Техника «оригами», как способ развития ребенка - дошкольника.
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Ляхова Екатерина Викторовна

  Оригами похоже на фокус - из обычного листа бумаги рождается чудесная фигурка! Для занятия нужна только бумага и мои знания. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей.

  Оригами - коллективное творчество, работая вместе, дети сделают множество интересных композиций, оригами не требует больших материальных затрат. С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки.

  Новый для отечественной педагогики предмет "оригами" предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для детей занятия с целью развития у них целого комплекса навыков и способностей.

В соответствии с ФГОС, необходимым условием для воспитания и развития детей является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности – активной и свободно мыслящей, чему в полной мере и способствуют занятия оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt_raboty.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

«Истоки творческих способностей

 и дарования детей на кончиках их пальцев».                                                                  

        В.А.Сухомлинский.

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека.      Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

  Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным.

   Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

   Одна из важнейших задач дошкольного образования развитие ума ребенка, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Главное при этом учитывать природу ребенка. Правильно выстроенное обучение должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребенком.

     Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

    С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функций, а также особо развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка. Развитая мелкая моторика пальцев руки является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

 В.А. Сухомлинский писал: "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

  Оригами похоже на фокус - из обычного листа бумаги рождается чудесная фигурка! Для занятия нужна только бумага и мои знания. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей.

  Оригами - коллективное творчество, работая вместе, дети сделают множество интересных композиций, оригами не требует больших материальных затрат. С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки.

  Новый для отечественной педагогики предмет "оригами" предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для детей занятия с целью развития у них целого комплекса навыков и способностей.

В соответствии с ФГОС, необходимым условием для воспитания и развития детей является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности – активной и свободно мыслящей, чему в полной мере и способствуют занятия оригами.

Создание поделок доставляет детям огромную радость. Кроме того у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата, дети бережно обращаются с игрушками, которые сделали своими руками, не ломают их и не разрешают ломать другим.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Это неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д.Б.Эльконин, Куцакова Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С, Комарова Т.С. и другие.

    Новизна. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» предлагает начинать занятия оригами с детьми 5-6 лет, но я поняла, что можно начать работу с детьми трех лет. Первый опыт по конструированию из бумаги – складывание прямоугольного листа пополам, для ребёнка, у которого не было (или был недостаточный опыт работы с бумагой) чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребёнку приходится оперировать сразу с двумя уголками листа. Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс складывания даётся ребёнку достаточно сложно. Поэтому с детьми 3-4 и 4-5 лет я решила использовать приёмы, где ребёнок складывает с помощью сказки, опираясь на символы – ориентиры, обыгрывает свои работы, драматизируя сказки.

  Основная цель моей работы: Изучить влияние использования техники оригами на развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Для реализации данной цели в своей работе предусматриваю решение следующих задач:

•   Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.

•    Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.

•Обучение различным приемам работы с бумагой

•Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

•Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

•Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

•Воспитание интереса к искусству оригами.

•Расширение коммуникативных способностей детей.

Объект исследования – дети дошкольного возраста

Предмет исследования - сказки оригами как средство развития творческих способностей дошкольников.

 Основные педагогические условия:

•    Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
•    Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
•    Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
•    Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Предполагаемые  результаты работы:

1. Развитие творческих способностей у детей; оригинальность подхода к

решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

2. Совершенствована мелкая моторика руки;

3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,

4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.

Предметно-развивающая среда      

  Важным условием развития творческих способностей является предметно-пространственная развивающая среда группы. В зоне познавательно-исследовательской деятельности был собран материал для детского экспериментирования, включающий в себя бумагу разных цветов и фактуры. Для закрепления полученных знаний, развития тактильных ощущений были оформлены дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Что для чего? », «Найди отличия», создан альбом «Виды бумаги».

