Шумелки, шуршалки, гремелки как средство развития детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Никитина Юлия Евгеньевна

  Шумелки, шуршалки, гремелки как средство развития  детей раннего возраста.

Пошумим, пошумим,                                                  
Постучим и погремим.
Ах, как весело у нас
Потанцуем мы сейчас!

Хотите порадовать своих малышей? ))) 

          Самые оригинальные инструменты родители для своих детей могут  сделать  сами!

Ими могут стать … шумелки, шуршалки, гремелки сделанные из бросового материала.

Для чего нужны шуршалки, шумелки, гремелки?

Такие инструменты хороши для развития слухового восприятия, умения воспринимать и  анализировать понимание звуковых образов, для правильного развития фонематического слуха, развития речи, знакомства с новыми словами: звенит, шумит,громко, тихо, тише, громе (сравнительная форма), часто, сильно,слабо и т.д.

Манная крупа – шуршит.

Бубенчики и монетки – звенят.

Макароны, бусины – гремят и т.д.


                                 Как сделать шумелки?
   В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней, бутылочек), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.



                   ШУРШАЛКИ
    В отличии от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук.
А можно просто пересыпать различные скорлупки из одной руки в другую, из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада имеющий ещё и успокоительное действие.

    Начните самого простого — погремушки. Для основы этой игрушки могут подойти любые пластиковые бутылочки (из-под йогуртов, напитков, кремов), а так же материал — наполнение, который будет шуметь и привлекать внимание ребенка. Подойдет любая крупа, пуговки разных размеров, бисер.
      Возьмите бутылочку и засыпьте внутрь небольшое количество материала, чтобы игрушка была легкой по весу. Выбирая материал, помните, что слишком резкие звуки вызывают у малыша неприятные ощущения. Обратите внимание так же на прочность упаковки. Помните! Рассыпавшиеся мелкие детали погремушки могут попасть в рот и нос малыша. (Тщательно склейте прочным клеем или изолентой места соеденения банки или бутылочки). Игрушка доставит радость вам и вашему малышу в том случае, если будет безопасной, звонкой, а так же яркой. Украсить игрушку можно самоклеющейся цветной бумагой, атласными лентами. А если поверх цветной бумаги наклеить или нарисовать глазки, носик и улыбающийся ротик, то игрушка "оживет" и станет верным другом малышу.
   В процессе изготовления инструментов у вас самих появится большое количество оригинальных идей. Постарайтесь организовать процесс конструирования таким образом, чтобы малыш принял в нем посильное участие.

      Как использовать шумелки, шуршалки, гремелки?

В какие развивающие игры играть с помощью шумелок будет, конечно же, зависеть от уровня развития ребенка. И совсем не обязательно, что игры будут простыми. Вот несколько вариантов игр с шумелками:

 Попросите ребенка выполнить задание: позвени (погреми). Сначала очень громко, затем -тише. Пошуми резко и коротко. Шуми плавно и долго и т. п.

 Создайте шумовой рисунок и предложите ребенку повторить его с помощью второго набора шумелок или голоса.Предложите ребенку изобразить звук. Для этого прошумите с затиханием звука, с нарастанием интенсивности.

 Не навязывайте ребенку готовых шаблонов, пусть у него возникают свои образы, главное — чтобы он их озвучивал. Упражнение развивает ассоциативное мышление, фантазию, эмоциональное восприятие звука и цвета.

Можете  предложить поиграть в следующую игру: «Давай вместе повторим шелест листвы во время дождя" (тихие и нежные шуршащие звуки), или " Покажем как ругаются медведи" (громко и яростно).

 Проведите с ребенком беседу на тему «происхождение звука». Объясните, что мелкие крупинки манки создают множество тихих звуков, которые сливаются в шуршание. Более крупные частицы, как гречка, — дают звук большей интенсивности. Звук будет зависеть от плотности частиц: например, крепкий горох издаст звонкий гремящий звук. Засыпав разные наполнители в емкости, извлекайте и сравнивайте звуки.

 Разбивание слова на слоги. Предложите ребенку слово, например, «солнышко», а малыш должен прошуметь: тюх-тюх-тюх.

Важно, чтобы сам ребёнок тренировался, улавливал интенсивность и ритмический рисунок мелодии.

    Речевые игры с шумовыми инструментами - проговаривание чистоговорок. Развиваем у детей чувство ритма. Например, на каждый стук (шорох, шелест и т.д.) проговариваем одно слово. Усложнение: проговариваем чистоговорку в определенном ритмическом рисунке по образцу педагога.

ША-ША-ША – гусь шагает не спеша (шуршим губками для посуды)

ПА-ПА-АП- - на пол сыплется крупа (пересыпаем крупу в шейкере)

ЦА-ЦА-ЦА – мама варит три яйца (ударяем в киндер -яйцо)
 

Использование шуршалок, гремелок  в  дидактических упражнениях:
«Узнай по звуку
»

Цельразвитие слухового внимания ( восприятия на слух звуков), которые издают различные крупы, спрятанные в баночках.

Средства: баночки, бутылочки с наполнителями - «гремелками» для разнообразного звучания (фасоль, рис, манка), декоративно оформленные самоклеящейся плёнкой,
ширма.
Способ проведения: взрослый показывает детям «шумовой оркестр» и предлагает поиграть с баночками. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока чётко не научатся дифференцировать их на слух.
Затем взрослый прячет одну из баночек за ширму и гремит ею. Предлагает детям послушать звуки и угадать наполнитель в баночке. Дети могут показать баночку или назвать наполнитель.
В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.

«Найди баночки, одинаковые по звучанию»
Цель: развитие слухового внимания.
Средства: баночки с наполнителями - «гремелками» для разнообразного звучания (фасоль, рис, манка), декоративно оформленные самоклеящейся плёнкой.

Способ проведения: предложить детям прослушать звучание баночек и найти пары баночек, звучащих одинаково.


"Найди свой домик"
Цель: закрепление знание цвета, умение соотносить цвет баночки и домика.
Средства: баночки с наполнителями - «гремелками» для разнообразного звучания (фасоль, рис, манка), декоративно оформленные самоклеящейся плёнкой.

Способ проведения: Взрослый предлагает рассмотреть каждую баночку, определить цвет и вставить её в домик, такой же по цвету.

 Помните! Игра  на инструментах сделанных своими руками доставляет огромную радость детям. Кроме того, у детей улучшается музыкальный слух, память и ритм; развивается мелкая моторика, зрительные, слуховые и тактильные способности к восприятию. 

Благодарю за внимание! smiley

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Образовательная ситуация для детей раннего возраста «Шумелки»

Цель: формирование представления о возникновении звука посредством изготовления  «шумелок».Задачи:1) Образовательные:- дать представление о том, как устроены «шумелки»;- з...

Бизиборды как средство развития раннего возраста.

Бизиборды как средства всесторонего развития ребенка....

Мастер-класс для родителей и детей раннего возраста "Конфета-шумелка" в рамках тематической недели "Похлопаем в ладошки".

Изготовление родителями с участием  детей яркого шумового атрибута для танца - конфеты-шумелки....