Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
консультация ( группа) на тему

Волощук Эвелина Эрнестовна

В работе представлены как теоретические аспекты работы над текстом, так и представлен опыт работы по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rol_skazki.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Думаю, что первым у многих возникает вопрос, а почему именно о работе со сказкой пойдет речь?

Я считаю, что Именно с детьми младшего дошкольного возраста сказка является незаменимым средством воспитания и образования ребенка. Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для малыша рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети именно этого возраста глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.  (пример Илья)  И именно этот  импульс и позволяет сделать сказку в работе с младшими дошкольниками базовым основанием при построении образовательного процесса. «Пережив» волшебную историю сказки всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Конечно же, каждый педагог в своей работе использует сказку: ежедневно читает детям, использует сказочные сюжеты при организации НОД и многое др. Но задумываемся ли мы о педагогическом потенциале сказки или просто механически читаем ее детям??? Именно этому вопросу и посвящено мое выступление. Как сделать сказку средством всестороннего развития ребенка? Ведь,конечно же, каждый педагог может озвучить множество развивающих и обучающих функций сказок: это и расширение представлений детей об окружающем мире, знакомство с сезонными изменениями в природе, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, сказки позволяют познакомить детей с понятиями добро и зло, развивают речь ребенка , формируют интерес к книгам и потребность в чтении, развивают познавательный интерес, воспитывают умение слушать. ….Этот список можно продолжать довольно долго. Но… эти задачи решаются лишь при грамотном, обдуманном построении работы со сказкой, с книгой! Даже ежедневного «мимолетного» чтения (просто сухое безэмоциональное бездумное прочтение, как это часто бывает) не достаточно для решения этих задач. С детьми обязательно нужно говорить о книге, о смысле прочитанного. Нужно наблюдать за тем, как книга воздействует на маленького читателя.

Сегодня мне хочется познакомить вас с опытом своей работы по ежедневному использованию потенциала сказок для развития всех сторон личности ребенка младшего дошкольного возраста.

Работая с детьми младшего возраста, хочется в первую очередь остановиться на  такой форме использовании сказки – как построение НОД на основе сказочных сюжетов. Эмоциональная отзывчивость детей младшего дошкольного возраста на появление сказочного героя  дает нам возможность сделать процесс обучения для них мотивированным и интересным. (давайте сравним установку воспитателя – «так детки, сегодня мы с вами будем лепить домик»   или  после прочтения сказки «Заюшкина избушка» воспитатель предлагает детям: «Ребята, а как вы думаете, что чувствует лисичка, когда ее выгнали из дома?.... А давайте поможем лисичке стать доброй и, построим ей домик?  А как это можно сделать?)

При организации НОД я часто использую такие методы активного обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. (так на этом слайде мы видим выполнение одного  и того же задания, но различными способами)

Использование сказки как средства мотивирования на деятельность

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей.

Включение сказки в непосредственно образовательную деятельность дает возможность детям приобрести опыт познания, создает ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.

Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса.

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, я преобразовываю сложные ситуации педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Данному вопросу посвящено множество пед.изданий (некоторые из них представлены на слайде), но , конечно же , педагог может и должен сам учиться использовать потенциал сказок как средства мотивирования на деятельность.

Например, давайте попробуем сейчас с вами придумать задачи для решения детьми по сказке «Теремок». И задачи эти, конечно же, должны быть открытого типа! (предложения педагогов, обсуждение )

Итак, какие же варианты открытого типа можно использовать при работе по этой сказке?

Конечно же, это зависит от поставленных нами задач. Например:

1. Пед.задача- обучение рисованию предметов квадратной формы. (аппликация «дом»)

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Но прежде, чем приступить к его постройке, звери попросили вас нарисовать вас,  как будет выглядеть этот дом. (+знакомство с понятие план, проект, архитектор – в старшем возрасте)

2.Пед.задача – учить детей совместно строить из модульного крупного конструктора постройки.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок? Но так, чтобы все звери поместились в нем?

3.Пед.задача –учить делать детей постройки из деревянного конструктора.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок?(варианты детей) Можно сделать много маленьких домиков для каждого зверя и получится целый город или поселок. (+знакомство с понятием город)

2. Как же прочесть ребенку сказку, чтобы она стала средством его развития??

Конечно, каждый педагог еще  со студенческой скамьи знает правила прочтения (рассказывания) сказки детям : выразительно, эмоционально, по возможности наизусть(небольшие произведения, особенно в младшем возрасте), при чтении следить за вниманием, восприятием слушателей и тд.

