План кружка "Бумажные узоры"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Тарасова Ирина Юрьевна

Ознакомление воспитателей с планом работы дошкольников из бумаги, используя разные приемы и методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aplikashki.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №117 Невского района Санкт - Петербурга

Рабочая программа

Кружок по художественно – эстетическому развитию

Детей старшего возраста

«Бумажные узоры»

(моделирование)

                                                                                                     Составили:

                                                                           Тарасова Ирина Юрьевна

Санкт – Петербург

2019

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

•формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

•учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

•учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)

•обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

•развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

•развитие речевых навыков;

•развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

•воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

•воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Содержание рабочей программы:

Программа рассчитана для детей старшей группы (5 – 6 лет)

Всего 26 человек

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 8 месяцев

 Ожидаемые результаты работы.

Решение задач данной программы поможет детям овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

           Тематический план занятий кружка

«Бумажные узоры».

 

                                                              Октябрь.

1.Тема: Осенние листочки 

Задачи: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

 Материал:

Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки.

2. Тема: Дождик, дождик – кап, кап                                                                                                              Задачи: Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа

 Материал:

Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага(оттенки синего) клей, кисти, салфетки

 

3.Тема: Яблоки в корзине

 Задачи: Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики.

 Материал:

1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов, клей ПВА

 

4.Тема: Ветка рябины (коллективная работа).

Задачи:  Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Материал:

¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки

 

                                                                  Ноябрь

1. Тема: Конфетки    

 Задачи: Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

 Материал:

Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона круглой формы (тарелочка); клей ПВА.

 2. Тема: Мороженное в вафельном стаканчике

 Задачи: Учить последовательно выполнять работу:, скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие.

 Материал:

Кукла Катя, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА

3.  Тема: Толстые животики

Задачи: Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом.

 Материал:

Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши

4. Тема: Петушок-золотой гребешок (коллективная работа)

 Задачи: Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

 Материал:

¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки

 

                                                       Декабрь

 1.Тема: Сугробы, снег на деревьях (коллективная работа)

 Задачи: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю),пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

 Материал:

¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки

 2.Тема: Мы слепили снеговика (коллективная работа)

 Задачи: Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

 Материал:

Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки

3. Тема: Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки

 Задачи: Учить отрывать   от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.

Материал:

Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти

 4. Тема: Новогодняя елочка

 Задачи: Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям

 Материал:

½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики) , клей, кисти, салфетки

 

Январь

1. Тема: Зайка беленький сидит (коллективная работа)

 Задачи: Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения

 Материал:

Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки

 2. Тема: На полянку на лужок тихо падает снежок (коллективная работа)

 Задачи: Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

 Материал:

Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки

3.Тема: Покормим птичек

 Задачи: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Материал:

Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

Февраль

1.Тема: Котенок по имени «Гав»

Задачи: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

 Материал:

Игрушка котенок, ½ альбомного листа с контурным изображением котенка, двусторонняя бумага цветная бумага, клей, кисти, салфетки

 

2. Тема: Кудрявый барашек

Задачи: Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

 Материал:

Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.

 

3. Тема: Игрушки (пирамидка, неваляшка)

 Задачи: Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 Задачи:

½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка

 

4.Тема: Летят самолеты (коллективная работа)

 Задачи: Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российскогофлага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату

 Материалы:

¼ тонированного листа ватмана, (в виде российского флага), заготовки для самолетов

(прямоугольники, полоски), цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

Март

1.Тема: Цветы в подарок маме (коллективная работа)

 Задачи: Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет).в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

 Материал:

¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

 

2.Тема: Смотрит солнышко в окошко

 Задачи: Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

 Материал:

Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки,бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

 

3.Тема: Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки (коллективная работа 2 занятия)

Задачи: Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

 Материал:

¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки.

 

                                                             Апрель

 1.Тема: Облака – белогривые лошадки

 Задачи: Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща .

 Материал: ¼ тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.

 2.Тема: Белые кораблики (коллективная работа)

 Задачи: Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

 Материал:

Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.

 

3.Тема: Веселый клоун

 Задачи: Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.

 Материал:

¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

 

4.Тема: Колобок -румяный бок

 Задачи: Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.

 Материал:

 Бабушка(кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА,салфетка

Май

 1.Тема: Праздничный салют  (коллективная работа)

 Задачи: Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

Материал:

Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА

 

2.Тема: Божья коровка –улети на небко 

 Задачи: Закрепить умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

 Материал:

Игрушка божья коровка,½ альбомного листа,красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки

 

3.Тема: Гусеница

 Задачи: Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым.

 Материал:

½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

 

4.Тема: Одуванчики в траве (коллективная работа)

 Задачи: Закрепить умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

 Материал:

¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.

 

Использованная литература

•Аппликации и поделки из бумаги для детей 5 - 6 лет-М: Стрекоза,2010.

•Гришина Н.Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М. Оникс, 2009 г.

•Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1

•Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по кружку "Бумажные шарики"

В данном материале представлен перспективный план  по художественному творчеству с детьми младшей группы в изгтовлении ярких красочных поделок , открыто из салфеток и гофрированной бумаги....

Перспективный план кружка "Бумажные фантазии" (старшая группа)

МБДОУ Детский сад № 50 общеразвивающего вида«Родничок»      Проект «Малые фольклорные формы как средство развития речи детей» Подготовительная группа «Смешарики», ст...

Перспективный план кружка "Бумажные фантазии" (старшая группа)

МБДОУ «Детский сад №50 «Родничок»          Кружок «Бумажные фантазии» Перспективное планирование по ручному труду в старшей группе «Смешарики»....

План кружка "Бумажная фантазия"

Кружок «Бумажная фантазия» (бумагопластика)Художественно-эстетическое направление Цель:Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей, удовлетворения их интересов и с...

Перспективный план кружка "Бумажная фантазия" для средней группы.

Программа кружка « Бумажные фантазии» была разработана для того, чтобы развивать у детей творческие способности; формировать у них навыки управления процессами творчества; развивать фантаз...

Перспективный тематический план кружка «Бумажная фантазия» Средняя группа

Развитие детского творчества, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.·      Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интере...

Перспективный план кружка "Бумажная фантазия" для старшей группы.

Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей.              Развитие творческих способностей детей средст...