Конструирование как средство разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста.
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Прежде всего, навыки конструирования развивают умение анализировать и определять функции строительства, под которые создается или будет использоваться конструкция, что в свою очередь способствуют проявлению творческих способностей ребенка. Конструирование детей раннего возраста напоминает игру-экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование как средство разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Конструирование для ребёнка является важной продуктивной деятельностью. А.С. Макаренко подчёркивал, что игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру».

 Уже после 1,5 лет ребенок самостоятельно начинает выстраивать (конструировать) «дорожки» из игрушек, палочек, ложек, то есть из того материала, что его окружает, строит домики, гаражи, разнообразные дороги, то есть у ребенка появляется определенный замысел и он претворяет его в жизнь.

Немаловажно, что в процессе конструирования развивается и сам ребенок.

Прежде всего, навыки конструирования развивают умение анализировать и определять функции строительства, под которые создается или будет использоваться конструкция, что в свою очередь способствуют проявлению творческих способностей ребенка. В раннем возрасте любое конструирование сопровождается игрой, а там, где игра, всегда присутствует фантазия, а сама игра может побудить к конструированию, которое затем становится полностью самостоятельным значением.

В конструировании присутствуют два связанных между собой этапа: создание замысла и его исполнение.

 Откуда ребенок берет идеи, замыслы? Из окружающей его жизни: это и книжки, которые мы читаем, картинки, которым уделяем внимание, предметы,  что окружают нас, люди, транспорт.

 Однако в раннем возрасте дети воспринимают мир поверхностно. И для того, чтобы ребенок быстрее научился видеть и понимать характерные признаки окружающих предметов, для того, чтобы научился правильно их связывать и объединять — необходимо наполнить его жизнь впечатлениями, яркими позитивными моментами. Необходимо создать условия для более глубокого исследования и познания окружающего мира и тогда он будет их выражать в конструкциях, поделках, в любом другом творчестве.

Детям старше одного года можно давать некоторые блочные наборы (но только с правильной возрастной маркировкой), вносить разнообразие тематическими деталями. Ребятам постарше играть с простыми кубиками будет неинтересно, к тому же простые большие детские конструкторы уже ничему не научат. Блочные наборы посложнее развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, логику и фантазию. Количество деталей конструктора в наборе для детей постарше увеличивается, а их размер уменьшается.

Конструирование — целенаправленный процесс, в результате которого получается определенный реальный продукт. В этом отношении конструктивная деятельность сходна с другими видами продуктивной деятельности (рисованием, лепкой). В то же время конструирование предъявляет специфические требования:

 1. Ребенок в процессе этой деятельности начинает понимать, что для создания той или иной конструкции недостаточно присоединять любые детали в любом порядке. Надо выделить опорные детали, иначе конструкция развалится. Конструирование требует совсем иной организации деятельности, чем, например, рисование. Так, при рассматривании подъемного крана ребенок выделяет в восприятии то, что бросается в глаза: стрелу, на которой висит груз, кабинку для крановщика и колеса, на которых кран передвигается. Изображая кран, ребенок подрисовывает стрелу к кабине, к кабине же пририсовывает колеса. На рисунке все это не выглядит ошибкой, так как внешнее сходство и назначение крана вполне понятно переданы. Однако, имея лишь такое представление о кране, которое он передал в рисунке, ребенок, пытаясь сконструировать кран, обнаруживает ошибочность своего представления. Так, намереваясь крепить стрелу прямо к кабине, он терпит неудачу — кран обрушивается. Прикрепляя колеса к кабине, ребенок терпит еще одну неудачу. Конструктивная деятельность открывает ребенку, что части предмета взаимосвязаны не только внешне, но и по внутренней логике самого предмета. Если предмет высокий и имеет выступающие части, то они должны быть уравновешены тяжелым основанием. Так, у крана должно быть тяжелое основание — платформа. Колеса будут устойчивее держать кран, если они будут крепиться как можно дальше друг от друга по краям платформы.

2. Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приемов обследования и построения конструкции. Конструирование развивает умение видеть предмет, развивает способность улавливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть сооружен. Возводя постройку, ребенок начинает на опыте убеждаться, что одни детали устойчивы в любом положении, другие — лишь в определенном положении, что различные сочетания деталей дают различную прочность. Трудно, например, создать прочную постройку из одних пластин, но, сочетая кубики и пластины, можно сделать прочный домик. В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства. Так, например, куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили, а вот брусок будет устойчив лишь в том случае, если его положить на любую из боковых граней; поставленный торцом, он теряет свою устойчивость. Чтобы высокому неустойчивому предмету придать прочность, его нужно зажать между тяжелыми устойчивыми деталями.

Лиштван Зинаида Васильевна указывала на формирование у детей обобщённых представлений в процессе конструктивной деятельности, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на развитие мышления. Ею было отмечено, что конструктивная деятельность способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, впечатлениями от постройки, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове направления (вверх, вниз, слева, справа и т.д).

Конструирование детей раннего возраста напоминает игру-экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Трехмерный объём продуктов конструирования даёт возможность детям более тщательно обследовать все детали, из которых планируется создавать конструкцию.

В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целесообразно не просто демонстрировать различные фигурки, но и как можно чаще называть, давать им образную характеристику, которая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел. Важно активизировать все анализаторы, с целью формирования более полного представления о конструировании.

В раннем возрасте дети, начиная с 1-го года, способны идентифицировать геометрические формы, не называя их, но выделяя задаваемую форму из множества других. Данный факт свидетельствует о том, что объемные геометрические тела, не только могут быть предметами манипуляции и игры детей в этом возрасте, но и объектом изучения. Умение выделять форму, а в последующем и называть её облегчает процесс обучения конструированию на более поздних этапах, где педагогу не нужно будет вести подготовку в двух направлениях: ознакомление с формами и формирование умения создавать из них различные постройки. В этом случае педагог может использовать словесную инструкцию, с указанием на необходимые формы, а не подробный показ, поясняя значение выбора определённых форм для конкретной постройки. Ведь дети уже оказываются подготовленными к работе с этими формами, поскольку знают их свойства и признаки. Больше времени остаётся на сам процесс творческого конструирования. Не стоит облегчать то, что и так просто. Как показывает практика, в игре дети приобретают множественные умения, которые мы, взрослые, не всегда разумно используем для их творческого становления. Мы всё время опасаемся, что дети не поймут, не смогут, не справятся. Но при этом мы даже иногда и не пробуем дать им то, в чём они так нуждаются. Зачастую чтобы уложиться во времени, отведённом на занятие, мы стареемся сократить до минимума деятельность ребёнка, а это кардинально неверный подход. Не стоит жертвовать возможностью сформировать какое-то умение ради эффектности поделки. Пусть конструкция (поделка) первоначально будет иметь корявый вид, мало чем напоминающий, может быть, реальный объект, но зато она будет свидетельствовать о том пути, который ребёнок прошёл. И здесь важно подчеркнуть его достижения, указав на перспективу дальнейшего движения.