Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Якушкина Татьяна Петровна

Программа кружка оригами "Волшебный квадратик" для детей старшего дошкольного возраста. Первый год обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Волшебный квадратик»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5 -6 лет

Срок реализации: 1 год

Якушкина Татьяна Петровна

педагог дополнительного образования

Москва

 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка

2.  Учебно-тематический план        

3.  Содержание учебной программы

4.   Календарно-тематическое планирование         

5.   Методическое обеспечение программы        

6.    Список используемой литературы        

  1. Пояснительная записка

Программа «Волшебный квадратик», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

         Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, обучать детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Программа дополнительного образования «Волшебный квадратик» направлена на художественно-эстетическое развитие и развитие творческих способностей у детей. Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое творчество»,  «Социально – коммуникативное развитие»), а также согласуется с Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду».

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

 Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

 Актуальность программы. Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:

- развитие мелких мышц пальцев;

- сбалансированное развитие логического и образного мышления;

- формирование пространственных представлений;

- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;

- расширение кругозора;

- удовлетворение познавательных интересов.

Цель программы – ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- Формировать умения следовать устным конструкциям.

- Обучать различным приемам работы с бумагой, обогащать словарный запас ребенка специальными терминами.

-Развивать внимание, память и логическое мышление.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д

. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

- Развивать художественный вкус, творческие способности детей.

- Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

- Развивать пространственное воображение.

- Расширять коммуникативные способностей детей.

- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Новизна и методика программы: при обучении оригами пристальное внимание уделяется развитию познавательных процессов. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.

Отличительные особенности программы «Волшебный квадратик» являются формы проведения занятий.

Форма занятий:

 Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка:

- беседы, чтение художественной литературы;

- индивидуальная работа, групповая работа;

- коллективно – творческая работа.

Учебная программа «Волшебный квадратик» рассчитана на 1 учебный год, в состав кружка входят дети, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Длительность занятий – 25-30 минут. Занятия проводятся со старшей группой «Звоночки» человек 1 раз в неделю с начала сентября по конец мая, диагностических занятий - 5, практических – 33, всего 38 занятие в течение учебной программы.

                  Организационно-методические пояснения по проведению занятий

по учебной программе «Волшебный квадратик»

Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, все необходимые материалы находятся на видном месте. В процессе работы дети с любым вопросом могут обратиться к педагогу.

Примерная структура занятий. 

Организационный момент или приветствие (нужно не только поздороваться с детьми, а также узнать их настроение и т. д.).

На следующем этапе занятия происходит активизация усвоенного материала на предыдущих занятиях. В зависимости от содержания материала эта часть занятия может проходить в форме ответов и вопросов, игры.

Затем происходит знакомство с новым материалом с использованием яркого наглядного пособия и первичное его закрепление.

Пальчиковая гимнастика.

Ориентация на листе бумаги.

Чтобы на занятиях было интересно и не утомительно, для детей необходимо использовать физ минутки.

Рефлексия.

Формы контроля:

Для контроля за реализацией программы, определения уровня овладения учебным материалом воспитанниками, в программе предусматривается:

  • Педагог подготавливает детей на выполнение задания, рассказывает о предстоящей работе, подбирает необходимый материал. При завершении – подводит итог (отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть);
  • Проведение обзорных занятий по завершении того или иного этапа обучения с элементами тестирования (это позволяет проследить динамику развития ребенка);
  • Наблюдения педагога за развитием ребенка, которые ведутся в течение всего процесса обучения.

Ожидаемый  результат:

В результате обучения по данной программе дети:

- познакомятся с искусством оригами;

- научаться различным приемам работы с бумагой;

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- овладеют навыками культуры труда;

- приобретут навыки работы в коллективе.