Основным является оформление уголка «Оригами» в группе, макеты с поделками, отражающие тему недели, технологические карты изготовления некоторых игрушек; бумажные квадраты разных цветов и размеров для конструирования. Уголок «Оригами» расположен рядом с уголком изодеятельности. Это обусловлено тем, что после изготовления поделки детям необходимо доработать фигурку: нарисовать мордочку животному, приклеить окна на дом и т. п. Все изобразительные средства при такой планировке находятся в «шаговой доступности». Готовые изделия превращаются в  занимательные игрушки, в которые можно поиграть с друзьями. Они способствуют хорошему настроению ребенка, а значит, и его успешному развитию.  Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я.

                        

В своей работе я руководствуюсь принципами:

Принципы реализации обучения:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми

6. Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).

8. Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий).

В своей работе по развитию творческих способностей с помощью сказок оригами применяю следующие формы работы с детьми:

- Сказочная форма описания процесса складывания;

- Игры–драматизации с использованием масок и игрушек оригами;

-Создание игровых ситуаций;

-Создание проблемных ситуаций;

-Дидактические игры;

-  Оформление серии выставок для детей. 

- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

- Составление перспективного плана,

- Разработка конспектов,

- Создание развивающей среды.

- НОД.

 


Глава1.Научно – практическое обоснование.

 Ряд авторов (В. Бескровных, О. А Степанов, З. А. Богатеева, М. Н. Полякова) убедительно доказывают привлекательность для детей, эмоциональную насыщенность искусства складывания из бумаги, что позволяет отнести оригами к игровой деятельности, в которой дети дошкольного возраста в эмоционально насыщенной форме осваивают разнообразные способы реализации своих творческих замыслов. Анализ литературы и практики показывает, что в настоящее время бумажное искусство приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок. В своей педагогической деятельности я использую сказочную форму подачи игр по типу оригами для детей старшего и младшего дошкольного возраста. Это не только складывание персонажей сказок, но и сказочная форма описания процесса складывания, бумажная сказка, рассказанная в процессе складывания. Фигурка становится своеобразной иллюстрацией рассказа. Ведь только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте. Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности. Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов.

    Используя на занятиях и в повседневной деятельности сказку, сказочных героев, я в полной мере использую все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, познавательные способности, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, так как все то, что образует творческий и мыслительный потенциал личности. Сказка помогает мне заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени. Дети, выполняя сложную игрушку, не всегда могут удерживать во внутреннем плане предполагаемый результат и начинают играть с промежуточными формами, придавая им собственный смысл, придумывая новые образы. Я не ограничиваю детей в этом, однако помогаю ребенку довести начатое до конца, чтобы он мог увидеть результат. Таким образом, в процессе выполнения одного изделия дети испытывают встречу с разными образами и переживают разные чувства. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.

  Оригами сказки - это захватывающая игра, которая способствует развитию наблюдательности, пространственного и креативного мышления, эмоционально-волевой сферы, логической памяти, сосредоточенности, сообразительности, усидчивости, целеустремленности, фантазии и аккуратности. Бумажные сказки развивают речевые навыки, коммуникативные способности, воспитывают доброту, дружелюбие и снижают комплексы застенчивости. В оригами-сказках каждый этап иллюстрируется отдельной фигуркой, сложенной в определенной последовательности. Обычно эти сказки рассказывают одновременно с процессом складывания. При этом очень важно, что ребенок проговаривает текст, одновременно складывая лист бумаги. В играх-сказках ребенок осознанно и самостоятельно ставит цель, планирует ход и содержание деятельности, получает результат и оценивает его с позиции задуманного, осваивает обобщенные способы создания поделок, что позволяет ему, комбинируя разные способы изготовления и проговаривание процесса складывания изделия, создавать конструкции творческого характера.

   В случае когда ребенок не верит в свои силы, во время работы с малышами, успеха можно добиться при помощи методики сочинения сказки в процессе складывания. Если переключить внимание на литературу, можно снизить возникший дискомфорт у ребенка и сделать фигурки иллюстрациями к рассказам. Ребенок в этот момент может проговаривать текст, складывая фигурку. В процессе обучения это усилит воздействие от занятий.

