Образовательная программа дошкольного образования художественно-эстетического развития "Песочная фантазия"
компьютерная программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Кондрашина Марина Александровна

"Песочная фантазия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_pesochnye_fantazii.docx63.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на заседании                                                     Утверждаю:

Педагогического совета ДОУ                                                Заведующий МБДОУ «Д/с №23»

Протокол № _                                                                           ______________ Н.П. Хивинцева

от «  » ________ 20__ г.                                                            «  » __________ 20__г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

«ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗТИЯ»

для детей  3 - 5 лет

Срок реализации программы: 2 года

                                                                      Автор программы:

  Кондрашина Марина Александровна

                                          воспитатель высшей

                                                                       квалификационной категории

г. Бугуруслан -  2020г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.1.1.

Основная идея Программы

1.1.2.

Цели и задачи реализации Программы

1.1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.4.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

 1.1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности

2.1.1.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.1.2.

Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

2.1.3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.1.2.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы

3.1.3.

Время и сроки реализации образовательной программы

3.1.4.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

   IV.

Дополнительный раздел

    V.

Литература

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

        Дошкольное детство это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

        Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если?». При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

1.1.1. Основная идея Программы.

Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики. Для того чтобы заинтересовать родителей работой кружка, в группе регулярно организуются консультации для родителей о техниках и комплексах работы с кинетическим песком в домашних условиях. Проводятся консультации, презентации на которых руководитель кружка показывает родителям, как работать нетрадиционными техниками – работой с песком.

1.1.2. Цели и задачи реализации Программы.

Задачами программы кружка являются:

1. Сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком.  

2. Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде)                                                  3. Формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;                       4. Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;

5. Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;            

6. Создание мини – музея, в результате совместной деятельности детей и воспитателей + родители (выставка, конкурс в форме фотографий).                                              7. Установление контакта и доверия с детьми;

8. Объединение участников в группу;

9. Снижение психофизического напряжения

10. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;

11. Актуализация эмоций;

12. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;

13. Использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы. 

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.      

2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

3. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

4. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

5. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

6. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

7. Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с педагогом деятельности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

10. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.

11. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

12. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

13. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

14.Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

15.Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

        Возрастные особенности развития дошкольников. На рубеже 3-5 лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый – характерное противоречие. Ребёнок знакомится с предметами ближайшего окружения, их назначением (свойства песка, из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается). Обычно ребёнок этого возраста может сосредоточиться в течение 15 –20 минут, но привлекательное для него дело может длиться долго. В этом возрасте мышление у ребёнка наглядно - действенное: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (игры с песком, складывание матрешки, пирамидки, действия с другими предметами) В 3-5 лет воображение начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместо мыла, песок вместо сахара. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка – носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с песком, используя игрушки и предметы. У детей этого возраста формируется интерес к продуктивной деятельности, дети с интересом лепят, играют с песком, ребёнок начинает осознавать собственные действия. Наиболее значимым результатом решения задач является не достижение детьми определённых результатов, а перестройка их психики. Действия детей становятся осознанным и произвольными. Это проявляется не только в точности решения самих задач, но и становится общей характеристикой действия ребёнка.

1.1.5. Планируемые результаты.

1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

2. Расширение и обогащение художественного опыта.

3. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.                                                                                                        

5. Формирование предпосылок к учебной деятельности (самоконтроль,

самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

6. Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

7. Развитие инициативности.

8. Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

9. Развитие креативности.

10. Индивидуальный «почерк» детской продукции.

11. Способность к активному усвоению художественного опыта.

12. Развитие общей ручной умелости.

13. Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.

14. Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.

15. Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

16. Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

1.1.6 Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов реализации программы являются:

1. Участие детей в кружковой деятельности;

2. Проведение фотовыставок детских работ;

3. Открытые занятия для родителей, педагогов;

4. Проектная деятельность;

5. Результаты диагностики.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Описание образовательной деятельности

1. Игра, которая является основным видом деятельности детей;

2. Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие, либо дает определенные задания, которые преследуют какую-либо «волшебную» цель;

3. Организация поддержки: дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

4. Музыкальное сопровождение занятий кружка;

5. Эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы конструирования из кинетического песка;

6. Новизна обстановки;

7. Необычное начало работы;

8. Красивые и разнообразные материалы;

9. Возможность выбора темы для кружка;

10. Возможность выбора материала;

11. Экспериментирование с дополнительными материалами (природные материалы, пластмассовые детали);

12. Мотивация образовательной деятельности.

2.1.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик   

        Особенностью организации образовательной деятельности по Программе является ситуационный подход, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.   Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.                              

        Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования.    

        Образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования:          

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В данной группе детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира, свойства песка.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.

Музыкальная деятельность организуется в процессе кружковой работы. Индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.); создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам; беседы и разговоры с детьми по их интересам; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; двигательную деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает: наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; свободное общение воспитателя с детьми.

        Культурные практики: во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.           Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер и реализуется через:

- совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры);

- ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта;

- организация работы в творческой мастерской, которая предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений;

 - сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.).

Проектирование образовательной работы по программе

II младшая группа (3-4 года)

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Знакомство с песком «Рассказы дядюшки Песка»

Развитие тактильных    чувств, внимания, воображения,     навыков расслабления.

Познакомить детей с песочницей     (лоток).

Познакомить с правилами работы с песком.

Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале - песке. О различных видах песка.

Развивать интерес  к играм с песком.

Создать у детей радостное настроение. Наладить отношения в команде детей.

Кинетический песок,    лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

2.

«Здравствуй, песок!»

Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой.

Развивать диалогическую речь.

Воспитывать аккуратность.

Снижение психофизического напряжения.

Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение

Развивать мелкую моторику.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

3.

 «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок.                     «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.    «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой.        «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

4.

«Говори»

Выразить с помощью кинетического песка эмоции и чувства, которые ребенок испытывает в настоящий момент, развивать пространственное мышление, развивать навыки общения, мелкую моторику рук

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

Октябрь

1.

«Такие разные домики»

Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО)

2.

«Найди отличие»

Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие.

Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дополняет несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в композиции. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается).

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО), декоративные детали.

3.

«Золотая осень»

Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие. Беседа об осени. Осенние символы

Специальные формочки, цветной песок, бросовый материал, кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

4.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

Ноябрь

1.

Разговорчивые ладошек»

Научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

2.

«Ласковые лапки»

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Воспитатель подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на песок.

Все предметы делают следы на кинетическом песке (ходят по песку), а потом ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Необходимо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке т.е. отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вата.

3.

«Передай игрушку»

Снять излишнюю двигательную активность. Дети собираются возле песочниц. Играющие стараются как можно быстрее передать игрушки, не уронив их, друг другу. Можно в максимально быстром темпе передавать игрушки друг другу, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько игрушек.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

4.

«Красивая варежка»

Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук.

Декоративные камни, формочки, специальные инструменты, лоток, кинетический песок, дополнительные материалы

Декабрь

1.

«Волшебные зимние узоры»

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные композиции из песка.

Кинетический песок, лоток, деревянные палочки, кисти, простые карандаши.

2.

«Звездочки на небе»

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке.

Кинетический песок, декоративные камни, специальные формочки, салфетки, цветная упаковочная бумага

3.

«Волшебные снежинки»

Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.

Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.

Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

4.

«Новогодние игрушки»

Развивать воображение, фантазию.

Развивать навыки работы в команде

Развивать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке.

Бросовый материал, специальные формочки, кинетический песок, специальные инструменты, новогодние атрибуты.

Январь

1.

«Колпак мой треугольный»

Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

2.

«Весёлый снеговик»

Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки.

Учить способам обследования

Картинки снеговиков, кинетический песок, круглые формочки, специальные инструменты, декоративные фигурки моркови и другого инвентаря снеговик

3.

«Сыпем – лепим»

Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки.

Учить способам обследования.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

4.

«Вымышленные животные и птицы»

Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.

Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.

Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

Февраль

1.

