«Создание условий для развития технического творчества дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
тест по конструированию, ручному труду

Из опыта работы инновационной площадки по апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров

СП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapitsa_na_avgustovku.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание условий для развития технического творчества дошкольников в процессе реализации программы

«От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

(из опыта работы  инновационной площадки по апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров

СП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани»)

Техническое творчество – это не только подготовка «будущих инженеров», это воспитание успешной личности. Техническое творчество является основой инновационной деятельности молодежи и, главное, первой ступенью к формированию изобретательской, новаторской, инженерно-конструкторской мысли - важнейшей составляющей системы образования. 

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» -  это новый подход к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании. Программа имеет полное методическое сопровождение. Результаты освоения данной программы соответствуют всем социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений ребенка Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования: проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, хорошее владение устной речью, развитая крупная и мелкая моторика, следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, проявление любознательности, наблюдательности, обладание начальными знаниями о себе, природном и социальном мире.

Для обеспечения максимальной реализации программы необходимо создавать определенные условия, в которых дошкольники смогут заинтересованно развивать и проявлять техническое творчество.

В программе часто указывается на необходимость того, чтобы педагог был включен в деятельность наравне с детьми, чтобы позиция педагога была динамична, педагог должен проявлять интерес к деятельности детей и к процессу детского технического творчества в целом.

И это инициативность и профессионализм педагогов. Программа успешно реализуется во многих регионах Российской Федерации благодаря тому, что ее реализуют очень активные, заинтересованные, инициативные педагоги, постоянно повышающие уровень своих профессиональных компетенций. Авторами программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» создано сообщество педагогов, участвующих в апробации программы, а также интересующихся данным процессом. Педагоги обмениваются практическим опытом по реализации программы на семинарах, вебинарах, в социальных сообществах «В контакте», «Инстаграм», «Вайбер».

Для того, чтобы учреждение стало апробационной площадкой данной программы, педагогам необходимо пройти обучение по программе в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», что является обязательным условием.

Также, обязательным условием успешной реализации программы, и как результат развития детского технического творчества, является создание предметной игровой техносреды, адекватной современным требованиям к поли технической подготовке детей и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и идеей парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

В центре развивающей техносреды находится ребенок с его интересами,  активностью,  самостоятельным  выбором  деятельности  и  проявлением инициативы. При организации игровой техносреды необходимо учитывать:

Индивидуальность техносреды.  Ни один центр технического творчества не   похож на  другой.  Техносреда  создается  совместно  с  детьми  и родителями,  продумываются  интерьерные  решения. В каждом техноцентре «живет» свой герой. В каждой группе создано свое так называемое «Конструкторское бюро», цель которого заключается в развитии интереса к техническому моделированию, в освоении навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями для технического творчества.

Динамичность,  мобильность  техносреды. В группах имеются передвижные модули, стеллажи, на которых расположены контейнеры с различными видами конструкторов. Модули могут перемещаться в  любое  место  группы,  где  может  проходить  подгрупповая  и индивидуальная  работа  детей.  Такая мобильность техносреды  позволяет  детям осуществлять постройки и разворачивать творческие игры там, где им удобно. Для этой цели также  имеются  небольшие  ширмы,  игровые  модули,  деревянные  и  пластмассовые

каркасы.

Содержание  техносреды.  Увеличивается  разнообразие  строительного  материала: мелкий  (настольный)  и  крупный  (напольный)  конструктор,  строительный  материал, имеющий  различные  по  сложности  способы  соединения  деталей,  конструкторы  нового поколения,  что открывает детям больше возможностей для создания сложных построек.

Информативность:  разнообразные  иллюстрации,  фотографии,  фотоальбомы  с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек, «Инженерные книги», в которые  заносятся  схемы  созданных  детьми  конструкций.  При  реализации  своих замыслов  дети  самостоятельно  используют  их.  Создана  картотека  схем-образцов построек.

В  каждой  группе  имеется  специально  отведенное  место  для  демонстрации достижений детей, где проводятся выставки персональных и групповых работ, рисунки, стендовые фото-презентации и др.

