Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)

Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt338.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71

общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

развитию детей

 Калининского района Санкт-Петербурга

Статья

«Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

                                                

г. Санкт-Петербург

20_19_

Содержание

Введение        3

Глава 1. Теоретические аспекты использования сказки для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста        4

1.1. Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста        4

1.2. Сущность понятия «сказка». Роль сказки в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста        5

Глава 2. Методические аспекты использования сказки для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста        7

2.1. Примеры использования сказки как средства познавательного развития в младшей группе ДОО        7

2.2. Методические рекомендации педагогу по использованию сказки как средства познавательного развития младших дошкольников        8

Заключение        11

Список использованных источников        12

Приложение А        14

Приложение Б        15


  1. Введение

Актуальность. Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам познавательного развития дошкольников обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Уровень развития технологий, общества и темп жизни требуют от ребенка развития умений сравнивать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы. Достижению этих целей будет способствовать развитие познавательной деятельности. Сегодня мало иметь запас некоторых знаний, развитый кругозор, нужно уметь доказывать, находить информацию, рассуждать.

Познавательное развитие детей  одно из приоритетных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

ФГОС ДО рекомендует «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…» [1]. По нашему мнению, актуальность проблемы познавательного развития дошкольников связана с ее направленностью на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а главное - на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО.

Одним из универсальных обучающих, воспитывающих и развивающих средств для работы с младшими дошкольниками является сказка. С ее помощью можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. При помощи сказки «оживает» изучаемый материал. Привлекая сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически, анализируя, обосновывает свои действия.

Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незатейливый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало.

Поэтому сказку можно рассматривать как ценное педагогическое средство познавательного развития младших дошкольников

Цель исследования: выявить возможности сказки для познавательного развития младших дошкольников.

Объект исследования: процесс познавательного развития младших дошкольников.

Предмет исследования: познавательное развитие младших дошкольников посредством сказки.

Задачи исследования:

- проанализировать особенности познавательного развития младших дошкольников;

- выяснить сущность понятия «сказка» и выявить ее роль в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста;

- провести примеры использования сказки как средства познавательного развития младших дошкольников;

- разработать методические рекомендации педагогу по использованию сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы и опыта.

Структура курсовой работы: содержание, введение, две главы, заключение, список литературы.


  1. Глава 1. Теоретические аспекты использования сказки для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

  1. 1.1. Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Реформы образовательной системы сказались на изменении содержания, технологий, форм, методов организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Исходя из выделенных задач в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Поэтому, им следует организовать процесс взаимодействия с ребенком так, чтобы оно было направлено на развитие познавательного интереса, а также познавательной самостоятельности и инициативности [1].

  • Задачами познавательного развития дошкольников по ФГОС ДОО являются следующие:
  • - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • - формирование познавательных действий, становление сознания;
  • - развитие воображения и творческой активности;
  • - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • - формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира [1].

Проблему познавательного развития дошкольников исследовали Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие.

Согласно В.С. Мухиной, для периода дошкольного детства характерно интенсивное развитие познавательной сферы, всех психических процессов (памяти, мышления, восприятия, речи и т.д.). При этом, если для ребенка представляет интерес конечный результат его усилий и понятны методы, средства познавательной деятельности, то быстрее и легче происходит процесс формирования произвольности в психической сфере [2].

Младший дошкольный возраст является такой ступенью развития ребенка, на которой при помощи игр и занятий процессу познания можно придать яркую эмоциональную окраску. Творческое и ненавязчивое воздействие на чувства детей младшего дошкольного возраста, а также их фантазию и воображение, дают возможность сформировать у них представления об окружающем мире, величинах, формах, цветах, развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие) и речь. В процессе манипулирования предметами и возникает познавательная активность, а также первые эмоциональные впечатления. Ребенок понимает, что мир − большой и многообразный, все процессы, предметы и объекты в нем находится в определенных зависимостях [3].

Основное внимание педагогов и родителей должно быть сосредоточено на развитии познавательных процессов младшего дошкольника и его познавательного интереса. Конец младшего дошкольного периода характеризуется началом активного проявления потребности в познавательном общении со взрослыми, в результате чего дети начинают задавать им множество вопросов, причем не всегда дослушивая объяснение взрослого до конца, задавая уже следующий вопрос.

У детей 3-4 лет происходит развитие самосознания и выделение образа «Я». В результате чего ребенок начинает осознавать, кто же он такой и какой он. Внутренний мир трехлетнего ребенка наполнен множеством противоречий: с одной стороны он стремится к самостоятельности, а с другой  не может осилить эту задачу без помощи взрослого. У младшего дошкольника происходит формирование собственной внутренней позиции по отношению к окружающим, которая выражается в осознании собственного поведения и проявлении интереса к миру взрослых [4].

В возрасте 3-4 лет ребенок уже способен воспринимать предмет без его обследования. Уровень развития восприятия позволяет ему более полно отражать окружающую действительность [18].