Вариантов работы со сказками очень много: сочинение, создание небольших представлений по мотивам пьес, свободная импровизация или демонстрация мультипликационных материалов.

    Сказки способны зашифровать в тексте процесс складывания оригами фигурок, где геометрические термины могут замениться на простые и знакомые понятия. Такие сказки очень важны, когда нужно побольше практики. Процесс складывания стает игрой и фигурки получаются сами по себе, а интерес к оригами возрастает с удвоенной силой. После собственной демонстрации сказки можно предложить детям, чтобы они смогли сами придумать свою историю на основе тех самых моделей или подобрать аналогичные формы из традиционных.

Существует несколько вариантов оригами-сказок:

1. Сказки, процесс складывания в которых особым способом "зашифровывается" в тексте. Геометрические термины заменяются на знакомые понятия или действия. Если заменить процесс складывания рассказом, игрой, то фигурка получается"сама по себе", незаметно для ребенка. После освоения изготовления фигурок, дети имеют возможность предложить свои сказки на основе тех же моделей или подобрать иные простейшие формы из большого арсенала традиционных фигурок оригами. Например: сказка "Лисичка".

2. Сказки, в которых используются фигурки, процесс складывания которых может быть разбит на несколько этапов. На каждом этапе оригамист имеет возможность получить несколько готовых моделей, оригамких фигур. Это своего рода "игрушки-трансформеры". Трансформер - это фигура, которая путем небольших изменений, поворотов, изгибов, может превратиться в совершенно другую модель. Каждая такая фигура такой игрушки-трансформера может быть "отыграна", стать участником небольшой театральной импровизации. Можно предложить каждому из участников группы стать героем увлекательной истории. Например: "Шапка капитана".

3. Сказки-подсказки, оригамские игры и упражнения в сказочной форме. Они развивают интерес, мотивируют детей, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. Нередко дети младшего дошкольного возраста не умеют правильно формировать линию сгиба-пришлепывают, а не разглаживают складку. Поэтому надо начинать упражняться с простых действий. И сказочный прием может помочь детям, мотивирует их на аккуратное выполнение и у них появится интерес. Например, складываем изделие "Книжка" (согнутый пополам квадрат). "Волшебный квадратик превращается в прямоугольник, одна его сторона идет в гости к другой и проглаживается линия сгиба от центра к одному краешку, а потом к другому". Обложку книжки раскрашиваем и дарим ее Зайчишке.

Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например, для того чтобы получить базовую форму «блинчик» (другие названия, заготовки «конверт», «письмо») следует представить, что плоскость квадрата - блин, в серединку которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла.

Для этого следует подвести (опустить) к центру квадрата все четыре угла, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата - «поздороваться», а не заходить один за другой - «не наступать друг другу на ноги», иначе утолки «поссорятся» и фигурка не получится.

При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам-сгибам.

При освоении приема «раскрыть карман» можно использовать сказку про мышку, роль которой сыграет указательный палец:

. B норке поселилась мышка (поместить пальчик в «карман», расслаивая бумагу),

. Давайте прогоним мышку, сломаем норку (надавить на сгиб сверху).

. Мышка убежала (убрать пальчик, прогладить сгибы).

Для запоминая и закрепления технических навыков с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: "Преврати волшебный квадратик к треугольник", "Угадай, во что превратился квадратик? ", "Где чья тень? ", " На что похожа фигурка? ", "Какая геометрическая фигурка спряталась? ".

4.  Использование оригами в театрализованной деятельности

Фигуры, сложенные из бумаги, применяем в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.

Театр на столе.
Для этого педагог выбирает любую, лучше хорошо знакомую, сказку. Желательно, чтобы героями сказки были животные. Педагог читает сам сказку вслух или предлагает детям прочитать ее "по ролям". Второй вариант прочтения становится своеобразной репетицией к предстоящей работе с оригамными моделями. Здесь педагог имеет возможность подобрать каждому участнику группы роль в соответствии с характером, наличием психологических или эмоциональных проблем. После чтения вслух, дети складывают фигурки, изображающие героев истории. А затем можно предложить группе разыграть небольшой спектакль с этими фигурками прямо на столе. Это скорее пересказ по ролям, чем спектакль. Однако такая форма игры позволяет каждому проявить свои способности, преодолеть застенчивость и научиться слушать товарищей по группе. Кроме того, в игра способствует развитию памяти.
После того, как группа разыграла только что прочитанную сказку, можно предложить детям придумать свою историю с теми же героями.

