Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа конструирования и моделирования «Самоделкин»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Перевощикова Галина Валентиновна

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   конструирования и моделирования «Самоделкин». Цель программы: развитие пространственного воображения и творческого мышления через обучение детей моделированию из синельной проволоки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Рыбинского  муниципального района

МОУ Николо-Кормская СОШ

Дошкольная группа

Утверждаю директор

                                   МОУ Николо-Кормская СОШ

                                                         _______________Т.Г. Рыжова          

                                                         «____»______________20__г.

Принята на заседании

              Педагогического совета

              Протокол №_________

              «__»________20____г.

Художественная направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

конструирования и моделирования

«Самоделкин»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год.

Автор составитель:

Перевощикова Галина Валентиновна,

Воспитатель.

с. Никольское 2022г

Оглавление.

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………2
  2. Учебно-тематический план …………………………………………………………. 5
  3. Содержание ……………………………………………………………………………6
  4. Обеспечение ………………………………………………………………………….. 7
  5. Мониторинг образовательных результатов ………………………………………..  8
  6. Список информационных источников ………………………………………………9

  1. Пояснительная записка.

Актуальность:

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.

Наш век открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности: искусстве, политике, технике, науке и т. д. Причём основным критерием творчества стала новизна.

Творчество детей — естественный компонент их развития.

Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.

Актуальность в том, что продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Использование в художественном творчестве стандартных материалов стало традиционно и вошло в систему.

Нетрадиционные техники работы в творческой деятельности детей очень важны для развития воображения и мелкой моторики, а необычные материалы позволяют узнать больше об окружающем мире и его составляющих.

Я решила опробовать со своими детьми, что-то новенькое и необычное.

Решение было найдено - это синельная пушистая разноцветная проволочка, которая никого не оставит равнодушным.

Синельная проволока – полезная и универсальная заготовка, с ней легко и приятно работать - она легко гнется, держит форму, отлично крепится к большинству поверхностей, и даже ребенок может разрезать ее обычными ножницами. Этот замечательный материал привлекателен, безопасен и дает бесконечный простор для фантазии ребенка.

Уникальность этого материала заключается в следующем:

- простота использования;

- многообразие цветовой палитры;

- тактильно привлекателен для ребенка;

- позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);

- развитие воображения, мышления, мелкой моторики;

- развитие синхронной работы рук;

- является толчком для развития речи.

Из мохнатых палочек можно делать как плоские, так и объемные поделки. Бархатная синельная проволока также подойдет для оригинального оформления подарков и предметов интерьера. Из пушистых палочек ребенок с удовольствием смастерит фигурки забавных животных и цветов, овощей и фруктов, букв и цифр и многое другое – возможности для творчества не ограничены!

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Физическое развитие».

 Цель программы: развитие пространственного воображения и творческого мышления через обучение детей моделированию из синельной проволоки.

Задачи:

 

  • познакомить с техникой выполнения творческих работ из проволоки;
  • способствовать формированию конструктивных умений у детей;
  • учить детей экспериментировать с цветом и формой при создании художественных образов;
  • обучать приемам: сгибание, скручивание, переплетение;
  • научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение, творческое мышление.

  • развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев рук;
  • развивать тактильные ощущения детей;
  • развивать творческие способности детей.

  • воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности;
  • воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

Режим образовательной деятельности:

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз неделю, во второй половине дня. Длительность – не более 30 минут.

 Формы работы:

1. Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;

2. Рассматривание образцов, обсуждение;

3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);

4. Выбор материала;

5. Пальчиковая гимнастика;

6. Самостоятельная работа детей;

7. Физкультурная минутка или игра с поделкой.

8. Анализ готовой работы. Рефлексия.

Методы и приемы:

1. Наглядные (показ образца педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Технология конструирования поделок и игрушек из синельной проволоки:

Проволочку изгибают, скручивают, свивают, навивают и закрепляют в руках, предварительно выполнив эскиз будущей игрушки. Иногда используют болванки или каркасы для основы. Для последующей отделки прекрасно подходит любая фурнитура: и пуговички и стразы и бусинки и блестки и картон и бумага и любые актуальные декоративные мелочи.

 Ожидаемые результаты:

-Дети освоят технику конструирование из пушистой проволоки;

-Научатся красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять игрушку;

-Овладеют навыками культуры труда.

  1. Учебно - тематический план.

Примерное календарное планирование

Тема

Материал

Содержание работы

Октябрь

1

«Знакомство с разнообразными видами проволоки»

Разные виды проволоки (алюминиевая, медная, стальная, силовой кабель,  синельная).

Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие проволоки. Познакомить с синельной проволокой, из которой можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ней, выявляя свойства.

2-4

«Насекомые: гусеница, бабочка, стрекоза».

Синельная проволока разных цветов, ножницы, клей, бусины.

 Продолжать знакомить детей с новым  

с новым материалом для конструирования - пушистой проволокой, ее свойствами. Научить: скручивать, сгибать, отрезать. Воспитывать эстетические чувства.

Ноябрь

1

«Вишенки»

Синельная проволока красного и зеленного цвета.

Продолжать учить детей, делать простые поделки. Развивать пространственное воображение, творческое мышление.

2

«Тыква»

Синельная проволока: оранжевого, коричневого, зеленного цвета, ножницы.

Продолжать знакомить детей с разными приемами по изготовлению поделок из синельной проволоки. Развитие мелкой моторики пальцев рук и ручной умелости.