                              Основные требования к уровню подготовки детей 5-6 лет

по учебной программе «Волшебный квадратик»

Возраст

Дети должны знать

Дети должны уметь

5-6 лет

Счет до 4х

Лево- право

Слева-справа

Верх- низ

Вверху- внизу

Середина

Над, под, за, около

Квадрат

Прямоугольник

Треугольник

Находить левую и правую сторону квадрата, прямоугольника

Находить верхнюю и нижнюю стороны квадрата, прямоугольника

Находить середину квадрата

Показывать все стороны квадрата, прямоугольника, треугольника

Показывать все углы квадрата, прямоугольника, треугольника

Складывать квадрат слева направо пополам

Складывать квадрат сверху вниз пополам

Складывать по диагонали квадрат

Делать из прямоугольника квадрат

  1. Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности

4 ч

2 ч

2 ч

  1. Основы изучения оригами

33 ч

16,5  ч

16,5  ч

  1. Подведение итогов освоения программы

1 ч

0,5 ч

0,5 ч

ИТОГО

38 ч

19 ч

19 ч

  1. Содержание учебной программы

 

Тема занятия

Программное содержание

«Петушок»

Закрепить умение складывать лист бумаги, точно совмещая противоположные углы. Закрепить навык чтения пооперационных карт.

«Утка»

Учить складывать объемную игрушку способом оригами. Совершенствовать навыки работы с бумагой

«Гусь»

Учить складывать гуся способом оригами. Показать, что с изменением размера и цвета листа получается другая фигурка (гусь-гусенок). Воспитывать стремление складывать бумагу аккуратно и правильно.

Оформление коллективной работы «На птичьем дворе».    

Оформление коллективной работы «На птичьем дворе».    

«Поросенок»

Закреплять прием складывания формы «Дверь». Учить работать по линиям, развивать мелкую моторику, воспитывать старание. Развивать фантазию, творчество, конструктивное мышление и сообразительность; формировать умение общаться друг с другом, работать в паре, группе.

«Котенок»

Познакомить детей с модульным оригами (изготовление игрушки из нескольких сложенных из бумаги деталей). Развивать внимание, воображение, зрительное восприятие

«Щенок»

Прививать любовь к домашним животным. Учить складывать фигурку в технике модульного оригами (из двух квадратов разного размера).

Оформление коллективной работы.    

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

«Дед Мороз»

 Учить последовательному складыванию фигурки из квадратных листов бумаги, используя план-схему, учить сопоставлять, сравнивать (с образцом и схемой изделия), анализировать, логически мыслить и выстраивать поэтапный ход  своих действий, учить объяснять свои действия, рассуждать вслух.

«Снеговик»

 Продолжать учить выполнять поделку, используя схему, пооперационную карту. Создавать поделку из нескольких частей.

Закреплять навыки выполнения базовой формы “воздушный змей”.

«Елочка»

Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами. Познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами

 Оформление коллективной работы.    

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

«Медведь»

Продолжать учить складывать модульные игрушки в технике оригами. Воспитывать стремление складывать бумагу аккуратно и правильно.

«Зайчишка»

Продолжать учить складывать модульные игрушки в технике оригами. Воспитывать стремление складывать бумагу аккуратно и правильно.

«Лисичка»

Учить складывать лису в технике модульного оригами. Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать внимание, воображение. Поощрять инициативу, творчество.

 Оформление коллективной работы.    

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

«Жар-птица»

Поддерживать интерес детей к занятиям. Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами и киригами. Учить подбирать красивые сочетания цветов, развивать фантазию и стремление к творчеству.

«Синицы»

Учить складывать птиц в технике оригами и киригами

«Грачи»

Закреплять навыки работы с бумагой. Учить складывать грача в технике оригами и киригами.

 Оформление коллективной работы «Грачи прилетели».    

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

«Ромашка»

Учить складывать модульные игрушки в технике оригами, закреплять приемы аккуратного складывания.

«Тюльпаны»

 Закрепить умение мастерить фигурки оригами, развивать глазомер, мелкую моторику рук.

«Подснежники»

Закреплять представления детей о первоцветах – первых цветах весны. Учить складывать цветок в технике модульного оригами, закреплять приемы складывания листа.

Оформление коллективной работы «Первые цветы».    

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

 Подарки малышам

Развитие у детей интереса работы с бумагой, создание из нее творческих поделок. Формирование у детей умения складывать лист от себя и на основе этого изготавливать поделки. Создание атмосферы творчества и инициативности

Двухтрубный пароход.

Закрепить умение делать фигурки из базовой формы "треугольник". Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер

Развивать творчество, самостоятельность, эстетические чувства.