Иллюстрирование сказок.
Разнообразные оригамные фигурки позволяют создавать целые плоскостные или объемные композиции по мотивам любимых историй или сказок. Такие картины прекрасная возможность продемонстрировать детям художественные возможности оригами, дать первичные знания о композиции. Кроме того, оригамные картины дают возможность украсить интерьер больницы, что, в свою очередь, помогает созданию теплой, домашней атмосферы в клинике. В оригамной композиции дети имеют возможность применять и иные художественные материалы и техники - коллаж, живопись, графику, скульптуру.

Пальчиковый театр.
Особая разновидность оригамной игры. Небольшие игрушки-наперстки легко выполнимы. Сама форма куколки дает возможность легко видоизменять ее в зависимости от художественной задачи. Пальчиковый театр - возможность сочинять и разыгрывать небольшие сценки, любимые сказки. При этом такие сценки могут быть представлены даже одним ребёнком, предоставляя возможность другим участникам группы стать зрителями. Сопереживание действию, умение слушать друзей, помочь в случае необходимости, формируют навыки коллективной деятельности.

Таким образом, союз сказки и оригами позволяют детям дошкольного возраста обучаться легко и с удовольствием.


Глава 2. Экспериментальная деятельность.

Работу я начинала еще со второй младшей группы. Набирая детей во вторую младшую группу, моей целью было - снизить адаптацию детей к новым условиям. Старалась узнать о наиболее характерных особенностях поведения и интересах детей. Меня интересовал общий эмоциональный фон и уровень контактности. Эти сведения имеют большое значение и помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Составила перспективный план работы на год.

   При построении предметно-развивающей среды опиралась на главные критерии - комфортность, доступность, соответствие возрасту и индивидуальным особенностям детей. При организации среды я постаралась обеспечить возможность для реализации права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающим. Необходимо, чтобы ребенка окружал стимулирующий его развитие материал. Здесь огромный простор для фантазии и умелых рук воспитателя, я чувствую себя дизайнером. Умение шить, вязать, мастерить очень помогает мне в работе.

Чтобы привить интерес детей к оригами, был оформлен уголок под названием "Чудо-квадратик", где ребенок мог сделать первые шаги на пути овладения удивительным искусством оригами. Моя задача заключалась в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные игрушки. Для этого я сначала делала и дарила игрушки детям, выполненные в технике оригами. Сколько было радости и восторга. Но моим маленьким детям страшно было взять в руки лист бумаги и сделать с ним что-нибудь.

Ознакомление со свойствами бумаги как материала - вот с чего я начала. Свойства бумаги как материала.

Чтобы лучше узнать свойства бумаги, я предложила детям рассмотреть несколько видов, не акцентируя своего внимания на названии.

Попробовали проделать с бумажным листком ряд опытов. В результате механического воздействия увидели, что бумага:

сминается;

рвется;

сгибается;

скручивается;

разрезается;

соединяется различными способами (склеивается, сшивается, переплетается);

горит;

впитывает воду;

окрашивается.

Навыки работы преподносила в сказочной форме. На следующем занятии пришел в гости "Квадратик".

"Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Квадратик. Я - Квадратик не простой. Все называют меня чудесным. А знаете почему? Я умею творить чудеса, могу свершать разные превращения. Могу стать цветочком или звездочкой, самолетиком или корабликом, зайчиком или лисичкой, и еще я могу вам сказать, что очень люблю ходить в гости и показывать фокусы мальчикам и девочкам. Знаете, ребята, любая девочка и мальчик могут стать волшебниками и научиться превращать простой на вид квадрат в любую фигуру. Но для этого надо постараться и быть очень внимательным. Мне всегда хочется узнать как можно больше о том, в кого или во что я превращаюсь. А помогают мне в этом книги и рассказы детей и взрослых".

