Моя педагогическая находка
статья по конструированию, ручному труду

Куликова Людмила Александровна

Моей педагогической находкой стал всем известный набор для конструирования LEGO, своей необычностью, возможностью развития интеллектуально-творческих способностей.

Почему именно LEGO? Да потому, что это самая любимая игра мальчишек и девчонок в моей группе; в группе ЛЕГО - огромный выбор, а родители постоянно пополняют коллекцию конструктора в развивающей среде. Кроме того, LEGO имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ перед другими конструкторами: продумана цветовая гамма, что способствует эстетическому воспитанию детей; LEGO конструкторы- конструкторы для всех возрастных категорий детей. И, самое главное, данный конструктор развивает творческую фантазию, двигательные функции, речь ребенка.

Кроме того, LEGO-конструирование является значимым в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как это великолепное средство для интеллектуального развития дошкольников: поддерживает инициативу детей, формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Современная система образования требует от воспитателя не стоять на месте, искать новые пути и методы работы с детьми. Поэтому, я, придя в детский сад, стала активно заниматься самообразованием. Каждый день я что-то планирую, реализую, показываю, общаюсь, изучаю опыт своих коллег. Я стараюсь искать что – то новое, и не отставать от инновационных технологий в области дошкольного воспитания.

Моей педагогической находкой стал всем известный набор для конструирования LEGO, своей необычностью, возможностью развития интеллектуально-творческих способностей.

Почему именно LEGO? Да потому, что это самая любимая игра мальчишек и девчонок в моей группе; в группе ЛЕГО - огромный выбор, а родители постоянно пополняют коллекцию конструктора в развивающей среде. Кроме того, LEGO имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ перед другими конструкторами: продумана цветовая гамма, что способствует эстетическому воспитанию детей; LEGO конструкторы- конструкторы для всех возрастных категорий детей. И, самое главное, данный конструктор развивает творческую фантазию, двигательные функции, речь ребенка.

Кроме того, LEGO-конструирование является значимым в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как это великолепное средство для интеллектуального развития дошкольников: поддерживает инициативу детей, формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности.

Посредством использования LEGO можно эффективно решать образовательные задачи, реализуемой в детском саду Основной общеразвивающей программы.

Я расскажу вам о некоторых вариантах применения LEGO в различных областях.

Социально-коммуникативное развитие.

На мой взгляд, одна из основных целей – научить детей эффективно работать вместе. LEGO позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить начатое дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широты интересов. Сегодня, с введением ФГОС, совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.

Познавательное развитие.

С помощью LEGO можно развивать у дошкольников математические способности и сенсорные представления:  пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, дети закрепляют понятия: «высокий» - «низкий», «широкий» - «узкий». Они знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентироваться в пространстве.

Приведу примеры игр, которые я использую для математического развития детей:

«Математический поезд»

На каждой платформе-вагончике приклеила числа от 1 до 10. Игровая ситуация: вагончики потерялись или перепутались и нужно поставить их на свое место. Ребенок учится считать, запоминать порядковый счет и развивать мелкую моторику. Можно варьировать игру, детям дается задание загрузить в каждый вагон столько кирпичиков, чтобы их количество соответствовало цифре на нем. Это поможет визуально определять, где больше кирпичиков, а где меньше. Одновременно в этой игре можно закрепить  и лексико-грамматический стой: изучать числительные и прилагательные (первый вагончик, второй, третий…), склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим третьему вагончику кирпичик)

«Пространственное ориентирование»

Предлагаю ребенку (старшего возраста от 5-7 лет) плату  и набор деталей конструктора. Затем диктую ребенку, куда выставлять деталь определенного цвета.  Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол»,  «центр платы», «середина правой стороны», Середина верхней стороны» и т.д.

«Числовая лесенка»

В игре закрепляется  знание цифр и цвет, умение решать сразу несколько задач: выстраивать кубики, соотнося количество и  цвет деталей.

Числовой квадрат.

Решает много задач: закрепление счета, цвета, умение визуально определять: больше,  меньше, самый большой и т.д. Развивает внимание, мышление.

Вариативность: квадрат поделен на клеточки 4х4. Клеточки верхнего ряда и левого столбика раскрашены в цвета кубиков LEGO. В клеточках второго, третьего и четвертого ряда ребенок должен поставить кубики, которые соответствуют цветам сверху и слева. Как показала практика это одно из самых сложных заданий.

«Собираем и считаем»

В игре закрепляется счет и состав числа в пределах 9; развивается внимание, мышление.

Дети называют число, изображенное в столбике. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбике.

«Сосчитай и положи»

В игре закрепляется счет и начальные навыки сложения; развивается внимание, мышление.

С помощью данных карточек дети легко и с интересов складывают числа в пределах 10.

С помощью кубиков LEGO можно решать задачи на сравнение чисел.

«Продолжи ряд»

Показываю последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её. Постепенно количество элементов увеличивается и задание усложняется. В процессе игры развивается внимание и логическое мышление.

«Чудесный мешочек»

Предлагаю ребенку опустить руку в мешочек и  сосчитать, сколько деталей LEGO в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он сосчитал. Если сосчитал правильно можно предложить построить из этих кубиков что-нибудь. В игре развивается мелкая моторика рук, упражнение в счете в пределах 10.

Вариативность: Ребенок ищет деталь конструктора и на ощупь  определяет количество кнопочек на детали.

С младшими детьми можно поиграть в игры «Собери картинку», «Найди пару».

Со старшими – «Собери по схеме», «Собери по замыслу».

Приводить примеры можно достаточно долго. Дидактические пособия к играм легко можно сделать своими руками и дети с удовольствием в них играют.

Речевое развитие

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, следовательно, и на развитие речи. Приведу пример применения LEGO в процессе подготовки к обучению грамоте. 

Игра «Путешествие в Звукоград».

Построение из LEGO звуковых схем слов (красный кубик - гласный звук, синий кубик - твердый согласный звук, зеленый кубик - мягкий согласный звук).

Выложи столько кирпичиков LEGO, сколько слышишь слов в данном предложении и т.д.

Игра «Веселый алфавит».

Конструирование букв азбуки из LEGO.

Художественно-эстетическое развитие.

При помощи деталей LEGO можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Примеры игр: «Цветные гаражи» (домики, заборчики и т.д.)

Строим из кубиков несколько гаражей (домиков, заборчиков и т.д.) разных по цвету.

Подбираем предметы разных цветов.

Инструкция №1. Ребенку предлагается красную машину привезти к желтому гаражу, поселить лошадку в синюю конюшню.

Инструкция №2. Ребенку предлагается у зеленого дома расположить только зеленые предметы, а у красного только красные.

Задания можно упрощать и усложнять с учетом возрастных особенностей детей.

Для родителей оформляются выставки творческих работ.

Физическое развитие.

Помимо мелкой моторики обеих рук LEGO также способствует развитию крупной моторики.

LEGO можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре:

  • ходьба/бег змейкой между деталями
  • челночный бег
  • удержание равновесия
  • упражнения на развитие координации движений
  • упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из кубиков LEGO. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

Это лишь малая часть вариантов использования LEGO в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в обучении дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личные качества дошкольников.

В  2018 году я участвовала в муниципальном конкурсе «Педагогическое призвание», где представляла LEGO технологию и заняла 2е место.

ЛЕГО это мир фантазий!

Мир идей, разнообразий.

И скажу про ЛЕГО я

Это лучшая игра!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...