Тематическое планирование по конструированию в младшей группе
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Скрынская Олеся Васильевна

 Тематическое планирование по конструированию в младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь. « Какие бывают дорожки: прямые и кривые, узкие и широкие»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 1

Конструиро- вание из раз- личных мате- риалов по представле- нию

Вот какие разные у нас дорож- ки

Уточнить представление о дороге как сооружении, созданном для переме- щения в пространстве. Расширить опыт кон- струирования дорожек. Помочь детям установить ассоциативные связи между реальными до- рожками и конструкция- ми. Создать условия для свободного выбора ма- териалов. Развивать ас- социативное восприятие, наглядно-образное мыш- ление, воображение. Воспитывать интерес к конструированию и обыг- рыванию построек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 1 из осеннего комплекта; иллюстрации и фотогра- фии с изображениями дорожек для уточнения представлений и уста- новления ассоциаций с постройками. Практиче- ский материал: кирпичи- ки, кубики, пластины, по- ролоновые губки, пла- стиковые крышки, бруски пластилина, неотточен- ные карандаши, бумаж- ные полоски, камушки и др. Для обыгрывания по- строек: куколки, машин- ки, мячики и др.

Представление о том, что це- лое (дорожка) создается в процессе объ- единения раз- ных деталей (частей), при этом детали выкладываются в ряд и напо- минают линию (базовая ли- нейная по- стройка).

Дети рассмат- ривают дорож- ки на картин- ках, наблюдаю за действиями педагога, со- оружающего дорожку, за- тем выбирают детали и соз- дают свою до- рожку; раз- мышляют о том, что до- рожки бывают длинные и ко- роткие, узкие и широкие.

Неделя 2

Конструиро- вание-экспе- риментирова- ние из кир- пичиков

Как узкая дорожка стала ши- рокой

Вызвать интерес к кон- струированию дорожки из кирпичиков на основе представления о ее строении и назначении. Напомнить способы пре- образования узкой до- рожки в широкую: 1) за- мена деталей; 2) до- страивание в ширину. Познакомить с новым способом — изменение ширины дорожки путем поворота деталей. Раз- вивать восприятие, мыш- ление и воображение. Воспитывать позитивное отношение к играм и за- нятиям со строительным материалом.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 2 из осеннего комплекта; иллюстрации с изобра- жениями дорожек (ИКТ). Практический материал у каждого ребенка: набор из 6–8 кирпичиков и предмет для обыгрыва- ния построенной дорож- ки (машинка, куколка). У педагога такой же набор строительных деталей и три игрушки: машинка и две куколки или мишки контрастного размера.

Представление о назначении и конструкции дороги. Освое- ние трех раз- ных способов преобразова- ния узкой до- рожки в широ- кую: 1) замена

деталей; 2) до- страивание по- стройки в ши- рину; 3) пово- рот деталей.

Каждый ребе- нок включает- ся в игровую ситуацию: сначала кон- струирует уз- кую дорожку, выкладывая кирпичик в один ряд, за- тем преобра- зует узкую до- рожку в широ- кую одним из предложенных способов, обыгрывает свою построй- ку.

Сентябрь. « Какие бывают дорожки: прямые и кривые, узкие и широкие»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 3

Конструиро- вание из по- ролоновых гу- бок

Как дорож- ка превра- тилась в ла- биринт

Вызвать интерес к кон- струированию лабиринта

  • дорожки с поворотами. Показать связь между линиями и постройками: прямая линия — прямая дорожка, кривая линия
  • кривая дорожка. Начать знакомство с новой де- талью — полукубом. Соз- дать условия для экспе- риментирования и сво- бодного конструирова- ния. Развивать ассоциа- тивное восприятие и во- ображение. Воспитывать активность, любознатель- ность, самостоятель- ность.

Демонстрационный мате- риал: иллюстрации и фо- тографии с изображения- ми кривых дорожек, ил- люстрация к стихотворе- нию К. Чуковского «Скрю- ченная песенка». Практи- ческий материал у каждого ребенка: 5–7 поролоновых губок, силуэт мышки и один полукуб желтого (или иного) цвета для изобра- жения сыра. У педагога 12–15 поролоновых губок, игрушечная мышка, один кубик нейтрального цвета и три полукуба (два ней- трального цвета и один желтый).

Представление о прямой и кривой линии, освоение спо- собов рисова- ния и конструи- рования кривой дорожки с по- воротами. По- нимание раз- ницы между прямой и кри- вой дорожкой. Опыт конструи- рования доро- жек.

Дети вклю- чаются в игро- вую ситуацию и помогают педагогу по- строить лаби- ринт из поро- лоновых губок (или кирпичи- ков), чтобы мышка убежа- ла от кошки и спрятала сыр. Сравнивают прямую до- рожку и лаби- ринт с пово- ротами.

Неделя 4

Конструиро- вание из шнурков (ленточек, тесьмы, ве- ревки, ска- калки)

Как прямая дорожка преврати- лась в кри- вую

Вызвать у детей интерес к конструированию лес- ной дорожки из гибких материалов (шнурков, тесьмы, ленточек). По- казать вариант преобра- зования прямой дорожки в кривую и помочь осмыслить причину та- кого изменения. Обра- тить внимание на связь конструкций с реальными объектами. Развивать восприятие, мышление и воображение. Воспи- тывать позитивное отно- шение к совместным играм и занятиям со строительным материа- лом.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 3 из осеннего комплекта; иллюстрации и фотогра- фии с изображениями кривых дорожек. Прак- тический материал у каж- дого ребенка: два-три шнурка (или тесьма, ве- ревка, скакалка) для кон- струирования гибкой до- рожи, четыре-пять пред- метов, вокруг которых будет изгибаться дорожка (будто деревья в лесу), комочек пластилина жел- того цвета для лепки ко- лобка и обыгрывания по- строенной дорожки.

Представление о прямой и кривой линии в сравнении их конфигураций: прямая дорога

— самая корот- кая, ровная и быстрая; кри- вая — более длинная, гиб- кая, удобная для преодоле- ния преград. Опыт конструи- рования доро- жек.

Каждый ребе- нок сначала изображает прямую до- рожку из ве- ревочки, затем преобразует ее в кривую — лесную тро- пинку — и воз- ле тропинки конструирует грибы из 2–3 деталей (нож- ки — цилинд- ры, шляпки — детали по вы- бору).