«Моя семья»

Побудить детей символически изобразить членов своей семьи, какое-то семейное событие.

Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук.

Воспитывать умение взаимодействовать в игре.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

2.

«Сказка на песке «Репка»

Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей.

Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук.

Воспитывать умение взаимодействовать в игре.

Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка»,   дополнительный материал для декораций, салфетки.

3.

«Игра с песком «Поможем кузнечику Кузе».

Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.

Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.

Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.

Способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

4.

«Весёлые человечки»

Развитие произвольных движений и самоконтроля.

Cоздать эмоционально приятную атмосферу в группе. Развивать навыки позитивного социального поведения.

Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

Март

1.

«Какой я?»

Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами.

Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

2.

«Возьмемся за руки, друзья!»

Обращение внимания на тактильные, кинетические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

Знакомство с приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение, повышать уверенность в себе, развивать сенсомоторную координацию.

Магнитофон с записью спокойной музыки, свеча в подсвечнике. Бусинки, шнурки, палочки, камешки, ленточки.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

3.

«На какое растение, животное ты похож?»

Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены.

4.

Сказка на песке «Колобок»

Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены.

Апрель

1.

Упражнение «Что спрятано?»

Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе». Развивать тактильно-кинетическую чувствительность. Способствовать повышению самооценки у детей. Развивать речь.

Песочница, набор различных игрушек, предметов, салфетки, кинетический песок.

2.

«Наши чувства»

Знакомство с изображениями чувств радости, гнева, страха из серии «Страна Эмоций» Обращение внимания детей на тактильные, кинетические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами. Осознание ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения. Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания. Учить решать конфликтные ситуации, не обижая других.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

3.

Игра с песком «Строим космодром»

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. Совершенствовать развитие пальцевой моторики.

Песочница, наборы «Лего», фигурки, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки.

4.

Исследовательская деятельность «Угощение для кукол»


Подвести детей к пониманию того, что формуется только сырой песок. Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, аккуратность, коммуникативные навыки.

Песочница, набор формочек, лопатки, сита, игрушечная посуда, кинетический песок, цветной песок.

Май

1.

Сказка на песке «Заюшкина избушка»


Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице. Рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика. Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе.

Песочница, фигурки сказочных персонажей, деревья, дом, дополнительные материалы, салфетки.

2.

Упражнение «Портрет на песке»

Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями. Развивать мелкую моторику. Гармонизировать эмоциональную сферу детей.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

3.

«Упражнения для самостоятельного выполнения»

Чтобы лучше запомнилось то, как нужно себя вести с песком, ребята и помогающий им ведущий нарисуют в альбоме правила картинками. Так сказать проиллюстрировать правила, а самые лучшие картинки повесить возле места игры с кинетическим песком.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

4.

Исследовательская деятельность: «Своды и тоннели»

Вызывать у детей интерес к исследованиям. Развивать мыслительные операции. Стимулировать любознательность. Формировать навыки коммуникативности, наблюдательности, самостоятельности.

Песочника, кинетический песок, трубки различного диаметра, салфетки, специальные формочки.

Проектирование образовательной работы по программе

средняя группа (4-5 года)

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

1.

Знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

 - приветствие «Ладошки»

Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Здравствуй, песок»

Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.

- игра «Интервью»

Цель: развивать навыки общения детей.

Песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

2.

 «Чуткие руки»

- приветствие «Чуткие руки»

Цель: развивать доброжелательность детей

Упражнение «Песочный ветер»

Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом

- игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: учить детей снимать напряженность, учить детей общаться.

Песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

3.

 «Сказка репка»

- приветствие « Снежный ком»

Цель: учить детей говорить приятное друг другу

- упражнение «Песочный дождь»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления

- игра «Сказка Репка»

Цель: учить детей снимать внутреннее напряжение.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

4.

«Радуга»

- приветствие: «Радуга»

Цель: учит детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения

- игра «Настроение»

Цель: учить создавать позитивное настроение детей.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

Ноябрь

1.