3

«Гроздь винограда»

Синельная проволока: сиреневого, синего и зеленого цвета, ножницы.

Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение.

4

«Цветок для мамы»

Синельная проволока: красного, розового, зеленого цвета.

Продолжать развивать навык работы с синельной проволокой. Развитие мелкой моторики пальцев рук и ручной умелости.

Декабрь

1

«Крокодил»

Палочка от мороженного, белый картон, фломастеры. Зелёная синельная проволока. Пластмассовые глаза.

Научить наматывать проволочку на палочку от мороженного. Развивать творческую фантазию детей, формировать художественный вкус.

2

«Рыбка»

Синельная проволока, пластмассовые глазки, помпоны.

Продолжать знакомить детей с новыми материалом для конструирования – пушистой проволокой, её свойствами. Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение.

Январь

1

«Рождественский венок»

Блестящая синельная проволока, ножницы, клей.

Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом.

2

«Карнавальные очки»

Синельная проволока

Развитие мелкой моторики рук, закрепление приемов работы с синельной проволокой.

Февраль

1

«Сердечко»

Красный картон, карандаши, ножницы, синельная проволока.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к близким.

2

«Попрыгунчики»

Синельная проволока.

Развивать конструкторские способности, мелкую моторику рук, умение сгибать и скручивать.

3

«Мальчики солдаты»

Поролон, синельная проволока, глазки, ножницы, клей.

Формировать умение конструировать из проволоки, развивать творчество и фантазию.

4

«Черепашка»

Синельная проволока, пластмассовые глазки.

Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление.

Март

1

«Нарцисс»

Синельная проволока белого, желтого, зеленого цвета.

Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение.

2

«Украшения» (колечко, бусы, браслет)

Синельная проволока, бусины крупные и мелкие.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество.

3

«Ваза для цветов»

Маленькие пластмассовые баночки, синельная проволока.

Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление.

4

«Куклы девочки»

Синельная проволока, поролон, картон, пластиковые ложки, ножницы, клей, глазки.

Формировать умение конструировать из проволоки, развивать творчество и фантазию. Развивать чувство формы.

Апрель

1

«Веточки вербы»

Синельная проволока, шпажки, ножницы.

Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление .

2

«Пасхальное яйцо»

Синельная проволока, пластмассовые футляры.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество. Укреплять пальчики и кисти рук.

3

 «Обезьянки под пальмой»

Шпажки, каштаны, синельная проволока.

Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом.

4

«Божья коровка»

Синельная проволока, клей, глазки.

Закреплять навыки работы с проволокой: сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление.

3. Материально – техническое обеспечение.

Оборудование кабинета:

  • столы детские;
  • стулья детские;
  • шкафы;
  • спортивный инвентарь (традиционное);
  • нетрадиционное спортивное оборудование;
  • компьютер;
  • телевизор;
  • видеоплеер;
  • магнитная доска;
  • фланелеграф.

Материалы:

  • синельная проволока;
  • помпоны разных размеров
  • детали для моделирования (глаза разных размеров);
  • бросовый материал;
  • салфетки матерчатые;
  • скотч малярный;
  • стеки;
  • шпажки, палочки;
  • ватные палочки;
  • трубочки для коктейля;
  • ватные диски;
  • поролоновые губки;
  • клей ПВА.

4.3.Информационное обеспечение.

  • презентации;
  • репродукции картин;
  • книжные иллюстрации;
  • предметы народного творчества;
  • обучающие видеоролики;
  • художественная литература.

4. Мониторинг образовательных результатов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской  Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») … «требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования».

«Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу».

 «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей».

Реализация программы сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. Итоги аттестаций – основание для анализа деятельности детей и улучшения качества преподавания педагога.

Формы промежуточная аттестация:

  • наблюдение;
  • беседы;
  • творческие конкурсы;
  • творческие задания;
  • тематические выставки;
  • открытые занятия.

Формы итоговой аттестации:

  • открытые мероприятия для педагогов и родителей (занятия, мастер – классы);
  • итоговые выставки;
  • участие в конкурсах художественного творчества (от уровня ОУ до федерального уровня (интернет – конкурсы).

5. Список используемой литературы:

  1. Косминская В.Б. Методика обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности [Текст] /В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1977. – 220с.
  2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240с.
  3. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду [Текст] / В.Г, Нечаева. – М.: Просвещение, 1999. – 178с.
  4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. [Текст] /Л.А. Парамонова. - М.: Карапуз, 1998. – 115с.
  5. Лиштван, З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1981. - 159с.
  6. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала М.: 2006г
  7. Венгер А.Л. «Развитие» программа для дошкольников
  8. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника М.: «Просвещение», 1973г
  9. Паромонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная-общеразвивающая программа художественной направленности "Моделирование"

Программа кружка "Моделирование" разработана для детей 6-7 лет. Позволяет развивать у детей данного возраста конструкторские навыки и пространственное мышление, творческие способности и эсте...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начально техническое моделирование (с элементами художественного конструирования) «Конструирование и моделирование»

Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальност...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Самоделкин" для детей 5-6 лет и 6-7 лет

laquo;Самоделкин» - дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста художественно-эстетическая направленности по развитие конструкторских способностей детей.Инн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделирование для дошкольников»

Реализация этого направления позволяет стимулировать  интерес к технике, развивать способности дошкольников к решению  проблемных ситуаций, умение исследовать проблему,  анализировать и...