Познавательное развитие дошкольников посредством использования ЛЕГО-конструктора.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Орлова Елена Владимировна

Развитие конструктивных способностей дошкольников при работе с ЛЕГО- конструктором.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие дошкольников посредством использования                                                                ЛЕГО-конструктора

                   

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности».

Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов, которые используются в дошкольном учреждении, хотелось бы остановиться на ЛЕГО конструкторе, который представляется собой «яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка». С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО - элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.

Для воспитателей нашего детского сада использование ЛЕГО– конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Цель  работы  с Лего: Развитие конструктивных способностей дошкольников.

Для достижения цели  первостепенное значение имеют:

  • развитие навыков конструирования;
  • активизация познавательной деятельности и развитие речи, посредством конструктора Лего;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие сенсорных эталонов;
  • развитие коммуникативных способностей и творческого воображения.

Основные принципы системного развивающего обучения программы по Лего-конструированию:

  • направленность на комплексное решение задач образования, воспитания и развития
  • последовательность
  • доступность
  • индивидуальный подход к каждому ребенку
  • эффективность форм взаимодействия

        ЛЕГО – конструктор широко используется как на занятиях, так и в повседневной жизни дошкольников по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти, по собственному замыслу, конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу.

Основными  задачами по конструированию являются:

  • обучение бережному отношению к живой и неживой природе.
  • развитие умений конструировать различные виды транспорта по картинке, по схеме, рисовать схему будущей конструкции.
  • формирование представлений о конструируемых объектах: дома — одноэтажные, многоэтажные, здания — школа, детский сад, театр, цирк, мосты- железнодорожные, пешеходные, различные виды транспорта.
  • обучение устанавливать простые связи между предметами и явлениями
  • развитие пространственных представлений :умение мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта , его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.
  • развитие мышления: овладение обобщенными способами конструирования (комбинаторика, достраивание, надстраивание объекта)
  • развитие представлений детей о цвете, цветах основных и дополнительных.
  • знакомство с понятием ритма, простым и сложным ритмом .
  • обучение составлять узоры в полосе и в квадрате.
  • Закрепление  математических представлений.
  • развитие умений рассказать о своей постройке, обучение передать словесно содержание сказки, картинки, развитие монологической и диалогической речи, пополнение словарного запаса детей.
  • обучение детей обыгрывать постройки.
  • развитие в игре дружеских партнерских взаимоотношений.
  • учить детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли.

Для решения этих задач используются как крупный так и мелкий  конструктор Лего, а так же конструктор с определенным сюжетом.

Развитию воображения способствует конструирование по замыслу, по определённой теме ( например «Город», «Мебель», «Животные», «Транспорт», «Гараж», «Зоопарк», «Сказочные герои» и т.д.). Ребёнок создаёт новые образы, опираясь на имеющиеся представления об объекте, по ходу замысла уточняет и совершенствует конструкцию, тем самым проявляя творчество.

Конструктивная деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания у детей. Прежде чем, приступить к созданию конструкции, необходим точный расчёт, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. В процессе выполнения конструкции у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при обучении в школе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры («Построй дом по чертежу», «Восстанови сломанный мост», «Дострой дом (гараж, машину и т.д.) по образцу».

ЛЕГО - конструктор используется и на занятиях по математике с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам; можно использовать как условную мерку при сравнении предметов по длине, шире, массе («Найди недостающую фигуру», «Башеньки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.).

На занятиях по ознакомлению с окружающим ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», « Чем похожи и чем отличаются?», « Расскажи о свойствах предмета» и т.д.). С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции объединяют в тематическую постройку « Мой город», « Моя улица», «Животные Африки» и т.д., которые в дальнейшем используются не только на занятиях, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.

Помимо занятий ЛЕГО – конструктор мы включаем в широкий спектр жизненных событий детского сада: при организации театрализованной деятельности, где дети создают образы героев сказок и обыгрывают их, придумывают новые сказки. В группах  оформлены Лего уголки, которые дети выставляют свои постройки. К  праздникам изготовляют из Лего поделки, конструкции для выставки, что является мощным источником формирования у детей интереса к конструированию.

Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. На начальном этапе работы по использованию ЛЕГО конструктора в познавательном развитии дошкольников 35 % семей имели конструктор, но не использовали его как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО воспитатели использовали разнообразные формы работы: консультации, семинары-практикумы, журнал для родителей «Легоша» и т.д. Благодаря такой работе 84 % родителей приобрели для своих детей ЛЕГО конструктор разных размеров и отмечают, что такая работа дает возможность мальчикам и девочкам проявить свои творческие способности, доставляет истинное удовольствие и приносит неоценимую пользу в подготовке детей к обучению в школе.

Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент "Интеллектуальное развитие дошкольника посредством использования ИКТ"

Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих...

Развитие познавательных способностей у детей посредством использования "Лего-конструктора".

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овлад...

Сообщение из опыта работы ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ

Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.- фо...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования. Это и обусловило выбор этой темы....

«Расширение познавательной сферы дошкольников посредством использования политрансформируемых пособий – ширм»

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательная среда   в ДОУ рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка с учетом его скло...

Картотека игр по подготовке к обучению грамоте дошкольников с использованием Лего-конструктора.

quot;Звуковая башенка"Цель: развитие фонематического слуха при различении согласных звуков; развитие мелкой моторики пальцев рук.Материал: конструктор Лего. Ход игры.Педагог называет ряд ра...