Эффективность развития технического творчества в дошкольном возрасте зависит от многих факторов, в том числе и от отношения родителей к данному направлению, их заинтересованности и готовности принимать активное участие в развитии ребенка. Поскольку вовлечение дошкольников в конструктивно-модельную деятельность – это их первая ступенька к техническому творчеству, то осведомленность родителей в данной области необходима уже на данном этапе.

Основная цель педагогического коллектива при вовлечении родителей в образовательную деятельность - сделать их активными участниками образовательной деятельности, оказав помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо работать над решением следующих задач:

 1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2) объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

 3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;

4) активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;

5) поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;

6) от установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу конструирования и робототехнике вырабатывается у ребёнка.

Именно поэтому прежде чем начать реализацию деятельности по техническому творчеству с детьми, программа технического творчества «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» была представлена родителям на собрании. Для того, чтобы более эффективно заинтересовать родителей в участии в данной деятельности, им был представлен разнообразный конструктор, а также представлены планируемые результаты освоения Программы – это и развитие памяти, речи, воображения, сосредоточенности

- и формирование умения анализировать и планировать

- формирование умения работать с символьным материалом

- умение работать в парах, коллективно и т.д.

Затем родители активно привлекаются к участию в проектах, реализуемых  в рамках программы.

Кроме того, родители совместно с детьми и педагогами, готовятся и участвуют в конкурсах различного уровня технической направленности (на уровне ДОУ «Техника настоящего, прошлого, будущего», на уровне округа «Я-исследователь», региона «Робофест. Икаренок», «Космофест», «Инженерный марафон»)

Кроме того, участие детей, родителей и педагогов в соревнованиях по робототехнике («РОБОФЕСТ», «КОСМОФЕСТ», «Инженерный марафон»), организующихся авторами Программы в рамках её реализации, имеют огромное влияние на развитие всех качеств, необходимых ребенку при переходе на следующую ступень образования: это и приобретение и закрепление современных политехнических умений, и формирование технологических компетенций, личных качеств, навыков коммуникации, и конечно же «командного духа». Благодаря участию в данных соревнованиях родители и дети более глубоко прониклись темой технического творчества, родители стали поддерживать данное направление вне детского сада, а также наладился тесный положительный контакт педагогов детского сада с родительским сообществом группы вцелом.

Техносреда образовательного учреждения – это мотивирующее образовательное пространство, направленное на техническое творчество детей.

Это уникальное образовательное пространство развития технического творчества детей дошкольного возраста (в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья), способствующее формированию интереса к науке, технике, образованию и культуре, развитию инициативности, творческого мышления.

Дети получают возможность создавать собственные технические объекты, наглядно изучать свойства и явления окружающего мира технических предметов и процессов, самостоятельно проводить экспериментальные опыты в игровой форме, развивать навык постановки цели и ее достижения.

Дошкольная образовательная организация, имеющая техносреду, получает большие преимущества:

•        обеспечивается вариативность образовательных программ, форм, методов, технологий,

•        привлекаются дополнительные ресурсы для развития ДОО,

•        создается возможность реализации сетевых образовательных программ с социальными партнерами,

•        повышается возможность материально-технического оснащения;

•        организуются условия, способствующие распространению передовых образовательных практик и повышению квалификации педагогических работников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План развития методической компетентности педагогов по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

В данном плане укузаны примерные мероприятия для организации и участия педагогов, начинающих апробацию программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"...

Планирование по реализации парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на год для старшего дошкольного возраста

Плнирование по реализации парциальной образовательной программы " От Фребеля до робота: "Растим будущих инженеров"....

Инженерная книга как инструмент развития навыков планирования конструктивной деятельности дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Инженерная книга как инструмент развития навыков планирования конструктивной деятельности дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»....

Инновационная технология работы с детьми в рамках реализации программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"

Опыт работы федеральной инновационной площадки "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"...

Сертификат участника Всероссийского методического марафона «Опыт реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров (лучшие практики)», 24.11.2021

Сертификат участника Всероссийского методического марафона «Опыт реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров (лучшие практики)», 24.11.2021...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...