Наглядно-действенное мышление становится основой для формирования наглядно-образного к 4-м годам. У младшего дошкольника отмечается преобладание воссоздающего воображения, т. е. он способен воссоздать только те образы, которые были им подчерпнуты из сказок и рассказов взрослого. Для детей данного возрастного периода характерно смешивать реальное и сказочное. Возникающие у младшего дошкольника фантастические образы для него могут становиться реальными и эмоционально насыщенными, поэтому говорят, что дети 3-4 лет – большие фантазеры [19].

Дети 3-4-х лет имеют непроизвольную образную память. Более доминирует узнавание, а не запоминание. Младший дошкольник может хорошо запомнить только то, что имеет непосредственную связь с его деятельностью и интересами. Ребенок быстро переключается с одной деятельности на другую и не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-либо одном предмете [19].

Во время игр младший дошкольник способен самостоятельно передавать несложный сюжет, использовать предметы-заместители. Он с удовольствием играет со взрослым и детьми. Появляются любимые игрушки и игры. Ребенок 3-4 лет может заводить механическую игрушку при помощи ключика, составлять картинки и игрушки из нескольких частей, изображать животных во время игры.

Младшие дошкольники активно осваивают навыки разговорной речи, свои мысли выражают, как простыми, так и сложными предложениями, постепенно подводятся к составлению связных высказываний повествовательного и описательного типов.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина говорят о том, что вместе с тем речь детей 4-го года жизни имеет и иные особенности. Так младшие дошкольники могут неправильно произносить (или не произносить вовсе) сонорные (л, р, рь, ль) и шипящие (ж, ш, ч, щ) звуки. Интонационная сторона речи также требует совершенствования. Необходимо работать и над развитием артикуляционного аппарата дошкольника, а также над развитием элементов звуковой культуры (дикция, сила голоса, темп). Имеет свои особенности и овладение основными грамматическими формами. Имеются проблемы и с согласованием слов в числе, роде, падеже. При построении простых распространенных предложений могут опускать отдельные его члены [20].

Задача педагогов в работе с детьми младшего дошкольного возраста  заложить первые ориентиры в окружающем его мире, развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, а через нее познавательную мотивацию, познавательные интересы детей.

Трехлетние дети имеют уже довольно много представлений об окружающем мире. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают названия предметов и объектов из своего окружения, а также некоторые свойства и качества предметов. Однако, данные представления непрочно закреплены в сознании младших дошкольников, и пока они еще слабо ориентируются в скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов (Кому они нужны? Как используются в жизни?).

В младшем дошкольном периоде выделяют 4 основных направления познавательного развития детей:

  • знакомство с событиями, предметами, явлениями, которые находятся за пределами опыта, а также непосредственного восприятия детей;
  • установление зависимостей между событиями, предметами, явлениями, благодаря чему в сознании ребенка возникает целостное представление об окружающем мире;
  • удовлетворение первых проявлений детских избирательных интересов;
  • развитие положительного и гуманного отношения к окружающей действительности [4].

По утверждению Д.Б. Эльконина, этот возрастной период имеет отличительную черту познавательной активности  стремление достигнуть результат. Именно с этим связано, что ребенок обращается к взрослому за помощью и внимательнее, чем ранее, следует его пояснениям и инструкциям [5]. То есть можно заключить, что дети данного возраста ориентированы на новые источники знания о предметном мире, имеют интересе к предмету, готовы усваивать и воспринимать информацию, касающуюся скрытых свойств предметов и стремятся ее получить из различных источников.

Итак, уровень психического развития младшего дошкольника, достигнутый им к четырем годам, позволяет ему осуществить важный шаг в познавательном развитии – активное стремление упорядочить накопленные представления об окружающем мире, что является довольно сложным для него занятием, однако приятным и интересным. Помимо этого, он испытывает постоянное неосознанное стремление осмыслить полученные сведения о мире, навести в них порядок. В этом ему должны помочь родители и педагоги ДОО, используя для этого разнообразные средства работы. Одним из таких средств является сказка.

  1. 1.2. Сущность понятия «сказка». Роль сказки в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста

Сказка – это без преувеличения самый популярный вид литературы для детей. Длительная история становления и развития сказки привела к разноплановости, изменчивости этого жанра, нечеткости его границ. Сказка может иметь форму повести, романа, эпического произведения, поэмы и т. д.; выделяют литературные и народные сказки. Несмотря на такое разнообразие форм, сказка воспринимается как отдельный жанр со своими особенностями.

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета [9].

А.Н. Пыпин отмечал, что и А.Н. Веселовский, труды которого о сказке составляют целый том, ни разу не дал своего определения сказки. Это не значит, что у названных ученых не было своего понимания сказки. Оно у них было, но не зафиксировано ни в каких точных определениях. Тем не менее,мы не можем полагаться на чутье, как предлагает Х. Хонти, мы должны изложить свою точку зрения по возможности точно. Невозможно признать сказками все то, что помещается в сборниках сказок [7, c.57].