Слайд)Требования к рассказыванию (описаны З.Гриценко):

        1. хорошее знание текста произведения;

        2.яркость, эмоциональность изложения;

        3.личная окрашенность повествования;

         4.интонационная выразительность рассказа;

         5.предварительное объяснение слов, непонятных детям.

Все, пишущие об этом методе, называют рассказывание искусством, которое доступно каждому (за исключением тех, кто имеет дефекты речи). Но как и всякому искусству, ему нужно учиться, в нем постоянно упражняться, накапливать собственный практический опыт, собирать литературный материал, пригодный для рассказывания и хорошо понятный аудитории.

  • Требования к рассказчику (описаны З.Гриценко):

     1.умение создать в детской аудитории настрой на слушание, особое настроение;

   2. владение красивой, образной, правильной речью;

    3. способность видеть аудиторию, понимать ее, воздействовать на ее чувства и переживания, не морализировать, быть искренним,

   4. не делать дисциплинарных замечаний, перебивая ими рассказ.

  • Требования к аудитории (описаны Е.Иорданской) :

   1. уютная обстановка, дети должны удобно сидеть,

   2. видеть лицо рассказчика,

   3. хорошо слышать его голос.

Но мне все-таки хочется остановиться на одном из важных аспектах этого вопроса. Это возможность включения пояснений и разъяснений, вопросов – т.е. о беседе как методе работы с текстом .

  Зачастую приходится видеть, как педагог старается скорее прочесть сказку, не задумываясь о ее понимании детьми. А понимание сказки само собой к ребенку вряд ли придет, для этого необходимо организовать грамотную работу над ее текстом. Итак, как же это сделать? Вот некоторые моменты, которые я часто применяю в своей работе.

1. При появлении слов, непонятных ребенку( например, сусеки, клочки по закоулочкам и пр.) необходимо обязательно объяснить их детям. А также при появлении героев, животных неизвестных детям (бурундук, кабан и пр) можно коротко рассказать об этом герое, животном, его образе жизни. З.Гриценко в своих работах рекомендует делать это в предварительной (вводной) беседе до прочтения сказки. Я в своей работе допускаю остановку во время чтения (уже знакомой сказки) для объяснения непонятного слова.

2.Возможно сделать паузу в чтении для обсуждения конкретного поступка героя, его чувств. (например – мышка пустила лягушку в теремок. Какие вопросы можно задать детям на этом месте? – Как можно назвать мышку, какая она?(добрая, чуткая, гостеприимная) Что лягушка могла сказать мышке потом?

При работе с уже хорошо знакомой  детям сказкой, такого рода вопросы я рекомендую задавать как можно чаще. Они помогают развивать не только речь ребенка, но и воображение, сообразительность, умение применить ранее полученные знания и др.  (Так например, Лиса попросилась к зайцу в гости и выгнала его из дома. Что могла сказать лиса зайцу, чтобы он убежал от нее?)

3. При  работе с текстом новой  сказки, при появлении проблемной ситуации у героя, можно задать вопрос детям, а как бы вы поступили на месте героя в данный момент? После вариантов детей – давайте узнаем, а как же герой поступил?

4. Остановка перед репликой героя для уточнения у детей, каким голосом он должен ее произнести ( медведь – грубым, мышонок- тонким, писклявым и пр.) способствует формированию у детей интонационной и тембровой чувствительности.

Следующим важным аспектом в работе над сказкой является усвоение сюжета в целом. С этой целью я обязательно после прочтения сказки использую пересказ по картинкам. Он помогает мне понять как усвоили дети сказку. Попутно можно задавать детям вопросы, направляющие ход их мыслей к пониманию смысла сказки.  

После этого я обязательно провожу заключительную беседу по сказке, во время которой я акцентирую внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

Далее в свободное время целесообразно предложить детям дидактические игры, направленные на запоминание детьми последовательности событий сказки: « Что за чем? (Сказочная цепочка)», «Пропущенный кадр», «Сказочное лото», «Озвучь картинку (Звукорежиссеры)» и пр.

