Статья «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Тершукова Татьяна Дмитриевна

Статья «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» подготовила Тершукова Т.Д. – воспитатель ГБДОУ д/с №47.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» подготовила Тершукова Т.Д. – воспитатель ГБДОУ д/с №47

«Сказка как средство познавательного развития детей

младшего дошкольного возраста»

Сказка приходит в жизнь человека с самого раннего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, родного языка, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние сказочного повествования на формирование личности ребенка нельзя не оценить, ведь сказки учат малышей различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии. Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, мы не замечаем их сложного построения – настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

В дошкольном возрасте дети обладают уникальными возможностями в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А также высший психический процесс – воображение.

Главная особенность познавательной сказки для дошкольников - все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. В познавательной сказке персонажи могут встречаться с чем-то, или кем-то им неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного. Герои попадают в трудные ситуации и, преодолевая их, получают новые знания. «Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые

островки мышления», - отмечал В. А. Сухомлинский, выдающийся педагог.

Сначала ребенок прислушивается к новым интонациям в родном голосе, улавливает знакомые слова, которые складываются в увлекательную историю.

Зародившийся в малыше интерес к сказке перерастает в нечто большее, в потребность. Потребность заново пережить положительные чувства от общения с родным человеком, от волнения за судьбу героев сказки, от радости ожидания торжества справедливости... Любимую историю ребенок может слушать или пересказывать неоднократно, переживая заново чувства интереса, удивления, страха, волнения. Если взрослый может помочь ребенку осознать переживаемые эмоции, задать вопросы, способствующие размышлению на темы добра и зла, правды и лжи, силы и слабости, то время, уделенное прочтению и обсуждению сказки, приобретает статус важнейшего в формировании личности, закладывает фундамент ее основных жизненных принципов, гражданской позиции. Каждое прослушивание сказки приводит к переживанию самых разных эмоций, необходимых для общего развития малыша, открывает что-то новое в знакомой истории.

Подрастая, дети познают многогранность сказки. Сказку или ее героев можно представить по-новому, нарисовать, слепить, сочинить самим, изобразить в постановке… Сказка развивает творческий потенциал, воспитывает, приобщает к истории, культурному наследию народа… Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки.  В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, честности. С самого рождения, ребенок

нацелен на идеал хорошего, поэтому мы считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого его поступка. Именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия, доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным.

Именно литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, мы считаем работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Формирование познавательных интересов, связывают с процессом учения, где главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Ведь ребенок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным в течение столетий проверенным народом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

В работе представлены как теоретические аспекты работы над текстом, так и представлен опыт работы по данному направлению....

Опыт работы "Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Описание опыта работы о роли  Лего - конструирования в дошкольном образовательном учреждении....

Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...

Конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Использование конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие вс...

Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"...

Статья: «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Статья: «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»...

Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Статья на тему: "Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"...