Дистанционное обучение
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Снежана Эткаровна Браун

Овладение конструктивными навыками у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Овладение первоначальными представлениями о конструкции предметов у дошкольников через конструктивную деятельность» Браун С.Э., Перегоедова Ю. В.  воспитатель структурного подразделения Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска

Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным видам деятельности, потому что приводит к видимым результатам действий, так как они одновременно реализуют представления о предмете и получают наглядный объект, сделанный своими руками. В процессе конструирования осуществляется весь путь от задумки до цели, и является мотивацией к деятельности детей. 

На начало учебного года некоторые наши воспитанники уже умеют создавать элементарные постройки из конструктора, ограничиваясь при этом самым примитивным объединением нескольких деталей. При этом, детям, сложно использовать игровой смысл, хотя в средней группе уже складывается конструктивная деятельность, направленная на создание конструкций, изображающих различные предметы и ситуации, приобретая самостоятельное значение, подчиняя себе игру. Именно поэтому, в конструкторской деятельности с нашими воспитанниками, мы стали больше внимания уделять первоначальным представлениям о конструкции предметов, используя разные виды конструирования и создавая разные конструкции вместе с ребенком, показывая при этом приемы использования сочетаний разных строительных деталей, помогая исправлять ошибки, нарушающие устойчивость конструкции или же ее сходство с образцом. Стараемся формировать у ребят умения обследовать предметы, образцы построек, чтобы они в дальнейшем могли спланировать свою работу, представляя ее в целом и контролировали свои действия, исправляя ошибки. Таким образом в процессе конструирования у наших воспитанников происходит знакомство с формой, величиной, пространственными характеристиками, совершенствуется развитие логических приемов мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Приобщая ребят к самостоятельной деятельности мы предлагаем им конструирование по образцу, или по рисунку, затем по заданным условиям, с учетом определенных требований и назначений. Наша цель, заставить детей думать, как сделать постройку точнее и рациональнее. И уже потом, предлагаем детям конструирование по замыслу, чтобы подвести их к творчеству, предлагая построить дом, гараж или мост какой хочешь. В этой ситуации они не просто строят, но и сами решают, что и как будут создавать. Разделение таких видов конструирования условно, ведь они могут по-разному сочетаться между собой во время совместной или самостоятельной деятельности. Конструируя, дошкольники учатся не только различать внешние качества предмета или образца: форму, размер, строение, у них развиваются познавательные и практические действия. Сооружая постройку, они уточняют и пополняют представления о ней, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Узнают, что множество предметов в окружающем мире составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт, а общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях – фундамент, стены, окна, двери.

Занимаясь конструированием с детьми стремимся помочь им овладеть представлениями о конструкции предметов и свойствах деталей строительного материала. Ведь конструкция и строение предмета – совсем не то, что его внешний вид. Если предложить ребенку нарисовать подъемный кран, он изобразит кабину, затем нарисует к ней стрелу и колеса. Но чтобы построить подъемный кран, надо не только соблюдать другой порядок, а учесть, что основу крана составляет устойчивая платформа, которая не должна развалиться. Все конструктивные свойства деталей строительного материала выясняются, когда ребенок начинает объединять их в общей конструкции. Если предмет высокий и имеет выступающие части, они должны быть уравновешены тяжелым основанием. Поэтому нашим ребятам мы сначала показываем, а затем уже объясняем, что на любой грани куб будет устойчив, а брусок устойчив лишь тогда, когда он лежит на боковой грани, но поставленный торцом уже теряет свою устойчивость. Также стараемся направлять детей к использованию схем. Ведь если они видят на образце все детали и их расположение, то уже не испытывают потребность в самостоятельном подборе деталей, а занимаются механизмом подражания, так как замыслы еще не устойчивы и часто меняются в ходе игры. Применение схем полезно тем, что в этом возрасте у ребят отсутствует развернутый план, и они не могут учесть условия, которым должна соответствовать постройка и обнаружив нарушения этих условий, переделывают свою постройку. А это значимо для деятельности наших воспитанников, так как приводит к любознательности, которая очень важна для развития внимания и мышления.

Для сюжетного конструирования мы предлагаем им использовать разные конструкторы из металла, пластмассы, дерева с разным типом соединения деталей. Ребята, увлеченные сюжетным конструированием, с удовольствием строят конструкции по знакомым сказкам, опираясь на собственный опыт. Например, в постройке моста ребята сами определяют, правильно ли подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не развалился. Им приходится учитывать не только качество постройки, но и сам процесс совместной деятельности, проявляя уважения к работе сверстников, инициативу в придумывании конструкции, договариваясь друг с другом, кто что будет делать. Именно такое конструирование превращается в совместную деятельностью, где сюжетную конструкцию задумывают и выполняют все сообща. Их замыслы становятся обширными, детализированными и включают сочетание множества отдельных деталей. Планирование действий по реализации замысла состоит в том, что заранее ребята размечают пространство, где будут расположены части конструкции, в какой последовательности будут расположены. Нам, как педагогам, отводится роль наблюдателя и помощника в самостоятельной конструкторской деятельности. Охотно ребята показывают свои умения и навыки своим родителям во второй половине дня, пригласив их поиграть с ними. В результате возникла потребность применить следующие методы в работе с детьми:

1. Показ приемов изготовления конструкции и пояснение, для усвоения действий, необходимых для выполнения конструкции, и общий порядок работы. Ведь, прежде чем приступить к выполнению задания, надо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и все дополнительные части, продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его, затем сложить.

2. Показ отдельных приемов конструирования, которыми дети овладевают для последующего использования при создании построек или конструкций.

3. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции, выяснив, какие способы действий усвоили, какими нужно еще овладеть. Анализ обязательно проводится со всей группой, а затем с каждым ребенком отдельно, чтобы узнать, усвоил он новый материал или нет.

Именно конструктивная деятельность способствует овладению первоначальными представлениями о конструкции предметов у дошкольников, заставляя их анализировать, сравнивать, синтезировать разрозненные части в целое, а также развивает мыслительные операции и творческие способности ребенка.

Используемая литература:

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

2. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества [Текст]. - М., – 2010.

3. Поддьяков Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009. – 407 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения. 10 правил дистанционного обучения дошкольников.

Рекомендации родителям дошкольников по организации занятий в дистанционной форме. Десять правил, которые помогут сохранить здоровье детям и их родителям....

Использование современных платформ для дистанционного обучения дошкольников (материал к районному дистанционному семинару)

Использование современных платформ для дистанционного обучения дошкольников (материал к районному дистанционному семинару)...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения. 10 правил дистанционного обучения дошкольников.

Рекомендации родителям дошкольников по организации занятий в дистанционной форме. Десять правил, которые помогут сохранить здоровье детям и их родителям....

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения. 10 правил дистанционного обучения дошкольников.

Рекомендации родителям дошкольников по организации занятий в дистанционной форме. Десять правил, которые помогут сохранить здоровье детям и их родителям....

ПлатформаПлатформа LearningApps.org. в условиях дистанционного обучения в условиях дистанционного обучения

В статье говориться о том, что платформа LearningApps.org. помогает педагогу в работе....