Октябрь. «Что бывает осенью? Грибы на поляне, ягоды на кустиках»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 5

Конструиро- вание из раз- ных материа- лов по выбо- ру

Как в лесу возле до- рожки вы- росли гри- бы

Вызвать интерес к кон- струированию грибов и созданию коллективной композиции «Грибная по- лянка». Уточнить пред- ставление о строении гриба, создать условия для свободного выбора деталей и способа кон- струирования. Закрепить представление о новой детали «полукуб» на ос- нове сравнения с кир- пичиком, задействовать в постройке. Развивать восприятие и воображе- ние. Воспитывать актив- ность, позитивное отно- шение к совместной дея- тельности.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 4 из осеннего комплекта; иллюстрации и фотогра- фии с изображениями лесных тропинок и гри- бов. Практический мате- риал: у детей цветные шнурки или узкие ленты для создания кривой до- рожки и разные мате- риалы для конструиро- вания грибов (на выбор); у педагога несколько шнурков для изображе- ния кривой дорожки, раз- ные материалы для кон- струирования грибов, корзинка для «сбора» гри- бов.

Понятие о том, что одна и та же конструкция (грибок) может быть создана из разных ма- териалов на ос- нове представ- ления о строе- нии (шляпка, ножка). Освое- ние способа вертикальной постройки (гриб) из раз- ных по форме деталей.

Каждый ребе- нок конструи- рует лесную дорожку из шнурка (лен- точки) и один или несколько грибков из ма- териала по своему выбору (строительно- го, природно- го, бытового) в их свобод- ном сочета- нии.

Неделя 6

Конструиро- вание на плоскости из бумажных салфеток Как на ку- стиках по- спели ягод- ки

Вызвать интерес к соз- данию образа кустика со спелыми ягодками. За- крепить технику скатыва- ния шариков из бумажных салфеток и приклеивания на кустик рациональным способом. Обратить вни- мание на сходство ре- альных ягод в природе с образами фантазии. Раз- вивать воображение, обо- гащать тактильные ощу- щения. Воспитывать эсте- тические эмоции, актив- ность, уверенность, ак- куратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Демонстрационный ма- териал: иллюстрации и фотографии для рассмат- ривания кустиков с яго- дами (ИКТ), кукла с кор- зинкой для введения де- тей в образовательную ситуацию, карточка № 3 из летнего комплекта. Практический материал у детей и педагога: бу- мажные салфетки двух цветов на выбор каждому ребенку (красный и ро- зовый, синий и голубой), силуэты кустиков зеле- ного цвета (или один куст на группу), клей, матер- чатые салфетки.

Понятие о том, что шарики (ягодки) можно получить кру- говым раскаты- ванием в ладо- нях любого пластичного материала (пластилина, глины, солено- го теста, мяг- кой бумаги и др.). Умение лепить шарики и рисовать кру- ги.

Каждый ребе- нок выбирает пару салфеток, отрывает ку- сочки, форми- рует        ягодки (шарики)        и приклеивает их на зеленый кустик, пере- давая пред- ставление о том, как ягод- ки растут и по- с т е п е н н о зреют (розо- вые и красные, голубые и си- ние).

Октябрь. «Что мы конструируем осенью? Звери в лесу, тучи и дождь»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 7

Конструиро- вание из при- родного ма- териала

Как шишки преврати- лась в ёжи- ков, птичек и рыбок

Познакомить детей с но- вым видом художествен- ного конструирования — из природного материала. Вызывать интерес к об- следованию шишек, по- иску ассоциативных об- разов и созданию фигу- рок. Помочь сделать вы- вод о том, что из одной и той же природной фор- мы (шишки) могут полу- читься разные образы. Показать способ соеди- нения деталей с помощью кусочков пластилина. Раз- вивать чувство формы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный ма- териал: репродукция И.И. Шишкина «Утро в сосно- вом лесу», фотографии хвойного леса, веточка ели или сосны; льняной мешочек с разными шиш- ками; карточка № 2 из летнего комплекта. Прак- тический материал: для изображения туловища животных — шишки; для изображения деталей (го- лов, хвостов, крыльев) — желуди, осенние листья, перышки, ракушки; для скреплении деталей — пластилин коричневого цвета.

Представление о том, что одна и та же форма (шишка) может в процессе кон- струирования превратиться в любую фигур- ку. Умение ле- пить животных из пластилина и соленого те- ста на основе представления о внешнем виде.

Каждый ребе- нок выбирает шишку и соз- дает по своему желанию ежи- ка, птичку, рыбку или другой образ. Дети убеж- даются в том, что из одного и того же ма- териала или одной и той же формы полу- чаются разные фигурки (об- разы).

Неделя 8

Режиссер- ское кон- струирование из бумажных салфеток Как облака стали туча- ми и пошел дождь

Вызвать интерес к ре- жиссерскому конструи- рованию — последова- тельному изображению ряда событий (превра- щений облака). Закре- пить технику скатывания шариков (круговыми дви- жениями). Познакомить с новым способом — скручивание жгутика для изображения дождя и травки. Развивать коор- динацию в системе «глаз- рука». Воспитывать эсте- тические эмоции, жела- ние передавать пред- ставления об окружаю- щем мире «языком ис- кусства».

Демонстрационный ма- териал: иллюстрации, фо- тографии, репродукции с изображением облаков, туч, дождя (ИКТ); кар- точка № 5 из осеннего комплекта. Практический материал у каждого ре- бенка: лист бумаги го- лубого цвета (формат А4 или А3), силуэт облака белого цвета (на выбор), бумажные салфетки си- него, голубого, белого цвета, клей, матерчатые салфетки.

Получение формы шара круговым рас- катыванием любого пла- стичного мате- риала (в т.ч. бу- мажной сал- фетки). Полу- чение формы жгутика скручи- ванием или раскатыванием прямыми дви- жениями ладо- ней.

Дети кон- струируют не конкретное со- оружение, а историю о том, как снача- ла на небе по- явилось обла- ко, потом оно превратилось в тучу (при- клеивают ко- мочки) и по- шел дождь (конструируют жгутики — струйки дож- дя).

Ноябрь. «Какие бывают постройки: длинные и короткие, простые и сложные»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 9

Конструиро- вание-экспе- риментирова- ние из кир- пичиков

Как корот- кий забор- чик стал длинным

Расширить опыт кон- струирования заборчика. Инициировать поиск спо- собов увеличения забор- чика в длину. Познако- мить с новым способом

— размещением деталей на равном расстоянии друг от друга в линейной композиции. Помочь установить ассоциатив- ные связи между реаль- ными заборчиками с во- ротами и детскими по- стройками. Развивать восприятие, мышление, воображение. Воспиты- вать интерес к конструи- рованию и обыгрыванию построек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 6 из осеннего комплекта; иллюстрации и фотогра- фии с изображениями заборчиков (ИКТ). Прак- тический материал на вы- бор детям: строительные (кирпичики), бытовые (поролоновые губки, кар- тонные коробки) или ху- дожественные (бруски пластилина). Для обыг- рывания построек — фольклорные или зооло- гические игрушки (куроч- ки, петушки, овечки, коз- лики, свинки).