3. Конечно, говоря о чтении книг нельзя  не затронуть вопрос о работе с  книжными иллюстрациями.  В первую очередь  они усиливают воздействие текста и способствует лучшему его пониманию. Они открывают для педагога широкие возможности познавательного и речевого развития детей. Здесь можно использовать многие приемы и решать множество педагогических задач: знакомство с внешним видом животных, обсуждение их повадок и образа жизни; обсуждение настроения героя, изображенного в книге; его одежды, предметного окружения, времени года и тд. (сутеев яблоко) Эти задачи, конечно же,  я решаю, не во время чтения, а до него или после прочтения сказки.

Также хочется напомнить о том, что необходимо знакомить детей с различными вариантами иллюстраций одной и той же сказки, устраивать выставки по одной сказке в книжном уголке. На этой базе происходит ознакомление детей и с работой художника- иллюстратора. Детей постепенно подводим к пониманию того, что один и тот же предмет, героя каждый человек видит, представляет, изображает по-разному.

4.Следующим важным этапов в работе со сказкой является драматизация.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

В настоящее время, по моему мнению, особенно важно использовать драматизацию как  способ раскрепостить ребенка, как средство воспитания таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, общительность, ведь с каждым годом все больше и больше в сад приходит детей с различными психологическими, поведенческими, речевыми проблемами и комплексами.

 Главным показателем хорошей работы педагога, я считаю,  умение детей самостоятельно организовывать  игры-драматизации в свободное время.

Но формированию этого навыка, конечно, предшествует планомерная, целенаправленная работа педагога по  организации игр-драматизаций.

1. В связи с этим,   в первую очередь возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.).   Здесь помогают дидактические игры, которые можно использовать  на прогулке, в вечерние и утренние часы, например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Откуда я?» (описание героев), «Раз, два, три ко мне ….», «Где мы были мы не скажем, кого видели,  покажем» и другие.

Подвижные игры,  где требуется имитация движений животных.: «Вороны и пес», « Сова и воробушки», «Курочка-хохлатка», «Кот и мыши»  и другие  игры.

2. В своей работе я знакомлю детей с различными видами театра: настольный, теневой, кукольный, пальчиковый.

 Одну и ту же сказку мы часто  проигрываем во всех видах театра – т.к. это способствует обогащению сенсомоторного опыта детей, учит их владеть своим телом, что лежит в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

5.Сейчас мне бы хотелось на примере театра на прищепках «Кто сказал мяу?»  показать широкий спектр педагогических задач, направленных на познавательное развитие ребенка, решаемых при работе с данным видом театра.

1Сенсорное развитие – работа с прищепками, закрепление знаний основных и дополнительных цветов.

2.Ознакомление с окружающим – внешний вид, звуки животных (+кошка фыркает, шипит)

-беседа о пчеле (жалит – жало, кусает – зубы)

-безопасность – спастись от пчел

3. Развитие логического мышления – Почему мышонок испугался?

 4.Математическое развитие Закрепление знаний частей суток (щенок спал – утро)

  • Ориентировка в пространстве – вешаем  изображение выше или ниже в соответствии с текстом (щенок искал под столом, пчела сидела на цветке, щенок спрятался под куст)
  • Величина (пчела маленькая, пес большой)

6. В работе со сказками не обходится без родителей.

В своей работе по данному направления я ,конечно, использую все многообразие форм работы с родителями: это и размещение информации в уголке для родителя, беседы, привлечение к изготовления атрибутов  и костюмов к спектаклям, в этом году родители принимали активное участие в пополнении книжного уголка, а так же подготовили для детей театрализованное представление по мотивам сказки «Колобок», что позволило сплотить коллектив родителей, родители и дети приобрели опыт совместных переживаний, укрепились детско-взрослые отношений, а детям этот досуг подарил мир прекрасного, обогатил их жизнь новыми добрыми впечатлениями.

Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготавливают

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Список использованной литературы:

  1. З.А.Гриценко. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению.- М.:Издательский центр «Академия», 2004-320с.
  2. З.А.Гриценко. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению.- М:.Линка-пресс, 2003 – 176с.
  3. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.
  4. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. –М.: Мозайка-синтез, 2008- 64с.
  5. Интернет-ресурсы

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-rol-skazki-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/rol-narodnoy-skazki-v-poznavatelnom-razvitii-doshkolnikov

https://www.adou.ru/conference_notes/55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Описание опыта работы о роли  Лего - конструирования в дошкольном образовательном учреждении....

Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"...

Статья: «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Статья: «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»...

Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Статья на тему: "Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"...

Статья «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Статья «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» подготовила Тершукова Т.Д. – воспитатель ГБДОУ д/с №47....