Опыт работы "Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"
материал на тему

Торбик Ольга Викторона

Описание опыта работы о роли  Лего - конструирования в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

        Ребёнок – прирождённый, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов.  Один из видов - это конструктора «ЛЕГО». Конструирование из Лего – конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Актуальность Лего - конструирования  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

-Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-Объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Необходимость использования ЛЕГО конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Одним из важных направлений работы нашего детского сада является и

Лего - конструирование, оно  занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.  

С 2016 года я занимаюсь данной темой по самообразованию: чтением специальной литературы о Лего – конструировании, изучением образовательных программ по данной теме, и сейчас хочу представить свой опыт работы.

Основная цель моей работы по Лего – конструированию это: развитие познавательной, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством лего – конструкторов.

        Через Лего – конструирование я решаю следующие задачи:

  • Формировать умение анализировать конструкцию объекта,  ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.
  • Развитие индивидуальных способностей ребенка;
  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  • Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  • Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
  • Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;
  • Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

Основная идея и новизна состоит в томчто данная тема  отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность.

        В ходе образовательной деятельности осуществляются разные формы организации обучения Лего – конструированию: конструирование по образцу, детям предлагаю образцы построек, выполненных из  деталей Лего – конструктора, использую конструирование по модели, в качестве образца предъявляется модель, в которой очертание отдельных составляющих её скрыто от ребёнка, конструирование по условиям, не давая детям образца постройки, определяют лишь условия которым постройка должна соответствовать (например, возвести мост через реку определённой ширины), конструирование по замыслу, дети обладают большими возможностями для проявления творчества, самостоятельности.

        Всю деятельность с детьми в младшем дошкольном возрасте провожу в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания.

Дети     сначала знакомятся  с деталями конструктора, способами  крепления двух кирпичиков, затем соединяют  много кирпичиков, учится  работать в коллективе. На  последующем  этапе вносится образец постройки, дети учится  анализировать образец и соотносить с ним свои действия. Далее –используются  образцы на карточках .Дети делают  анализ образца, изображенного на карточке, подбирают  необходимые детали и воспроизводят  постройку. Потом идёт  усложнение через 2-3 темы  - например: сборка машинки по карточке. Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции:  дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Игра с красочными кубиками, декорациями, животными и машинами помогает маленьким участникам создавать свои неповторимые истории. На примере тем: «Огород», «Осень», «Мебель», «Мишка в гости идёт» и др. Используются конструкторы с деталями крупных размеров. Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. Для них  в моей работе предлагается некоторые варианты игр с Лего: «Найди все кубики», «Найди пару», «Найди предмет такой же формы», «Расскажи, где находится деталь» и др.

Процесс овладения приемами Лего -  конструирования и развитие творчества, осуществляется в совместной  деятельности  взрослого и детей, образовательной деятельности, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Непрерывно-образовательная деятельность организуется  интегрировано,  чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений).

        В заключении хотелось бы сказать, что Лего – конструирование предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет
уверенности в себе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

В работе представлены как теоретические аспекты работы над текстом, так и представлен опыт работы по данному направлению....

Конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Использование конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие вс...

«Дидактические игры как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, ...

Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"...

Конструирование как средство разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Прежде всего, навыки конструирования развивают умение анализировать и определять функции строительства, под которые создается или будет использоваться конструкция, что в свою очередь способствуют проя...

Консультация для воспитателей «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «ЛЕГО». Конструирование из Лего – конст...

Вебинар «Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

участника Международного вебинара «Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»     ЮШКИНА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА Воспитател...