«Корабль»

Закреплять умение следовать инструкциям . Развивать конструктивное воображение, глазомер.

Оформление коллективной работы «Плывет, плывет кораблик».    

Оформление коллективной работы «Плывет, плывет кораблик».    

«Бабочки»

Учить складывать в технике оригами. Развивать мелкие мышцы рук, координацию. Развивать воображение, творческие способности.

Оформление коллективной работы «Бабочки на лугу».    

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

«Письмо»

Учить складывать оригинальные конструкции из бумаги. Развивать сообразительность, упражнять детей в свободном выборе цвета.

Диагностика

Проверить эффективность проведенной работы

  1. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

Сроки (дата)

Планируемые

Скорректированные

5-6 лет

«Диагностика»

1

03.09.2020

«Диагностика»

1

10.09.2020

«Диагностика»

1

17.09.2020

«Диагностика»

1

24.09.2020

Знакомство с оригами.

1

01.10.2020

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Квадрат из прямоугольного листа бумаги

1

08.10.2020

«Петушок»

1

15.10.2020

«Утка».    

1

22.10.2020

«Гусь»

1

29.10.2020

«Оформление коллективной работы «На птичьем дворе».    

1

05.11.2020

«Поросенок»

1

12.11.2020

«Котенок »

1

19.11.2020

«Щенок»

1

26.11.2020

«Оформление коллективной работы»

1

03.12.2020

«Дед Мороз»

1

10.12.2020

«Снеговик»

1

17.12.2020

«Елочка»

1

24.12.2020

Оформление коллективной работы.    

1

31.12.2020

«Медведь»

1

14.01.2021

«Зайчишка»

1

21.01.2021

«Лисичка»

1

28.01.2021

Оформление коллективной работы.    

1

04.02.2021

«Жар-птица»

1

11.02.2021

«Синицы».  

1

18.02.2021

«Грачи»

1

25.02.2021

Оформление коллективной работы «Грачи прилетели».    

1

04.03.2021

«Ромашка»

1

11.03.2021

«Тюльпаны».    

1

18.03.2021

«Подснежники»

1

25.03.2021

Оформление коллективной работы «Грачи прилетели».    

1

01.04.2021

Подарки малышам

1

08.04.2021

«Двухтрубный пароход»    

1

15.04.2021

«Корабль»

1

22.04.2021

«Оформление коллективной работы «Плывет, плывет кораблик».    

1

29.04.2021

«Бабочки»

1

06.05.2021

Оформление коллективной работы «Грачи прилетели».    

1

13.05.2021

«Письмо».

1

20.05.2021

Диагностика

1

27.05.2021

  1. Методическое обеспечение программы
  1. Материальное обеспечение: бумага для оригами, писчая бумага, журнальная бумага, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей, кисть для клея, цветной картон.
  2. Образцы изделий-оригами.
  3. Карты-схемы.
  4. Литературно-художественные произведения.
  5. Карточки с изображением: птиц, домашних и диких животных, транспорта, цветов, новогодние открытки, насекомые.
  6. Учебные материалы с иллюстрациями.
  7. Литературно-художественные произведения.
  8. Конспекты занятий.

  1. Список используемой литературы

1. Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами». М, «Айрис Пресс», 2005г

2. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду», 2010г

3. Морозова Г. В. «Конспекты комплексных занятий с использованием изодеятельности». 2010г

4. Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников», «Детство-Пресс», 2004 г

5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"

Цель программыОзнакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, ...

Программа кружка "Волшебный квадратик"

Программа дополнительного образования по конструированию способом "Оригами"  для старших дошкольников....

Программа кружка по оригами в старшей группе «Волшебный квадратик»

Программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ОРИГАММИ «БУМАЖНЫЙ КВАДРАТИК».

Актуальность программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии  мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного само...

Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги «Волшебный квадратик»

       Документ содержет рабочую программу кружка, план работы и конспекты занятий по данной теме....

Программа кружка "Волшебный квадратик"

Рабочая программа кружка дополнительного образованияпо художественно-эстетическому направлению и развитиюдетей старшего дошкольного возраста«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»...