Дополнительная общеразвивающая программа "Мир бумажных игрушек"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Мацалюк Татьяна Владимировна
Цель программы - совершенствование конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Задачи   программы:
Обучающие:
- Обучать  детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами. 
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. 
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Развивающие: 
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление. 
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер. 
- Развивать художественный вкус, творческие способности, воображение и фантазию детей. 
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. 
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами. 
- Воспитывать терпение, усидчивость, трудовые навыки. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_origami.docx85.15 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

        Пояснительная записка.

        Новизна авторской программы.

        Цель и задачи авторской программы.

        Принципы реализации программы.

        Формы и методы.

        Содержание программы.

        Ожидаемые результаты.

           Структура образовательной  деятельности.

           Учебно-тематический план занятий.  (1-й год обучения)

           Учебно-тематический план занятий.  (2-й год обучения)

           Тематический план дополнительных занятий по региональному компоненту.

        Приложение.

        Материалы и инструменты, необходимые для занятий оригами.

            Работа с родителями.

            Общие правила при обучении технике оригами.    

            Диагностический инструментарий.

            Список литературы.                                                                                  

     

Пояснительная записка

        Дополнительная общеразвивающая программа «Мир бумажных игрушек»  является авторской программой художественной направленности, созданной на основе методических пособий Афонькина С. Ю., Афонькиной Е. Ю «Весёлые уроки оригами в школе и дома», Соколовой С. «Сказка оригами», Соколовой С.  Черенковой Е. Ф. «Оригами для малышей: 200 простейших моделей».

        Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

        Оригами - японское искусство складывания из бумаги - доступный и универсальный материал для ребенка в художественном конструировании. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для дошкольников. Занятия оригами начинаются с любопытства, а заканчивается увлечением.

        "Великий квадрат не знает пределов" - говорит древняя восточная пословица и, действительно, из плоского листа бумаги получается целый мир удивительных игрушек, поделок и конструкций, в которую ребенок погружается с радостью, принимая его  условность обозначения.   В процессе складывания из бумаги птиц, животных, цветов и использование художественной литературы у ребенка дошкольного возраста формируются такие качества как понимание, доброта, любовь ко всему живому; знакомится с растительным и животным миром.

      Оригами развивает пространственное воображение, фантазию, а также способствует духовному развитию личности ребенка. Способствует развитию индивидуальных творческих способностей.  Последовательная и целенаправленная реализация данной программы позволит более полно подготовить ребенка к процессу обучения его  в школе. Работа с оригами ценна еще и тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей - умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения; переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения развитие самоконтроля и самооценки; осознание собственных познавательных процессов.

      Программа «Мир бумажных игрушек» знакомит с необходимым оборудованием для занятий  совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусство оригами  с помощью исторических  сведений и фактов.          

       Занятия проводятся  в определенной системе: от простых к более сложным; каждое занятие имеет свою логическую структуру. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. В программе запланированы игровые разминки, физкультминутки, вводные сказки, беседы по теме занятия.

Новизна программы

 Новизна программы определяется тем, что в программе «Детство» Т. И. Бабаевой предусмотрена работа с бумагой в виде аппликации, конструирования из бумаги по типу оригами. Данная программа обеспечит более глубокое изучение детьми сложения листа бумаги.

Тематика занятий связана с тематическим планированием программы «Детство». Также в данной программе отдельно рассматривается национальный культурный компонент.

Образовательная деятельность строится на принципе «от простого к сложному». Дети изучают свойства бумаги, форму, фактуру цвет, простейшие складки, и постепенно сложность моделей возрастает в зависимости от способностей ребенка. Дети различают стили или виды оригами. Их легко можно различить по «почерку» - материалу и способу изготовления. Программа знакомит со следующими видами оригами:

- классическое оригами (складывание фигуры из целого листа бумаги);

- «кирикоми оригами» или еще одно название «аэрогами» (оригами с надрезами). Могут быть выполнены из квадратов, полосок, прямоугольников.  

Важным моментом  является предоставление детям выбора, так они сами должны выбирать цвет и размер бумаги, из которой складывать модели.

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

   Цель программы - совершенствование конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

 

Задачи   программы:
Обучающие:
- Обучать  детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

- Обогащать словарь ребенка специальными терминами. 
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике  оригами. 
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Развивающие: 
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление. 
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер. 
- Развивать художественный вкус, творческие способности, воображение, фантазию детей. 
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. 

Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству   оригами. 
- Воспитывать терпение, усидчивость, трудовые навыки. 

Принципы программы:
  - Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

 - Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

 - Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

 - Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

  - Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  
 - Доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

Формы. Форма проведения занятий – подгрупповая. Занятия оригами требует от детей большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. По мере накопления конструктивных умений у детей используются и другие формы организации деятельности детей на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми,

- индивидуальный – индивидуальное выполнение задания с каждым ребёнком.

Методы  работы по программе

- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, стихотворение и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение), показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – дети  воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.

          С целью поддержания интереса детей предлагается проводить различные мероприятия:

- осенняя ярмарка;

- выставки;

- изготовление подарков к различным праздникам;

- творческие отчеты детей;

- театрализованные представления;

- составление альбома лучших работ.    

Большая роль отводится прослушиванию литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской  деятельности – игровые ситуации. Беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Итоговое занятие. Проводится в форме итоговой выставки.  Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках детского сада, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня, в интернет конкурсах.

Ожидаемые результаты


В результате обучения по данной программе дети: 
– научатся использовать основные приёмы работы с бумагой в технике оригами;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы  оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- создавать  изделия из бумаги оригами;

- научаться  владеть специальными терминами, применяемыми в оригами; 
– научаться создавать композиции из  изделиями, выполненными в технике  оригами;
– разовьют внимание, память,  мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук, глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками ручного труда, приобретут навыки работы в коллективе.

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого года обучения.

Авторская  программа рассчитана на два года обучения и  предназначена для

работы с  детьми  в старшей и  подготовительной группах детского сада.

Длительность каждого занятия от 25 минут до 35 минут. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группах не более 10 человек. В программе запланированы игровые разминки, физкультминутки, вводные сказки, беседы по теме занятия.

Структура образовательной  деятельности

  Почти все занятия строятся по одному плану:

Подготовка к занятию (установка на работу).

Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений): повторение названия базовых форм оригами; повторение  правил техники  безопасности.

Введение в новую тему:

Введение в новую тему осуществляется  через сообщение, раскрывающее тему, показ, сведения о предмете занятия, показ образца.

рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

повторение правил складывания;

показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

вербализация  некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей).

   Практическая часть:

Самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

анализ работы (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Учебно-тематический план занятий (1-й год обучения)

Первый год обучения предусматривает знакомство детей с историей возникновения оригами, свойствами бумаги  с базовыми формами и выполнение простейших работ, составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

1. История возникновения бумаги. Познакомить детей с возникновением бумаги, показать её  значимость в жизни человека,  с ее использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

2. Разнообразие бумаги и ее виды.  Дети знакомятся с разные видами бумаги и ее качествами,  ее назначением. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать внимание, интерес. Познакомить детей с видами бумаги для использования в работе по технике оригами.

3. Свойства бумаги. Дать знания о свойствах бумаги через использование опытов с бумагой. Развивать исследовательские умения и навыки. Познакомить с различными видами опытов.

 

4. Знакомство с оригами.  Знакомство детей с  историей происхождения оригами,  искусством изготовления поделок в технике оригами. Заинтересовать детей разнообразием поделок из бумаги.  Воспитывать интерес к искусству оригами.

5. Знакомство с инструментами. Знакомство  детей с  инструментами, необходимыми для работы с бумагой. Беседа, рассматривание инструментов с применением их на практике. Подборка нужного инструмента. Развивать умение точно использовать нужные инструменты.

6. Безопасная работа с инструментами. Знакомство с техникой безопасности  при работе с ручным инструментом.  Зарисовка плакатов с инструкцией применения инструментов.

7. Обозначения  в оригами.  Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Знакомство со знаками Акиры Йошизавы.

8. Основные правила работы с оригами.  Знакомство детей с такими понятиями, как линия, диагональ, деление угла пополам, деление листа пополам. Плавно подходим к изучению базовых  форм. Проведение демонстрации сгибания листа, используя понятия – деление листа и т.д.

9. Итоговое мероприятие. Проведение праздника «Наш цветной и яркий бумажный мир». Подготавливает почву для последующего формирования умений складыванию бумаги в технике оригами. Создать празднично-приподнятое настроение. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни. Закрепить знания, полученные на занятиях. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.

