Конспект НОД по конструированию из ткани и ниток «Как лоскут скрутился в куклу Столбушку»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Егорова Наталья Владимировна

продолжать знакомить с народной игрушкой. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_konstruirovaniyu_iz_tkani_i_nitok.docx546.11 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД по конструированию из ткани и ниток

«Как лоскут скрутился в куклу Столбушку»

Цель: продолжать знакомить с народной игрушкой. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры.

Задачи:

Обучающие:

- прививать навыки работы с тканью при создании народной игрушки;

- совершенствовать трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание;

- формировать знания, умения, навыки выполнения тряпичной обереговой куклы «Столбушка».

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать умения ручного труда.

Воспитательные: - пробуждать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа;

- восстановить и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, художественно-эстетическая.

Формы организации: подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: продуктивная деятельность, беседа, физминутка.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: куклы, выполненные педагогом Девочка Долька, карточка 8 из комплекта «Конструируем в осенний период» и карточка 7 «Конструируем в летний период».

Практический материал на каждого ребенка и педагога: для скрутки – прямоугольный лоскут тонкой хлопчатобумажной ткани размером 10*20 см, для оформления головы и рук – лоскут светлой однотонной ткани размером 15*15 см, для изготовления одежды – лоскут ткани, для фиксации – прочные нитки.

Предварительная работа: Беседа о игрушках. Какие бывают игрушки, из какого материала? Кто делает игрушки? (с опорой на наглядность). Рассматривание дидактических картинок. Традиции и обычаи русского народа?

Ход НОД

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание

Вводная часть (мотивация)

Ребята, посмотрите кто к нам пришёл?

-Здравствуй Девочка Долька!

Почему ты грустная?

-Здравствуйте! Я грустная, потому что у меня нет подружек. А мне очень хочется водить хоровод с подружками.

- Девочка Долька не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем. Будут у тебя подружки- Столбушки.

- А я не знаю кто это такие?

- Кукла «Столбушка» - древнейший вид традиционной народной куклы. Издавна считалось, что «Столбушка» – лучшая помощница в душевной беседе. «Столбушка» – одна из самых простых народных тряпичных кукол. Ее еще называют кукла-закрутка, только с помощью рук.

В основе куклы - «столбик», отсюда и её название – «Столбушка».

- Столбушка – кукла-оберег, поэтому она «безликая». По древним преданиям, глаза не изображали на лице, чтобы злые силы не могли навредить кукле и её хозяину.

- Я предлагаю вам сделать своими руками такую куклу.

Давайте разомнём наши пальчики и поиграем.

Девочки и мальчики

Наши девочки и мальчики

Ловко прыгают как мячики

Головой слегка качают

И красиво приседают

Ручками хлопают вот так, вот так

Ножками топают вот так, вот так

Кулачки сжимают вот так. вот так

Ладошки раскрывают вот так, вот так

На ладошки мы подуем

Наши пальчики разбудим.

Девочка Долька

Слушают

Дети сидят на стульчиках полукругом

охотно соглашаются

дети держат руки на поясе

прыгают

качают головой

приседают

хлопки 4 раза

топают 4 раза

Показывают один кулачок, потом другой

Поочерёдно раскрывают ладошки

Дуют поочерёдно на обе ладошки

Шевелят пальчиками Показываю

Воспитатель показывает куклу.

Показываю картинки

Играем

Звучит веселая музыка

Основная часть

Проходим за столы.

Для изготовления куклы нам понадобятся лоскуты ткани:

для скрутки – прямоугольный лоскут,

для оформления головы и рук – лоскут светлой однотонной ткани

для изготовления одежды – лоскут цветной ткани,

для фиксации – прочные нитки.

Приступаем к изготовлению куклы «Столбушка-нянюшка».

1. Сворачиваем лоскут ткани в плотную скрутку (трубочку).

2. Перевязываем скрутку прочной ниткой и сверху набрасываем квадратный лоскут светлой ткани.

