Мастер-класс «Применение технического творчества в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Гаан Анастасия Викторовна
«Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование»
 
     Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству.
     Задача современного педагога: научить дошкольников основам технического творчества и сегодня в этом нам может помочь ТИКО-конструктор. Что же это такое?
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей и специалистов ДОО  на 2019-2020 учебный год 

Мастер-класс «Применение технического творчества в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС»

ТЕМА:

«Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование»

Воспитатель:

Гаан А.В.

28.02.2020 уч.год.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом работы по развитию технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству.

Задача современного педагога: научить дошкольников основам технического творчества и сегодня в этом нам может помочь ТИКО-конструктор. Что же это такое?

ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате работы для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, машины, корзины и т.д. Использование конструктора  ТИКО в моей работе может быть в рамках коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и т.д.

В игре с конструктором ребенок запоминает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.

В настоящее время работа по ТИКО - моделированию значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей:

  • Познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
  • Речевое развитие: посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)
  • Художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;
  • Физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
  • Социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и друг с другом, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

ТИКО- моделирование позволяет мне, как педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр. Работа с конструктором формирует познавательную активность детей моей группы, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества. А так же объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Существует ряд задач, которые мы решаем с детьми во время работы с конструктором ТИКО.

Образовательные задачи:

-  систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

 Развивающие задачи:

- улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательные задачи:

- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта);

- стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.

Существует классификация конструирования по формам работы. В своей педагогической деятельности я использую следующие формы работы:

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагаю готовую модель того, что нужно построить. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Конструирование по условиям основано на том, что образца нет, а детям задаю только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Это формирует у детей умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам заключается в практическом создании детьми конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Конструирование по теме (проекту) – это форма конструирования, которая очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае заострения их внимания на одной и той же теме.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим и техническим складом мышления. Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста.

А сейчас я хочу поделиться своим опытом работы с этим конструктором.

Обратите внимание,  что детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов, по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается.

Начнем мы с самого первого этапа работы с конструктором ТИКО, а именно мы с ним познакомимся. Первое задание, которое в своей работе я предлагаю детям, это «Рассортировать конструктор по цвету»,  следующее задание «Рассортировать конструктор по форме» и «Рассортировать по размеру».

Дальше мы с детьми учимся правильно соединять конструктор между собой на «шарнирные замочки» и выполнять работу по образцу или условиям, например, сейчас я предлагаю вам построить из простых элементов конструктора, дорожку узкую и широкую или заборчик высокий и низкий.

Для детей старшего дошкольного возраста можно проводить более сложное конструирование по условиям, а именно диктанты для ТИКО-моделирования. Сейчас я хочу провести такой диктант с вами.

Кот Дымок

Детали: прямоугольник – 1, квадрат маленький – 1, треугольник остроугольный – 1, треугольник равносторонний маленький-4.

Задание:

1. Расположите прямоугольник горизонтально.

2. К прямоугольнику справа прикрепите остроугольный треугольник.

3. К прямоугольнику снизу прикрепите два равносторонних треугольника.

4. К прямоугольнику сверху слева прикрепите квадрат.

5. К квадрату сверху и справа прикрепите равносторонние треугольники.

Кот9

                 

Следующий этап нашей с вами работы - это конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Дети старшей и подготовительной группы уже могут создавать объемные конструкции.

А сейчас  вам предлагаю  немного поиграть.  Для этого нам нужно разделиться на 3 группы, 1группа -  воспитатели, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, 2 группа соответственно-среднего дошкольного возраста, а 3 группа – старшего дошкольного возраста. Я вам раздам схемы, которые будем с вами воспроизводить (раздаю папки со схемами). Обращаю ваше внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры и объясняйте, что если какой-то фигуры нет, то ее можно легко сделать с помощью замещения одной детали на несколько других. Например, большой квадрат можно сделать из двух прямоугольников, а маленький квадрат из четырех треугольников и т.д. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.

Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос. Собрав до конца героя или какой-нибудь предмет, ребенок достиг желаемого результата? А можно поставить на полочку и все? Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этим героем или предметом? (Ответы воспитателей).

Давайте полюбуемся на дело рук детей. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать (показываю презентацию).

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Мастер-класс подошёл к концу.

Возник ли у вас интерес к работе с конструктором ТИКО в рамках вашей педагогической деятельности?

В заключение моего выступления хотелось бы отметить, что ТИКО - моделирование является на сегодняшний день одним из востребованных видов конструирования в дошкольном образовании, которое дает колоссальный скачок для развития и успешного становления будущего поколения.

Спасибо вам за внимание и плодотворную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС по освоению детьми 5-7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа  по реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС    по освоению детьми 5-7 лет  обра...

Консультация по теме : «Планирование в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Главная цель политики в сфере дошкольного ...

Актуальные проблемы воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Ребенок должен овладеть умением жить...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи на 2015-2016уч.г.

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с ОНР на 2016-2017уч.г.

В программе определены виды интеграций образовательных направлений и целевые ориентиры развития ребенка. Программа обеспечивает современное качество образования согласно потребностям личности, обществ...

"Музыкальная игра – основной вид деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС ДО"

Выступление Золотуевой Н.В. - музыкального руководителя МБДОУ № 25 "Успех" г.Канска, в рамках заседания городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ г.Канска....

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС по освоению детьми 3 - 5 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияв соответствии с ФГОС   по освоению детьми 3 - 5 лет образовательной област...