Намычкина Е.В. выделяет следующие особенности сказки:

- отличается от других литературных жанров установкой на вымысел;

- время сказочных событий неопределенно. Известно только, что это «старина», «давным-давно», «в незапамятные времена». Герои здесь «жили-были», а события совершаются «долго ли – коротко ли»;

- в сказках речь идет о безвестных людях;

- сказка не объясняет состояние мира и его изменения в результате деятельности героя, она описывает состояние героя и перемены в нем в результате успешного преодоления им бед и препятствий;

- события сказки развиваются линейно [8, c.104].

Жанр сказки чрезвычайно широк, включает в себя авторские и народные, прозаические и поэтические, развлекательные и поучительные, односюжетные и сложные многосюжетные произведения [8, c.109].

Воспитательная и обучающая функции сказки признаны ведущими учеными (В.Г. Белинским, В.Я. Проппом, К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком, М.Я. Блохом) как ее основные функции. Для примера приведем высказывание К.И. Чуковского: «Теперь уже считается общепризнанной истиной, что сказка совершенствует, обобщает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается воспитательное значение сказки» [Цит. по 10, с.7].

С. Я. Маршак справедливо назвал сказку «излюбленным и основным жанром детской литературы» [11].

Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.

Н.Н. Вересов отмечает, что к культуре нужно приобщать через слово как культурный символ. Это положение актуализирует обращение учёных к изучению воспитательно-образовательных возможностей такого феномена народной культуры, как сказки (Т.И. Алиева, Д.М. Арановская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.А. Езикеева, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Л.С. Славина, Л.П. Стрелкова, Е.А. Флёрина, А.П. Усова и др.). Она рассматривается как источник получения детьми информации о мире, о жизненных ситуациях, о формах поведения. Следует отметить разнообразие сказочных образов, их освещённости в художественных произведениях. Поэтому для более осмысленного усвоения детьми художественного опыта, представленного в сказках, считаем правомерным выделение одного из направлений их содержания, например, о животных, как динамичных и выразительных образах.

Учёные отмечают, что сказочные образы отражают многообразные ценности и представления народа о жизни, взаимосвязях человека с человеком, человека с природой, правила их взаимодействия и назначение в окружающем мире (В.П. Аникин, Е.Н. Басовская, Э.В. Померанцева, Б.А. Рыбаков, З.П. Соколова, Дж. Фоли и др.).

Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок на занятиях из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Роль воспитательной и образовательной функций сказки нельзя недооценивать. Ребенок знакомится с этим жанром литературы в самом раннем возрасте, когда его сознание наиболее восприимчиво. Через сказку ребенок познает окружающий мир, знакомится с важнейшими понятиями и категориями, с объектами живой природы и их особенностями, с нравственными и моральными нормами, с понятиями добра и зла. Сказка помогает ребенку научиться выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией. Кроме того, как отмечает В.Я. Пропп, сказка знакомит ребенка и с его историческим прошлым, с культурой его предков, с явлениями, которые уже забыты современниками.


  1. Глава 2. Методические аспекты использования сказки для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

  1. 2.1. Примеры использования сказки как средства познавательного развития в младшей группе ДОО

Сказки являются источником мудрости, выражением жизненного опыта многих поколений, прославляют ум, смекалку, трудолюбие. Сказочная форма позволяет рассматривать необычных героев, их характеры, совершенно невероятные события. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это, с одной стороны, развивает у ребенка интерес к сказке, а с другой – стимулирует его фантазию, воображение, творческую активность, память, наблюдательность, дает мышлению и поведению ребенка настрой, установку на все прекрасное и доброе, способность к сопереживанию, чувство юмора.

Н.Я. Большунова, Т.А. Шорыгина, Т.И. Ерофеева и др. акцентировали внимание на том, что сказка является эффективным методом формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

По мнению Л.М. Кулагиной, математическая сказка являет собой некоторое сказочное повествование, помогающее ребенку раскрыть удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление [6].

Можно начать со сказки «Теремок». Она поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка [16].

Театрализованная постановка сказки способствует более эффективному познавательному развитию детей в силу того, что они будут переживать события связанные со своими персонажами, говорить от имени своего персонажа и т.д. Фотографии постановки с детьми младшей группы сказки «Теремок» с целью их обучения количественному и порядковому счету представлены в прил. А.

Подготовка к театрализованной деятельности проходит в несколько этапов. Прежде всего, педагоги подбирают произведение, а затем выразительно читают его детям. После этого проводится беседа с детьми, цель которой – выяснить не только содержание прочитанного, но и обратить внимание на средства выразительности. Например, после прочтения детям стихотворения С. Маршака «Котята» воспитатели задавали такие вопросы: «Какое настроение сначала было у хозяйки? Как вы это поняли?»