Представление о том, что по- стройки могут изменяться в длину разными способами: 1) добавление де- талей; 2) раз- движение де- талей; 3) пово- рот деталей с длинной грани на узкую; 4) со- четание двух или трех спо- собов одновре- менно.

Каждый ребе- нок включает- ся в игровую ситуацию и сначала кон- струирует за- борчик из за- данного коли- чества дета- лей, а затем преобразует одним из освоенных способов. Раз- мышляет о том, как корот- кий заборчик стал длин- ным.

Неделя 10

Конструиро- вание-экспе- риментирова- ние из кир- пичиков

Как на за- борчике от- крылись во- рота

Расширить представле- ние о заборчике как за- щитном сооружении, уточнить представление о воротах как важной лю- бого ограждения. Вы- звать интерес к конструи- рованию заборчика с во- ротами и проверке на- значения ворот. Показать варианты открывающихся ворот (высокие, низкие, двойные). Развивать вос- приятие, мышление, речь. Воспитывать ак- тивность, самостоятель- ность, интерес к кон- струированию и обыгры- ванию построек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 6 из осеннего комплекта; иллюстрации и фотогра- фии с изображениями заборчиков (ИКТ). Прак- тический материал на вы- бор детям: строительные (кирпичики), бытовые (поролоновые губки, кар- тонные коробки) или ху- дожественные (бруски пластилина). Для обыг- рывания построек — фольклорные или зооло- гические игрушки (куроч- ки, петушки, овечки, коз- лики, свинки).

Представление о том, что за- борчик — это постройка для защиты, поэто- му она похожа на стену; воро- та нужны для входа и выхода из огороженно- го места, по- этому они от- крываются и закрываются. Опыт конструи- рования забор- чика.

Каждый ребе- нок включает- ся в игровую ситуацию и конструирует заборчик с во- ротами, обыг- рывает по- с т р о й к у (игрушка вхо- дит и выходит через ворота) и затем пре- образует воро- та по своему замыслу (вы- сокие, двой- ные, другого цвета).

Ноябрь. «Какие бывают постройки: открытые и замкнутые, низкие и высокие»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 11

Конструиро- вание-экспе- риментирова- ние из кир- пичиков

Как забор- чик превра- тился в за- городку

Создать проблемно-по- исковую ситуацию — предложить построить заборчик синхронным способом и превратить его в загородку с воро- тами. Инициировать по- иск способов замыкания конструкции в простран- стве. Помочь установить ассоциативные связи между уже освоенными и новыми постройками. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно- образное мышление, речь Воспитывать устой- чивый интерес к кон- струированию и обыгры- ванию построек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 7 из осеннего комплекта; иллюстрации и фотогра- фии с изображениями заборчиков и загородок (ИКТ). Практический ма- териал на выбор детям: строительные (кирпичи- ки), бытовые (поролоно- вые губки, картонные ко- робки). Для обыгрывания построек — фольклорные или зоологические игрушки (курочки, петуш- ки, овечки, козлики, свин- ки); для театрализации у педагога — две-три ку- рочки и лиса.

Представление о том, что по- стройки могут быть линейны- ми, т.е. похо- жими на линей- ку (забор) или замкнутыми (загородка). Опыт конструи- рования забор- чика и загород- ки с воротами на основе представления о реальных со- оружениях.

Каждый ребе- нок включает- ся в игровую ситуацию и сначала кон- струирует за- борчик, а за- тем преобра- зует постройку в загородку путем замыка- ния в про- странстве, до- полняет по- стройку воро- тами для входа и выхода из загородки.

Неделя 12

Конструиро- вание из ку- биков, кир- пичика и призмы

Как низкая башня ста- ла высокой

Дать представление о башне как высоком со- оружении, созданном людьми для обзора мест- ности. Расширить опыт конструирования линей- ных вертикальных по- строек. Помочь осмыс- лить структуру (башня, крыша, фундамент). Ини- циировать поиск спосо- бов изменения высоты постройки. Развивать ас- социативное восприятие, мышление, воображение, чувство ритма. Воспиты- вать любознательность, активность, уверенность, интерес к открытиям.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 8 из осеннего комплекта; иллюстрации и фотогра- фии с изображениями башен и других высоких построек (ИКТ). Практи- ческий материал у каж- дого ребенка и педагога: четыре кубика, один кир- пичик, одна крыша (трех- гранная призма или ко- нус).

Представление о том, что по- стройки могут изменяться в высоту разны- ми способами:

1) добавление деталей; 2) до- бавление фун- дамента; 3) до- бавление кры- ши; 4) сочета- ние двух или трех способов одновременно.

Каждый ребе- нок включает- ся в игровую ситуацию, соз- данную педа- гогом, и снача- ла конструиру- ет базовую башню из трех кубиков, а за- тем апробиру- ет разные спо- собы преобра- зования низ- кой башни в высокую.

Декабрь. «Как мы покоряем высоту? Башни и пирамиды, елка с игрушками»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 13

Конструиро- вание из ку- биков и полу- кубов по за- мыслу

Как обыч- ная башня стала не- обычной

Уточнить представление о башне. Закрепить спо- соб конструирования ли- нейной вертикальной по- стройки. Помочь осмыс- лить строение башни на основе понятия «часть и целое». Углубить пред- ставление о полукубе в сравнении с кубиком. Создать условия для по- иска вариантов сочетания кубиков и полукубов в декоративной постройке. Развивать воображение, чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать лю- бознательность, актив- ность, уверенность, са- мостоятельность.

Демонстрационный ма- териал: фотографии с изображением башен — архитектурных сооруже- ний; карточки с вариан- тами башен-построек. Практический материал у каждого ребенка: че- тыре кубика, четыре по- лукуба (важно, чтобы ку- бики и полукубы отлича- лись по цвету), один кир- пичик, одна «крыша» (призма или конус). У пе- дагога: такой же набор деталей, как у детей, и четыре дополнительных кубика для контрольной постройки.

Представление о том, что по- стройки могут состоять как из одинаковых, так и различ- ных деталей, и что в постройке детали могут чередоваться по форме, раз- меру и цвету. Осмысление базового поня- тия «часть и це- лое».

Каждый ребе- нок конструи- рует высокую башню, сво- бодно сочетая детали по форме (кубики и полукубы) и цвету. Нагляд- но убеждаются в том, что башни стано- вятся необыч- ными, если детали краси- во сочетаются по форме и цвету.

Неделя 14

Конструиро- вание-эскпе- риментирова- ние по пред- ставлению Как башня преврати- лась в пи- рамиду

Дать представление о пирамиде. Предложить сравнить пирамиду с башней, найти сходство и отличие. Показать, что пирамида сужается квер- ху, а башня нет. Расши- рить опыт конструиро- вания линейных верти- кальных построек. Соз- дать условия для экспе- риментирования. Позна- комить со способом обо- рачивания предметов фольгой. Развивать твор- ческое воображение, чув- ство формы, величины. Воспитывать активность, инициативность.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 1 из зимнего комплекта; фотографии с изображе- нием башен и пирамид (для сравнения), набор матрешек, классическая пирамидка. Практический материал: два-три ком- плекта емкостей-вклады- шей для сыпучих веществ по типу «Матрешка», два- три комплекта картонных коробок разного размера; два-три комплекта ци- линдров разного разме- ра; набор кубиков и по- лукубов; два-три рулона фольги.

