Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начально техническое моделирование (с элементами художественного конструирования) «Конструирование и моделирование»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Дерова Ольга Геннадьевна

Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала способствуют развитию воображения и созидательного творчества. Начальное техническое моделирование формирует у ребенка конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук, логическое мышление, способность к оценке проделанной работы, формирует навыки работы с инструментами.Программа кружка «Конструирование и моделирование» реализуется в учреждении с 2020 году. 

Одной из важнейших задач современного образования является развитие у старших дошкольников творческой инициативы и самостоятельности, любознательности. Дополнительное образование по техническому творчеству в сочетании с трудовым воспитанием помогает дошкольникам приобрести глубокие и прочные знания в конструировании и моделировании, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, любознательность, культуру труда, умение работать в коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_3_d_modelirovanie.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида п. Песочное

СОГЛАСОВАНО:                                                                       УТВЕРЖДАЮ:

Методический совет                                                                   Заведующий МОУ детский сад

                                                                                          общеразвивающего вида  п. Песочное          

«___»  ____________ 2020г.                            

Протокол № ____________                                                               ____________О.Б. Беляева

                                                              Принята на заседании

                                                                  Педагогического совета  

                                                                  Протокол  № _________

                                                                     «___»  __________ 2020г.                                

Художественная направленность

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

начально техническое моделирование

(с элементами художественного конструирования)

«Конструирование и моделирование»

Возраст обучающихся: 6 -7лет

Срок реализации программы: 1 года

 

                                                                            Автор - составитель:

                                                                            Дерова Ольга Геннадьевна,  

                                                                            воспитатель                                                                      

                                                                            Консультант:

                                                                            Иванова Жанна Альфредовна,  

                                                                            старший воспитатель          

Рыбинский район, 2020

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Учебно-тематический план

3. Содержание

4. Календарно-тематическое планирование

5. Мониторинг

6. Обеспечение

7. Материально техническое обеспечение

  8. Приложение

Пояснительная записка

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Вот этими умелыми руками.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (с элементами художественного конструирования) разработана на основе типовых программ Журавлевой А.И. «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования» [1] с учетом возрастных особенностей детей. Программа является модифицированной, разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации и с Примерными требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей [2, 3]. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» соответствует начальному общему уровню образования и имеет техническую направленность.

 Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала способствуют развитию воображения и созидательного творчества. Начальное техническое моделирование формирует у ребенка конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук, логическое мышление, способность к оценке проделанной работы, формирует навыки работы с инструментами.

 Программа кружка «Конструирование и моделирование» реализуется в учреждении с 2019 году.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие у старших дошкольников творческой инициативы и самостоятельности, любознательности. Дополнительное образование по техническому творчеству в сочетании с трудовым воспитанием помогает дошкольникам приобрести глубокие и прочные знания в конструировании и моделировании, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, любознательность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь по данной программе, ребята могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях. Данная программа является одной из первых ступеней к освоению технических знаний и умений. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят. Дошкольники начинают увлекаться конструированием с 4 лет. Таким образом, в современных условиях интерес к конструированию и моделированию возникает рано, а интерес -  это мотив и стимул к действию.

Программа кружка направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования. Программа кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование. В содержании программы выделяется 4 раздела: конструирование из бумаги, конструирование из деревянных палочек, конструирование в технике «Кинусайга», проектно-исследовательская деятельность.

С целью непрерывного образования, для детей, отсутствующих на занятиях по тем или иным причинам создан канал «Конструирование и моделирование» в социальных сетях закрытой группе «Пчелка». Где дети и родители могут посмотреть практическую часть занятия и повторить за воспитателем пройденный материал, приобретая при этом необходимые знания, умения и навыки.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Актуальность, педагогическая целесообразность: В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала способствуют развитию воображения и созидательного творчества. Начальное техническое моделирование формирует у ребенка конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук, логическое мышление, способность к оценке проделанной работы, формирует навыки работы с инструментами.

Цель программы: развитие у старших дошкольников мотивации к познанию и творчеству средствами начального технического конструирования и моделирования.