Некоторые дети чересчур эмоционально активны во время прочтения сказок. Даже после сделанных замечаний выясняется, что они вовсе не сопереживают героям, событиям. Поэтому с целью формирования у таких детей умения запоминать последовательность событий, внимательно слушать, представлять образы героев необходимо использование специальных упражнений, а также проблемных вопросов, например, «Ты согласен с этим?» Так, в процессе чтения отрывка из сказки педагог может спросить: «Согласны ли вы, что эта песенка принадлежит козе, а не волку? («Козлятушки - ребятушки, отопритеся, отворитеся …») Почему вы пришли к такому мнению? При демонстрации картинки с изображением лисы можно спросить: «Согласны ли вы, что эта лиса со сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так считаете? В процессе выполнения подобных упражнений дошкольники будут вынуждены представлять нужный образ, вспоминать текст.

Использование аудиозаписей, видеофильмов, иллюстраций в детских книгах является важным  средством осмысления сказки. Так, например, в процессе рассматривания сказочных иллюстраций с младшими дошкольниками основное внимание направлено на анализ эмоциональных состояний героев («Кого испугался?», «Что с ним случилось?», «Почему плачет?» и т.д.). После беседы о рассказанном/прочитанном следует снова обратиться к сказке, проговаривая с детьми отдельные его фрагменты. Можно также предложить детям инсценировать прочитанное, распределив роли, обращая внимание на правильность построения диалогов, эмоциональную их передачу.

Со 2-й младшей группы, необходимо начинать формирование простейших образно-выразительных умений (имитацию движений персонажей, которые для него характерны), давать задания на совершение действий с воображаемыми предметами: рисовать, мыть руки, поливать цветы, лепить пирожки, укачивать куклы и т.д. После этого рекомендуется совершенствовать исполнительские умения, развивать выразительность речи, творческую самостоятельность в передаче образа. В результате этой работы у детей пробуждается фантазия, появляются простейшие навыки, необходимые для участия в инсценировках. Кукольную игру можно объединять с кукольным театром. Неуверенные в себе дошкольники предпочитают кукольный театр, т.к. его атрибуты – ширма, за которую они стараются спрятаться. Дошкольники очень любят сказки и разыгрывают их с большим удовольствием, используя разнообразные выразительные средства.

В начале фрагменты из сказок рекомендуется использовать в качестве упражнений, например, детям предлагают попроситься в теремок, как это делали медведь или лягушка. После чего спрашивают у воспитанников, кто из участвовавших детей был более похож по манерам, голосу на персонажей. На следующий раз задания усложняются (одному ребенку (по желанию) предлагается разыграть диалог 2-х персон). Таким образом, воспитанники непринужденно и ненавязчиво обучаются словесному перевоплощению, стараясь передать голос, характер конкретного персонажа.

На следующем этапе задания усложняются. Детям предлагается с различной интонацией сказать слова «Принеси», «Возьми», «Помоги», «Здравствуй» и др. (небрежно, приветливо, требовательно, просяще). Внимание воспитанников обращают и на то, каким образом можно изменить смысл фразы, если поставить логическое ударение на другое слово (на примере фраз «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и др.). В процессе выполнения подобных упражнений старшие дошкольники знакомятся с главными эмоциональными состояниями (страх, радость, злость, печаль, удивление и др.) и методами их вербального/невербального выражения. Результат проведенной работы показывает, что воспитанники становятся уверенными в себе, более раскрепощенными, начинают использовать в речи театральную терминологию, а монотонная речь приобретает эмоциональную окраску, правильные интонационные выражения.

Помимо театральной постановки сказки можно также разыграть сказку при помощи игрушек. Так «Колобок» и «Репка» особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в «Репке» можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?

«Три медведя» - это супер – сказка для познавательного развития детей. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками.

Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка [17].

Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козленка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Можно пересчитывать вместе с козленком героев сказки, и ребенок легко запомнит количественный счет до 10.

В образовательном процессе важно использовать и экологические познавательные сказки. В этих сказках точно отмечены особенности многих животных, описываются национальные праздники и традиции. Данные сказки раскрывают главные понятия и законы экологии. Экологические сказки можно разделить на следующие виды: сказки-«рассказки», сказки- «почемучки», сказки- «катастрофы». В сказках-«рассказках» главные герои вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и другие). Встречаясь с ними, дети узнают много нового о живой природе.

Применение сказок положительно влияет на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.

С целью познавательного развития детей посредством сказки в работе можно использовать такие методы и приёмы:

- читать, рассказывать сказки. В роли рассказчицы выступает воспитатель. Сказки можно читать и по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания необходимо провести беседу. Включить в неё разные группы вопросов: каких героев было больше или меньше, всем ли достались угощения, какую цифру вы слышали в сказке и т.д. Текст сказки можно сопровождать предметными и сюжетными картинками. Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки можно использовать: настольный и кукольный театр, фланелеграф, грамзапись.

- вовлекать детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок. Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. В роли сказочного персонажа может выступить воспитатель или ребенок. Малыши с большим интересом и удовольствием общаются с персонажем, у них появляется желание самим быть в роли сказочных героев.

