Лего-конструирование в кружковой работе как развитие познавательных способностей у дошкольников
статья по конструированию, ручному труду
Среди преимуществ лего-конструкторов, можно выделить:
1. многофункциональность;
2. внешний вид;
3. возможность совмещать образовательную и игровую деятельности при конструировании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лего-конструирование в кружковой работе как развитие познавательных способностей у дошкольников
Подготовила: Скребец.А.Г
В настоящее время, когда технические достижения способствуют большим изменениям во всех сферах жизнедеятельности, когда повсюду людей окружают технические объекты и электроника, все большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой вид кружковой работы, как лего-конструирование.
В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста с помощью различных видов деятельности. Лего-конструирование, по мнению многих педагогов и психологов, является одним из эффективных методов развития ребенка. Используя лего в кружковой работе с дошкольниками, педагог способствует развитию у детей основных мыслительных процессов.
Среди преимуществ лего-конструкторов, можно выделить:
1. многофункциональность;
2. внешний вид;
3. возможность совмещать образовательную и игровую деятельности при конструировании [4].
Следует отметить универсальность метода лего-конструктора. Применение лего-конструирования в кружковой работе с дошкольниками позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность. Работа с лего-конструкторами является оживленной, интересной и открывает широкий спектр для детской фантазии. Ребята учатся придумывать модели, что позволяет им ощутить себя маленькими дизайнерами.
Конструкторы лего имеют возрастные характеристики, поэтому применять их в кружковой работе с дошкольниками очень легко. Для дошкольников существует несколько лего-конструкторов:
1. Lego Duplo. Рассчитано на детей от двух до шести лет. Каждый набор учитывает возрастные особенности детей, что отражается в размере деталей, в их количестве, цветовой гамме и тематической направленности.
2. Lego Dasta, Lego Sistem. Данные наборы рассчитаны на детей с четырех лет и включают в себя стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для детей старшего дошкольного возраста данные наборы выпускаются в более сложной версии: уменьшается размер деталей - это развивает мелкую моторику рук, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие познавательных способностей.
3. Lego-конструктор, с элементами программирования WeDo. Рассчитан на детей с четырех лет. Он позволяет познакомить дошкольников с элементарными креплениями деталей, которые двигаются с помощью программы, установленной на компьютере.
4. Lego-конструктор, с элементами программирования RCX. Рассчитана на детей с шести-семи лет. С помощью данной программы, можно не только собирать движущиеся модели, но и делать элементарные измерения: температура воздуха или воды, освещенность [2].
Для развития познавательных способностей дошкольников старшего возраста в кружковой работе важную роль играет практическая значимость лего-конструкторов, которая заключается в том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, педагог в кружке лего-конструирования ставит перед дошкольниками понятные и в тоже время интересные для них цели. Таким образом, с помощью игры с лего, дети, не замечая того, обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем подготовиться к школьному обучению. Главное, на что направлено лего-конструирование, – это развитие мышления, познавательных способностей детей, но также оно развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.
Е. В. Фешина в своих исследованиях пишет об условиях развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста, которые необходимо соблюдать педагогам в кружковой работе по лего-конструированию. Она выделяет три таких условия:
1. Создание для дошкольников среды, которая формирует у них знания о конструкторской деятельности, развивает навыки и способности конструирования. Она необходима для более эффективного развития мышления в рамках лего-конструирования и должна включать в себя: персональные лего-конструкторы и их аналоги, компьютеры и мультимедийное оборудование: проектор и цифровую доску, дидактические материалы по лего-конструированию. Создание такой среды поможет педагогу достичь цели, которую выделяет Е. В. Фешина: «Развитие познавательных способностей дошкольников представляет собой организацию образовательного процесса на основе лего-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становятся предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка» [3]. Они конструируют, воображают и создают продукт собственного творчества.
Не менее важно провести с детьми предварительную работу. Педагогу до начала конструирования необходимо познакомить дошкольников с темой и основными идеями предстоящей деятельности. А также полезно обсудить предполагаемый результат, но постараться не раскрывать содержание конструирования полностью, а лишь направить мышление детей таким образом, чтобы они смогли сами воплотить свои задумки в жизнь.
Важным моментом при лего-конструировании является завершающий этап деятельности. Дети дошкольного возраста обязательно должны показать продукт своей деятельности сверстникам, педагогу, родителям, рассказать о своём продукте. Для этого можно организовать и выставку детских конструкторов.
2. Включение конструкторов в различные виды деятельности:
- Образовательную. В данном случае конструктор может выступать в роли дополнительного материала – наглядного или практического.
- Самостоятельную. Здесь конструкторы могут применяться в виде дидактической игры, если педагог до начала конструирования дает детям задание, ставит перед ними цель и задачи.
- Сюжетно-ролевую.
- Театрализованную.
- Совместной деятельности со взрослым или сверстниками.
Лего-конструирование как средство развития познавательных способностей дошкольников всегда должно проходить под руководством педагога (непосредственным или опосредованным).
3. Организация деятельности дошкольников на условиях равенства и партнерства.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что лего-конструирование является не просто средством развития познавательных способностей дошкольников, а многофункциональным образовательным комплексом, позволяющим педагогу решить главные задачи:
1) научить дошкольников создавать новое и полезное;
2) развить у них способности к конструированию;
3) обучить применению и преобразованию моделей и схем;
4) привить навык совместной работы;
5) научить дошкольников добиваться конечного результата.
6) более эффективно подготовить дошкольников к школьному обучению.
Список источников и литературы:
1. Гоголева В.Г., Игры и упражнения для развития мышления у детей 4-7 лет / В. Г. Гоголева. – Спб. : «Детство-пресс», 2014. – 56 с.
2. Парамонова Л.А., Лего-конструирование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста / Дошкольное образование. – 2016. – 85 с.
3. Фешина Е.В., Lego-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. – М.: Сфера, 2017. – 345 с.
4. Шайдурова Н.В., Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2008 г. – 210 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/25/picture-70605.jpg)
Консультация для родителей «Психолого-педагогические основы развития познавательных способностей у дошкольников»
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-136635-1352134593.jpg)
Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе макетирования
Данный материал поможет воспитателям организовать совместно с детьми работу по созданию макетов, как естественно - научного содержания, так и игровых....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/11/picture-107922.jpg)
Развитие познавательных способностей у дошкольников
Консультация для родителей "Развитие познавательных способностей у дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-170372-1400603312.jpg)
Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы в процессе познавательно-исследовательской деятельности».
Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы в процессе познавательно-исследовательской де...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/19/picture-1291030-1605798415.jpg)
кружковая работа по развитию творческих способностей детей средней группы
развитие творческих способностей является важной задачей в дошкольных образовательных учреждениях. ознакомление детей с новым для них видом работы с бумагой - квиллинг имеет большое значение в развити...
Программа кружковой работы по развитию познавательного интереса и исторического мышления у детей 5 - 6 лет на тему "Музей и дети"
Историческое мышление – это специфический, логически обусловленный тип мышления, направленный на исследование изменений развития человеческой общности на каждом временном отрезке его развития, а...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/28/picture-856669-1482939956.jpg)
Программа кружковой работы по развитию речевых способностей младших дошкольников «Говорушка»
Программа кружковойработы на 1 год с младшими дошкольниками по развитию речевых способностей...