«Радость»

- приветствие: «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Узоры на песке»

Цель: учить детей рисовать свое настроение на песке, развивать воображение

- игра «Сочинение сказки»

Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали.

2.

«Солнечные лучики»

2 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе

- игра «Обзывалки»

Цель: учить детей выплескивать гнев, развивать дружеские отношения.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали.

3.

«Ладошки»

- приветствие «Ладошки»

Цель: развивать воображение детей

- упражнение «Мир из песка»

Цель: познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию

- игра « Взаимоотношения»

Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях.

Специальные формочки, цветной песок, бросовый материал, кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

4.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

- приветствие «Радуга»

Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение « Что изменилось?»

Цель: учить детей концентрировать внимание

- игра «Жужжа»

Цель: учить детей быть более обидчивыми.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

Декабрь

1.

Разговорчивые ладошек»

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить детей говорить друг другу приятное

- упражнение «Секреты мокрого и сухого песка»

Цель: стимулировать внимание , учить детей сравнивать, развивать моторику рук

- игра «Тух ,тух»

Цель: учить детей снимать негативное настроение Т, развивать память.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

2.

«Мы стороим, строим»

- приветствие «Чуткие ручки»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Мы строим ,строим»

Цель: учить строить из песка, развивать речь, воображение

- игра «Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях.

 Песок красного цвета, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вата.

3.

«Забавные отпечатки»

- приветствие «Радуга»

Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Забавные отпечатки»

Цель: развивать представление об изменчивости формы песка, развивать внимание, воображение, мелкую моторику

- игра « Попроси игрушку»

Цель: учить детей эффективным способам общения.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

4.

«Песочное царство»

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Песочное царство»

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание

- игра «Два барана»

Цель: учить детей снимать напряжение, злость.

Декоративные камни, формочки, специальные инструменты, лоток, цветной песок, дополнительные материалы.

Январь

1.

«Волшебные зимние узоры»

- приветствие «Злюка»

Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу

- упражнение « Машинки»

Цель: развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения

- игра «Комплимент»

Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию.

Кинетический песок, лоток, деревянные палочки, кисти, простые карандаши.

2.

«По тропинкам, по дорожкам»

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить говорить друг другу приятное

- упражнение «По тропинкам, по дорожкам»

Цель: развиваем тактильное и зрительное восприятие

- игра «Бутон»

Цель :учить создавать позитивное настроение.

Кинетический песок, декоративные камни, специальные формочки, салфетки, цветная упаковочная бумага.

3.

«Дружная семья»

- приветствие «Радуга»

Цель: учить устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Игра с игрушками»

Цель: развивать воображение ,логическое мышление, фантазию

- игра «Дружная семья»

Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

4.

«Песочная аппликация»

- приветствие «Злюка»

Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу

- упражнение «Песочная аппликация»

Цель: развивать внимание, речь, мелкую моторику рук

- игра «Волшебный сон»

Цель: учить детей снимать психомышечное напряжение.

Бросовый материал, специальные формочки, кинетический песок, специальные инструменты, новогодние атрибуты.

Февраль

1.

«Город фантазия»

- приветствие «Радуга»

Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение « Город фантазий»

Цель: развивать воображение, творческое мышление

- игра « Дождь»

Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

2.

«Звери на дорожках»

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Звери на дорожках»

Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке

- игра «Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознание.

Картинки снеговиков, кинетический песок, круглые формочки, специальные инструменты, декоративные фигурки моркови и другого инвентаря снеговик.

3.

«Волшебный клад»

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение « Волшебный клад»

Цель: упражнять детей в ориентировке на «песочном листке»

- игра « Солнышко и тучка»

Цель: развивать психомышечную тренировку.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

4.

«Животные»

- приветствие «Злюка»

Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу

- упражнение «Идут медвежата»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения

- игра «Бутон»

Цель : учить детей создавать позитивное настроение.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

Март

1.

«Мы едем в гости»

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты

- упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развивать пространственные представления, ориентировка на « песочном листке»

- игра «Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознание.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

2.

«Песочные прятки»

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Песочные прятки»

Цель: развивать внимание, воображение

-игра «Дождь»

Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки.

Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка»,   дополнительный материал для декораций, салфетки.

3.

«Игра с песком «Поможем кузнечику Кузе».

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Игра с игрушками»

Цель: развивать воображение ,логическое мышление, фантазию

- игра «Дружная семья»

Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

4.

«Весёлые постройки»

- приветствие «Чуткие ручки»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Мы строим ,строим»

Цель: учить строить из песка, развивать речь, воображение

- игра «Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

Апрель

1.

«Песочный дождь»

- приветствие « Снежный ком»

Цель: учить детей говорить приятное друг другу

- упражнение «Песочный дождь»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления

- игра «Сказка Репка»

Цель: учить детей снимать внутреннее напряжение.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

2.

«Печём куличики»

- приветствие: «Радуга»

Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Печем куличики»

Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать представление  об изменчивости формы песка

- игра «Ласковое имя»

Цель: развитие чувства доверия друг к другу.

Магнитофон с записью спокойной музыки, свеча в подсвечнике. Бусинки, шнурки, палочки, камешки, ленточки.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

3.

«Угадай, что спрятано в песке»

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»

Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию

- игра «Кого не стало»

Цель: развивать наблюдательность.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены.

4.

Узоры на песке»

- приветствие: «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Узоры на песке»

Цель: учить детей рисовать свое настроение на песке, развивать воображение

- игра «Сочинение сказки»

Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены.

Май

1.

Мы едем в гости?»

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе

- игра «Обзывалки»

Цель: учить детей выплескивать гнев, развивать дружеские отношения.

Песочница, набор различных игрушек, предметов, салфетки, кинетический песок.

2.

«Мир из песка»

- приветствие «Ладошки»

Цель: развивать воображение детей

- упражнение «Мир из песка»

Цель: познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию

- игра « Взаимоотношения»

Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношения.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

3.

 «Песочная фантазия»

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты

- упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развивать пространственные представления, ориентировка на « песочном листке»

- игра «Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознания.

Песочница, наборы «Лего», фигурки, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки.

4.

Исследовательская деятельность «Звери на дорожках»


- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Звери на дорожках»

Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке

- игра «Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознание.

Песочница, набор формочек, лопатки, сита, игрушечная посуда, кинетический песок, цветной песок.

2.1.2. Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

          Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания детской инициативы ребенка 3-5 лет взрослым необходимо:

- способствовать стремлению научиться работать с песком и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

- не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих;

- ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

- уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

- всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

Формы работы

Организация детей подгрупповая:

1. Игры – коммуникации;                                                                                          2. Игровые упражнения;                                                                                                   3. Рисование песком;                                                                                                            4. Элементы сказкотерапии;                                                                                                 5. Музыкальное сопровождение;                                                                                                      6. Занятие в форме игр – путешествий;                                                                             7. Исследовательская деятельность, практическая включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдение);                                                                                     8. Игровая деятельность (инсценировка, элементы театрализации.

Методы

1.Словесный (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

2. Наглядный;

3. Практический;

4. Игровой.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Средства

1. Наглядность предметная, условно – графическая, иллюстрированная;

2. ТРИЗ;

3. ИКТ мультимедийные средства;

4. Мнемотаблица, мнемотехника.

2.1.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.  

Педагогический коллектив строит взаимодействие с семьями воспитанников, придерживаясь следующих этапов:

1. Продумывание содержания и форм работы с семьей. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.

2. Установление между воспитателями и семьями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

3. Формирование у членов семей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка, планирование работы, выбор формы сотрудничества.

Главной особенностью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является дифференцированный подход. При выборе форм организации работы мы учитываем воспитательный климат и условия жизни каждой семьи, возраст родителей, социальный статус матери и отца, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка, уровень        их подготовленности в вопросах воспитания, развития детей.