- использовать и такой прием, как «рассказывают предметы». Например, Волшебный сундучок, со сказочными предметами, дети отгадывают что это за предмет, из какой сказки.

- использовать дидактические игры «О ком идет речь?», «Кто из героев самый высокий?» Работу такого рода часто можно сопровождать показом слайдов. Малыши очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой», «Откуда я?» в мультимедийном оформлении. Затем использовать дидактические игры, где дети изменяют сказку, сочиняют новые ситуации со знакомыми героями: «Друзья Колобка», «Поиграем в репку», «Сундучок со сказкой» и др.

- в центрах воды и песка, в песочницах на прогулке дети не только проводят опыты и эксперименты с природными материалами, но тоже при помощи мелких игрушек сочиняют и обыгрывают новые сказки «Смешарики в пустыне», «Лунтик в подводном царстве» и т. д.

- играя в сказку, можно использовать различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Ребята могут даже подготовить и показывать спектакли «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Дети смотрят на своих товарищей с большим интересом и удовольствием.

- привлекать детей к участию в драматизации. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа, дети вживаются в образы, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры голоса, мимику, манеру разговора. Проводить коллективные инсценировки знакомых сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка-ряба», что дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов.

- организовывать игры в сказку на прогулке в ходе совместной и самостоятельной деятельности детей. Одно это уже расширяет границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В сюжетно-ролевых играх на сюжеты русских сказок дети творчески изменяют различные моменты сюжетной линии, события, стараются играть дружно, находить варианты в затруднительных ситуациях.

- вместе с детьми можно рисовать сказку, используя различные техники, лепку из пластилина, солёного теста, поделки аппликации из бумаги, ткани, раскрашивание эпизодов сказки [12].

В прил. Б представлен конспект НОД по познавательному и речевому развитию с помощью сказки в младшей группе.

  1. 2.2. Методические рекомендации педагогу по использованию сказки как средства познавательного развития младших дошкольников

С целью эффективного использования сказки как средства познавательного развития младших дошкольников педагогу рекомендуется:

- подбирать сказки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- в процессе работы со сказкой использовать весь арсенал педагогических приемов и средств (играть в сказку с детьми, сочетать сказку с продуктивными видами деятельности, проводить беседы по сказкам и т.д.);

- активно взаимодействовать с родителями воспитанников. С этой целью можно провести родительское собрание «Сказка ложь – да в ней намек… » (познакомить с предметно-развивающей средой группы, составить план развлечений, сообщить о конкурсе «Книжки - самоделки»).

Родителей необходимо информировать о том, какие сказки входят в круг чтения детей 3-4 лет, информацию представить в уголке для родителей. Поместить туда советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.

Рекомендуется провести индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Воспитание и книги». Совместно с родителями можно пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Осуществить проект «Книжка своими руками», где родители совместно с детьми изготавливают «книжки- малышки». Совместно с родителями устраивать выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «В стране добра и зла». Итогом большой работы может быть развлечение «Путешествие по сказкам». Дети на воздушном шаре отправятся за сокровищами, которые спрятал Кощей Бессмертный. Преодолевая препятствия на своем пути (пройти через мостик, пролезть сквозь чащу леса, перепрыгнуть через ручеек и др.) дети добираются до сказочной избушки, где ждет их встреча с Бабой-Ягой. Дети успешно справляются с трудными заданиями бабушки. Под говорящим деревом находят лукошко со сказочными предметами. И снова дети с интересом, оживленно справляются с заданием. А затем и сами выступают в роли артистов, показывая отрывок сказки «Курочка-ряба». И в итоге может быть найдено настоящее сокровище - «Волшебная книга сказок». Детей необходимо нацелить, что путешествие по сказкам на этом не заканчивается, оно только начинается;

- сказку следует читать выразительно, эмоционально, по возможности наизусть, выбирать небольшие произведения, особенно для младших дошкольников, при чтении следить за вниманием, восприятием детей;

- прежде чем приступить к рассказыванию, нужно самим проработать текст: сделать анализ, выделить тему, подготовить наглядный материал.

- перед рассказыванием надо настроить детей на слушание. Для этого можно использовать сюрпризный момент, появление персонажа.

- сказки надо рассказывать регулярно. Именно рассказывать, а не читать. При этом эмоционально, выразительно и ярко.

- познавательные сказки надо преподносить последовательно, учитывая усложнение материала. Для активации мыслительной деятельности можно применять разнообразные виды театра, иллюстрации и различные проблемные ситуации.

Требования к рассказыванию (описаны З. Гриценко):

- хорошее знание текста произведения;

- яркость, эмоциональность изложения;

- личная окрашенность повествования;

- интонационная выразительность рассказа;

- предварительное объяснение слов, непонятных детям [13].

Чтение и рассказывание сказки детям – настоящее искусство. Поэтому, как и всякому искусству, ему нужно учиться, в нем постоянно упражняться, накапливать собственный практический опыт, собирать литературный материал, пригодный для рассказывания и хорошо понятный детям данного возраста и уровня развития.

