Ручной труд
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Луганская Ангелина Андреевна

Трудовая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud.docx90.98 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА РУЧНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребёнок подбирает крупный жёлудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает жёлудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т.д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клёна делают крылышки стрекозы, из шишки – лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребёнку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Всё это оказывает огромное воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

СОДРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ В РАЗНЫХ

ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Возрастная группа

Цели, задачи по ручному труду

Содержание деятельности

1-я мл.группа

1.Воспитывать уважение к людям любой профессии.

2. Подчеркивать значимость результатов их труда.

3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.

4. Приобщать детей к самообслуживанию.

Приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.

2-я мл.группа

Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Средняя группа

1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. 2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).

4. Разъяснять детям значимость их труда.

 5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает. Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.

Старшая группа

1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.

3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.). Добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

 5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

7. Учить доводить начатое дело до конца.

8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

 9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Подготовительная

группа

1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

 2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

 3. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

 4. Формировать потребность трудиться.

5. Воспитывать любовь к труду. Сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

 7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

Конспект организации по ручному труду в средней группе детского сада.

Тема: Лягушка ( техника оригами).

Области: Художественное творчество, Коммуникация, Познание, Здоровье, Чтение художественной  

                   литературы.

Цели: - формирование целостной картины мира

            - приобщать к словесному искусству

            - обогащение и активация словаря.

            - формировать способность понимать причинно – следственные связи в прочитанном тексте

            - формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного.

            - Способствовать развитию бережного отношения к живой природе

            - продолжать учить выполнять движения в соответствие с текстом.

             -  Продолжаем знакомство с техникой складывания бумаги оригами.

             - формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей материала.

             - развитие мелкой моторики

             - поощрять и закреплять желание трудится.

              - Учить детей радоваться полученному результату.

Задачи:

Развивающие: развивать творческое мышление, воображение и восприятие;

Воспитательные: - воспитывать аккуратность, самостоятельность;

Образовательные: - закреплять умение работы в технике оригами;

Форма организации трудовой деятельности: малая группа.

Методы и приёмы: чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Материал: текст рассказа Н. Сладкова « Жалейкин и лягушонок», иллюстрации к рассказу

                     раздаточный: лист для оригами зелёного цвета, фломастеры.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением лягушек; Дидактические игры « Кто живёт в воде», «Четвёртый лишний»; Чтение художественной литературы: о млекопитающих, обитающих в воде; подвижная игра «Лягушки».

           

Ход трудовой деятьельности:

Ребята, послушайте один очень интересный рассказ, который написал Николай Сладков.

Рассказ этот называется « Жалейкин и лягушонок»

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. - Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно. Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости. - Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте! А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы погиб. Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

 

Ребята, как называется рассказ, который вы только что прослушали? (Жалейкин и лягушонок)

О ком он?

Что сделал Жалейкин? (забрал из болота лягушонка к себе домой)

Обрадовался лягушонок? Что с ним произошло? (лягушонок перегрелся на солнце, засох и чуть не погиб. Лягушонку плохо у Жалейкина дома)

Что сделал Жалейкин? (отнёс лягушонка обратно в болото)

Почему нельзя лягушек забирать из болота? (потому что болото – это дом лягушек, им там хорошо и уютно)

Ребята, давайте мы смастерим лягушку, которой будет хорошо у нас дома. Мы её сделаем из бумаги по технике оригами. Но сначала мы сами представим себя лягушатами:

Физкультминутка «Лягушки»

Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала…Ква-Ква-Ква!

Теперь подходите к своим столам – начнём конструировать.

Теперь нужно нарисовать лягушонку глазки, Для этого возьмите фломастеры.

Вот какие красивые у нас получились лягушки.

detsad-308924-1451921692.jpg

 А главное, таким лягушкам будет очень хорошо у нас дома. Вы очень хорошо потрудились, Молодцы, ребята.

Схема самоанализа организации и проведения занятия

Дата проверки 30.10.2017

Группа средняя группа №2

Специалист Ф.И.О. Луганская Ангелина Андреевна.

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Другое

1

Характеристика программного содержания:

• Соответствие задач программе группы

 • Соответствие уровню развития детей данной группы

• Объём программного содержания

 • Конкретность формулировок программного содержания

+

2

Характеристика деятельности специалиста:

 • Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач

 • Соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы

 • Правильность, точность применения этих приёмов

+

3

Характеристика деятельности детей:

 • Освоение детьми программного содержания по задачам

• Особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию)

 • Учебные навыки детей

+

4

Характеристика условий проведения занятия:

 • Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий • Соответствие требованиям материально-технических условий • Соответствие требованиям функционально-педагогических условий

+

Выводы и рекомендации:

Программное содержание соответствует уровню развития детей данной группы Приёмы, используемые для решения поставленных задач, соответствуют возрасту детей, требованиям методики данной программы.

Отмечается качественное освоение детьми программного содержания, а так же их активность, внимание, интерес.

Во время подготовки и проведения занятия санитарно-гигиенические условия соблюдались.

ДИАГНСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ РУЧНОГО ТРУДА У ДОШКОЛЬНИКОВ

1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место,

пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Имя ребенка

Ручная умелость

Способность реализовать замысел

Даниил

Б

А

Егор

Б

Б

Полина

Б

Б

НИЗКИЙ А — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ Б — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Выводы по наблюдению: Данное наблюдение позволяет сделать вывод о том, что у детей средней группы предположительно достаточный уровень сформированности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Образовательная деятельность «Лиска-лисонька, лиса» (чтение художественной литературы-коммуникация-труд\ручной труд)

Планируемые результаты:ребенок  старается поддерживать беседу, высказывать своё мнение, рассуждает и дает свои необходимые пояснения;ребенок  познакомиться с правилами укрепления и сохранени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов  обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...