Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Гончаренко Евгения Валентиновна

Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_9.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»

 


 

Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»

    С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании для создания условий индивидуализации образовательного процесса мы представляем опыт работы педагогов ДОУ в работе с дошкольниками разных возрастов.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

     Комплект пособий и игровых наборов «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО, открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Мало кто из педагогов задумывался, кем создана эта методика и почему.

Фридрих Фрёбель известен как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра.

Игру Фрёбель характеризовал как «высшую ступень детского развития». Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Фрёбель ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную, строго регламентированную систему, создал знаменитые «Дары» — пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

Предлагаю познакомиться с каждым из «Даров Фрёбеля». На ваших столах находятся наборы. Посмотрите на них, пожалуйста, и подумайте, как можно применить эти «Дары» в работе с детьми, в какую игру можно с ними поиграть? А я расскажу свои варианты игр. На слайдах даны примерные цели игр с детьми разных возрастов.

МЯЧ.

Игра «Вязаные мячики» (для детей 2-3 лет).

В наборе разного цвета мячики, у них есть верёвочки и петелька, чтобы можно было надеть на руку. Далее мы говорим: «Ребята, а вы умеете играть в мячик?» «Да» — отвечают нам дети. «Тогда выберите любой мячик». Дети выбирают любой мячик и мы, все вместе, начинаем катать его в руках, по рукам, телу, ладоням, тем самым, развиваем мелкую моторику. «Давайте покажем мячики друг другу. Какие они?» (дети отвечают, какие шары по цвету, на ощупь) «Что же можно делать с мячиками»? (кидать, ловить…) «Давайте будем кидаться мячиками» (тем самым мы снимаем агрессию у детей, развиваем координацию движений). «Но вот наши мячики устали. Что же мы будем с ними делать?» (ответы детей) «Нам надо покачать мячики, чтобы они отдохнули». (Дети ложатся на ковёр, качают мячики, баюкают их.) «Наши мячики отдохнули и теперь мы можем устроить соревнование: кто забросит мячик в ведро». То есть, вязаные мячики выполняют роль заместителя.

    ДЕРЕВЯННЫЕ ШАР, КУБИК, ЦИЛИНДР.

Игра-опыт (для детей 6-7 лет).

Все фигуры подвешены на верёвочках к деревянной перекладине.

Почему, если цилиндр подвесить за центр, он висит ровно? А если подвесить за край, он висит криво? (понятие смещение центра тяжести). Сложные понятия детям не озвучиваются, но они в школе уже будут понимать смысл данных опытов.

    КУБ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА РАЗЛИЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО КУБИКОВ, ПЛИТОК.

Игра «Домик для листика» (для детей 2-4 лет).

Задание: «Осенью дует сильный ветер и уносит листики, давайте построим домик для листиков» (Дети строят из брусочков дома для листиков, важно, чтобы ребёнок не оставил промежуток между брусками – закончил композицию.) «Чтобы проверить, крепкий ли домик, подуем сбоку на него, листик не улетает, значит, домик крепкий» (Данная игра полезна для развития воздушной струи ребёнка. Также, развивает навык коллективной игры, что наиболее актуально в возрасте 2-3 лет.) «Листочек не улетел из своего домика, значит мы помогли ему!» Таким образом, проходят все занятия в этой возрастной группе. Они соединяются с музыкой, стихами, песнями.

Занимательная геометрия для дошкольников (для детей 6-7 лет).

«Дары Фрёбеля» №3,4,5,6 может решить задачи старших дошкольников 6-7 лет на знание частей объёмной фигуры. Задание: посмотрите – это целое, а если мы разделим его – это часть целого. В данном случае мы разделили фигуру на 2 равные части. Дети, сами не зная этого, знакомятся с понятием «дробь» — это 1/2 и ½=1. Конечно, мы не вводим понятие «дробь», но дети уже знают, что — это цилиндр, а это часть цилиндра, что 2 равные части составляют целый цилиндр. Это касается всех фигур. Дети, путём эксперимента, начинают говорить, что можно сделать из различных фигур (например, цилиндра, куба, брусков). Что можно сделать 1 дом, а можно 2 дома. Как? Разделить каждую фигуру на 2 половинки и построить 2 дома.