Требования к педагогу (описаны З. Гриценко):

  • умение создать в детской аудитории настрой на слушание, особое настроение;

- владение красивой, образной, правильной речью;

- способность видеть детей в процессе рассказывания сказки, понимать ее, воздействовать на ее чувства и переживания, не морализировать, быть искренним,

- не делать дисциплинарных замечаний, перебивая ими рассказ [14].

Требования к обстановке (описаны Е. Иорданской):

- уютная обстановка, дети должны удобно сидеть,

- видеть лицо рассказчика,

- хорошо слышать его голос [15].

Часто приходится видеть, как педагог старается скорее прочесть сказку, не задумываясь о ее понимании детьми. А понимание сказки само собой к ребенку вряд ли придет, для этого необходимо организовать грамотную работу над ее текстом.

В процессе работы над сказкой с развития познавательной сферы ребенка педагогу следует:

1. При появлении слов, непонятных ребенку (например, сусеки, клочки по закоулочкам и пр.) необходимо обязательно объяснить их детям. А также при появлении героев, животных неизвестных детям (бурундук, кабан и пр.) можно коротко рассказать об этом герое, животном, его образе жизни. З. Гриценко в своих работах рекомендует делать это в предварительной (вводной) беседе до прочтения сказки. Можно также сделать остановку во время чтения (уже знакомой сказки) для объяснения непонятного слова.

2. Сделать паузу в чтении для обсуждения конкретного поступка героя, его чувств. Например, мышка пустила лягушку в теремок. Какие вопросы можно задать детям на этом месте? – Как можно назвать мышку, какая она? (добрая, чуткая, гостеприимная) Что лягушка могла сказать мышке потом?

При работе с уже хорошо знакомой детям сказкой, такого рода вопросы рекомендовано задавать как можно чаще. Они помогают развивать не только речь ребенка, но и воображение, сообразительность, умение применить ранее полученные знания и др. (Так например, Лиса попросилась к зайцу в гости и выгнала его из дома. Что могла сказать лиса зайцу, чтобы он убежал от нее?)

3. При работе с текстом новой сказки, при появлении проблемной ситуации у героя, можно задать вопрос детям, а как бы вы поступили на месте героя в данный момент? После вариантов детей – давайте узнаем, а как же герой поступил?

4. Остановиться перед репликой героя для уточнения у детей, каким голосом он должен ее произнести (медведь – грубым, мышонок – тонким, писклявым и пр.) способствует формированию у детей знания об особенностях конкретных персонажей, а также интонационной и тембровой чувствительности.

5. После прочтения сказки обязательно следует использовать пересказ по картинкам. Он помогает педагогу понять, как детьми усвоена сказка. Попутно можно задавать детям вопросы, направляющие ход их мыслей к пониманию смысла сказки. После этого следует провести заключительную беседу по сказке, во время которой педагог акцентирует внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

6. В свободное время целесообразно предложить детям дидактические игры, направленные на запоминание детьми последовательности событий сказки: «Что за чем? (Сказочная цепочка)», «Пропущенный кадр», «Сказочное лото», «Озвучь картинку (Звукорежиссеры)» и пр.

7. Рассказывание или чтение сказки следует дополнять сказочными иллюстрациями, поясняющими последовательность событий сказки. В первую очередь они усиливают воздействие текста и способствует лучшему его пониманию. Они открывают для педагога широкие возможности познавательного и речевого развития детей. Здесь можно использовать многие приемы и решать множество педагогических задач: знакомство с внешним видом животных, обсуждение их повадок и образа жизни; обсуждение настроения героя, изображенного в книге; его одежды, предметного окружения, времени года и т.д. (сутеев яблоко) Эти задачи, лучше решать после прочтения сказки.

8 Необходимо знакомить детей с различными вариантами иллюстраций одной и той же сказки, устраивать выставки по одной сказке в книжном уголке. На этой базе происходит ознакомление детей и с работой художника-иллюстратора. Детей постепенно следует подводить к пониманию того, что один и тот же предмет, героя каждый человек видит, представляет, изображает по-разному.


  1. Заключение

Итак, анализ литературных источников по теме исследования позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Основными особенностями познавательного развития ребенка младшего дошкольного возраста являются следующие:

- любознательность;

- активное проявление потребности в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети данного возраста;

- развитие самосознания и выделение образа «Я»;

- собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых;

- может воспринимать предмет без попытки его обследования.

- основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто»;

- живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.

2. Сказка – одно из наиболее доступных детям средств познавательного развития. При помощи сказки ребенка можно познакомить со счетом, величинами, формами, окружающим миром, сформировать представления о добре и зле, приобщить к социально-историческому опыту и народной культуре и т.д.

