исключение лишнего, анализ и синтез);
  •  формированию элементарных математических представлений (фигура, число, цифра, пространство, абстракция)
  •   психических процессов – внимание, память, логическое мышление,
  • мелкой моторики;
  • мыслительным операциям.  

Слайд №4

Новизна:  заключается в разработке системы дополнительных  занятий по математике для детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических  способностей, логического мышления и моделирования  чисел. Весь материал излагается в игровой форме. Теоретические знания ребенок получает в контексте практического применения развивающих игр.  

Слайд №5

Цель: создание условий для развития познавательных способностей и логического мышления детей.

Задачи:

Обучать детей операциям анализа, сравнения, классификации, упорядоченности  действий, приему сериации.

Развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.

Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Слайд №6

Свою работу я строю на основе следующих принципов:

  • от простого к сложному, который  предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
  • индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
  • безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
  • сотворчество детей и взрослых;

Слайд №7

Давайте познакомимся с развивающими играми. 

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (18911976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.  Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.    Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Занятия с цветными счетными палочками Кюизенера очень разнообразны. Ребенку предлагается выкладывать "лестницы" из последовательно увеличивающихся палочек. Ребенок может разбирать состав числа, выкладывая с более длинной палочкой две или три более коротких, которые вместе образуют ту же длину. Можно посчитать длину любой палочки, например, с помощью единичек. Для понимания состава числа ребенку предлагается также выкладывать "коврики" из счетных палочек.

Слайд  №8

А теперь давайте поиграем

Послушайте волшебную сказку.  

Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно.  

И вот однажды решили палочки поиграть с вами в игру, которая называется «Назови число – найди палочку».

Перед Вами числовая и цветовая лесенка. Самая маленькая палочка – ступенька означает число один, самая большая - число десять.  Найдите палочку, которая соответствует числу 4 (красная); 6 (фиолетовая); 8(бордовая); 3 (голубая). Усложним игру:  назовите число по цвету палочки – белая(1), розовая (2), голубая(3), черная (7), оранжевая (10), желтая (5).

А сейчас еще усложним задание: мы будем составлять числа из цветных палочек.

 Из каких палочек можно составить число 7?

 составьте число 6 из одинаковых палочек. (Две голубые).

 составьте число 6 из разных палочек.  (Белая и желтая; розовая и красная).

составьте число 6 из палочек розового цвета. (3 палочки розового цвета).

Слайд № 9

         Никитин Борис Павлович — один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества разработал систему развивающих игр. Кубики "Сложи узор" - одно из самых известных пособий Никитина. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

Слайд № 10

Игра «Сложи узор»

Наше путешествие в сказку продолжается. Впереди у нас лесная полянка.

Смотрите! Возле пенёчка сидит белочка и плачет. Белочка, что случилось, расскажи».

Белочка: «Ой, ребята, злой колдун  вырубил  все деревья, и мне с бельчатами негде жить».

Воспитатель: «Не плачь, белочка, мы тебе поможем – посадим новые деревья! Ребята, давайте построим из кубиков ёлочки. Вот вам подсказка – схема построения». 

Белочка благодарит ребят за новый дом.

Слайд №11

«Молодцы. Идем дальше. Впереди у нас озеро. На берегу ждет нас лисичка. Она просит ребят помочь перебраться на другой берег. Как можно помочь лисички?

Дети: «Можно из кубиков построить лодку».

Воспитатель: «Давайте переплывём через озеро на лодке. Вот вам подсказка – схема построения».

Слайд №12

Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. Он создал  теорию для малышей от трех до восьми лет, учитывая их физиологические и возрастные особенности. Главная задача взрослых – запастись терпением, разобраться в особенностях методики, а также научиться использовать наглядные пособия. В результате дети смогут решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.

 Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый); форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Начинать играть можно уже в раннем возрасте: в 1-2 года подойдут простые игры на сортировку элементов. Поможет развить речь, мышление и математические представления, а так же сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой.

Слайд  №13

Давайте поиграем:

1.«Автотрасса»

А  сейчас мы продолжим путешествовать на автомобили. Для этого нам необходимо построить дорогу. Строим дорогу по  таблице

Слайд  №14

2. «Подарок». Какие мы молодцы выполнили все задания!