10. Знакомство с понятием «базовые формы».  Дать  понятие термина «базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм. Демонстрация готовых базовых форм.

11. Отработка приёмов складывания. Знакомство с термином «квадрат».  Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Закрепить полученные знания о базовой форме квадрата.  Знакомство с инструкционными картами, демонстрирующими процесс складывания. Знакомство с терминами.  Применение полученных знаний на практике.

12.  Базовая форма «треугольник».   Познакомить с приёмами  складывания базовой формы «треугольник». Познакомить с графическим изображением, его назначении.  Развивать умение  планировать  работу с опорой на графические инструкционные карты.

13.  Базовая форма «Воздушный змей».   Познакомить с приёмами складывания новой базовой формы «Воздушный змей».  Развивать умение читать схемы складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги. Анализировать образец, пользоваться схемой. Расширять словарный запас. 

14. Базовая форма. Познакомить с приёмами складывания новой базовой формой «Двойной треугольник». Бабочка. Отработать приёмы складывания модулей.  Развивать умение оформлять изделия и украшать их. Воспитывать усидчивость, внимание.

15. Базовая форма квадрат. Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём  складывания квадрата. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

16. Базовая форма. Познакомить с приёмами складывания новой базовой формы «Двойной квадрат». Развивать умение применять условные знаки, принятые в оригами и основными приемами складывания. Закрепить умение читать технологические карты.

17. Базовая форма. Познакомить с приёмами складывания новой базовой формы «дверь», «пароход», «вертушка». Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали,  с помощью отреза получать квадрат. Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.    

18.Диагностика.

Тема

Цель

    Форм, методы

Продукт

Кол-во ч.

История возникновения бумаги

Знакомить детей с историей возникновения бумаги.

беседа с игровыми элементами, наглядный.

Составление рассказа о бумаги.

1ч.

Разнообразие бумаги и ее виды (2 занятия)

Знакомить с бумагой и с ее разнообразными видами.

беседа с игровыми элементами, наглядный, рассматривание.

Сборка альбома

«В мире бумаги».

1ч.

Свойства бумаги (2 занятия)

Познакомить с различными видами бумаги, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Игровая ситуация, исследование, беседа, вопрос – ответ, наблюдение.

Проведение серии опытов с бумагой

1ч.

Знакомство с оригами (2 занятия)

Знакомить детей с историей оригами, его возникновением.

Игровая ситуация, показ мультимедийных материалов, беседа, рассказ, театрализованное представление.

Составление альбома со схемами оригами.

1ч.

Знакомство с инструментами

Познакомить детей с разнообразными инструментами, которые используются в работе с оригами.

беседа с игровыми элементами, рассматривание, объяснение.

Подборка нужных инструментов.

 По 30м

Безопасная работа с инструментами

Развивать последовательное умение работать инструментами соблюдая правила безопасности их использования.

беседа с игровыми элементами, рассматривание, объяснение.

Изготовление схем по безопасному использованию инструментов.

30м

Обозначения  в оригами (3 занятия)

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами: линии, стрелки, комбинированные  операции и т.д. и их условные обозначения.

тематические задания по подгруппам, рассматривание, объяснение, игровая ситуация.

Тетрадь с зарисовками обозначающих знаков.

1ч. 30м

Основные  понятия оригами.

Знакомить детей с такими понятиями, как диагональ, деление угла пополам, деление листа пополам. Плавно подходим к изучению базовых  форм.

практическое  занятие, игровая ситуация, беседа, объяснительно – иллюстративный метод.

Зарисовка схем, простых схем.

30м

Итоговое мероприятие. Проведение праздника «Наш цветной и яркий бумажный мир».

Закрепить знания, полученные на занятиях. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Проведение праздника.

Просмотр фильмов об оригами, посещение музея бумажной фигурки.

1.ч

Базовые формы оригами.

- Изготовление квадрата.

- Кармашек (кошелек) 

-  Базовая форма     треугольник.

-  Стаканчик. 

 Базовая форма «Воздушный змей».

- Щенок.

-Утка.

 

Базовая форма «Двойной треугольник» 

- Бабочка

- Флажок

Базовая форма «Двойной квадрат»

- Жаба.

 Базовая форма «Дверь»

-Пароход. 

- Вертушка.

Оформление выставки. 

Диагностика.

Познакомить с разными видами базовых форм.

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

 Закрепить полученные знания о базовой форме квадрат.