Воспитательная и обучающая функции сказки признаны ведущими учеными (В.Г. Белинским, В.Я. Проппом, К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком, М.Я. Блохом). С целью более эффективного воздействия сказки на развитие познавательной сферы ребенка младшего дошкольного возраста следует сочетать ее чтение и рассказывание с другими методами и формами работы, например, с игрой, театрализацией и т.д.

В данной работе приведены примеры использования сказок как средства познавательного развития детей и даны рекомендации педагогам по эффективному использованию сказки в воспитательном процессе ДОО.

Итак, сказка является эффективным средством познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, т.к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они стараются подражать им в своих играх дома и в детском саду. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Кроме того, во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Цель, поставленная в работе, достигнута, задачи выполнены.


  1. Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/fgos-doshkolnogo-obrazovanija-2016, свободный. (Дата обращения 30.01.2019)
  2. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
  3. Юзова Н.Е. Научная картина мира в языке младшего школьника // Молодой ученый. - 2017. - №33. - С. 71-76.
  4. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Наука, 2010.-154 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
  6. Кулагина, Л.М. Математика в детском саду [Текст]: книга для воспитателя / Л.М. Кулагина. – Новокузнецк, 1996. -166 с.
  7. Пыпин. А.Н. Отечественные записки, т. 105. - СПб., 1856. -457 с.
  8. Намычкина Е.В. Сказка как литературных жанр // Вестник Вятского государственного университета.-2010. –Т.2. -№.3 – с.103-109.
  9. Капица, Ф.С. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. - М.: Флинта, 2002. – 314 с.
  10. Доброницкая, Т.В. Стилистико-синтаксические особенности английской детской литературной сказки: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.04. - Москва, 1980. - 206 с.
  11. Маршак С. Я. Статьи, выступления, заметки, воспоминания: собр. соч.: в 8 т. Т. 6. - М.: Худож. лит., 1971. http://www.lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/marshak6_2.txt.
  12. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др./ под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002. - 208с.
  13. З.А. Гриценко. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению.- М.: Академия, 2004-320с.
  14. З.А. Гриценко. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению.- М.: Линка-пресс, 2003 – 176с.
  15. Иорданская, Е.И. Рассказывание в дошкольных учреждениях: Методика и хрестоматия / Е. Иорданская. - Ленинград: Гос. изд-во, 1925. - 184 с.;
  16. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. − М., Просвещение, 1974. 368 с.
  17. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. -1993. -№ 5. -с.39-43.
  18. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
  19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
  20. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

  1. Приложение А

Фотографии постановки сказки «Теремок» с детьми младшей группы с целью их обучения количественному и порядковому счету


  1. Приложение Б

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию младших дошкольников на тему: «Составление творческой сказки о зиме»

Форма проведения: совместная деятельность дошкольников и воспитателя.

Цель: развивать познавательную сферу, связную речь дошкольников посредством составления сказки.

Задачи:

Обучающие:

  • учить составлять сказку по опорным словам, поощрять желание придумывать свои истории, закрепить знания о лесных животных, учить делать собственные логические выводы.

Развивающие: развивать память внимание, мышление, словарь детей, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, доброе отношение к животным, умение внимательно слушать товарища, не перебивая его, сдержанность.

Интегрируемые образовательные области: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура».

Предварительная работа: разучивание стихов о зиме, чтение сказок «Морозко», «Зимовье зверей», «Суд над декабрем», речевые игры «Подбери родственное слово», «Закончи предложение».

Оборудование и материалы: письмо от лесной феи, мультимедийный проектор, костюм зайки.

Ход занятия

Воспитатель: Я люблю наш детский садик,

Он для нас всегда, как праздник,

Утром мы туда спешим,

Поздороваться хотим.

Здравствуйте, мои ребята,

Видеть вас всегда я рада!

Воспитатель:  Ребята, вчера я получила письмо от Лесной феи (показывает конверт с письмом). Оно адресовано вам. Давайте его прочтем:

- Приветствую вас, ребята! Скоро Новый год и я хотела бы сочинить новогоднюю историю для лесных зверей, но столкнулась с трудностями. Поэтому, обращаюсь к вам за помощью. Пожалуйста, помогите мне составить настоящую новогоднюю историю со словами. Но слова спрятаны в загадках. Постарайтесь их отгадать и сочинить новогоднюю сказку.

Но для начала давайте посмотрим, кто к нам пришел? (Входит ребенок в костюме зайки. Дети хором говорят: Зайка!). А что нужно сказать тому, кто пришел (Здравствуйте). Молодцы!

Ребята, а какой у нас зайка? (Добрый, белый, пушистый, с длинными ушками).

Посмотрите, а зайчик наш веселый или грустный? (Грустный. Зайчик сидит опустив голову). Я вам расскажу почему, он грустит

Зайчик наш грустит и плачет,

Слезки лапкой вытирает.

Стало зайке в лесу грустно,

Голодно и холодно.

Вопросы к детям:

Как грустит зайчик? (слёзы вытирает, плачет).

Почему он плачет и грустит? (Ему голодно и холодно).