Представление о разных типах вертикальных построек: в башне низ и верх одинако- вые, потому что ее строят из одинаковых де- талей, а у пи- рамиды низ шире, а верх уже, потому что она создается из деталей раз- ного размера.

Дети кон- струируют баши и затем преобразуют их в пирамиды на основе представления о том, что в башне все де- тали одинако- вые, а в пира- миде детали отличаются по размеру, по- этому она сужается квер- ху.

Декабрь. «Как мы покоряем высоту? Башни и пирамиды, елка с игрушками»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 15

Конструиро- вание-экспе- риментирова- ние на плос- кости

Вот какие разные у нас елочки

Вызвать интерес к кон- струированию елочек на плоскости из разных ма- териалов. Уточнить об- щее представление о строении елки (ствол и ветки).

Познакомить со спосо- бом симметричного кон- струирования (от ствола ветки идут в обе сторо- ны). Создать условия для дополнения конструкций новыми деталями (шиш- ки, новогодние игрушки). Развивать восприятие, творческое воображение. Воспитывать самостоя- тельность, активность, инициативность.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 2 из зимнего комплекта; искусственная елочка, детская пирамидка и башня из цилиндров, фо- тография или картинка с изображением елочки. Практический материал: 20–30  кирпичиков, 20–

30  поролоновых губок,

20–30 салфеток, 20 брус- ков пластилина, 20 лос- кутов мягкой ткани, 20– 30 шнурков, 20 каранда- шей (на выбор педагогу). Различные материалы для украшения елок: строительные, природ- ные, бытовые.

Представление о разных типах вертикальных построек. Пе- ренос пред- ставления о вертикальной постройке в плоскостное изображение. Способность видеть образ и находить ассо- циации. Уме- ние размещать симметричные детали углом.

Дети уточняют представление о строении елки (сравни- вают с пира- мидой). Выби- рают материа- лы по жела- нию (строи- тельные, бы- товые, при- родные) и кон- с т р у и р у ю елочки на плоскости, вы- кладывая «вет- ки» под углом к «стволу».

Неделя 16

Конструиро- вание из грецких оре- хов и фольги Как орешки преврати- лись в яб- лочки с хво- стиками

Вызывать интерес к соз- данию новогодних игру- шек с функциональной деталью «крючок» для размещения на еловых ветках. Дать представ- ление о каркасном спо- собе конструирования из фольги. Инициировать освоение способов «обо- рачивание» и «скручива- ние». Развивать творче- ское воображение, так- тильные ощущения, чув- ство формы, мелкую мо- торику. Воспитывать эстетические чувства, же- лание участвовать в под- готовке праздника.

Демонстрационный ма- териал: искусственная елочка (высота 40–50 см), новогодние открытки с изображением наряд- ной елки; елочные игруш- ки серебристого цвета; конфета трюфель; яблоко с хвостиком. Практиче- ский материал: рулон фольги для показа детям и кусочки фольги разме- ром от 15х15 до 20х20 — для работы; грецкие оре- хи, каштаны, мелкие бы- товые предметы из без- опасного материала (н- р, футлярчики киндер- сюрпризов).

Способность видеть образ до и после оборачивания фольгой, уста- навливать ас- социации меж- ду разными объектами и конструкциями (между орехом и елочной игрушкой). Умение скручи- вать жгут из бу- мажной сал- фетки.

Каждый ребе- нок берет грецкий орех и обворачива- ет его фоль- гой, формируя хвостик-крю- чок для под- вешивания на ветку новогод- ней елки. Дети участвуют в украшении праздничной елки.

Январь. «Что мы конструируем зимой? Превращения снеговика и горки»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 17

Конструиро- вание из сне- га на прогул- ке

Как снего- вик превра- тился в не- валяшку

Расширить опыт кон- струирования из природ- ного материала. Создать условия для художествен- ного экспериментирова- ния со снегом. Показать возможность создания различных образов на основе базовой кон- струкции, состоящей из двух шаров разной ве- личины (туловище и го- лова). Развивать вос- приятие, воображение, чувство формы. Воспи- тывать желание созда- вать красивые и необыч- ные постройки из снега для обустройства прогу- лочной площадки.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 3 из зимнего комплекта, фотографии креативных снеговиков (ИКТ). Прак- тический материал для конструирования на про- гулке: липкий снег; бы- товые предметы и мате- риалы: головные уборы (старые шапки, шляпы), шарфики, рукавички, из- ношенная обувь; пласти- ковые ведерки, крупные пуговицы, веник, метла и др.

Опыт игрового конструирова- ния из снега. Владение кон- структивным способом: уме- ние лепить не- с л о ж н ы е игрушки (со- стоящие из двух-трех ос- новных частей) из пластилина и конструиро- вать из природ- ного материа- ла.

Дети кон- струируют из снега базовую форму (два шара разной величины) и затем допол- няют вырази- тельные дета- ли, чтобы по- лучился заду- манный образ (неваляшка, матрешка, птичка, коте- нок, зайчик, мишка и др.).

Неделя 18

Конструиро- вание из кир- пичиков и пластины Как лесенка преврати- лась в вы- сокую горку

Вызвать интерес к кон- струированию лесенки и ее преобразованию в горку. Уточнить представ- ление о лесенке и горке, их строении и назначе- нии. Расширить способы создания вертикальных асимметричных построек. Познакомить с новой де- талью — пластина. Раз- вивать восприятие, мыш- ление, творческое вооб- ражение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию, поиску аналогов в реальном мире и обыгрыванию по- строек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 4 из зимнего комплекта, иллюстрации и фотогра- фии с изображениями лесенок и горок (ИКТ) для уточнения представ- лений (демонстрируются до и после конструиро- вания). Практический ма- териал у каждого ребенка и у педагога: 4 кубика, два полукуба, один бру- сок, один кирпичик, одна длинная пластина. Для обыгрывания построек: куколки и мягкие игрушки маленького размера.

Представление о лесенке и горке, понима- ние целесооб- разности (удоб- ства) замены одних деталей другими. Уме- ние конструи- ровать по- стройку на ос- нове представ- ления о ее строении, на- значении, воз- можных вари- антах.

Дети кон- струируют ле- сенку из строительного материала, обыгрывают постройку, за- тем превра- щают лесенку в горку, экс- периментируя с разными ва- риантами пла- стины, и вновь обыгрывают постройку.