Также, даются понятия объёмной фигуры и плоскости, можно с помощью тени (куб проецируется на стену и получается квадрат), а можно с помощью черчения на бумаге грани куба – квадрат.

«Дары Фрёбеля» незаменимы в понимании геометрии фигур.

  НАБОР ПЛОСКОСТНЫХ ФИГУР.

Игра «Одень дерево» (для детей 3-4 лет)

Осенью все листики становятся разноцветными и нам нужно «одеть» деревья в осенние наряды (выдаётся шаблон деревьев на листе бумаги и дети, используя набор плоскостных фигур, наряжают дерево в осенний наряд). В этой игре, дети учатся видеть и называть форму и цвет, накладывать фигуры на изображения деревьев, соблюдая различные части, грани, но, и, видя, предмет в целом.

   ПАЛОЧКИ.

Игра «Антенна»

Палочки могут быть маленькие, чуть больше, ещё чуть больше, длинные.

Дальше, рассуждаем: покажи самую длинную палочку, самую короткую палочку, палочку средней длины. Сегодня, это будут не просто палочки, а «антенны». Самая короткая «антенна» ловит только 1 канал, самая длинная — 3 канала. Сколько же каналов ловит средняя «антенна»? (Задача на развитие мышления).

  КОЛЬЦА И ПОЛУКОЛЬЦА .

Игра «Бусы для мамы» (для детей 3-4 лет).

Давайте соберём бусы для мамы. Бусины мы сделаем из полу колечек, причём, бусинки будут у нас то красные, то синие. (Цели данной игры – развитие мелкой моторики, различение и называние цвета, умение действовать по образцу).

   ФИШКИ.

Игра «Магазин» (для детей 5-7 лет).

В магазине есть деньги – это фишки. У каждого игрока по 7 фишек-денег. А в магазине продаются товары, которые стоят 7 денежек, 5 и 1 денежку. Перед ребёнком стоит нелёгкая задача-выбор: потратить все 7 денежек сразу, либо нет. Так мы одновременно проигрываем и социальные роли и обучаем детей счёту. Фишки – универсальны. Они могут использоваться и в конструировании (глазки и носик человечка), мы можем закрашивать ими пространство, можем использовать их как украшение ёлочки и т.д. в зависимости от целей занятия. Но фишки желательно не использовать в работе с детьми младше 4 лет, во избежание их проглатывания.

Таким образом, мы работаем и используем «Дары Фрёбеля» во всех возрастах. Дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности. Именно поэтому, мы можем сказать, что «Дары Фрёбеля» — это находка для нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

В данном материале содержатся игровыеупражнения по ФЭМП в детском саду с использованием игрового набора "Дары Фребеля"...

Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании для создания условий индивидуализации образовательного процесса мы предста...

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»...

Методическая разработка "Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе педагога-психолога дошкольного учреждения".

В настоящее время дошкольное образование, став ступенью общего образования, направлено на обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного детства)...

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Игровой набор "Дары Фребеля" обеспечивает психолого-педагогические условия для реализации программы дошкольного образования и применяется в 5 областях: "Социально-коммуникативном развит...

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Чудеса на мебельной фабрике» (Жизненные формы) старшая группа

Конспект составлен для детей старшей группы. На основе использования игрового набора "Дары Фрёбеля №4", который состоит из восьми одинаковых брусков , воспитанники возводят по схемам по схем...

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие на остров Фрёбеля» с использованием игрового набора Дары Фрёбеля

создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, речи детей старшего дошкольного возраста через использование игрового набора Дары Фрёбеля....