3. Обозначаем голову – обматываем столбик прочной ниткой на уровне шеи. -- Вот и сформировалась голова куколки.

Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куколку рядить.

4. Делаем руки – уголки свисающей ткани подгибаем внутрь, чтобы убрать лишнюю длину, и закрепляем нитками.

5. Мастерим юбку и фартук из лоскутов яркой ткани. Одеваем куклу.

6. Повязываем платок, украсив лоб куклы яркой тесьмой или лентой. Концы платка или косынки завязываем сзади.

- Ребята берите куклы и проходите в круг. Рассаживаются за столы

проявляют желание сделать куклу своими руками

Слушают объяснение воспитателя, следят за показом.

После показа выполняют

1-2шаг в изготовлении куклы

Выполняют 3шаг

Выполняют 4шаг

Выполняют 5шаг

Выполняют 6шаг

Дети несут кукол Девочке Дольке. Встают в круг.

Показываю и объясняю

Столы накрыты по количеству детей, на столах у детей находятся детали куклы

Выполняют вместе с воспитателем

Дети выполняют задание по технологическим картам

Звучит легкая музыка.

Воспитатель поощряет детей за внимательность

Заключительная часть (рефлексия)

- Ребята, какие замечательные куклы у вас получились! Спасибо вам! Молодцы!

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

- Ребята, вам трудно было делать куклу?

- Куколка, сделанная с любовью своими руками, будет предметом гордости ее мастера.

Какую часть было трудно делать? А какую легко? Из какого материала делают куклу – Столбушку? Почему кукла называется Столбушкой?

Оценивают работы друг у друга

Ответы детей.

Девочка Долька благодарит детей за подружек-Столбушек.

Оформляем мини-выставку готовых кукол-Столбушек


Конспект занятия «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Тема НОД: «Знакомство с народной куклой.

Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 5 года (старшая группа).

Тема НОД: «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки».

Цель: Ознакомление детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.

Задачи:

Образовательные:

• Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

• Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами.

• Активизировать словарь детей за счет слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, оберег, лоскутная, пеленать.

• Приобщать детей к традиционной культуре России.

Развивающие:

• Развивать интерес к лоскутным куклам.

• Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

• Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к лоскутным куклам и к русским народным обрядам; знакомятся с историей лоскутной куколки Пеленашки; осваивают доступный способ изготовления лоскутной куклы Пеленашки.

Форма организации: групповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, исполнение, совместное действие.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку», колыбельной «Ай качи, качи, качи»; игры с куклами; беседа о старинных русских именах; рассматривание русского национального костюма; знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

Словарь новых слов: тряпичная кукла, лоскутная кукла, оберег, пеленать.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал

• Народные куклы: соломенные, деревянные, глиняные, лоскутные.

• Наглядное пособие с изображением лоскутных куколок, с поэтапным изготовлением куклы Пеленашки.

Раздаточный материал:

• Прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы.

• По два лоскута цветной ткани для платка и пелёнки.

• Прочные нитки для фиксации скрутки.

• Узкие ленточки для обвязывания Пеленашки.

Педагог: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а о чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

C:\Users\Admin\Desktop\Новая папка (3)\DSCN3336.JPG 

Есть ноги, но не ходит

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может.

Что это?

Дети: Кукла!

Педагог: Конечно кукла! Посмотрите внимательно на этих куколок. Как вы думаете, это старинные куклы?

C:\Users\Admin\Desktop\Новая папка (3)\DSCN3335.JPG

Дети: Да.

Педагог: А из какого материала они изготовлены?

Дети: Из соломы.

Педагог: Да ребята, это соломенные старинные куклы, ими играли наши бабушки и прабабушки. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла. Существует очень много кукол: деревянных, глиняных. А я хочу познакомить вас с лоскутными куколками, которые изготавливают из ткани. Этих кукол называли оберегами. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого. Посмотрите ребята, это лоскутная кукла называется – Веппская кукла, кукла-мама, как символ материнской заботы, чтобы детишки росли здоровыми и сильными.

