Перспективное планирование кружка по технике оригами "Бумажные фантазии"
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Шаповалова Татьяна Анатольевна

Перспективное планирование кружка  по технике оригами "Бумажные фантазии" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_kruzhka_bumazhnye_fantazii.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности № 1» г. Сосновоборск

Перспективный план кружка

« Бумажные фантазии»

на 2019-2020 учебный год

                                     Руководитель кружка:

                                                    Шаповалова Татьяна Анатольевна

Сосновоборск 2019г.

Пояснительная записка

    Оригами – это складывание фигурок из бумаги без клея и ножниц. Данная техника складывания бумаги позволяет не только заинтересовать детей и вовлечь их в творческий процесс, но и развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (например, животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Данная техника способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Оригами развивают познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение и не требуют особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага — это самый доступный для ребёнка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолёт летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже от незначительного порыва ветра. Изготовление таких поделок доступно уже детям дошкольного возраста. Каждый может складывать фигурки из бумаги везде, в любой ситуации.

Такие занятия для ребенка – большой труд. Выполняя различные действия, такие, как вырезание, раскрашивание, складывание бумаги, ребенок упражняет свою руку и приучается точно согласовывать ее работу с работой глаза. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, оно достигает высокого качества.

    Вот почему очень важно и необходимо заниматься с ребенком именно такими видами деятельности, среди которых главное место занимает оригами.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие 

-Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

-Формировать умения следовать устным инструкциям;

-Обучать различным приемам работы с бумагой;

-Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

-Обогащать словарь детей специальными терминами;

-Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие

 -Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

 -Развивать мелкую моторику рук и глазомер;

 -Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;

Воспитательные 

 -Воспитывать интерес к искусству оригами;

 -Расширять коммуникативные способности детей;

 -Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

 -Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

Методы, используемые на занятиях кружка:

-словесный беседа, рассказ, сказка

-наглядный рассматривание иллюстраций

-практический показ образца выполнения последовательности работы

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;

-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- Индивидуального подхода к детям.

Материалы и оборудование:

-бумага

-ножницы

-клей

-салфетки

-рабочая клеенка

-фломастеры

Ожидаемый результат:

-дети научились различным приемам работы с бумагой;

-узнали основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

-научились следовать устным инструкциям;

-создают изделия оригами;

-развилось внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер, мелкую моторику рук, художественный вкус;

-овладели  навыками культуры труда;

-приобрели навыки работы в коллективе.

Способ организации детей – подгруппа. Занятия проводятся 8 раз в месяц, с октября по май, во вторую половину дня по 20-25 минут.

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Цели и задачи

Октябрь  

1.Бумажная сказка

Познакомить детей со свойствами бумаги, еѐ особенностями, использование и применение в детском творчестве.

2.Сказка квадратика

Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость.

3.Открытка

Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать еѐ. Аппликационное оформление открытки. Развитие фантазии и творчества.

4.Сказочный домик

Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.

 5.Осенний ковёр коллективная работа

Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы., создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.

6. Наливное яблочко

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук.

7. Колобок

Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.

8. Ёжик

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Ноябрь

1.Весёлый треугольник

Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию.

2. Кошечка

Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

3.Бабочка

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.

4.Гусеница

Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем

5. Лодочка

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

6. Мышь

Закрепить умение складывать детей квадрат по диагонали, у полученного треугольника заворачивать углы к центру.

7. Зонтик

Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали - базовая форма треугольник

8.Павлин

Формировать умение складывать бумагу по пунктирным линиям гармошкой.

Декабрь

1.Вертушка

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

2.Грибок

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка

3.Пирамидка

Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность

4.Ёлочная игрушка

Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма.

5. Шапочка

Учить складывать лист бумаги, совмещая углы и стороны; развивать мелкие мышцы кистей рук, координацию движений.

6. Гирлянда

Учить ровно по контуру вырезать фигуры, складывать их пополам, аккуратно приклеивать детали

7. Ёлочная игрушка

Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать

8. Снежинка

Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.

Январь

1.Нарядная ёлочка (1 занятие)

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество

2.Нарядная ёлочка

(2 занятие)

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество

3.Аквариумные рыбки

Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба . Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.

4.Зимние забавы

Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость

5.Резная снежинка

Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.

6.Лисичка

Продолжать знакомить с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая лисичку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.

7. Пингвин

Развивать у детей умение складывать базовую форму – воздушный змей. Учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы.

8. Коробочка

Продолжать развивать умение складывать лист бумаги в разных направлениях.

Февраль

1.Кораблик

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.