Январь. «Как мы конструируем мебель? Превращения кроватки, кресла и дивана»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 19

Конструиро- вание из строительно- го материала по представ- лению

Как неудоб- ная кроват- ка стала удобной

Вызвать интерес к кон- струированию удобной кроватки. Учить выбирать нужное количество де- талей и создавать по- стройку по представле- нию. Инициировать поиск способов изменения кро- ватки по разным пара- метрам: в длину, высоту, ширину. Продолжать зна- комить с полукубом в сравнении с кирпичиком. Развивать мышление, во- ображение, речь. Вос- питывать устойчивый ин- терес к конструированию и обыгрыванию построек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 5 из зимнего комплекта, иллюстрации и фотогра- фии с изображениями кроваток (ИКТ, каталог магазина IKEA) для уточ- нения представлений де- тей (демонстрируются до и после конструирова- ния). Практический ма- териал у каждого ребенка и у педагога: 6 кирпичи- ков и 6 полукубов. Для обыгрывания построек: мелкие игрушки.

Представление о конструкции кровати. Поня- тие о том, что постройки мо- гут изменяться по разным па- раметрам:1) в длину; 2) в ши- рину; 3) в вы- соту; 4) два-три параметра од- новременно (н- р, длина, ши- рина и высота).

Каждый ребе- нок конструи- рует кроватку на основе своего пред- ставления о ее строении и на- значении, а за- тем преобра- зует, чтобы кроватка стала еще более удобной, на- пример, более широкой, вы- сокой, длин- ной, красивой и др.

Неделя 20

Конструиро- вание из строительно- го материала по представ- лению

Как кресло стало рас- кладным диваном

Уточнить представления о кресле и диване. Учить выбирать нужное коли- чество деталей и созда- вать постройку из полу- кубов и кирпичиков в их свободном сочетании. Инициировать поиск спо- собов изменения по- стройки — преобразовы- вать кресло в диван, а затем собранный диван

— в раскладной. Разви- вать наглядно-образное мышление, творческое воображение. Воспиты- вать устойчивый интерес к конструированию и пре- образованию построек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 6 из зимнего комплекта, иллюстрации и фотогра- фии с изображениями раскладных диванов и кресел (ИКТ, каталог ма- газина IKEA) для уточне- ния представлений детей (демонстрируются до и после конструирования). Практический материал у каждого ребенка и у педагога: 2 кирпичика и 4 полукуба. Для обыгры- вания построек: мелкие игрушки с подвижными ногами.

Представление о том, что по- стройки могут изменяться, как настоящие предметы ме- бели. Понятие о том, что не- которые свой- ства могут пе- редаваться в постройке по п р и н ц и п у

«туда-обратно»: диван может раскладываться и снова соби- раться.

Дети устанав- ливают взаи- мосвязь меж- ду разными предметами мебели (крес- ло и диван) и отображающи- ми их построй- ками в разных вариантах (в собранном и раскладном виде). Кон- струируют кресло и пре- вращают его в раскладной диван.

Февраль. «Как мы строим транспорт? Превращения паровозика и машинки»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 21

Конструиро- вание на плоскости из брусков по представле- нию и по- яснению пе- дагога

Как лесенка преврати- лась в же- лезную до- рогу

Вызвать интерес к кон- струированию лесенки с перекладинами и ее пре- образованию в железную дорогу со шпалами. Ини- циировать освоение но- вого способа конструи- рования из брусков раз- ной длины. Создать усло- вия для сравнения брус- ков с кирпичиком и по- лукубом путем наложе- ния. Развивать мышле- ние, воображение, чув- ство ритма, опыт сотвор- чества. Воспитывать ин- терес к отображению в постройках представле- ний о реальном мире.

Демонстрационный ма- териал: иллюстрации и фотографии для уточне- ния представлений о ле- сенке и железной дороге; игрушка «Клоун на швед- ской лестнице», игрушеч- ный паровоз с вагончи- ками. Практический ма- териал у каждого ребенка и у педагога: 4 длинных и 6–8 коротких брусков (или карандашей, палочек разной длины). Для обыг- рывания построек: ма- ленькие куколки или жи- вотные и паровозик у пе- дагога.

Представление о сходстве кон- струкций швед- ской лесенки и железной до- роги. Умение строить на плоскости: вы- кладывать де- тали на неко- тором расстоя- нии друг от друга или плот- но прижимая одну к другой.

Дети сравни- вают лесенку и железную дорогу, вы- являют при- знаки сходства и различия. Сравнивают бруски по дли- не. Конструи- руют лесенку из брусков разной длины и объединяют постройки, чтобы получи- лась железная дорога.

Неделя 22

Конструиро- вание из строительно- го материала по картинке Вот какие разные у нас машин- ки

Вызвать интерес к кон- струированию машинок из строительных мате- риалов. Инициировать выбор деталей для изоб- ражения машины (каби- на, кузов) и конструиро- вать по словесному опи- санию. Создать условия для поиска замены де- талей (вместо кубика два полукуба). Для изобра- жения колес предложить новую деталь — цилиндр. Развивать восприятие, мышление, воображение. Воспитывать желание ра- довать близких людей своими постройками.

Демонстрационный ма- териал: иллюстрации и фотографии с изобра- жениями машин (ИКТ); карточка № 7 из зим- него комплекта, игрушеч- ные машинки разной формы (автомобиль, гру- зовик). Практический ма- териал у каждого ребенка и у педагога: 1 кирпичик, 1 кубик, 2 полукуба, 2 коротких цилиндра. Для усложненной  модели: 1

пластина, 2 кубика, 3 кир-

пичика, 2 полукуба, 2 длинных цилиндра.

Представление о назначении и разнообразии транспорта, умение сравни- вать грузовую и легковую ма- шины. Способ- ность к уста- новлению ас- социаций меж- ду машинами и отображающи- ми их детскими постройками.

Каждый ребе- нок конструи- рует машинку из разных де- талей по свое- му выбору (кирпичики, полукубы, ку- бики), для изображения колес исполь- зует цилинд- ры. Сравнива- ет свою по- стройку с игрушечной машиной и картинкой.

Февраль. «Что снаружи и что внутри? Прятки в гараже, секрет сосульки»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 23

Конструиро- вание из кир- пичиков по условию

Как мы по- строили га- раж для ма- шины

Уточнить представление о назначении и строении гаража (стены, крыша, ворота). Вызвать интерес к конструированию гаража по условию (для конкрет- ной машины). Расширять опыт создания замкнутых построек. Показать способ создания крыши. Помочь установить ассоциативные связи между уже освоен- ными и новыми построй- ками и способами их соз- дания. Развивать восприя- тие, воображение. Вос- питывать интерес к иг- ровому конструированию.