Во время занятий оригами, особенно с маленькими детьми, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить детей свободному общению. На занятиях с применением оригами мы не только складывали, но и изучали русские обряды и сказки, пели, играли, сочиняли истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.

Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибаутками. В процессе работы ребята и песенку выучат и фигурку освоят!

Не редко маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба - пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается таким простым и очевидным для взрослого приемом тоже надо учиться. В трехлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.

От полученной фигурки ребенку должно быть радостно. Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятие дома. Ребенок должен получать радость от занятий, радость оттого, что у него все получилось. Поэтому, сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. Дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок. "Здравствуй! Давай дружить! Во что мы будем делать?". Дети, проговаривая эти реплики, вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.

Известно, что совсем маленькие дети быстро отвлекаются, их внимание не устойчиво, не умеют долго сосредотачивать свое внимание на одном объекте или действии.

Процесс изготовления поначалу интересовал не всех малышей. Интерес пришел после рассказывания и показа сказки "Теремок". Персонажи сказки были выполнены в технике оригами. Для детей это было необычно. После сказки я взяла в руки квадратик оранжевого цвета и сделала лисичку. Так и возник интерес к изготовлению. Дети подходили к столу, брали квадратик и неумело пытались его сложить. Так постепенно мы начали постигать оригамскую грамоту - отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме. Я многократно показывала каждый прием в разных ситуациях, подробно объясняя. Малышам необходимо постоянное поощрение и поддержка, поначалу я даже намечала некоторые сгибы. Вместе с умениями у детей появилась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше. Приобретенные знания мы закрепляли в играх на других занятиях.

После этого мы приступили к изготовлению простейших игрушек. Самое главное, чтобы детям было интересно на занятии, это способствует успешному усвоению материала. Невозможно строить работу в детском коллективе, не применяя личностно - ориентированный подход к детям. У каждого ребенка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами. Я строю свою работу так, чтобы стимулировала развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребенка - это, прежде всего признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления.

Продумывая свои занятия, использую технологию дифференцированного обучения, так как все дети в группе усваивают технику оригами в своем темпе. Чтобы отслеживать успехи детей, я завела "Дневник наблюдений", где после каждого занятия отмечаю для себя уровень усвоения знаний и в дальнейшем планирую индивидуальную работу. Дети разделены на подгруппы, по уровню развития. И для каждой подгруппы, по мере усвоения техники складывания бумаги, определяется дальнейшая работа. При подготовке к занятиям я также учитываю ведущий канал восприятия детей. Можно сколько угодно рассказывать и показывать таким детям, как Варе А. и Ане А., пока они не возьмут в руки бумагу и сами с ней не повзаимодействуют, результат может быть нулевым. Я не добиваюсь одновременного окончания работы всеми детьми в подгруппе. Дети, которые первыми справились с заданием, идут играть с игрушкой, сделанной своими руками. Сделанные малышами работы только хвалила.

Большое внимание на занятии отвожу игровым мотивациям, так как обучение складыванию фигурок - это не главная сторона дела. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте - главенствующий вид деятельности ребенка. Здесь я иду от интересов детей и их возрастных особенностей. К малышам приходят персонажи сказок, дети с удовольствием помогают им.

Фигурка, сложенная из листа бумаги, оживает в руках ребенка. Он нередко отождествляет себя с игрушечным персонажем, пытается представить себя лисичкой, зайчиком. Он разговаривает со своей игрушкой, рассказывает что-то о ней. Так рождается сказка. Мои дети учатся не только складывать, но и сочинять. В волшебном мире словотворчества и соединяются искусство складывания и искусство слова. Занятия становятся еще интереснее, когда я использую произведения русского фольклора. Например, сложив с детьми бумажного котенка, читаем русскую народную потешку "Как у нашего кота", это очень радует и веселит детей.