Научить складывать базовую форму  треугольник.

Закрепить  изготовление базовой формы треугольник.

Научить складывать базовую форму «Воздушный змей».

 

Закрепить  умение складывать базовую форму «Воздушный змей»

 

- Продолжаем закреплять   умение складывать базовую форму « Воздушный змей»

Научить складывать базовую форму «Двойной треугольник»

Отработать приёмы складывания формы «Двойной треугольник» 

Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой»

Научить складывать базовую форму «Двойной квадрат».

 

Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной квадрат».

Научить складывать базовую форму «Дверь».

Закрепление базовой формы «Дверь».

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Закрепление пройденного материала,  используя все базовые формы оригами.

групповая консультация

практическое  занятие

практическое  занятие

практическое  занятие

практическое  занятие

практическое  занятие

игра-имитация

практическое  занятие

Игровая ситуация

практическое  занятие с элементами игры, показ

Игровая ситуация

Игровая ситуация.

практическое  занятие с элементами игры

Игровая ситуация.

практическое  занятие с элементами игры

   

практическое  занятие с элементами игры

творческий конкурс.

Изготовление базовых форм.

Квадрат.

Кошелёк.

Треугольник

Стаканчик.

Воздушный змей

Изготовление фигурки щенок.

Утка.

Жаба.

Пароход.

Вертушка на полочке.

Выставка  детских работ «Самые умелые руки». 

Игрушки для игры в театр.

30м

30 м

30м

30 м

30м

30м

30м

30м

30м

30м

30м

30м

30м

30м

30м

30м

1ч.

Учебно-тематический план (2-го года обучения)

Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомиться с конструированием из бумаги в технике оригами. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности  и развивать их. Второй год обучения планируем  по тематике программы «Детство».

1.Тема. Осень Листопад. Складывание листа бумаги на основе изученной базовой формы «воздушный змей». Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Закреплять усидчивость, внимание. Продолжаем закреплять умение  читать технологические карты.

2.Тема. Грибок. Закрепление базовой формы «Дверь». Показать детям, что с помощью определённых операций (сгибаний) обыкновенный листок бумаги  приобретает  нужную форму. Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

3. Тема. Осторожно улица. Закрепляем складывание базовой формы «квадрат» (смотрим камелия японская).  Обучаем детей решать проблемные ситуации. «Мяч на проезжей части». «Сломался светофор». «Как мишутки перейти через дорогу».  Формировать умение у детей из квадрата изготавливать круги: желтого, красного, зелёного цветов, закрепляем умение аккуратно пользоваться ножницами, клеем.

4. Тема. Мир животных. Лиса. Свинья. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей: лисичка, свинка. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник», «квадрат». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования, аппликации.

5. Моя семья.  Закрепляем умение складывать фигуры по диагонали, захватывая маленький треугольник,  используя базовую форму «квадрат». Знакомить детей с обучающими видеофильмами. Воспитывать умение оформлять свою работу, используя клей, ножницы, картон. Закреплять умение точно  совмещать   углы и стороны  в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

6. Здравствуй, зимушка-зима. Научить детей делать новую игрушку, используя  базовую форму «Треугольник». Снежинка. Продолжаем обучать детей решать проблемные ситуации “Что такое снег и лед”; продолжаем  знакомство с инструкционными картами, складывания формы снежинки,  изготовление фона для коллективной работы, Закрепляем умение работать сообща, помогать друг другу. Оформление панно.

7. Зимующие птицы. Снегирь на ветки. Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «воздушный змей». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.  Закрепить умение пользоваться  видеоматериалом для самостоятельного обучения.  Уточнить, знают ли дети об окраске этой птицы. Закрепить умение у детей подбирать нужную бумагу для поделок.

8. Макет «Зима на дворе». Закрепить умение мастерить поделки, используя  знакомые базовые формы. Отработка навыков складывания бумаги по косой линии. Базовая форма «двойной квадрат». Изготовление поделок на выбор детей из книги Черенкова Е. Ф. «Оригами для малышей: 200 простейших моделей».

9. Мой любимый город. Закрепить умение базовой формы «квадрат». Закрепить навыки декоративного украшения готового дома. Воспитывать желание делать сложные конструкции.

10. Детская площадка.  Продолжать работу с квадратным листом бумаги, закреплять прием складывания; учить работать по линиям.  Закрепляем умение детей  работать с инструкционной картой.