2.Парусники в море

Научить детей отрывать длинные полоски и формировать их них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям . с помощью ножниц разрезать половину диагонали и загнуть получившийся треугольник

3.Самолётик

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны

4.Цветы из снежинок в подарок для мамы

Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.

5.Снегири на ветке рябины

Продолжать учить складывать базовую форму треугольник. Отогнуть влево угол верх. слоя заготовки. Получившийся треугольник должен выглядывать из-за заготовки. Сложить заготовку пополам, красной стороной внутрь. Отогнуть вверх нижний углы заготовки. Это крылья. Левый уголок заготовки вогнуть внутрь. Получился красный клюв. Дорисовать.

6. Ежик(2)

Продолжать учить детей складывать лист бумаги гармошкой.

7. Гномик

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

8. Подарок маме

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Март

1.Закладка

Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.

2.Цветик - семи цветик

Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус

3.Весёлый лягушонок

Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Аппликационно оформить поделку.

4.Стаканчик

Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.

5.Поросенок

Продолжать учить складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Учить дополнять необходимыми деталями для создания образа поросенка. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.

6.Сконструируй что-нибудь сам

Закрепить умение складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Продолжать учить дополнять задуманный образ необходимыми деталями. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.

7. Грачи прилетели

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

8. Сова

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.

Апрель

1.Курочка – пеструшка

Закрепить знания детей о домашних птицах и их детёнышах. С помощью базовой формы воздушный змей изготовить курочку, учить выгибать маленькие уголки, украсить аппликацией. Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, находчивость.

2.Воздушный змей

Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией

3.Зайчик

Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.

4.Весенние букеты

На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание.

5.Ракета

Учить складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба).

6.НЛО

Закрепить умение детей находить противоположные углы и загибать их в одном направлении.

7. Сказка за сказкой

«Теремок» 1 занятие

Коллективная работа

Используя технику оригами и базовые формы треугольник и воздушный змей, учить изготавливать персонажей к сказке. Расширять коммуникативные способности детей

8. Сказка за сказкой

«Теремок» 2 занятие

Коллективная работа

Используя технику оригами, учить изготавливать персонажей к сказке. Расширять коммуникативные способности детей

Май

1.Птица

Вспомнить выполнение базовой формы воздушный змей, отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать навык вгибания маленького уголка, сгибание углов в противоположные стороны. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Развивать внимание, усидчивость

2. Божья коровка

Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому.

3.Подарки малышам

Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.

4. Сказка за сказкой

«Три поросенка»

1 занятие

Коллективная работа

Продолжать учить складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Учить дополнять необходимыми деталями. Расширять коммуникативные способности детей

5. Сказка за сказкой

«Три поросенка»

2 занятие

Коллективная работа

Продолжать учить складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Учить дополнять необходимыми деталями. Расширять коммуникативные способности детей

6. Подснежники

Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги в треугольник, загибая углы к низу.

7.Фантазии с листом бумаги

Предоставить детям разные виды бумаги для изготовления поделок; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

8. Итоговое занятие.

Оформление выставки детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Список используемой литературы:

1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. « Всё об оригами». Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005

2.Баранов Н.В. «Искусство стран и народов мира», изд., М., 1989 г.

3.Белим С.Н.«Задачи по геометрии, решаемые методами оригами» (Приложение к журналу «Оригами»)

4.Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития»,

5.Дорогов Ю.И, Дорогова Е.Ю. Секреты оригами для дошкольников. Ярославль «Академия развития», 2004г.

6. Жихарева О.М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О.М. Жихарева.— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006

7.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. –М.: ТЦ Сфера. 2006

8. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль: Академия развития, 2000

9.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. Серия «Внимание дети», М., 2010г. Светлана Соколова Оригами для самых маленьких. изд. Детство-Пресс, 200

10. Соколова С.В. Бумажные игрушки: Оригами для малышей. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование. Альтернативная техника рисования для детей 2-3 лет.

Перспективное планирование. Альтернативная техника рисования для детей 2-3 лет....

Перспективное планирование. Альтернативная техника рисования для детей 3-4 лет.

Перспективное планирование. Альтернативная техника рисования для детей 2-3 лет....

Перспективное планирование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ

НеделяТемаЗадачиПриветствие,проблемная ситуацияОсновная частьДинамическая паузаЗаключениеСентябрь 1 «Моё имя»Диагностическое занятие- Формировать положительное отношение к сверст...

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования в разных возрастных групп.

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования в разных возрастных групп...

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы...

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования  в старшей группе...