Задачи.

Образовательные:

  • Совершенствовать умение работать с бумагой, тканью, деревом для конструирования, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  • • Прививать навыки культуры труда: правильно организовать рабочее место и соблюдать порядок; изделие выполнять качественно, аккуратно, экономно, технологически точно; доводить начатое дело до конца;
  • Прививать строгое выполнение правил безопасной работы.
  • Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические формы
  • Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций через сопоставление сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
  • Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
  • Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
  • Закреплять умение подбирать способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
  • Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.

Развивающие:

  • Продолжать развить любознательность и познавательную мотивацию
  • Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
  • Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями
  • Развивает логику пространственного мышления, восприятие; воображение, внимания, памяти
  • Развивать глазомер и мелкую моторику;
  • Научить конструировать 3D фигуры и работать над проектами в группах

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству конструирования.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программой предусматривается 1 занятие в неделю во второй половине дня. Продолжительность деятельности для детей 6-7 лет – 25-30 минут. Срок реализации с сентября по май.

  • Учебно-тематический план.

Тема занятий

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

3

2

5

2

Конструирование из бумаги (модульное оригами)

3,5

8,5

12

3

Конструирование из деревянных палочек

2

4

6

4

Конструирование в технике «Кинусайга»

2,5

5,5

8

5

Проектно-исследовательская деятельность

4

Итого

35

  • Содержание

Выделяются четыре раздела:

1. Конструирование из бумаги –сентябрь, октябрь, ноябрь

2. Конструирование из деревянных палочек-декабрь, январь

3. Конструирование в технике «Кинусайга»-  февраль, март, апрель.

4. Проектно-исследовательская деятельность. Творческий проект «Строительство детской площадки»-май.

Вводное занятие 5 ч

Планирую проведение диагностики через наблюдение, ознакомительную экскурсию, проведение занятий на выявление способностей и навыков обучающихся

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Онлайн экскурсия на детские площадки

1

-

1

  2

Диагностика

  0,5

  0,5

  1

3

«Безопасное обращение с рабочими инструментами»

0,5

0,5

1

4

«Знакомство с линейкой»

0,5

0,5

1

5

«Знакомство с японским искусством оригами»

0,5

0,5

1

1 раздел

Работа с бумагой 12 часов: Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия.

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Теорияя

Практика

Всего

1.

«Модульное оригами. Порядок складывания китайского модуля» 3 вида модуля

0,5

0,5

1

2.

«Карусели» из модулей (подготовка квадратов для модулей. Работа с линейкой и ножницами)

0,5

0,5

1

3.

«Карусели» из модулей (сборка модулей для основы)

0,5

0,5

1

4.

«Карусели» из модулей (сборка модулей для верхней части карусели “Зонт”, сборка модели)

0,5

1,5

2

5.

«Радужный фонтан» из модулей (подготовка квадратов для модулей. Работа с линейкой и ножницами)

-

1

1

6.

«Радужный фонтан» из модулей (сборка модулей)

0,5

1,5

2

7.

«Радужный фонтан» из модулей (сборка модели)

0,5

1,5

2

8.

«Колесо обозрения» из модулей (подготовка квадратов для модулей. Работа с линейкой и ножницами)

-

1

1

9.

«Колесо обозрения» из модулей (сборка модулей и модели)

0,5

0,5

1

2 раздел

Конструирование из деревянных палочек 6 часов: Создавая объемные фигуры из палочек, старший дошкольник учится анализу и синтезу: исследует образец и придумывает собственную оригинальную конструкцию, анализирует промежуточные варианты, исправляет ошибки и погрешности. Так, тренировка в создании простых и сложных конструкций становится стимулом развития мышления ребенка. Конструирование очень хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, которая тесно связана с развитием речи и мышления. Соединяя части в единое целое, ребенок учится логически мыслить, осваивает трехмерное пространство, изучает новые формы и цвета.

Конструктор помогает развиваться не только физически, но и творчески. Ведь каждый раз ребёнок создает что-то новое.

Принцип конструктора — соединения отдельных деталей (зубочисток) в целые конструкции при помощи узлов соединения (пластилина).