11. Церковь. Развиваем  интерес к занятиям оригами через показ макетов «Церковь в нашем городе».  Отрабатывать навыки сгибания поворотов по схеме. Закрепляем базовую форму «квадрат». Развиваем  умение соединять в единую поделку свои изделия. Дополнение работы цветной бумагой.

12. Итоговое мероприятие. Объединение  готовых работ в один экспонат. Подведение итогов работы по теме «Мой любимый город». Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Воспитываем желание заниматься и применять  технику оригами в играх с бумагой.

13. Новый год. Изготовление новогодней открытки. Продолжать учить детей складывать  прямоугольный  лист бумаги новым способом - модуль, следуя указаниям; соединять детали в единое целое. Закрепить умение делать фигурки в стиле оригами, используя схему; вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника. Закрепляем умение пользоваться ножницами.

14. Коробочка для подарков.  Продолжать учить мастерить из базовой формы «конверт» поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги. Закрепляем умение пользоваться самостоятельно инструкционными картами для изготовления и сборки моделей. Закрепляем умение использовать для оформления работ гуашь.

15. Я - человек. Познакомить детей с изготовлением фигурки человека мужского пола из двух составляющих частей. Знакомить с базовой формой «Двойной квадрат». Продолжаем развивать  мелкую моторику, фантазию и воображение. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Вовлечь детей в увлекательную игру и творческую деятельность.

16. Кокетки. Закрепляем умение делать фигурки, использовать базовую форму «квадрат», познакомить с базовой формой «Прямоугольник». Закрепить умение делать фигурки в стиле оригами, используя схему. Использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности. Вызвать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности.

17. Женская  и мужская одежда. Продолжать работу с базовой формой «квадрат», «двойной квадрат» по схеме, закреплять прием складывания; закрепляем умение работать по линиям; развиваем мелкую моторику рук, фантазию и воображение. Используем загадки про одежду. Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру.

18. Шапочка с козырьком. Закрепляем уже знакомую базовую форму «прямоугольник». Закрепляем умение использовать в своей работе обучающие видеофильмы, продолжаем закреплять умение правильно читать условные обозначения в оригами.

19. Военный транспорт. Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, 
используя пооперационную карту;  совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами;  воспитывать самостоятельность, аккуратность;  совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер. Обыгрывать свои поделки. Закрепление базовой формы «конверт».

20. Воздушный транспорт. Формируем умение складывать самолёт двумя способами. Закреплять умение применять базовые формы  «прямоугольник», «квадрат». Учить четко выполнять инструкцию педагога. Воспитывать усидчивость, ответственность.                                          

21. Сильный боец «Танк». Закрепляем умение складывать военный транспорт, используя базовую форму «Квадрат». Использовать схемы, словесные и наглядные. Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить  навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.  Развивать воображение, умение выразительно оформить свою поделку.

22. Где живёт военный транспорт. Закрепляем умение создавать  макеты из готовых материалов. Выбор объекта из книги Черенкова Е.Ф. «Оригами для малышей: 200 простейших моделей». Предоставлять помощь детям в затруднении выполнения задания и чтения схем. Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами. Закрепить умение пользоваться  видеоматериалом для самостоятельного обучения.

23. Животные жарких стран. Жираф. Лев. Обезьяна. Развиваем умение использовать бумагу для изготовления фигурок животных. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога. Закрепляем базовую форму «воздушный змей», «двойной квадрат».

24. Весенний праздник. Формировать умение  делать  цветы из бумаги. Закрепить  умение использовать базовую форму «воздушный змей», «двойной треугольник». Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами. Отработать  навыки соединения деталей между собой; составление красивого букета. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Оформление работ с помощью цветной бумаги, краски.

25. Мой дом. Развиваем умение изготавливать мебель для дома, используя технологию оригами. Закреплять умение изготавливать поделку, используя базовую форму «Двойной квадрат». «Квадрат», «Прямоугольник». Учим детей изготавливать из бумаги объёмные формы. Закреплять умение точно  совмещать  углы и стороны  в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

26. Уютный домик гнома. Закрепляем умение изготавливать  изделие из базовой формы «двойной квадрат». Развивать  умение по собственному замыслу оформлять и объединять свои работы. Изготавливаем макет, используем заранее сделанную мебель.