При рассказывании русской народной сказки "Колобок", "Репка", "Теремок" использую целый настольный театр, выполненный в технике оригами. Когда мои дети научатся делать разнообразные фигурки, они сами начнут создавать такой театр и разыгрывать небольшие спектакли.

Соединяя искусство слова и искусство складывания, я обучаю детей сочинять, творить. Это развивает у моих детей творческое воображение, его фантазию, художественный вкус. Игра с известными персонажами сказок стимулирует развитие речи у детей и их пространственное мышление. Воспитывает патриотизм и насущный интерес к русской национальной культуре.

На мир животных переносятся человеческие отношения - кто-то сразу приходит на помощь, а кто-то остается в стороне. Например, песенка-сказка:

Тили, тили, тили бом.
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом.
А собачка только лает,
Ничего не помогает.

Постепенно на основе таких песенок дети учатся сопереживать, общаться друг с другом, помогать в беде. В обучении такого рода помогают и игры. Одни развивают силу, ловкость, выносливость, другие - фантазию, воображение. Игры помогают ребенку научится преодолевать неудачи. Сказка же помогает ребенку научится противостоять злу, творить и верить в чудеса. Использование произведений русского фольклора делает занятия еще более интересными.

Еще для раскрепощения и снятия боязни общения, замкнутости в своих переживаниях, опасения быть осмеянным сверстниками или получить негативную оценку своих поступков взрослыми я использовала игры – драматизации с помощью масок и игрушек оригами. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Детям очень интересно использовать оригамские игрушки и маски. Используя оригамские игрушки мы разыгрывали не только эти сказки, но и многие другие, а также придумывали сюжеты своих сказок и рассказов. Маски и игрушки оригами просты в изготовлении. Их можно хранить в коробочке, в небольшом мешочке, из которых в любой момент можно извлечь фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть песенку, придумать веселую историю. Оригами рассматривается как средство для подготовки игр-драматизаций, которые строятся на основе литературного произведения. Я знакомила детей с оригамскими масками и игрушками, привлекала дошкольников к участию в изготовлении элементов масок, сказочных атрибутов, распределяя работу по степени сложности.

   Родители воспитанников мои первые помощники в организации и создании среды оздоровления и развития у детей любознательности и познавательных интересов. Однако, добиваться эффективных результатов в воспитании у малышей этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным стереотипам действительности. Известна подражательность детей, поэтому они легко "заражаются" теми интересами, которые свойственны родителям.

На первом родительском собрании я рассказала о своем увлечении оригами. Оформила выставку сказочных персонажей, выполненных в технике оригами.

Рассказала о значении оригами в развитии ребенка. Изготовление красочных поделок из бумаги, приемами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Бумага - доступный и универсальный материал для работы. Она широко применяется не только для рисования, в аппликации, но и в художественном конструировании.

Различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность их внешнего облика в преобразованной форме.

Оригами учит наблюдать, расширять круг познавательных интересов, так как перед изготовлением любой фигурки можно рассказать детям о птицах, животных, об обитателях морского дна, использовать книги, иллюстрации. Занятия оригами способствуют развитию координации пальцев, точности и аккуратности в исполнении, воспитывают усидчивость у самых неугомонных, и в то же время, их неуемная потребность в движениях, характерная для данного возраста, удовлетворяется через игры на самом занятии: "маршируют" в треуголках, "летают" на самолетах, соревнуются.

Оригами являются действенным средством для подрастающего поколения в познании окружающего мира и приобщении к народной культуре.

Я рассказала родителям о своих планах по обучению детей оригами. Результатом стала заинтересованность родителей. Они помогли приобрести материал: белую и цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры, гуашь. Родители совместно с детьми изготавливали поздравительные открытки для мам, бабушек, пап, дедушек и братьев, поделки для конкурсов. Было видно, как дети стараются, выполняют работу с желанием. По мере развития взаимоотношений, крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те способы и средства, которые необходимы для воспитания ребенка. Это и есть цель нашего общения и сотрудничества.