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Теорияя

Практика

Всего

1.

Знакомство с 3Д конструктором

0,5

0,5

1

2.

«Песочница» из палочек (заготовка деталей-палочек, сборка модели)

0,5

1,5

2

3.

Спортивный снаряд «Паутина» из палочек (разметка и заготовка деталей)

0,5

1,5

2

4.

Спортивный снаряд «Паутина» из палочек (сборка модели)

0,5

0,5

1

3 раздел

Работа в технике «Кинусайга» 8 часов:

 Неповторимое искусство «Кинусайга» взяло начало в древней Японии.

         Материал программы, которую я предлагаю, способствует развитию любознательности, формируется интерес к творчеству, развивает речь детей. А работа с разными материалами (бумагой, деревом, тканью) позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить внутренний мир и приобрести умение осуществлять совместную деятельность с другими детьми, а также способствуют развитию мелкой моторики рук.  Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, коммуникативными качествами. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, развивается глазомер

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Теорияя

Практика

Всего

1.

Знакомство с техникой “Кинусайса”

1

-

1

2.

“Клумба” в технике «Кинусайга» (подготовка выкроек к работе)

0,5

0,5

1

3.

“Клумба” в технике «Кинусайга» (сборка элементов клумбы)

-

1

1

4.

«Площадка» (работа с заготовками и разлиновка основы)

0,5

0,5

1

5.

«Площадка» (подготовка выкроек к работе)

0,5

1,5

2

6.

«Площадка» (сборка элементов «площадки»)

-

2

2

4 раздел

Проектно-исследовательская деятельность 4 часа:

Используя метод проектов для развития творческих и познавательных способностей обучающихся, развиваю навыки конструированию по образцу и на основе собственного опыта. Планирую научить  детей работе над творческим проектом с опорой на имеющиеся знания и навыки для дальнейшего развития детской инициативы и самостоятельности. Используя различные материалы: бумагу, дерево, ткань, дошкольники научаться делать объемные модели, производить сборку деталей, рассчитывать величину изделия, измерять его длину, планировать высоту изделия, вводится  понятие масштаб. Умение сопоставлять больше или меньше, владение счетом прямым и обратным

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Теорияя

Практика

Всего

1.

Проектно-исследовательская деятельность. Творческий проект «Строительство детской площадки». (Мозговой штурм).

0,5

0,5

1

2.

Проектно-исследовательская деятельность. Творческий проект «Строительство детской площадки» (Выбор идеи, определение цели)

1

1

3.

Реализация проекта

1

1

4.

Рефлексия

1

1

5

Мониторинг

0,5

0,5

1

Итого:

35

   В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы, деревянные палочки); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала, а также с использованием технике «Кинусайга».

Подбор комплекса данных разделов формирует элементарные математические представления у детей. В каждом разделе ребенку необходимы все новые и новые знания, умения и навыки. Ребенок учиться сравнивать предметы, объекты по высоте, ширине, длине. На каждом занятии ребенок закрепляет счет, учится ориентироваться на плоскости, от себя, во круг себя, сравнивает и анализирует

  • Календарно - тематическое планирование кружка.

    Дата проведения 

Тема

Программное содержание

Примечания,
литература

Сентябрь

1. Онлайн экскурсия на детскую площадку

1 занятие

Познакомится с оборудованием детской площадки. Какое оборудование, как нужно себя вести, вспомнить правила  безопасности.

Презентация

Конспект

Сентябрь

2. Мониторинг

1 занятие

Выявления уровня знаний, умений и навыков у детей

по наблюдению

Сентябрь

3. «Безопасное обращение с рабочими инструментами»

1 занятие

Научить, пользоваться простыми инструментами, соблюдать технику безопасности;

Развивать аккуратность, фантазию, воображение;

Воспитывать чувство взаимопомощи.

Конспект

Сентябрь

4. Знакомство с линейкой

1 занятие

Формировать умение измерять длину предметов с помощью линейки, уметь применять линейку для рисования прямых линий и геометрических фигур.

Задачи:

Формировать умение рисовать прямые линии и геометрические фигуры с использованием линейки.

Развивать умение измерять линии и отрезки с помощью линейки.

Совершенствовать умение ориентироваться во времени: неделя.

Формировать умение решать математические примеры и кроссворды, соотноситьцифру с буквой, читать получившееся слово.

Развивать интерес к математике.

Конспект

Октябрь

5. «Знакомство с японским искусством оригами».

1 занятие

Познакомить с японским искусством оригами.

познакомить с краткой историей оригами, с приемом складывания модульного треугольника, с правилами техники безопасности.

развивать внимание, память, глазомер, мелкую моторику, умение следовать устным инструкциям.

формировать интерес к искусству оригами, умение вести себя в коллективе.

Конспект

Октябрь

6. «Модульное оригами. Порядок складывания китайского модуля»

1 занятие

Ознакомление с приемами изготовления модулей для выполнения соединения их между собой;

Научить детей складывать модули в технике оригами. 

Закрепить умения детей выполнять основной прием работы с бумагой (складывание)

Закрепить геометрические фигуры (многоугольники)

Способствовать развитию практических умений и навыков работы с   картой – опорой.

Развивать моторику пальцев.

Способствовать развитию словарного запаса, расширять кругозор.   

Воспитывать трудолюбие, внимательность, аккуратность посредством работы в парах.

Конспект 

Видео (схема)

Образец

Октябрь

7. «Карусели» из модулей (подготовка квадратов для модулей. Работа с линейкой, карандашом и ножницами)

1 занятие

 Продолжать знакомить детей со способами техники бумажного конструирования и моделирования

Учить детей пользовать линейкой.Совершенствовать навыки работы с ножницами. Закрепления навыков счета.

Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок.

Активизировать воображение детей, совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки.

Активизировать словарь

Продолжать воспитывать в детях бережное отношение к окружающей среде родного города и умение видеть его красоту.

Конспект

на 3 занятия

Октябрь

8. «Карусели» из модулей (сборка модулей для основы, сборка основы)

1 занятие

Научить детей складывать модули в технике оригами.Совершенствовать умение работать с бумагой для конструирования, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.

Научить правилам и приемам обработки бумаги, ткани, деревяными палочками: разметке, заготовке деталей, сборке и оформлению изделия;

Прививать навыки культуры труда: правильно организовать рабочее место и соблюдать порядок; изделие выполнять качественно, аккуратно, экономно, технологически точно; доводить начатое дело до конца;

Прививать строгое выполнение правил безопасной работы.

Видео (схема)

Образец

Конспект

Ноябрь

9. «Карусели» из модулей (сборка модулей для верхней части карусели “зонт”, сборка модели)

2 занятия

Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические формы

Продолжать обучать приемами изготовления модулей для выполнения соединения их между собой;

Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.

Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.

Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.

Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.

Видео (схема)

Образец

Конспект

Ноябрь

10. «Радужный фонтан» из модулей (подготовка квадратов для модулей. Работа с линейкой, карандашом и ножницами)

1 занятие

Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.

Совершенствовать умение планировать свою деятельность.

Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями

Конспект

Ноябрь-декабрь

11. «Радужный фонтан» из модулей (сборка модулей)

2 занятия

Научить детей складывать модули в технике оригами.

Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.

Видео (схема)

Образец

Конспект

Декабрь

12. «Радужный фонтан» из модулей (сборка модели)

2 занятия

Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.

Закреплять  приемы соединения модулей между собой;

Закреплять умение подбирать способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.

Видео (схема)

Образец

Конспект

Декабрь

13. «Колесо обозрения» из модулей (подготовка квадратов для модулей. Работа с линейкой, карандашом и ножницами)

1 занятие

Совершенствовать навыки работы с ножницами. Учить пользоваться линейкой и карандашом. Расширять коммуникативные способностей детей.

Воспитывать интерес к искусству конструирования.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей

Конспект

Образец

Январь

14. «Колесо обозрения» из модулей (сборка модулей и модели)

1 занятие

Научить детей складывать модули в технике оригами. Закреплять  приемы соединения модулей между собой. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Видео (схема)

Образец

Конспект

Январь

15.  Знакомство с 3D конструктором из пластелина и деревянных палочек

Молекулярная техника конструирования.

1 занятие

Развивает логику пространственного мышления, креативность, мелкую моторику рук, а еще это – прекрасная психологическая разгрузка. Умение выполнять действия по алгоритму, ориентироваться в пространстве, работать самостоятельно и в группе.

развивать пространственное восприятие;

развивать глазомер и мелкую моторику;

развивать воображение, творческое мышление;

закрепить знания о геометрических фигурах;

формировать умение конструировать 3D фигуры.

Конспект

Видео

Образец

Январь-

февраль

16.  «Песочница» из деревянных палочек и пластилина

2 занятия

Изготовление трехмерных фигур из "конструктора - пластилин и деревянных палочек"

 развивать моторику пальцев; навыки и умения ручного труда; умение 
экономно пользоваться пластилином,зубочистками ; мышление, фантазию.
 закрепить умение работать с пластилином; знания по технике безопасности при работе с пластилином и зубочистками. воспитывать бережливость, уважительное отношение к окружающим, умение работать в коллективе.

Конспект

Образец

Февраль

17. Спортивный снаряд «Паутина» издеревянных палочек (разметка и заготовка деталей)

2 занятия

Закреплять технику конструирования трехмерных фигур, технику безопасности, умение пользоваться линейкой карандашом, ножницами. Повторить прямой счет в пределах 25,  умение делить фигуру на геометрические формы, учить выделять стороны, верх, низ, углы нижние-верхние, право-лево. Закрепить понятие:геометрические фигуры и формы.

Конспект

Видео (схема)

Образец

Февраль

18. Спортивный снаряд «Паутина» из деревянных палочек и гороха (усложнение) (сборка модели)

1 занятие

Дать представление детям о том, что горох при высыхании твердеет и предает конструкции устойчивость,  твердостьи крепкость.Закреплять технику конструирования трехмерных фигур. Учить детей взаимодейвствовать работая в парах. Формирование предпосылок к учебным действиям.

Конспект

Образец,

Оъяснения

Март

19. «Знакомство с техникой «Кинусайга»

1 занятие

Знакомство с историей возникновения техники Кинусайга.

изучить технологию изготовления панно на пенопласте с использованием цветных лоскутов тканей; развивать творческое воображение и мышление;

вызвать интерес к использованию нетрадиционных технологий в прикладном творчестве.

Конспект

ПрезентацияКонспект

Март

20. «Клумба в технике «Кинусайга» (работа с заготовками и разлиновка основы, подготовка выкроек к работе)

1 занятие

Научить конструировать 3Д модель “Клумбы” в технике “Кинусайга”

Развивать технику работы с ножницами. Ввести линейку.

Закрепить технику безопасности.

Воспитывать трудовые навыки. Воспитывать интерес к искусству конструирования.

Конспект

Март

21. «Клумба в технике «Кинусайга» (сборка элементов клумбы)

1 занятие

Способствать развитию любознательности, формировать интерес к творчеству, развивает речь детей. Удовлетворить детские познавательные интересы, обогатить внутренний мир и приобрести умение осуществлять совместную деятельность с другими детьми.  

Март

22. «Площадка» (работа с заготовками и разлиновка основы)

1 занятие

Способствавать развитию мелкой моторики рук.    развивать память, вниманием, грамотной речью,  коммуникативные качества. Обогащать сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, развиваеть глазомер.

Конспект

Апрель

23. «Площадка» (подготовка выкроек к работе)

2 занятия

Научить конструировать  в Технике “Кинусайга” и работать над проектами в группах

Воспитывать интерес к искусству конструирования.

Способствовать созданию игровых ситуаций

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Апрель

24.«Площадка» (сборка элементов «площадки»)

2 занятия

Научить конструировать технике “Кинусайга” и работать над проектами в группах.

Воспитывать интерес к искусству конструирования.

Способствовать созданию игровых ситуаций

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Май

25.Проектно-исследовательская деятельность. Творческий проект «Строительство детской площадки». (Мозговой штурм).

1 занятие

Учить работать над проектам в группах.

Проект

Май

26. Проектно-исследовательская деятельность. Творческий проект «Строительство детской площадки» (Выбор идеи, определение цели)

1 занятие

Май

27. Реализация проекта

1 занятие

Май

28. Рефликсия

1 занятие

Май

29. Мониторинг

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

  • умение работать с бумагой, тканью, деревом для конструирования, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  • правильно организовать рабочее место и соблюдать порядок; изделие выполнять качественно, аккуратно, экономно, технологически точно; доводить начатое дело до конца;
  • строгое выполнение правил безопасной работы.
  • умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические формы
  • умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций через сопоставление сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
  • умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
  • составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
  • умение подбирать способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
  • умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
  • умение планировать свою деятельность.
  • способствовали развитию логики, пространственного мышления, восприятие; воображение, внимания, памяти
  • способствовали развитию глазомера и мелкой моторики;
  • научились конструировать 3D фигуры и работать над проектами в группах
  • сформировали интерес к искусству конструирования.
  • способствовали развитию коммуникативные способностей детей и трудовых навыков,
  • сформирована культура труда

  • Диагностика 

Оценка результативности программы

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа и участия детей в конкурсах.

Методы диагностики:

  • Регулярное наблюдение в процессе занятий
  • Анализ продуктов детской деятельности
  • Диагностическая карта
  • Участие в конкурсах

Психологические особенности детей 6-7 лет

выражаются в том, что  длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

 

     Основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

   Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать,  отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка.

Восприятие.
Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным,

целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны:  форма, цвет,  величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.

 

Память.
Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит  себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько  других направлений: мышление, внимание, воображение.  В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование.

 

Мышление.
По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых,  так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту.

Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»).

Воображение.
Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее  просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

 

Речь.
Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и  читают, то  к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь) , так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь.

Увеличивается словарный запас – 3000 слов

  • Обеспечение.

Методическое обеспечение: 

1. Журавлёва А.И. Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования. // Программы для внешкольных учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. Подготовительные занятия с младшими школьниками. Спортивно-техническое моделирование. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. – М.: Просвещение. 1995. – с. 28-35.

2. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – 208 с.

3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

4. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983. – 85 с.

5. Оригами – от простого к сложному. – СПб.: Дельта, 1999. – 320 с.

6. Долисенко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и оригами. – М.: Академия развития, 2011. – 128 с.

7. Петракова Подарки своими руками. Готовимся к празднику. – М.: Эксмо, 2009. – 128 с.  

8. Ерофеева Л.Г. Оригами первые шаги. – М.: Академия развития, 2009. – 192 с.

Интернет- ресурс: поделки своими руками http://podelkisvoimirukami.ru/molekuly-iz-plastilina-poshagovyj-urok-lepki/

9. Интернет-ресурс: наглядная геометрия http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/matematika/

10. Интернет-ресурс: занимательная математика http://naukaveselo.ruzanimatelnaya-matematika.html

11. Ковалько В.И. Картотека пальчиковых игр для детей 6-7 лет. - М.: ВАКО, 2005.

Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.

Принципы организации работы кружка

1. Принцип системности и регулярности проведения занятий.

2. Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребёнка.

3. Наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории

4. Системности и последовательности подачи материала от «простого к сложному».

5. Прочности овладения знаниями, умениями и навыками – точное определение целей занятий. Каждый ребёнок представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.

6. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

7. Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса.

Методы и приёмы:

 Для обучения детей конструированию и моделированию используются разнообразные методы и приемы.

Наглядный: Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный : Обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный : Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический : Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный: Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный : Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.

Игровой: Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый: Решение проблемных задач с помощью педагога.

Средства: художественный материал, демонстрационный материал, раздаточный материал, столы, стулья, рабочие инструменты, технические средства, ИКТ.

Материал: столы, стулья, клеенка, салфетки, кисточки, бумага цветная А4, клей, линейка, ножницы, деревянные палочки разных размеров, пластилин, ткань разных цветов, пеноплен, резак, простой карандаш, полусфера из пенопласта, нож для пластелина.