27. День  космонавтики. Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами. Знакомство с инструкционными картами моделей ракет (2 способа). Закрепляем умение делать поделку с использованием базовых форм «Двойной треугольник», «Квадрат».

28. Огонь «Друг и враг».  Продолжаем знакомить детей  модульным оригами. Использовать базовую форму «воздушный змей»; отработка навыков соединения деталей между собой с помощью клея; составление красивого огня. Закрепить умение пользоваться  видеоматериалом для самостоятельного обучения.  Развивать воображение, умение выразительно оформить свою поделку.

29. День победы. Формируем умение из бумаги изготавливать образы голубя.  Знакомить с модульным оригами солнце. Закреплять умение использовать схемы оригами. Закрепить базовую форму «Двойной треугольник». Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины.

30. Насекомые. Закрепляем навыки складывания листа в разных направлениях, проглаживая сгибы. Расширять знания о насекомых, учить выполнять поделку на основании базовой формы «Двойной треугольник»,  «Треугольник». Закреплять умение точно совмещать углы и стороны в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Развивать воображение, умение выразительно оформить свою поделку.

31. Итоговое мероприятие. «Фантазия ребёнка». Формировать умение самостоятельно без помощи взрослого выполнять работу по собственному замыслу. Использовать свои тетради с записанными схемами. Предоставлять помощь детям в затруднении выполнения задания и чтения схем. Подведение итогов за год. Представление своих работ на выставке. Изготовление макета.

Тема

Цель

Форма

Продукт

Кол-во ч.

Осень

- Листопад

(воздушный змей).

- Грибок

Научить детей складывать фигуры путем последовательного сгибания бумаги, с наименьшим использованием ножниц и клея. Закрепление базовой формы «Воздушный змей».

Показать детям, что с помощью определённых операций (сгибаний) обыкновенный листок бумаги  приобретает  нужную форму. Закрепление базовой формы «Дверь».

практическое  занятие с элементами игры

   

практическое  занятие с элементами игры

   

Листья

Гриб подосиновик.

30м

30м

Осторожно, улица

Цель:  базовая форма квадрат формировать умение у детей из квадрата изготавливать круги желтого, красного, зелёного цветов.

учебная игра

с элементами творчества

Светофор.

30м

Мир животных.

- лиса.

- Свинья

Упражнять детей в точном соединении углов и сторон квадрата. В конце соединить голову и туловище с помощью клея.

Закрепить умение детей складывать знакомые базовую форму самостоятельно, выполнять дополнительные сгибы по намеченным линиям.

практическое  занятие с элементами игры

практическое  занятие с элементами игры

Рыжая плутовка

Свинка – Неннила.

30м

30м

Моя семья

Цель: закрепить умение из квадрата делать   лицо человека.

практическое  занятие с элементами игры

Картина «Моя семья».

1ч.

Здравствуй, зимушка – зима.

Снежинка.

Зимующие птицы.

Снегирь на ветки

Макет «Зима на дворе».

Формировать умение складывать базовую форму оригами – «двойной квадрат»; составлять дерево из трех квадратов разного размера, располагая их в порядке убывания.

Цель:  формировать умение у детей  из нескольких частей (базовая форма квадрат) делать снежинку.

Цель: Научить складывать снегиря в технике оригами, уточнить, знают ли дети об окраске этой птицы.

Цель: Формировать умение  из готовых фигурок по собственному замыслу изготавливать макет.

практическое  занятие с элементами игры

практическое  занятие с элементами игры

практическое  занятие с элементами игры

тематические задания по подгруппам

Деревья.

Снежинка.

Снегирь.

Макет «Зима»

30м

30м

30м

1ч.

Мой любимый город

Детская площадка

Церковь

Итоговое мероприятие

Цель: Закрепить умение из квадрата делать дома.

Цель: развивать умение  делать из бумаги  детскую горку

Цель: закрепить умение делать дома, по заданной схеме.

Цель: Объединение  готовых работ в один экспонат

практическое  занятие с элементами игры

практическое  занятие с элементами игры

коллективное творческое дело 

Многоэтажные дома

Горка

Церковь

 

Изготовление макета « Мой город»

30м

30м

30м

1ч.

Новый год

Коробочка для подарков.  

Цель - закрепить умение делать фигурки в стиле оригами, 
используя схему; 
вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего 
праздника 

Цели: Закрепляем умение изготавливать бумажные игрушки, используя базовую форму «конверт»

практическое  занятие с элементами игры

практическое  занятие с элементами игры

Новогодняя открытка

Коробочка для подарков

30м

1ч.