Все заслужили подарок! Угадайте, какие фигуры - подарки спрятались в коробке.

Слайд  №15

В начале 90 годов в Ленинградском  областном институте развития образования собирается группа педагогов под  руководством Беллы Борисовны Финкельштейн. Они разрабатывают задания к развивающим играм Дьенеша, Кюизенера, Никитина и  на основании их создают красочно оформленные альбомы. Для палочек Кюизенера «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки». Для кубиков Никитина «Сложи узор для малышей». Блоки Дьенеша «Маленькие логики», «Клад затонувших кораблей», «Праздник в стране блоков»…...

Все эти альбомы  используются в работе с детьми.

Слайд №16

И как итог проделанной работы:

  • дети стали более информированными об окружающем мире,
  • познавательная деятельность стала целенаправленнее, экономичнее,
  • дети легко сотрудничают со взрослыми, заинтересованы в поиске оптимального способа решения задач.

Слайд№17
         В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного  развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

Таким образом, при использовании логика - математических игр в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Используемая литература

  1. Никитин  Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры Москва: Просвещение,1990.
  2. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников; Санкт-Петербург: Акцидент, 1997.
  3. Столяр А.А Давайте поиграем Москва; Просвещение,1991.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие логического мышления дошкольника средствами дидактических игр: блоки Дьенеша , кубики Никитина, палочки Кюизинера » Презентация Воспитатель Федорова С.В., МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велиж

Слайд 2

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Эффективное развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных проблем современности. Любознательные дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, здесь очень хорошо применима древняя китайская пословица: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю ».

Слайд 3

Один из самых удачных вариантов на мой взгляд – это методики Золтана Дьенеша , Джорджа Кюизенера , Бориса Никитина. Почему я взяла для работы именно блоки, палочки и кубики? Потому, что они способствуют развитию: мыслительных операций (классификация, группирование предметов, исключение лишнего, анализ и синтез); формированию элементарных математических представлений (фигура, число, цифра, пространство, абстракция) психических процессов – внимание, память, логическое мышление, мелкой моторики; мыслительным операциям.

Слайд 4

Новизна: заключается в разработке системы дополнительных занятий по математике для детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша , кубиков Никитина , палочек Кюизенера систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей , логического мышления и моделирования чисел . Весь материал излагается в игровой форме. Теоретические знания ребенок получает в контексте практического применения развивающих игр.

Слайд 5

Цель : создание условий для развития познавательных способностей и логического мышления детей. Задачи : Обучать детей операциям анализа, сравнения, классификации, упорядоченности действий, приему сериации . Развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Слайд 6

Свою работу я строю на основе следующих принципов: от простого к сложному, который предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх; индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей; безоценочность : при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка; сотворчество детей и взрослых.

Слайд 7

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер ( 1891-1976 ) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Слайд 8

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7

Слайд 9

Никитин Борис Павлович — один из основоположников методики раннего развития, разработал систему развивающих игр. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д.

Слайд 12

Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. Он создал теорию для малышей от трех до восьми лет, учитывая их физиологические и возрастные особенности. Главная задача взрослых – запастись терпением, разобраться в особенностях методики, а также научиться использовать наглядные пособия. В результате дети смогут решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.

Слайд 13

Автотрасса

Слайд 16

Результат: дети стали более информированными об окружающем мире, познавательная деятельность стала целенаправленнее, экономичнее, дети легко сотрудничают со взрослыми, заинтересованы в поиске оптимального способа решения задач.

Слайд 17

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». В. А. Сухомлинский

Слайд 18

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)

Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...

«Развитие логического мышления в дидактических играх по математике у детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация: в статье автор раскрывает систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на...

"Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Одна из важнейших задач воспитания  ре­бенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мысли­тельных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...

«Рекомендации родителям по развитию логического мышления у дошкольников через блоки Дьенеша»

Рекомендации родителям по развитию логического мышления детей....

Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»

Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша» Тема: «Игры на развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша...

Программа по теме самообразованию Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения

Программа по теме самообразованию Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения...