Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа конструирования и моделирования «Самоделкин»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа конструирования и моделирования «Самоделкин». Цель программы: развитие пространственного воображения и творческого мышления через обучение детей моделированию из синельной проволоки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Рыбинского муниципального района
МОУ Николо-Кормская СОШ
Дошкольная группа
Утверждаю директор
МОУ Николо-Кормская СОШ
_______________Т.Г. Рыжова
«____»______________20__г.
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №_________
«__»________20____г.
Художественная направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
конструирования и моделирования
«Самоделкин»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор составитель:
Перевощикова Галина Валентиновна,
Воспитатель.
с. Никольское 2022г
Оглавление.
- Пояснительная записка ………………………………………………………………2
- Учебно-тематический план …………………………………………………………. 5
- Содержание ……………………………………………………………………………6
- Обеспечение ………………………………………………………………………….. 7
- Мониторинг образовательных результатов ……………………………………….. 8
- Список информационных источников ………………………………………………9
- Пояснительная записка.
Актуальность:
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.
Наш век открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности: искусстве, политике, технике, науке и т. д. Причём основным критерием творчества стала новизна.
Творчество детей — естественный компонент их развития.
Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.
Актуальность в том, что продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Использование в художественном творчестве стандартных материалов стало традиционно и вошло в систему.
Нетрадиционные техники работы в творческой деятельности детей очень важны для развития воображения и мелкой моторики, а необычные материалы позволяют узнать больше об окружающем мире и его составляющих.
Я решила опробовать со своими детьми, что-то новенькое и необычное.
Решение было найдено - это синельная пушистая разноцветная проволочка, которая никого не оставит равнодушным.
Синельная проволока – полезная и универсальная заготовка, с ней легко и приятно работать - она легко гнется, держит форму, отлично крепится к большинству поверхностей, и даже ребенок может разрезать ее обычными ножницами. Этот замечательный материал привлекателен, безопасен и дает бесконечный простор для фантазии ребенка.
Уникальность этого материала заключается в следующем:
- простота использования;
- многообразие цветовой палитры;
- тактильно привлекателен для ребенка;
- позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
- развитие воображения, мышления, мелкой моторики;
- развитие синхронной работы рук;
- является толчком для развития речи.
Из мохнатых палочек можно делать как плоские, так и объемные поделки. Бархатная синельная проволока также подойдет для оригинального оформления подарков и предметов интерьера. Из пушистых палочек ребенок с удовольствием смастерит фигурки забавных животных и цветов, овощей и фруктов, букв и цифр и многое другое – возможности для творчества не ограничены!
Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Физическое развитие».
Цель программы: развитие пространственного воображения и творческого мышления через обучение детей моделированию из синельной проволоки.
Задачи:
- познакомить с техникой выполнения творческих работ из проволоки;
- способствовать формированию конструктивных умений у детей;
- учить детей экспериментировать с цветом и формой при создании художественных образов;
- обучать приемам: сгибание, скручивание, переплетение;
- научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение, творческое мышление.
- развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев рук;
- развивать тактильные ощущения детей;
- развивать творческие способности детей.
- воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз неделю, во второй половине дня. Длительность – не более 30 минут.
Формы работы:
1. Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
2. Рассматривание образцов, обсуждение;
3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
4. Выбор материала;
5. Пальчиковая гимнастика;
6. Самостоятельная работа детей;
7. Физкультурная минутка или игра с поделкой.
8. Анализ готовой работы. Рефлексия.
Методы и приемы:
1. Наглядные (показ образца педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Технология конструирования поделок и игрушек из синельной проволоки:
Проволочку изгибают, скручивают, свивают, навивают и закрепляют в руках, предварительно выполнив эскиз будущей игрушки. Иногда используют болванки или каркасы для основы. Для последующей отделки прекрасно подходит любая фурнитура: и пуговички и стразы и бусинки и блестки и картон и бумага и любые актуальные декоративные мелочи.
Ожидаемые результаты:
-Дети освоят технику конструирование из пушистой проволоки;
-Научатся красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять игрушку;
-Овладеют навыками культуры труда.
- Учебно - тематический план.
Примерное календарное планирование
№ | Тема | Материал | Содержание работы | |
Октябрь | ||||
1 | «Знакомство с разнообразными видами проволоки» | Разные виды проволоки (алюминиевая, медная, стальная, силовой кабель, синельная). | Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие проволоки. Познакомить с синельной проволокой, из которой можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ней, выявляя свойства. | |
2-4 | «Насекомые: гусеница, бабочка, стрекоза». | Синельная проволока разных цветов, ножницы, клей, бусины. | Продолжать знакомить детей с новым с новым материалом для конструирования - пушистой проволокой, ее свойствами. Научить: скручивать, сгибать, отрезать. Воспитывать эстетические чувства. | |
Ноябрь | ||||
1 | «Вишенки» | Синельная проволока красного и зеленного цвета. | Продолжать учить детей, делать простые поделки. Развивать пространственное воображение, творческое мышление. | |
2 | «Тыква» | Синельная проволока: оранжевого, коричневого, зеленного цвета, ножницы. | Продолжать знакомить детей с разными приемами по изготовлению поделок из синельной проволоки. Развитие мелкой моторики пальцев рук и ручной умелости. | |
3 | «Гроздь винограда» | Синельная проволока: сиреневого, синего и зеленого цвета, ножницы. | Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. | |
4 | «Цветок для мамы» | Синельная проволока: красного, розового, зеленого цвета. | Продолжать развивать навык работы с синельной проволокой. Развитие мелкой моторики пальцев рук и ручной умелости. | |
Декабрь | ||||
1 | «Крокодил» | Палочка от мороженного, белый картон, фломастеры. Зелёная синельная проволока. Пластмассовые глаза. | Научить наматывать проволочку на палочку от мороженного. Развивать творческую фантазию детей, формировать художественный вкус. | |
2 | «Рыбка» | Синельная проволока, пластмассовые глазки, помпоны. | Продолжать знакомить детей с новыми материалом для конструирования – пушистой проволокой, её свойствами. Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. | |
Январь | ||||
1 | «Рождественский венок» | Блестящая синельная проволока, ножницы, клей. | Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом. | |
2 | «Карнавальные очки» | Синельная проволока | Развитие мелкой моторики рук, закрепление приемов работы с синельной проволокой. | |
Февраль | ||||
1 | «Сердечко» | Красный картон, карандаши, ножницы, синельная проволока. | Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к близким. | |
2 | «Попрыгунчики» | Синельная проволока. | Развивать конструкторские способности, мелкую моторику рук, умение сгибать и скручивать. | |
3 | «Мальчики солдаты» | Поролон, синельная проволока, глазки, ножницы, клей. | Формировать умение конструировать из проволоки, развивать творчество и фантазию. | |
4 | «Черепашка» | Синельная проволока, пластмассовые глазки. | Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление. | |
Март | ||||
1 | «Нарцисс» | Синельная проволока белого, желтого, зеленого цвета. | Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. | |
2 | «Украшения» (колечко, бусы, браслет) | Синельная проволока, бусины крупные и мелкие. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество. | |
3 | «Ваза для цветов» | Маленькие пластмассовые баночки, синельная проволока. | Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление. | |
4 | «Куклы девочки» | Синельная проволока, поролон, картон, пластиковые ложки, ножницы, клей, глазки. | Формировать умение конструировать из проволоки, развивать творчество и фантазию. Развивать чувство формы. | |
Апрель | ||||
1 | «Веточки вербы» | Синельная проволока, шпажки, ножницы. | Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление . | |
2 | «Пасхальное яйцо» | Синельная проволока, пластмассовые футляры. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество. Укреплять пальчики и кисти рук. | |
3 | «Обезьянки под пальмой» | Шпажки, каштаны, синельная проволока. | Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом. | |
4 | «Божья коровка» | Синельная проволока, клей, глазки. | Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление. |
3. Материально – техническое обеспечение.
Оборудование кабинета:
- столы детские;
- стулья детские;
- шкафы;
- спортивный инвентарь (традиционное);
- нетрадиционное спортивное оборудование;
- компьютер;
- телевизор;
- видеоплеер;
- магнитная доска;
- фланелеграф.
Материалы:
- синельная проволока;
- помпоны разных размеров
- детали для моделирования (глаза разных размеров);
- бросовый материал;
- салфетки матерчатые;
- скотч малярный;
- стеки;
- шпажки, палочки;
- ватные палочки;
- трубочки для коктейля;
- ватные диски;
- поролоновые губки;
- клей ПВА.
4.3.Информационное обеспечение.
- презентации;
- репродукции картин;
- книжные иллюстрации;
- предметы народного творчества;
- обучающие видеоролики;
- художественная литература.
4. Мониторинг образовательных результатов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») … «требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования».
«Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу».
«Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей».
Реализация программы сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. Итоги аттестаций – основание для анализа деятельности детей и улучшения качества преподавания педагога.
Формы промежуточная аттестация:
- наблюдение;
- беседы;
- творческие конкурсы;
- творческие задания;
- тематические выставки;
- открытые занятия.
Формы итоговой аттестации:
- открытые мероприятия для педагогов и родителей (занятия, мастер – классы);
- итоговые выставки;
- участие в конкурсах художественного творчества (от уровня ОУ до федерального уровня (интернет – конкурсы).
5. Список используемой литературы:
- Косминская В.Б. Методика обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности [Текст] /В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1977. – 220с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240с.
- Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду [Текст] / В.Г, Нечаева. – М.: Просвещение, 1999. – 178с.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. [Текст] /Л.А. Парамонова. - М.: Карапуз, 1998. – 115с.
- Лиштван, З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1981. - 159с.
- Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала М.: 2006г
- Венгер А.Л. «Развитие» программа для дошкольников
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника М.: «Просвещение», 1973г
- Паромонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная-общеразвивающая программа художественной направленности "Моделирование"
Программа кружка "Моделирование" разработана для детей 6-7 лет. Позволяет развивать у детей данного возраста конструкторские навыки и пространственное мышление, творческие способности и эсте...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начально техническое моделирование (с элементами художественного конструирования) «Конструирование и моделирование»
Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальност...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Самоделкин" для детей 5-6 лет и 6-7 лет
laquo;Самоделкин» - дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста художественно-эстетическая направленности по развитие конструкторских способностей детей.Инн...
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности "Самоделкин"
Аннотация к программе....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Самоделкин"
Программа дополнительного образования...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «САМОДЕЛКИН» 2022-2023 учебный год
Рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделирование для дошкольников»
Реализация этого направления позволяет стимулировать интерес к технике, развивать способности дошкольников к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать и...