Демонстрационный ма- териал: иллюстрации и фотографии с изобра- жениями машин и гара- жей (ИКТ); карточка № 8 из зимнего комплекта, транспортные игрушки. Практический материал у каждого ребенка и у педагога: 10–12 кирпичи- ков и машинка, сораз- мерная высоте кирпичи- ка, поставленного вер- тикально или горизон- тально.

Представление о том, что га- раж напомина- ет коробку, у него есть сте- ны, крыша и ворота. Поня- тие о том, что гараж — это дом машины, поэтому важно, чтобы он соот- ветствовал ма- шине по раз- меру (по высо- те, ширине, длине).

Каждый ребе- нок выбирает машину и кон- струирует га- раж вокруг нее: возводит стены, кладет крышу, добав- ляет ворота. Проверяет, сможет ли эта машина вы- езжать из своего домика

— гаража — и заезжать туда обратно.

Неделя 24

Конструиро- вание каркас- ное из фоль- ги

Как морков- ка превра- тилась в со- сульку

Вызывать интерес к кон- струированию сосулек из фольги каркасным спо- собом — с опорой на го- товую форму (конус, мор- ковку). Инициировать освоение способа «обо- рачивание». Создать условия для эксперимен- тирования с фольгой. По- казать возможность объ- единения отдельных со- сулек в общую компози- цию — гирлянду. Разви- вать восприятие, твор- ческое воображение. Воспитывать эстетиче- ские эмоции, желание украшать пространство участка детского сада.

Демонстрационный ма- териал: фотографии и картинки с изображением сосулек (ИКТ), конусы, морковь разной длины и толщины; рулон фольги для показа детям. Прак- тический материал у каж- дого ребенка и у педа- гога: кусочки фольги раз- мером от 15х15 до 20х20

— для работы; несколько конусов и крепкие мор- ковки небольшого раз- мера для оборачивания их фольгой, веревочки или для создания гир- лянды сосулек.

Способность видеть образ до и после оборачивания п р е д м е т а фольгой, уста- навливать ас- социации меж- ду морковкой и сосулькой. Умение        обо- рачивать пред- меты фольгой

— самый про- стой способ каркасного кон- струирования.

Каждый ребе- нок выбирает морковку и превращает ее в сосульку кар- касным спосо- бом — обво- р а ч и в а е т фольгой. За- тем дети пы- таются акку- ратно снять сосульки с каркаса и на- низывают на веревочку, будто это гир- лянда сосулек.

Март. «Что мы конструируем дома? Букет в вазе и стол на ножках»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 25

Конструиро- вание из бу- мажных сал- феток

Вот какие разные у нас букеты (подарки)

Вызвать интерес к кон- струированию цветов и цветочных букетов из бу- мажных салфеток. Закре- пить технику скатывания шариков и жгутиков. Про- должать освоение способа

«скручивание» жгутика (двумя пальчиками). По- казать способ складыва- ния листа бумаги попо- лам. Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику,  координацию

«глаз-рука». Воспитывать эстетические эмоции, же- лание порадовать мам, бабушек рукотворными открытками.

Демонстрационный ма- териал: поздравительные открытки с изображением цветов и букетов; не- сколько ваз разной фор- мы. Практический мате- риал у каждого ребенка: лист бумаги голубого цве- та, заранее сложенный пополам (формат А4), бу- мажные салфетки на вы- бор — синего, голубого, белого, зеленого, крас- ного, желтого, розового, силуэт вазы; клей; сал- фетки.

Создание фор- мы шара кру- говым раскаты- ванием любого пластичного материала (в т.ч. бумажной салфетки). По- лучение формы жгутика разны- ми способами: раскатыванием прямыми дви- жениями ладо- ней и скручи- ванием.

Каждый ребе- нок создает красивую от- крытку в пода- рок маме: кон- струирует «ша- почки» цветов в форме ша- риков и сте- бельки в фор- ме жгутиков, приклеивает силуэт вазы и цветок (или цветы) на «от- крытку».

Неделя 26

Конструиро- вание из брусков и пластины Как мы по- строили стол на че- тырех нож- ках

Уточнить представление о столе. Обратить вни- мание на то, что пред- меты мебели могут быть в разных масштабах (взрослом, детском, игрушечном). Познако- мить со способом кон- струирования стола на четырех ножках. Учить выбирать детали и соз- давать постройку по объ- яснению. Продолжать знакомить с пластиной и ее вариантами. Разви- вать мышление, вообра- жение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыг- рыванию своих построек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 1 из весеннего комплекта; игрушечный столик на четырех ножках; иллюст- рации и фотографии с изображениями столов (ИКТ, каталог магазина IKEA). Практический ма- териал у каждого ребенка и педагога: 4 длинных бруска и 2 одинаковые пластины (квадратные или прямоугольные). Для обыгрывания построек: мелкие игрушки подхо- дящего размера, жела- тельно с подвижными ножками.

Представление о том, что предметы мо- гут иметь раз- ные варианты, зависящие от их конструкции. Понятие о том, что у стола есть ножки (одна, три или четы- ре) и столеш- ница (квадрат- ная, прямо- угольная, круг- лая, овальная и др.).

Каждый ребе- нок самостоя- тельно выби- рает детали и конструирует стол на четы- рех ножках; берет две пла- стины, сравни- вает (одинако- вые), одну кла- дет, на ее углах устанав- ливает бруски и накрывает сверху второй пластиной. Иг- рает.

Март. «Что мы конструируем дома? Превращения кресла и тумбочки»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 27

Конструиро- вание из кир- пичиков

Как кресло преврати- лось в тум- бочку

Расширять опыт создания предметов мебели из строительного материа- ла. Уточнить представ- ление о строении кресла и тумбочки, помочь уста- новить их сходство и от- личие. Инициировать освоение способа пре- вращения кресла в тум- бочку. Учить конструи- ровать синхронно с по- казом педагога. Разви- вать восприятие, мыш- ление, воображение, речь. Воспитывать лю- бознательность, интерес к конструированию и обыгрыванию построек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 2 из весеннего комплекта; тумбочка для рассмат- ривания этого предмета мебели в интерьере; ил- люстрации и фотографии с изображениями кресла и тумбочки (ИКТ, каталог магазина IKEA). Практи- ческий материал у каж- дого ребенка и педагога: 5 кирпичиков и 2 полу- куба. Для обыгрывания постройки: мелкие пред- меты (на усмотрение пе- дагога).

Представление о том, что каж- дый предмет мебели создан с определен- ной целью: у кресла есть си- денье, спинка, подлокотники

— на нем удоб- но сидеть, а тумбочка похо- жа на коробку с дверцей — в ней удобно хранить вещи.

Каждый ребе- нок включает- ся в образова- тельную ситуа- цию и син- хронно с по- казом педаго- га сначала конструирует для куклы кресло со спинкой и под- локотниками, а затем пре- вращает крес- ло в тумбочку с дверцей. Иг- рает.

