Фрагмент образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Шахтер–почетная профессия Кузбасса» (Лего-конструирование)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

 Павлова Елена Федоровна

Развитие конструктивного творчества и у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_shahter-pochetnaya_professiya_kuzbassa.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент образовательной деятельности в подготовительной группе  по теме «Шахтер–почетная профессия Кузбасса»

Цель: Развитие конструктивного творчества и у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO.

       Задачи:

1.Познакомить воспитанников с полезными ископаемыми родного края, с профессией шахтер.

    2.Учить создавать модели построек по образцу

3.Формировать умение работать в коллективе, развивать социально - коммуникативные навыки

4. прививать любовь к родному краю.

Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное, речевое развитие.

Словарная работа

Оборудование: мультимедийная установка; презентация, видеообращение конструкторы «Лего», образцы готовых построек, карта Кемеровской области, камни каменного угля, игрушка «Самосвал»», воздушный шарик, макет угольного разреза.

Возрастная категория: подготовительная группа.

Ход занятия

  1. Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь

1.1. Организационный момент (Игровая мотивация: детям приходит видеообращение от Копатыча-путешественника)

«Дорогие ребята, слыхал я, что где-то в ваших краях спрятаны несметные богатства. Мы с приятелями прошли огромный путь в поисках сокровища, но сбились с пути. Вся надежда только на вас! Помогите отыскать это золото, да забыл сказать, что золото - Черное! Для начала найдите карту сокровищ, она поможет вам в поисках. Удачи!»

    В зал влетает воздушный шарик. Ведущий обращает внимание, что внутри него что-то есть. (Часть карты и записка в которой сказано, что в группе детей ждут следующие задания).

Воспитатель: Ребята, смотрите шарик, внутри его что - то есть. Давайте, посмотрим, здесь карта нашего края и записка. Как называется наш край?  

Дети: Кемеровская область, Кузбасс.

Воспитатель: Какую дату будет отмечать Кузбасс в июне месяце этого года?  (слайд 1)

Дети: 300-летие

Воспитатель: Как вы думаете, почему Копатыч называет карту нашего края    – картой сокровищ.  

Дети: Наш край богат полезными ископаемыми

Воспитатель:  Послушайте загадку, она поможет понять, какое Черное золото хотят отыскать.

Крепкий камень, не гранит. Зимой в печке он горит, согревая каждый угол, этот камень. (Черный уголь)

Воспитатель. Знаете ли вы, почему в наших краях уголь называют главным камнем? Послушайте историю, очень похожую на сказку.
       

        "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.
"Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!"
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: "Батюшки, ни одной пуговицы!" И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: "Уголёк, не помни зла, вернись!" Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой" (по Г. Юрмину)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти камешки.( Игрушка самосвал с камешками угля)

-Кто добывает уголь?

У него фонарь на каске и лицо в угле, как в краске, он спускается в забой, рубит уголь под землей. Всякий знает с давних пор – это делает? (Шахтер)

1.3. Подготовительная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о почетной профессии Кузбасса –шахтер.

Во многих местах в глубине Кузнецкой Земли находится уголь.

Говорит он: «Я хитёр - не возьмёшь меня, шахтёр!

Ты - вверху, я - в глубине.

Как ты спустишься ко мне?»

- А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр!

Я тебя добуду: «Шахту строить буду!»

         Когда начинается строительство шахты, делают сначала большой глубокий колодец. Шахтёры называют его СТВОЛОМ. По колодцу-стволу движется подъёмная машина. Это КЛЕТЬ, она опускает вверх и вниз шахтёров.

 Когда шахтёры зайдут в клеть, сигналистк падает сигнал, а машинист подъёма нажимает на кнопку, большое колесо крутится на копре и клеть с ветерком летит вверх или вниз, только видно, как сверкают шахтёрские лампочки на касках шахтёров). Вот и глубокое подземелье, похожее на большой город, в котором легко заблудиться, потому что там очень много проспектов и переулков, все они похожи друг на друга. Такие проспекты в шахте называются - ШТРЕКИ, а переулки - ЗАБОИ. Но на помощь сильным и смелым людям-шахтёрам добывать уголь приходят машины: угольный комбайн, Машина вздрагивает, рокочет, потом начинает дрожать сильнее, вгрызается в уголь железными зубьями, отбивает его, крошит и выкидывает. Уголь течёт по самоходной дорожке из угольного переулка - забоя к угольному проспекту - штреку. Пересаживается в маленькие вагонетки, которые тянет электровоз. Электровоз вагонетки отвозит к подъёмной машине, высыпает в огромные железные ящики - бункера, и также по стволу, как и шахтёров в этих железных ящиках его поднимает на-гора. И вот уголь выдали на-гора. Куда же дальше он поступает? Он движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Дальше обогащенный уголь грузят в вагоны и отправляют во все концы нашей Родины.

Давайте посмотрим, как выглядит шахта в наши дни. (фрагмент ролика)

    Шахтерская профессия —она одна из самых сложных и опасных. Как вы считаете, почему? Верно, так как случаются взрывы, возгорания метана и обвалы угольных пород), поэтому шахтерами становятся только мужественные, сильные духом люди.

В последнее воскресенье августа (в конце лета) Кузбасс отмечает праздник — День шахтера.
Этот праздник — дань уважения шахтерам.

У нас в Кемеровской области есть книга, посвященная этой профессии. Мы с вами на своих занятиях познакомитесь с этой книгой подробнее.

А еще в городе Кемерове есть целый музей "Красная Горка". Я думаю, что у вас обязательно появится в дальнейшем возможность посетить его. Там можно спуститься в виртуальную шахту посмотреть и подержать все инструменты, которыми работают шахтеры под глубоко землей.

Физминутка

Летит высоко самолёт (Руки вверх)

Над нашею страною. (Руки в стороны, покачивание)

Работа на земле идет, (Имитация копания лопатой)

Идёт и под землёю. (Приседание на корточках)

Богатство есть у нас в стране (Разведение руками)

Невидимые взору. (Прикрывание глаз руками)

Внизу в подземной глубине (Приседание)

Работают шахтёры. (Имитация работы шахтёров).

1.4. Основная часть

2. Схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символическим материалом)

Воспитатель: Следующие задание от Копатыча. Кто помнит?  Он нам предлагает добыть свой уголек. Где будем добывать?  Сейчас наша задача построить ее макет. В этом нам поможет конструктор Лего. Мы уже знаем, как устроена шахта. Стоить будем по образцу. (слайд )

3.Стимулирование инициативы детей (поддержка детских Идей)

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю определить каждому из вас - кто какую часть шахты будет делать, а затем все части соединить вместе в один большой комплекс.

4.Техника безопасности

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе вспомним правила безопасности при работе с конструктором

  • При работе с конструктором важно следить за деталями, так как есть очень мелкие.  Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши, раскидывать на рабочем столе.
  • Работай с деталями только по назначению.
  • Если деталь упала на пол, необходимо сразу ее поднять и положить в контейнер или присоединить к конструкции согласно инструкции
  • Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

4. Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений)

Индивидуально спросить каждого. «Что хочешь делать?» «Из чего или на чем?» «В каком порядке?»  Что сначала, что потом?

5.Экспериментальная Деятельность/Конструирование +стимулирование общения детей между собой

Дети строят, если во время конструирования кому-то нужна помощь, то воспитатель побуждает детей помогать друг другу.

1.5. Заключительная часть

6.Обсуждение построек. Оценка деятельности (что хотели сделать –что получилось)

Воспитатель: «Посмотрим, какая шахта у нас получился. Как вы думаете доволен Копатыч? Справились мы с заданием? Помогли добыть ему Черное золото. Посмотрите, все ли получилось, что вы задумывали? Расскажите о своих моделях.

Конечно же, я свами полностью согласна.

7.Фотографирование деятельности и объектов

Скажите, вам понравилась техника, на которой работают и с помощью которой добывают уголь. Кто из вас хотел бы работать на такой технике и добывать главный камень Кузбасса, когда вырастет? А сейчас можете попробовать освоить макет шахты? Дети, вам понравилось быть строителями?

Что показалось трудным? Что было легко сделать?


Молодцы!  На этом наше занятие заканчивается. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Военные профессии»

Формирование у детей представления о военных профессиях  Российской Армии....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Все профессии нужны — все профессии важны».

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Все профессии нужны — все профессии важны»....

Конспект организованной - образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Ознакомление с профессией метеоролога»

Организованная-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: "Профессии"

Конспект заняти по познавательному развитию в подготовительной группе по теме "Профессии"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке на тему: «Знакомство с профессией повар»

Цель. Расширять знания и представления детей о профессиях познакомить с работой повара; развивать кругозор, внимание, умение концентрироваться, обогащать словарный запас, развивать фразовую речь при о...

Интегрированная организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Виртуальная экскурсия в профессию мультипликатор»

Интегрированная организованная образовательная деятельность в подготовительной группе  «Виртуальная экскурсия в профессию мультипликатор»...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...