Я - человек.

Кокетки.

Женская одежда.

Наряжаем мальчика.

Шапочка с козырьком

Цель: познакомить детей с изготовлением фигурки человека мужского пола из двух составляющих частей.

Цель: закрепляем умение изготавливать человека женского пола  из двух составляющих деталей.

Цель: Научить детей  из бумаги по схеме изготавливать платье для куклы.

Цель: Формируем умение складывать  по схеме предметы мужской одежды.

 Цель: Закрепляем уже знакомую базовую форму прямоугольник

практическое  занятие с элементами игры

практическое  занятие с элементами игры

практическое  занятие с элементами игры

практическое  занятие с элементами игры

Мальчик, девочка.

Девочка.

Платье.

Шорты и кофточка для мальчика

Шапочка с козырьком

30м

30м

30м

30м

30м

Военный транспорт

Воздушный транспорт.

Сильный боец.

Где живёт военный транспорт.

Цель: Научить детей  изготавливать из бумаги бумажную игрушку военный пароход.

Цель: Формируем умение складывать  самолёт, базовая форма прямоугольник

Цель: Закрепляем умение складывать военный транспорт используя схемы, словесные и наглядные.

Цель: Закрепляем умение создавать  макеты из готовых материалов.

практическое  занятие с элементами игры

практическое  занятие с элементами игры

Пароход

 

Истребитель

Танк

Макет

«Военный городок»

30м

30м

30м

Животные жарких стран.

Жираф.

Слон.

Обезьяна

Цель: Развиваем умение использовать бумагу для изготовления фигурок животных.

практическое  занятие с элементами игры

Макет «Африка»

30м

Весенний праздник

Цель: формировать умение  делать  цветы из бумаги.

практическое  занятие с элементами игры

Букет для мамы.

Тюльпан,

Подснежник.

Просто цветок.

30м

Мой дом.

Уютный домик гнома

Цель: развиваем умение изготавливать мебель для дома, используя технологию оригами.

Цель: развивать  умение по собственному замыслу оформлять и объединять свои работы.

практическое  занятие с элементами игры

Стул.

Стол.

Диван.

Пианино.

Макет «Дом для гнома». Коврик.

30м

День  космонавтики.

Цель: уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; 
- совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; 

практическое  занятие с элементами игры

Ракета

30м

Огонь «Друг и враг».

Цель: знакомим детей со схемой выполнения огня.

практическое  занятие с элементами игры

Макет «Огонь враг и друг»

30м

День победы

Цель: Формируем умение из бумаги изготавливать образы,  использовать схемы оригами

практическое  занятие с элементами игры

Голубь, Солнце.

Планета земля (шарик)

 3 занятия по 30м

 Насекомые

Итоговое мероприятие.

Фантазия ребёнка.

Цель: Закрепляем навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

Цель: Формировать умение самостоятельно без помощи взрослого выполнять работу по собственному замыслу.

практическое  занятие с элементами игры

защита творческой работы

Бабочка.

Цикада.

Жук.

Макет «Фантазии детей».

3 занятия по 30м

Дополнительные занятия по национальному культурному  компоненту

1. Морская губка. Развивать умение складывать  объёмные фигуры, используя  технологию оригами. Закрепить умение у детей складывать  базовую форму «Квадрат». Закрепить умение пользоваться  видеоматериалом для самостоятельного обучения.  

 

2. Рыбы Балтийского моря. Учить детей простому способу конструирования рыбки. 1 способ. Закрепляем  использование базовой формы «треугольник». 2 способ. Закрепляем использование базовой формы «квадрат». Закрепляем умение самостоятельно читать схемы последовательности выполнения  изделия.

3. Водоросли моря. Закрепляем умение  детей  конструировать  из бумаги. Закрепляем базовую форму «треугольник». Закрепляем умение соединять готовые части в одну модель. Познакомить детей с многообразием морских водорослей; объяснить, что водоросли являются местом обитания и основным питанием водных организмов, а также служат сырьем для лекарственных препаратов, развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, цветное, творческое восприятие, любознательность.

