Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.
статья

Лабутина Ольга Ивановна

Статья на тему: "Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Лабутина Ольга Ивановна

воспитатель группы раннего возраста «Ягодки»

ГБДОУ д/с №155 Центрального района Санкт-Петербурга

Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Одним из лучших воспитывающих, обучающих и развивающих средств для работы с младшими дошкольниками является сказка. Сказка приходит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для малыша рамки обычной жизни. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования личности ребёнка. Первыми опорными точками для будущего творчества ребёнка, является то, что он видит и слышит. Ребёнок накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребёнке творческого мышления и воображения. Сказку можно рассматривать как ценное педагогическое средство познавательного развития младших дошкольников.

Познавательная деятельность оказывает большое влияние на общее развитие ребенка и формирование его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, значительной затраты умственных сил и напряжения.

При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами". Сказка позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного, младшего и др. возрастов. Посредством сказки можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т.д.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Работа со сказкой имеет свою специфику. Важным моментом является само общение. Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей.

Включение сказки в непосредственно образовательную деятельность дает возможность детям приобрести опыт познания, создает ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.

Например, сказка «Три поросёнка» может быть использована при изучении основных свойств предметов. Дети с интересом будут отвечать на вопросы, и дискутировать по поводу того, почему домик из соломы непрочный, а из камня может уберечь от врагов и непогоды. При изучении этой сказки можно поговорить с детьми о том, почему поросята – это домашние животные, а волк - дикое животное. Можно подвести детей к тому, что за осенью следует зима и повторить зимние месяцы.

Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса.

Применение сказок положительно влияет на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.

В свое время русский писатель и педагог высоко ценил сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка. С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

В работе представлены как теоретические аспекты работы над текстом, так и представлен опыт работы по данному направлению....

Опыт работы "Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Описание опыта работы о роли  Лего - конструирования в дошкольном образовательном учреждении....

Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...

Конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Использование конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие вс...

Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"...

Статья: «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Статья: «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»...

Статья «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Статья «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» подготовила Тершукова Т.Д. – воспитатель ГБДОУ д/с №47....