Формы работы с родителями

1. Выполнение творческих заданий;

2. Совместная опытно-экспериментальная деятельность;

3. Консультации: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «Как проводится «терапия» песком?»;

4. Мастер-класс «Песочные фантазии»;

5. Изготовление и сбор оборудования для игр с песком;

6. Изготовление альбома: «В мире песка», «Водичка, водичка»;

7. Создание мини – музея «Вода и песок»;

8. Изготовление книжки-раскладушки «Удивительный мир песка».

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.1.Описание материально – технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Центр художественно-эстетического развития предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества:

- водонепроницаемый деревянный ящик;

- песок промытый, прокаленный;

- лопатки;

- миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые);

- кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса);

- камешки;

- бусинки;

- пуговки;

- кисточки;

- набор мелкой посуды;

- палочки;

- веточки;

- кисти тонкие и толстые;

- пробки;

- катушки;

- ватные палочки;

- перья;

- кусочки ткани;

- тычки;

- штампы в форме геометрических фигур;

- фигурки людей;

- фигурки животных и насекомых;

- фигурки обитателей водного мира;

- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);

- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).

3.1.2. Научно-методическое обеспечение образовательной программы

1. Алябьева Е.А. – Читаем детям 3-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2009

2. Васильченко Л.И. Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка -  М.: Карапуз, 2009

3. Волчкова В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001 – 392с.

4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка   – М.: Просвещение, 2005

5.  Грибовская А.А.  Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2008.

6. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.: МИПКРО, 2001

7. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.- М.: Просвещение, 2003.

8. Зинкевич - Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. Чудеса на песке, или песочная терапия – М.: Просвещение, 2005

3.1.3. Время и сроки реализации образовательной программы

Образовательная программа рассчитана на два года работы с детьми   II младшей и средней группы. В средней группе – 30 учебных недель.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня по 20 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 20 минут. Общая нагрузка по программе – 640 минут.

3.1.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

        В группе детского сада создан центр изобразительной деятельности. Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой).

        Важным для детей младшего дошкольного возраста является фонд различных материалов для рисования на песке из природного и бросового материала (наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек», фигурки людей, макеты насекомых, фигурки обитателей водного мира, модели транспортных средств (наземный, водный, воздушный транспорт), объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки) и др.

Есть игры, способствующие развитию точности и восприятия; игры по типу пространственного моделирования.

        Материалы центра, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке на песке. Созданный рисунок на песке или работа часто обыгрываются детьми.

        В центре достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов. В группе имеется световой песко-стол.

Для демонстрации детских работ имеется уголок творчества. «Умелые ручки». Она расположена непосредственно в раздевальной комнате. Данная стена оформляется фотовыставкой работ детей.

        Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.

IV. Дополнительный раздел

        Программа «Песочная фантазия» обеспечивает развитие творческих способностей детей 3-5 лет в продуктивной деятельности.

        Реализация Программы способствует развитию у детей творческого и  исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств песка, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Характерные особенности данной Программы: направленность не на занятие, а на развитие ребенка, приобретение практических умений; присутствие доброжелательной, творческой атмосферы; работа по развитию творческих способностей проводится в игровой форме.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел состоит из пояснительной записки, описания планируемых результатов освоения Программы. В пояснительной записке отражена актуальность, характерные особенности и задачи Программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание  Программы, описание форм работы с детьми.

Организационный раздел включает  время и сроки реализации Программы, организацию предметно-развивающей среды, список литературы.

V. Литература

1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании - М.: Просвещение, 2013

2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010

3. Бондарцева С.Н., Домик развития можно строить на песке /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. - 2006

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников - М.: Просвещение, 2013

5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс.2002

6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002

7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Инсти- тут специальной педагогики и психологии, 1998  

8. Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика - 2004

9. Жителева С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду-2006

10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997

11. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006

12. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, «Владос», 1995

13. Штейнхард Л. В.  Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001

14.  Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007

15. Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Музыка»

Пояснительная записка Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образо...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки»

Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации продуктивной деятельности, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность...

Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность Младший и старший дошкольный возраст (2-3 года,5-6 лет)

Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования образовательная область «художественно- эстетическое развитие», по направлению «музыкальная детальность&r...