Изучив и овладев некоторыми приемами техники оригами, я делюсь своим опытом с коллегами.

Провела консультацию на тему - "Использование оригами в развитии психологических процессов детей раннего возраста, цель которой являлась: расширить представления воспитателей о значении техники ригами в развитии детей. Мастер-класс - "Знакомство с условными знаками, принятые в оригами и основные приемы складывания", цель - показать практически использование условных знаков и основных приемов складывания.

   


Выводы

Проведённая мною работа по теме принесла свои результаты Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети  стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявляли живой интерес к знаниям. У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории. Дети стали раскрепощаться и творить.

 В средней группе для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами я продолжила работу со сказками оригами, потому что детям среднего дошкольного возраста также сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Однако во время применения любого из приёмов я использую правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей среднего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В среднем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.

   Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, я демонстрирую возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность. 

    Детям моей группы нравится заниматься оригами потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое — а из бумажного листа всегда получается что-то — хуже, лучше, не важно, зато свое.

   Во втором полугодии я планирую начать использовать пооперационные карты. На основании их предложу детям самостоятельно придумать сказки для изготовления поделок.

Думаю к концу года дети могут достигнуть следующих результатов:

Закрепят навык применения различных приемов работы с бумагой.

Будут знать простые базовые формы оригами (такие как простой треугольник, книжка, блинчик, воздушный змей, усвоенные ранее и новые: двойной треугольник, конфетка) .

Научатся не только следовать устным инструкциям, создавая изделия оригами, но и работать со схемой.

Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.

В старшей группе и подготовительной группе особое внимание мне хотелось обратить на новую ветку оригами – модульное оригами. Готовые изделия создаются не из одного листа бумаги, а с многих одинаковых частей – модулей. Они напоминают наборы конструкторов («Лего»). Из модулей можно составлять модели любой сложности и размера: от самых простых до сложных и трудоемких.  

  Построить модуль легко, его могут складывать дети с 5 лет. Для них подходит, практически, любая бумага, даже, листочки  из рекламных журналов. Модули можно складывать везде: дома, в поезде, во время просмотра телевизора, в разное время режимных моментов. Самое главное, чтобы было желание. Из модулей очень хорошо выполнять коллективные работы. Если поделка надоела или испортилась, ее  можно разобрать и сделать новую, оригинальную.

        Новым будет  использование схем сложения, придумывание своих оригинальных игрушек, составление детьми пооперационных карт, проведение детских мастер–классов.


Литература

Агапова И., М. Давыдова -2006г «100 лучших оригами для детей».

Афонькин С. Игрушки из бумаги. — СПб.: Литера: Виан, 1998.

Афонькин С. Игры и фокусы с бумагой. — М.: Рольф: АКИМ, 1999.

Долженко Г.И.  «100 оригами» - 2002 г.

Игрушки из оригами. — СПб.: Дельта: Кристалл, 1996.

Жихарева О. М. «Оригами для дошкольников» (Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал).

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим, как маги: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия К, 1998.

Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Метод. пособие для воспитателей ДОУ. — СПб.: Детство-пресс, 2001.

Соколова С.В. «Сказки из бумаги» - - 1998 г.

Соколова С. Театр оригами: игрушки из бумаги. — М.: ЭКСМО-пресс; СПб.: Валери СПД, 2002.

Тарабарина Т.И - «Оригами и развитие ребёнка» -. 1998 г.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №3 «Ивушка»

Опыт работы

«Развитие творческого воображения детей с помощью сказок оригами».

 

Воспитатель: Ляхова Е. В.

г.Сельцо – 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение оригами для развития ребенка дошкольника

Подготовка руки ребёнка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но ...

Оригами- как способ развития мелкой моторики и речи.

Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ- искусство близкое ему и доступно...

Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.

Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....

Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.

В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника

Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка формируется художественный вкус, наблюдательность и творческие способности....

"Техника оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников."

Оригами- один из видов деятельности , которые интнресны детям и развивает точность и координацию движений....