Неделя 28

Конструиро- вание из кир- пичиков

Как тумбоч- ка превра- тилась в шкаф

Расширять опыт создания предметов мебели из строительного материа- ла. Вызвать интерес к превращению тумбочки в шкаф. Уточнить пред- ставление о назначении и строении тумбочки и шкафа, помочь устано- вить их сходство и отли- чие. Напомнить способы конструирования замкну- тых построек с откры- вающимися воротами (загородка, гараж). Раз- вивать восприятие, на- глядно-образное мыш- ление, воображение. Воспитывать любозна- тельность, активность.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 2 из весеннего комплекта; шкаф для рассматрива- ния этого предмета ме- бели в интерьере; ил- люстрации и фотографии с изображениями тум- бочки и шкафа (ИКТ, ка- талог магазина IKEA). Практический материал у каждого ребенка и пе- дагога: 7 кирпичиков и 5 полукуба. Для обыгры- вания постройки: мелкие предметы (на усмотрение педагога).

Представление о том, что за- мкнутые по- стройки могут быть разными (загородка, га- раж, тумбочка, шкаф). Тумбоч- ка и шкаф по- хожи, это пред- меты мебели для хранения вещей: они на- поминают ко- робку с двер- цей. Шкаф выше и боль- ше.

Каждый ребе- нок включает- ся в игровую ситуацию и сначала кон- струирует тум- бочку (по па- мяти, см. не- делю 27), а за- тем превраща- ет тумбочку в шкаф, чтобы поместилось больше ве- щей.

Апрель. «Что мы конструируем весной? Превращения сугроба и мостика»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 29

Режиссер- ское кон- струирование из бытовых материалов Как сугробы преврати- лись в ру- чейки и лужи

Вызвать интерес к ре- жиссерскому конструи- рованию — последова- тельному изображению ряда событий (превра- щений сугроба в ручейки и лужи). Закрепить тех- нику скатывания шариков и скручивания жгутиков. Продолжать освоение каркасного способа кон- струирования. Развивать воображение, чувство формы и композиции. Воспитывать эстетиче- ские эмоции, желание передавать представле- ния об окружающем мире

«языком искусства».

Демонстрационный ма- териал: иллюстрации и фотографии с изображе- нием сугробов, ручейков, луж, солнышка (ИКТ). Практический материал у каждого ребенка и пе- дагога: кусочки фольги размером от 20х20 до 25х25 и другие материа- лы на выбор: бумажные салфетки белого и голу- бого цвета, лоскуты мяг- кой тонкой ткани или шарфики голубого, бе- лого, синего цвета. Для обыгрывания: кораблики, лодочки, уточки, лягушки и другие игрушки.

Представление о том, что в процессе кон- струирования можно переда- вать изменение объекта и раз- витие явления

— «показать» историю, це- почку событий. Опыт конструи- рования из фольги каркас- ным способом.

Каждый ребе- нок включает- ся в игровую ситуацию: сначала кон- струирует суг- роб из фольги каркасным способом (с опорой на свой кулачок), затем пре- образует его — показывает, как сугроб на- чал таять, по- текли ручьи и образовались лужи.

Неделя 30

Конструиро- вание из раз- ных материа- лов

Как опас- ный мостик стал без- опасным

Уточнить и расширить представление о мостике. Инициировать поиск спо- собов создания более удобного и безопасного мостика — со спуском, лесенкой и перилами. Помочь установить ас- социативные связи меж- ду реальными мостиками и детскими постройками. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструирова- нию и обыгрыванию по- строек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 3 из весеннего комплекта; иллюстрации и фотогра- фии с изображениями мостиков (ИКТ). Практи- ческий материал у каж- дого ребенка и педагога: 2 бруска и 5 кирпичиков для конструирования мо- стика, несколько синих шнурков для изображе- ния речки; еще 4 кир- пичика и 2 полукуба для дополнения конструкции. Для обыгрывания по- стройки: народные и зоо- логические игрушки.

Представление о том, что мо- стик служит для удобного пре- одоления пре- град, поэтому имеет особую конструкцию, позволяющую соединить два берега. Спуски, ступеньки, пе- рила позволяют идти по мости- ку без опаски.

Дети кон- струируют речку из шнур- ков или лен- точек и затем индивидуаль- но или в со- творчестве с педагогом «пе- ребрасывают» мостики с од- ного берега на другой, добав- ляют детали, чтобы мостики стали безопас- ными для пе- шеходов.

Апрель. «Что мы конструируем весной? Превращения обыкновенной лодки»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 31

Конструиро- вание из строительных материалов Как лодка преврати- лась в ко- раблик

Вызывать интерес к соз- данию лодки из кирпичи- ков и ее преобразованию в кораблик. Иницииро- вать выбор деталей для изображения каюты, тру- бы, капитанского мостика и др. деталей. Напомнить способ конструирования замкнутых сооружений и выкладывания двух де- талей углом. Развивать ассоциативное восприя- тие, наглядно-образное мышление, воображение, речь. Воспитывать инте- рес к конструированию и обыгрыванию построек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 4 из весеннего комплекта; иллюстрации и фотогра- фии водного транспорта (ИКТ). Практический ма- териал у каждого ребенка и педагога: 7 кирпичиков для сооружения лодки и свободный выбор дета- лей для превращения лодки в кораблик (кир- пичики, кубики, цилинд- ры, бруски.); ленты си- него цвета или длинные шнуры (скакалки) для изображения речки. Для обыгрывания: игрушки- пассажиры.

Представление о том, что лод- ки и кораблики

— это водный транспорт. Умение созда- вать замкнутую постройку по ассоциации с реальным объ- ектом (лодкой, корабликом). Выбор адекват- ных деталей и способов кон- струирования.

Каждый ребе- нок включает- ся в игровую ситуацию: кон- струирует лод- ку из 7 кир- пичиков по по- казу педагога (нос — два кирпичика вы- кладываются углом), затем превращает лодку в кораб- лик по своему з а м ы с л у , обыгрывает постройку.

Неделя 32

Конструиро- вание из раз- ных материа- лов

Как лодка преврати- лась в раке- ту

Вызывать интерес к по- вторному конструирова- нию лодки и ее преобра- зованию в ракету. Помочь установить сходство и отличие. Инициировать выбор подходящих де- талей для изображения крыльев, иллюминатора и др. деталей. Создать условия для конструиро- вания звездочек и комет из грецких орехов и фольги. Развивать ассо- циативное восприятие, воображение. Воспиты- вать интерес к отобра- жению в постройках пре- ставлений об окружаю- щем мире.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 5 из весеннего комплекта; фотографии воздушного транспорта (ИКТ). Прак- тический материал у каж- дого ребенка: 7 кирпичи- ков для сооружения лод- ки и свободный выбор деталей для превращения лодки в ракету (кирпичи- ки, полукубы, бруски, диски для изображения иллюминаторов, лоскутки и бумажные салфетки для изображения огня и др.); кусочки фольги и грецкие орехи для изображения звезд и комет.