Педагог дает детям потрогать и рассмотреть куклу.

Педагог: А вот лоскутная кукла – Крупеничка, это старинная насыпная кукла, как мешочек набитая крупой. Её обычно дарили на Рождество, чтобы год был урожайным. Потрогайте куколку, внутри у нее крупа – гречка.

Педагог: Кукла Крупеничка помогала верить человеку в удачный год, придавала сил для работы, ведь на Руси каши были основным видом питания.

Педагог: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

Дети: Конечно!

Педагог: А хотите научиться их делать своими руками?

Дети: Очень! Это так интересно!

Педагог: Посмотрите, ребята, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Такую куколку называют Пеленашкой. Раньше новорождённых детей плотно - плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов. И ребята, такие как вы, учились мастерить таких куколок из старых тряпочек, платочков, причем, их с равным интересом делали как мальчики, так и девочки. Давайте покажем как можно покачать такую куколку и споем ей колыбельную.

Дети: Ай качи, качи, качи

Прилетели к нам грачи.

Птицы сели на ворота.

А ворота скрип, скрип,

Наша деточка спит, спит.

Дети: имитируют движения качания куколки.

Педагог: Берём лоскут белой ткани. Какой он формы?

Дети: Прямоугольной.

Педагог: Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём нитки и перевязываем - получается головка. Затем перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

Дети: На поясе.

Педагог: Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

Дети: Голова и туловище куклы.

Педагог: Берём цветной лоскуток. Какой он формы?

Дети: Треугольной.

Педагог: Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?

Дети: Треугольной.

Педагог: Кладём Пеленашку на пелёнку и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

Педагог: Ребята, а что можно сделать, чтобы пелёнка не развернулась?

Дети: Завязать ленточки.

Педагог: Молодцы! У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю пелёночку кукле. А вы, когда будете завязывать ленточки, помогайте друг другу.

Педагог: А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

Дети: Скрутить лоскут ткани.

Педагог: Что надо сделать потом?

Дети: Перевязать головку и талию.

Педагог: Что вы сделаете потом?

Дети: Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать.

Педагог: Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег.

Дети: С удовольствием!

Педагог: Ребята, давайте перед началом очень интересной нашей рабы разомнем пальчики, чтобы они были ловкими и умелыми.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку»

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Стряхнула лебедушка водичку. Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.

Сжимаем пальцы в щепоть. Повороты кистей рук из стороны

Сторону — слева направо обратно.

Поочередное шевеление пальцами.

Несколько раз разжимаем Сжимаем пальцы в кулачки.

Практическая работа детей в группах. Звучит народная музыка.

Педагог оказывает индивидуальную помощь каждой подгруппе.

По окончании работы дети рассказывают о своих куколках друг другу.

C:\Users\Admin\Desktop\Новая папка (3)\DSCN3342.JPG

Педагог: Вот какое у нас сегодня прошло занятие. Ребята, какими куклами играли наши бабушки и дедушки?

Дети: Соломенными, деревянными, лоскутными.

Педагог: Ребята, сегодня мы научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы. Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.

C:\Users\Admin\Desktop\Новая папка (3)\DSCN3345.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт "Народная кукла Столбушка"

Публикация содержит краткое описание куклы Стобушки, способ ее изготовления. Раскрыта педагогическая ценность куклы, ее развивающая направленность. Представлен примерный перечень игровых ситуаций....

Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»

Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, к...

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Скрутим куклу ладную, милую нарядную"

Конспект открытого занятия по развитию духовно-нравственных качеств у старших дошкольников...

Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку» с презентацией

Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку»Цель: Приобщение к традициям и ценност...

Мастер-класс "Куклы-обереги из ткани и ниток"

В изобилии современных игрушек кукла занимает важное место, помогая ребёнку осознавать роль человека в социуме, семье. Наши предки маленькую тряпичную красавицу использовали не только как детскую заба...