Давайте расскажем про зайчика:

Ой-ой-ой-ой – зайке холодно зимой.

Ой-ой-ой-ой – зайке грустно зимой.

Ой-ой-ой-ой – зайке голодно зимой.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб зайчик перестал грустить? (Покормить).

Что же зайка любит кушать? (морковку, капусту).

Ребята, посмотрите, что я достаю из мешочка? (морковку).

Какая она? (оранжевая, большая, длинная, сладкая, вкусная).

Посмотрите, а что я сейчас достаю? (капусту).

Какая капуста? (вкусная, большая, хрустящая, зелёная).

Послушайте, как я угощу зайку: Зайчик, угощайся пожалуйста. Возьми сладкую морковку.

Мария, а  теперь ты угости капустой зайчика. (Зайчик, угощайся пожалуйста. Возьми вкусную капусту).

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы зайчику не было грусно? (варианты детей).

Предлагаю вместе с ним потанцевать (включается музыка для потешки)

Заинька, попляши, беленький, попляши

Вот так попляши. Вот так попляши.

Заинька, топни ножкой, беленький, топни ножкой.

Вот так топни ножкой. Вот так топни ножкой.

Заинька, покружись, беленький, покружись.

Вот так покружись. Вот так покружись.

Заинька, поклонись. Беленький, поклонись.

Вот так поклонись. Вот так поклонись.

Ребята, какие вы молодцы. А сейчас предлагаю вам отгадать новогодние загадки

Загадка 1:

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?

(Медведь)

Загадка 2

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? 

(Заяц)

Загадка 3

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле.

Рыжий хвостик тут и там

Промелькнул вдруг по кустам

Смотрит в след ей девочка,

Знает это...

(Белочка)

Загадка 4

К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придет,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью … 

(Ёлка)

Молодцы, ребята. Вы отгадали все загадки лесной феи. Теперь ваши отгадки я выведу на слайд. На слайде изображены 4 картинки (заяц, белка, медведь, елка). Предлагаю вам составить новогоднюю зимнюю сказку о том, как зайка, белочка и медведь Новый год встречали

Но вначале послушайте сказку-образец.

Сказка о том, как зайка, белочка и медведь Новый год встречали

В сказочный лес пришла зима. Зайчонок с утра выглянул из норки и увидел сугробы, а с неба падали легкие белые снежинки.

Зайчонок: Ура! Зима! Пора надевать теплую белую шубку! – обрадовался Зайчонок и побежал в гости к своему другу рыжему Бельчонку. – Бельчонок! Бельчонок! Доброе утро! Выбирайся скорее! Тут снег вокруг – мягкий, белый, пушистый. – Зайчонок скатал снежок и подбросил его вверх.

Бельчонок: Привет, Зайчонок! Я убрал все запасы на зиму в дупло и теперь могу бежать гулять! А что мы будем делать?

Зайчонок: Мы пойдем в берлогу к Медвежонку, а то он весь Новый год проспит!

И друзья отправились в путь. В дороге они играли в снежки, валялись в сугробах и пели песни. Пришли они к берлоге Медвежонка.

Зайчонок: Вставай, соня!

Бельчонок: Весь Новый год проспишь! Бери мед и пошли на лесную полянку, к елке!

Медвежонок перевернулся с боку на бок, потянулся, взял бочонок меда побольше и вылез из берлоги.

Медвежонок: А как Новый год встречают? Я всегда в это время спал и никогда его не видел и не встречал!

Зайчонок: Его встречают очень весело! Танцуют, играют и дарят друг другу подарки!

Бельчонок: Наряжают елку и водят вокруг нее хороводы!

Медвежонок: Как здорово! Тогда пойдемте скорее на полянку!

Все лесные звери собрались вокруг елки встречать Новый год, а наши маленькие друзья – Зайчонок, Бельчонок и Медвежонок – так много смеялись и танцевали, так радовались своим подаркам и огонькам на елочке, что ещё долго вспоминали этот Новый год, и, пожалуй, никогда его не забудут.

Звучит музыка. Дети составляют творческие сказки. Воспитатель напоминает детям о структурных частях сказки.

Заслушиваются 2-3 сказки, лучшие из которых воспитатель записывает в письмо для Лесной феи.

Воспитатель: Ребята, ваши истории я «записала». Все сказки кладутся в конверт.

Итог. Давайте вспомним, что мы сегодня делали. Какая из сказок вам понравилась больше? Думаю, Лесная фея будет рада всем составленным сказкам. Давайте приклеим марки на конверт и отправим письмо по почте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

В работе представлены как теоретические аспекты работы над текстом, так и представлен опыт работы по данному направлению....

Опыт работы "Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Описание опыта работы о роли  Лего - конструирования в дошкольном образовательном учреждении....

Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...

Статья: «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Статья: «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»...

Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Статья на тему: "Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"...

Статья «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Статья «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» подготовила Тершукова Т.Д. – воспитатель ГБДОУ д/с №47....

Статья "Русская народная сказка как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей.Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народ...