ОРИГАМИ_СИДИМ ДОМА
консультация по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Моисеева Марина Валентиновна

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_sidim_doma.docx499.03 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство оригами для развития ребенка


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Оригами – слово японское. В переводе оно означает «складывать бумагу». Искусство создания бумажных фигурок является довольно древним, и своими корнями уходит в далекое прошлое. Сегодня оригами распространилось по всему миру, снискало миллионы поклонников за пределами Японии и прочно заняло свою нишу в образовательных и развивающих программах.

В отличие от многих других видов творчества, оригами – хобби не затратное. Все, что для него необходимо – это бумага и ножницы. При этом существует огромное разнообразие готовых моделей разной степени сложности и неограниченные просторы для творчества. Дети могут занимать оригами приблизительно с пятилетнего возраста. У малышей еще недостаточно четкая координация движений, им это занятие еще недоступно.

Для занятий оригами с детьми идеально подойдет тонкая белая бумага формата А4. Кроме нее обязательно понадобятся еще и ножницы, а в ряде случаев – клей для бумаги (канцелярский или ПВА). Бумага не обязательно должна быть белой – складывать фигурки из цветной бумаги детям намного интереснее, хотя для родителей этот вариант предполагает увеличение затрат на материалы для творчества. Но если для аппликации подойдет любая цветная бумага, то для оригами годится только двусторонняя, иначе готовые бумажные игрушки будут выглядеть не вполне эстетично.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. Естественно, сложные игрушки, а тем более большие фигуры, составленные из нескольких листов бумаги, детям не по плечу. Обучение оригами начинается с основ и самых простых фигурок, которые по силам любому ребенку. По мере овладения основными приемами, используемыми в оригами, дети обучаются складывать основные (базовые) фигуры, и сложность работ постепенно нарастает.

При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. В ряде случаев при работе необходим клей, и юные мастера отрабатывают умение с ним обращаться, аккуратно намазывать бумагу клеем и убирать его излишки.

Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенокв игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

Все разнообразие известных фигурок оригами основано на шести основных формах, носящих условные названия «треугольник», «шкаф», «блинчик», «книжка», «рожок», «конфета». Для изготовления этих форм не нужно особых навыков, поэтому детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста они вполне по силам.

Для создания базовых форм необходимо умение сгибать лист бумаги пополам (вертикально или по диагонали), а также последовательно сгибать в различных направлениях, в том числе от центра к углам и от углов к центру. В этом нет ничего сложного, и дети отлично справляются с этими задачами.

Освоив простейшие базовые формы, дети приступают к изготовлению наиболее простых поделок. В процессе складывания простых фигурок дети осваивают новые понятия и навыки оригами: вогнуть, согнуть вовнутрь или наружу, перевернуть, повернуть, сделать складку и так далее. Овладев ими, ребенок уже сможет выполнить из бумаги основу для сложных фигур – базовые формы «двойной треугольник» и «двойной квадрат». На основе этих двух базовых форм ребенок сумеет построить игрушку любой сложности по готовому описанию или придумать свою.Искусство оригами для развития ребенка

Таким образом, занятия оригами:

  • Дисциплинируют;
  • Воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
  • Способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
  • Влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
  • Позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
  • Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путём его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединённых с помощью клея;
  • Изобразительные – за счёт частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
  • Творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели, изобретение своих фигурок;
  • Оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
  • Театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Оригами. Тюльпан

Тюльпан

Оригами для детей
Классическая модель оригами - тюльпан, знакомая старшему поколению еще со школы. Только тогда слово “Оригами” было не таким популярным как сейчас, и называлась это поделка просто - тюльпаны из бумаги или бумажные тюльпаны.

 

Достаточная простая схема. Модель подойдет для детей от 4-5 лет.

 Материалы:
Квадратный лист бумаги для цветка, и бумага для стебелька с листиком.

 

Как делать цветок

Схема оригами

 

  • Согните квадратный лист бумаги по диагоналям. Разверните в исходное положение.
  • Согните лист пополам по горизонтали. Разверните.
  • Вогните продольные сгибы внутрь, что бы получился треугольник со складками внутри. Это базовая модель - треугольник (водяная бомбочка).

 

Схема оригами

 

  • Верхние нижние уголки отогнуть вверх до вершины.
  • Перевернуть модель и проделать лицом вниз то же самое с еще одними нижними уголками.
  • Отогните правый угол, что бы получился ромб со сгибом посередине, переверните модель и повторите.

 

Схема оригами

 

  • Следите за тем, чтобы кромки и уголки смотрели вверх.
  • Загните правый угол к центру, немного заходя за центр. Загните левый угол внахлест так, чтобы он полностью закрывал правый угол. Переверните фигурку и повторите процедуру.
  • Заправьте один угол в другой. Повторите этот шаг, перевернув фигуру.

 

Схема оригами

 

  • Найдите внизу дырочку и надуйте бутон.
  • Аккуратно отогните лепестки.

 

Как делать стебель

Схема оригами

 

Складываем стебель с листиком

  • Разверните квадратный лист углом верх.
  • Правый и левые углы загните вперед до середины
  • Теперь получившиеся боковые углы согните до середины по схеме.

 

Схема оригами

 

  • Верхние боковые углы опять сложите до середины.
  • Согните фигуру пополам по горизонтали.
  • Теперь сложите пополам по вертикали.
  • Потяните за внутренний треугольник и слегка вытяните его вправо, закрепите новую линию сгиба.

 

Тюльпан. Готовая модель

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

  • Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять ваши действия с бумагой.
  • Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого.
  • Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребёнка на то, что в следующий раз всё получится гораздо лучше.
  • Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придёт вам на помощь.
  • Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут.
  • При проявлении усталости:

Наши пальцы не ленились,

Над фигуркою трудились.

Уголочки загибали

И немножечко устали.

Мы легонько их стряхнём,

Снова складывать начнём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Игры по дороге домой и дома

Образование ребенка (воспитание, обучение и, как следствие, развитие) не ограничивается и не исчерпывается детским садом....

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения....