Перспективный план работы кружка «Бисероплетение»
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Программа направлена на  развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_moy.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы кружка

«Бисероплетение»

Срок обучения: 1-4 года

Программа разработана для детей 7-18 лет.

Разработала: воспитатель

Смирнова Юлия Юрьевна

                                         Пояснительная записка

Направленность познавательно-досуговой программы:

Программа направлена на  развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.  Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Цель:

Формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия

Задачи:

- формирование знаний, умений и навыков в выполнении различных изделий из бисера и бусин;

- развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию;  прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- создание условий для творческого труда, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся.

Отличительные особенности образовательной программы:

Формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры русского народа, знакомства с художественными традициями в бисероплетении.

Подача материала осуществляется в процессе практических занятий.

Процесс обучения делится на 3 этапа: 1 этап – усвоение элементарных знаний и умений в бисероплетении; 2 этап – расширение знаний и умений; 3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение        профессиональных работ.

Формы подведения итогов по каждой теме: выполнение работы на закрепление метода низания бисера. Анализ выполнения качества работы.

Программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоёмкие работы. Дети старшего возраста выполняют более усложнённые работы, требующие большей усидчивости и внимательности при работе с бисером.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7до 18 лет.

Сроки реализации программы:

Обучение рассчитано на 1-4 года. Обучение начинается с изготовления простейших аппликаций и плоских игрушек на проволоке, затем –изготовления украшений для девочек. Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения выполнять изделия из бисера различными способами и методами.

При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно проведение дополнительных занятий в досуговое время по индивидуальному плану.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 1-2  раза в неделю. Продолжительность занятия – академический час. Обязательно проведение физкультминуток, гимнастики для глаз. Гимнастика для глаз проводится через каждые 20-30 мин. работы с материалом.

При формировании стойкого интереса к бисероплетению возможно проведение дополнительных занятий с успевающими воспитанниками по индивидуальному плану, в досуговое время.

Вначале занятия – теоретическая часть, затем – практическая работа. Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами, иглой. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ, дети заполняют «тетрадь по бисероплетению», в которой записывают новые термины, зарисовывают схемы выполнения различных способов низания бисера.

В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты и способы проверки:

В конце года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по бисероплетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной педагогом  схеме.

Воспитанник  принимает участие в выставках, конкурсах. В конце обучения каждый обучающийся выполняет творческую итоговую работу.

Методическое обеспечение программы кружка «Бисероплетение»

Занятие проводится согласно теме. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части.

Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы  с каждым ребёнком: показ техники выполнения низания бисера различными способами, оформление выполненной работы и т. д.

Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, на столе – салфетка из льняной ткани (для удобства работы с  бисером). Во время проведения практической работы целесообразно использование музыкального фона (спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев, водопада, пением птиц).  

Для проведения занятий по бисероплетению  собрана необходимая обучающая литература.

Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок из бисера.

Подготовлены образцы изделий с различными видами низания бисера.

Собраны образцы изделий различного направления: игрушки из бисера, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры, цветы из бисера и др.

Подобрана литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера.

Разработаны инструкции по технике безопасности работы.

Для реализации данной программы обучающийся должен иметь:

Салфетка для бисера (лён или фланель), нитки разных цветов, мононить или леска (0,2- 0,3), проволока для бисероплетения разных цветов, иглы для бисероплетения (№ 10), лоскуты однотонной ткани (шёлк, портьерная) для фона, бархатная бумага или картон, бисер разных оттенков и формы , крупные бусины различных цветов и формы (1-3 см), цветные и простые карандаши, тонкая тетрадь в клетку, линейка, ножницы, маникюрные щипчики для обрезания проволоки, маленькие плоскогубцы, фурнитура для бижутерии (швензы, застёжки, пуссеты), клей ПВА и Момент-кристалл, бросовый материал для изготовления сувениров: шарики, стержни шариковых ручек, круглые кольца с диаметром 8-15 см (пластмассовые, металлические).

Основные принципы программы:

  • Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
  • Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
  • Изложение нового материала в доступной для детей форме.
  • Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
  • Постепенное усложнение при подаче нового материала.
  • Связь с другими областями декоративно-прикладного искусства: вышивка, лоскутная техника и др.
  • Инвариантность.

Основания для разработки образовательной программы:

Программа составлена в соответствии с документами: «Конвенция о правах ребёнка», «Закон об образовании в РФ», Конституцией РФ. 

Список литературы

1.М.В.Адамчик «Весёлые и забавные фигурки из бисера своими руками» - Минск, Харвест,2010

2. Л.А. Божко « Бисерное плетение для начинающих» - ООО « Издательство Астрель»,2008

3.Л.А.Божко « Изделия из бисера» - «Мартин», Москва, 2010.

4. М.В. Ляукина «Бисер» энциклопедия – АСТпресс, Москва.

 5. Журнал «Сделай сам» - № 2,1992 г.

6. Марджи Диб «Руководство мастера бисера по цвету» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2007

7. Сара Уизерс и Стефани Бернхем «Энциклопедия бисероплетения» -АСТ Астрель, Москва, 2006

8.А.И.Полянская «Изделия из бисера» - Фолио, Москва,2008

9. Донателла Чиотти «Бисер-создаём уникальные украшения» - ЭКСМО, Москва,2011.

10. Рут Хэрринг «Украшения из бисера и блесток» - Мир книги 2010

11. Елена Мруз «Бисер и камни» - «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,Москва.

12. «Кольца из бисера и бусин» - Арт-родник,2005.

13. Джин Кэмбелл «Ожерелья» - Кристина & К

14. Джин Кэмбелл «Браслеты» -  Кристина & К

15. Галина Пчёлкина «Десять уроков бисероплетения» - Астрея,Москва,2010

16. Журналы «Чудесные мгновения» и периодические издания.

                 

     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

                                                     I этап обучения  (1 год).

1. Вводное занятие (1 ч.)

Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения. Правила безопасности ПДД, ППБ.  Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы.

2. История бисера и его использование (2 ч.)

История стекла и изготовления бисера. Знакомство с разными направлениями работы с бисером, демонстрация образцов.

3. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ :

1)Основы цветоведения (3 ч.)

Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Понятие о композиции из различных элементов. Образцы узоров с разными композициями.

2)  Метод параллельного низания на проволоке ( параллельное, петельное) (4 ч.)

Знакомство с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных  этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места.

3) Цветы из бисера(роза, полевые цветы: ромашка, васильки, колокольчик)(28ч.)

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  

4) Веночек для куклы (6 часов)

Изготовление цветов и листьев на тонкой проволоке. Коллективная работа – изготовление веночка для куклы.

5)Интересные игрушки (34 часа)

Теоретические сведения. Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Плоские фигурки животных.  Изготовление изделий методом параллельного низания. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.   Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка изделия. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.   «Мышка», «Краб», «Рыбка», «Бабочки», «Дельфин»

4. Традиционные виды плетения (16 ч.)

Низание бисера в одну нитку, в две нитки. Дотачивание, закрепление нити.

Простая цепочка из двух бисерин. Цепочка «крестик» в полтора ряда. Цепочка «змейка». Цепочка «в цветочек». Ажурные цепочки-сеточки.

5. Виды подвесок (4 ч.)

Знакомство с технологией изготовления подвесок и их использование в различных изделиях.

 6. Изготовление украшений из бисера (6 ч.)

Закрепление изученных методов плетения, объединение разных видов плетения, украшение изделий подвесками. Колье .

7. Браслеты из бисера (10 ч.)

Эскизы, рабочие эскизы. Составление рабочих схем. Плетение браслетов.

8.Плетение брошек, оплетение кабошонов(12ч.)

Теоретические занятия: Зарисовка схем изделий.

Практические занятия: Плетение брошек.

9.Работа по замыслу детей(16ч.)

Теоретическое занятие: Самостоятельное составление схем.

Практическое занятие: Работа по самостоятельно составленным схемам.

10.Итоговое занятие(2ч.) 

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

                                                    I этап обучения  (2год)

1. Вводное занятие (1 ч.)

Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2.ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ :

1)Основы цветоведения (3 ч.)

Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Понятие о композиции из геометрических элементов. Образцы узоров с разными композициями.

2)  Метод параллельного низания на проволоке (игольчатое плетение, низание дугами) (4 ч.)

Знакомство с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места.

3) Цветы из бисера (миниатюры: «Лесные фиалки», «Деревце»(34ч.)

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: игольчатое плетение, круговая (французская) техника, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: деревца, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.

4)Маленькие фигурки «В гостях у сказки» (34 часа)

Плоские фигурки героев сказок. Изготовление изделий методом параллельного низания. «Красная Шапочка», «Феи», «Волк», «Буратино»

3. Традиционные виды плетения (16 ч.)

Низание бисера в одну нитку, в две нитки. Дотачивание, закрепление нити.

Накладное плетение. Цепочка «Восьмёрка»

4.Плетение на сетке(32ч.)

Теоретические занятия: Зарисовка схем изделий. Знакомство с техникой выполнения изделий.

Практические занятия: Плетение изделий: «Бабочка», «Букет цветов».

5.Работа по замыслу детей(18ч.)

Теоретическое занятие: Самостоятельное составление схем.

Практическое занятие: Работа по самостоятельно составленным схемам.

7.Итоговое занятие(2ч.) 

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

                                    II этап обучения  (3год)

1.Вводная часть.

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  

2.Плетение на проволоке:

1) Игрушки из бисера и бусинок (10 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.  

  3. Плетение на леске.

  1) Основные приёмы бисероплетения (20 ч.)

  Теоретические сведения. Назначение и правила  выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение – вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут "мозаика”, "спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Объёмные снежинки. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления. Анализ схем.

  Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут "мозаика”, "спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками), объёмных снежинок, шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах.

 2) Заколки для волос (22 ч.)

Теоретические сведения. Анализ образцов заколок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения заколок для волос. Практическая работа. Плетение заколок для волос на основе изученных приёмов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе.

3) Объёмные игрушки из бисера на леске (24 ч.)

  Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

4. Итоговое занятие (2 ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

                                               II этап обучения  (4год)

 1. Вводное занятие (2 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  

2.Вышивание бисером на ткани(26ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые при вышивании на ткани. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

  Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения.

3. Салфетка(20 ч.)                                                                        

Теоретические сведения. Анализ образцов салфеток. Орнамент. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения салфетки. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Плетение салфетки на основе изученных приёмов. Сборка и оформление.  

 4. Плетение на леске.

  1) Основные приёмы бисероплетения (20 ч.)

  Теоретические сведения. Назначение и правила  выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение – вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут "мозаика”, "спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Объёмные снежинки. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления. Анализ схем.

  Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут "мозаика”, "спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками), объёмных снежинок, шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах.

2) Объёмные игрушки из бисера на леске (32 ч.)

  Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

 3) Пасхальное яйцо (24 ч.)

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно "в крестик”, "полоски”, ажурное плетение, "колечки”, вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, "от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.  

Практическая работа. Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.  

5.Работа по замыслу детей(18ч.)

Теоретическое занятие: Самостоятельное составление схем.

Практическое занятие: Работа по самостоятельно составленным схемам.

6. Итоговое занятие (2 ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Перспективный план работы кружка "Всезнайка"

Кружок по развитию логического мышления...

перспективный план работы кружка римики "Каприз"

Перспективный план работы кружка ритмики "Каприз" представляет программу кружковой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" в старшей группе

материал по поисково - исследовательской деятельности с детьми старшей группы...

Перспективный план работы кружка «Весёлые нотки».

                                        МДОУ детский сад «Ромашка»   Перспекти...

Перспективный план работы кружка "Дымковская игрушка"

План работы кружка по ознакомлению детей с дымковской игрушкой...

Перспективный план работы кружка

Развитие способностей детей средствами театрального искусства...