Представление о том, что ра- кета — это транспорт для полетов в кос- мос. Умение создавать за- мкнутую по- стройку по ас- социации с ре- альным объ- ектом (лодкой, ракетой). Вы- бор адекватных деталей и спо- собов кон- струирования.

Каждый ребе- нок конструи- рует свою лод- ку по памяти (см. неделю

31) и затем преобразует ее в ракету на основе пред- ставления о сходстве и различии. Дети создают образы звезд и комет: обво- р а ч и в а ю т фольгой грец- кие орехи.

Май. «Как мы создали праздник? Клумбы-звезды и радостный салют»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 33

Конструиро- вание из строительно- го материала Вот какие красивые у нас клумбы

Вызвать интерес к кон- струированию клумбы- розетты. Начинать зна- комство с «изящными по- стройками». Показать ва- рианты размещения де- талей: впритык друг к другу или на небольшом расстоянии, от центра или по кругу. Дать пред- ставление о круговой ком- позиции по аналогии с цветком, звездой, солн- цем. Учить сравнивать постройки. Развивать чув- ство ритма. Воспитывать интерес к отображению в постройках красоты окружающего мира.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 6 из весеннего комплекта; фотографии клумб с цве- тами и садовых цветов (ИКТ). Практический ма- териал у каждого ребен- ка: 8 кирпичиков (по 4 разного цвета), 4 бруска и 4 кубика или полукуба (на выбор); лоскуты или шарфики (бумажные сал- фетки) для изображения цветов.

Представление о том, что клумбы — это сооружения для выращива- ния цветов на улице (во дворе дома, в парке, на даче). Уме- ние создавать гармоничную (декоративную) постройку по ассоциации с реальным объ- ектом (клум- бой).

Дети индиви- дуально или в сотворчестве с педагогом конструируют клумбы-розет- ты: ритмично выкладывают детали, чере- дуя их по фор- ме, цвету или способу раз- мещения в пространстве.

Неделя 34

Конструиро- вание из бы- товых мате- риалов

Как мы за- пускали празднич- ный салют

Вызвать интерес к соз- данию коллективной ком- позиции «Праздничный салют». Помочь подо- брать способ конструи- рования для передачи представления о салюте: выкладывание огоньков из комочков, а хвостиков из скрученных жгутиков. Показать возможность создания салюта из раз- ных материалов (бумаж- ных салфеток, ярких лос- кутов тонкой ткани, шар- фиков). Формировать опыт сотворчества. Раз- вивать воображение. Воспитывать эстетиче- ские эмоции.

Демонстрационный ма- териал: поздравительные открытки или фотографии с изображением салюта, видеофильм «Салют» (ИКТ). Практический ма- териал у каждого ребен- ка: бумажные салфетки разного цвета (желтые, красные, синие, зеленые, розовые, оранжевые) — не менее трех цветов у каждого ребенка. Для свободной художествен- ной деятельности: яркие лоскуты тонкой ткани или шарфики (нейлоновые, шифоновые, капроно- вые).

Представление о том, что са- лют — это «жи- вая картина», которую люди создают в небе из огоньков; огоньки взле- тают высоко- высоко, они разноцветные и похожи на ог- ромный букет цветов. Умение конструировать шар и жгутик.

Дети в сотвор- честве с педа- гогом создают к  о  л  л  а  ж

«Праздничные салют»: каж- дый ребенок формирует не- сколько огонь- ков (шарики, комочки) и хвосты (жгути- ки) из бумаж- ных салфеток или лоскутов тонкой ткани.

Май. «Как мы научились играть и строить вместе? Вот какие у нас домики!»

Вид кон- струирова- ния, тема

Образовательные задачи

Материалы, инструменты, оборудование

Базовые понятия и способы деятельности

Ожидаемый результат

Неделя 35

Конструиро- вание из строительно- го материала Вот какие красивые домики у нас в де- ревне

Вызвать интерес к кон- струированию красивых деревенских домиков из строительного материа- ла. Расширять опыт соз- дания замкнутых кон- струкций. Уточнить по- нятие о доме как жилище человека и его строении (стены, крыша, окна, две- ри). Развивать восприя- тие, пространственное мышление, творческое воображение. Воспиты- вать любознательность, активность, устойчивый интерес к конструирова- нию и обыгрыванию соз- данных построек.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 7 из весеннего комплекта; иллюстрации или фото- графии с изображением деревенского домика (ИКТ); картонная коробка с крышкой для обобщен- ного представления о форме дома. Практиче- ский материал у каждого ребенка и педагога: 6 кирпичиков, 3 арки (или еще 3 кирпичика), одна пластина, призма (кры- ша). Для обыгрывания постройки: мелкие пред- меты (матрешки, зооло- гические игрушки).

Представление о доме как со- оружении, соз- данном челове- ком для удоб- ной жизни в за- щищенном, теплом и кра- сивом месте. Опыт конструи- рования дома на основе представления о его строении (стены, пол, крыша, окна и двери).

Каждый ребе- нок самостоя- тельно выби- рает строи- тельные дета- ли и конструи- рует красивый деревенский домик на ос- нове пред- ставления о его строении (стены, пол, крыша, окна и двери, порог), обыгрывает постройку по своему замыс- лу.

Неделя 36

Конструиро- вание из строительно- го материала Как наш го- род рос-рос и вырос!

Уточнить понятие о го- роде и строении город- ского дома. Вызвать ин- терес к созданию кол- лективной композиции

«Наш город» из строи- тельного материала. Ини- циировать объединение отдельных построек об- щей темой и размеще- нием в пространстве. Формировать опыт взаи- модействия. Развивать пространственное мыш- ление, творческое вооб- ражение, комбинаторные способности. Воспиты- вать любознательность, коммуникативные каче- ства.

Демонстрационный ма- териал: карточка № 8 из весеннего комплекта; иллюстрации или фото- графии с изображением города и городских домов (ИКТ); высокая картонная упаковка из-под сока или кефира для обобщенного представления о форме дома. Практический ма- териал: свободный выбор строительного материала или картонные коробки из-под сока и молока; мелкие предметы для обыгрывания построек (матрешки, машинки, си- луэты деревьев).

Наглядное представление о том, что из отдельных по- строек (домов) может быть создана общая конструкция (город). Поня- тие о целом (город) и его частях (много разных домов). Опыт конструи- рования верти- кальных по- строек.

Дети вклю- чаются в  об- с у ж д е н и е темы и общего замысла «Наш город», выби- рают строи- тельные мате- риалы и кон- струируют многоэтажные дома по ана- логии с  по- с т р о й к о й

«башня». Бла- гоустраивают свой город, играют.