Условия реализации программы

Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность. Программой предусматривается 1 занятие в неделю во вторую половин дня.

В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познавательное развитие: знакомство с приемами конструирования из бумаги, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.

Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений.

Физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.

Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя

Формы проведения итогов реализации программы кружка

  • Макет «Детская площадка руками детей».
  • Участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, акциях детских работ.
  •  Творческий проект «Строительство детской площадки»
  • Видео фильм о проделанной работе
  • Создание канала «Конструирование и моделирование» для детей и родителей в социальных сетях закрытой группе «Пчелка».
  • Диагностическая карта

Техника безопасности работы с бумагой и особенности используемого материала

При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы – это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

3. При работе внимательно следи за направлением реза.

4. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

5. Не держи ножницы лезвиями вверх.

6. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

7. Не режь ножницами на ходу.

8. Не подходи к товарищу во время работы.

9. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

Техника безопасности при работе с клеем:

1. Клей выдавливать маленькими порциями.

2. Пользоваться салфеткой и кисточкой.

3. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.

4. Кисти выбирать в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.

5. Для склеивания лучше применять мучной клей, хорош и ПВА, но его следует немного разбавить водой. Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, салфетке.

Особенности работы с бумагой:

  • линия среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы);
  • прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;
  • отрезайте бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх;
  • при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;
  • очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала сделайте небольшой надрез, а затем вырезайте середину; - при работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования.

После работы все обрезки бумаги собрать и сложить в коробочку – для экономии бумаги.

Канцелярский нож:

  • Выдвигать лезвие ножа необходимо на 1-2 деления;
  • Работать ножом необходимо только на прикладной доске;
  • Левой рукой держим деталь в противоположной стороне от направления реза;
  • Окончив работу, лезвие ножа необходимо убрать в ручку;
  • Передавать нож необходимо с убранным в ручку лезвием.

Алгоритм занятия:

Организационный этап: общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей.

Вводная часть

  • беседа, мобилизация внимания,
  • создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей,
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.

Физкультурная пауза

Основная часть

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности)

  • загадки, стихи, игры, музыкальные произведения, фрагменты мультфильмов, пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, книг, журналов раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
  • Повторение правил складывания.
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков, видео);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте, видео;

Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности, просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ, оценка их детьми и педагогом .

  • Материально-техническое обеспечение:

1. Журавлёва А.И. Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования. // Программы для внешкольных учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. Подготовительные занятия с младшими школьниками. Спортивно-техническое моделирование. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. – М.: Просвещение. 1995. – с. 28-35.

2. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – 208 с.

3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

4. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983. – 85 с.

5. Оригами – от простого к сложному. – СПб.: Дельта, 1999. – 320 с.

6. Долисенко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и оригами. – М.: Академия развития, 2011. – 128 с.

7. Петракова Подарки своими руками. Готовимся к празднику. – М.: Эксмо, 2009. – 128 с.  

8. Ерофеева Л.Г. Оригами первые шаги. – М.: Академия развития, 2009. – 192 с.

Интернет- ресурс: поделки своими руками http://podelkisvoimirukami.ru/molekuly-iz-plastilina-poshagovyj-urok-lepki/

9. Интернет-ресурс: наглядная геометрия http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/matematika/

10. Интернет-ресурс: занимательная математика http://naukaveselo.ruzanimatelnaya-matematika.html

11. Ковалько В.И. Картотека пальчиковых игр для детей 6-7 лет. - М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная-общеразвивающая программа художественной направленности "Моделирование"

Программа кружка "Моделирование" разработана для детей 6-7 лет. Позволяет развивать у детей данного возраста конструкторские навыки и пространственное мышление, творческие способности и эсте...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Авиамоделирование»

Программа направлена на развитие мелкой и средней моторики, развитие технического и творческого мышления, формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструкти...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ LEGO -КОНСТРУИРОВАНИЕ"

Деятельность – это первое условие развития у воспитанников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа конструирования и моделирования «Самоделкин»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   конструирования и моделирования «Самоделкин». Цель программы: развитие пространственного воображения и творче...