 

4. Моллюск. Закрепляем базовую форму « квадрат». Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (тело моллюска). Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить  навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

5. Морские обитатели Калининградской области. Продолжать развивать мелкую моторику, память, внимание;   Научить делать фигурку «тюлень», используя  базовую форму «конверт». Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

6. Оформление макета «Наше Балтийское море». Развивать умение складывать  объёмные фигуры, используя технологию оригами. Использовать все базовые формы.   Закрепление базовых форм. Развитие умения работать сообща. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Тема

Цель

Форма

Продукт

Кол-во часов

Морская губка

Цель: Развивать умение складывать  объёмные фигуры, используя  технологию оригами.

учебная игра

с элементами творчества

Морская  губка

30 мин.

Рыбы Балтийского моря

Учить  детей простому способу конструирования рыбки.

практическое  занятие с элементами игры

Рыбы

1 час

Водоросли моря

Моллюск

Формировать умение  детей простому способу конструирования из бумаги.

Закрепляем базовую форму «квадрат».

практическое  занятие с элементами игры, беседа, просмотр научного фильма

Изделие «Ветка водорослей».

Моллюск.

30 мин.

30

мин

Тюлень

Продолжать развивать мелкую моторику, память, внимание;   Научить делать фигурку «тюлень», используя  базовую форму «квадрат»

практическое  занятие с элементами игры, обсуждение,  рассказ

Изделие «Тюлень».

30

Мин.

Оформление макета «Наше Балтийское море».

Развивать умение создавать  модели  из бумаги в техники оригами по памяти, объединять их в одну композицию.

практическое  занятие с элементами игры

Макет «Наше Балтийское море»

1 час

Приложение

Материалы и инструменты, необходимые для занятий оригами

Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка) и представлять  возможность  использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы), с другой стороны.

Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных размеров и клей ПВА. Некоторые поделки необходимо дорисовать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т.д., для этого нужны карандаши или фломастеры.

Дидактический материал:

 - Карточки с заданиями.

 - Иллюстрационный материал.

- Репродукции картин.

- Фотоальбомы.

- Инструкционные карты.

- Обучающие видеофильмы.

- Таблицы с основными базовыми формами.

Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет.

Общие правила при обучении технике оригами.

  1. Заготовка должна иметь квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления производится на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два  раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

                                                                                               

Работа с родителями

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители, как и дети,  знакомятся с технологией обучения  оригами, многие приобретают  книги с образцами поделок. Участвуют в итоговых мероприятиях, проводятся консультации по ознакомлению  с оригами «Значение занятий оригами для развития дошкольника», «Подготовка к работе с техникой оригами», «Приёмы складывания в технике оригами», «Упражнения по отработке основных элементов складывания фигурок оригами», «Базовые формы оригами», «Правила обучения оригами», «Упражнения на релаксацию», «Пальчиковая гимнастика». Проведение родительских собраний, анкетирование. Также проводятся индивидуальные консультации  родителей по успеваемости их детей. Даются рекомендации.

Список литературы

1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.

2. Соколова С.В.  Оригами  для дошкольников.  Методическое пособие для воспитателей ДОУ./ «Детство-пресс», СПб 2001г.

3. Долженко Г. И. 100 оригами./ «Академия развития», Ярославль 2004г.

4. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи./ «Айрис-пресс», М., 2003г.

5. Соколова С.В. Сказки оригами. / «Эксмо», М., 2004г.

6. Игрушка из бумаги (оригами). Дидактическое пособие для развития моторики и мышления./ «Умка», СПб., 2004г.

7.Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.

8. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

9.Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).        

10.Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам / Елена Ступак. – М.: Айрис-пресс, 2007.

11.Чиотти Донателла,  Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с итал. Г.В. Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

12. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. Оригами – чудеса из бумаги. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Тема: Праздник бумажных игрушек

Программные задачи: учить мастерить объемные аппликации из бумажных спиралей. Совершенствовать технику работы с ножницами; развивать воображение, память, творческие способности, глазомер. Воспитывать ...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажная сказка» по бумажному конструированию с детьми 3-4 лет.

Программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 3-4 лет при обучении основам бумажного конструирования.Бумажное конструирование является составной частью художествен...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бумажные превращения»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бумажная пластика" (адаптированная)

Данная программа кружковой работы «Бумажная пластика» (далее Программа) раскрывает творческие способности ребенка с ОВЗ (заикание) 5-6 лет, развивает художественный вкус, фантазию, трудолю...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Бумажная фантазия»

Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимули...