Конспект организованной - образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Ознакомление с профессией метеоролога»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Юрасова Татьяна Олеговна

Организованная-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_meteorolog.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной - образовательной деятельности в подготовительной  группе.

Тема: « Ознакомление с профессией метеоролога»

Задачи:

Образовательные: формировать у детей представления о профессии метеоролог, подвести к пониманию особенностей деловых и личностных качеств людей данной профессии познакомить с различными метеорологическими приборами.

Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых, интерес к изучению природы, окружающему миру, воспитывать интерес к необычным профессиям.

Развивающие: развивать умение понимать общественную значимость труда метеоролога, его ценность и необходимость, способствовать самостоятельности мышления.

Ход образовательной деятельности.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?»

-Ребята, вам известна эта детская считалочка?

-О каких профессиях людей  в ней говорится? (царь, сапожник, портной, король…)

В старину профессий было мало, и все они вполне могли на одном крыльце поместиться. На Руси 600 лет назад  появился первый царь. Звали его Иван Третий. Царь - одна из первых профессий.  Вот какие профессии существовали в те давние времена : стрелок, повар, купец, истопник, писарь, хлебник, утятник, садовник,  мельник,  дьяк….(показ слайдов)

- Как вы думаете, чем занимался истопник? Хлебник? Трубник? Стрелок?

Сейчас все профессии на одном крыльце уже не поместятся. Их уже много тысяч.

- Кем работают ваши родители, бабушки и дедушки? (ответы детей)

Сегодня мы познакомимся с профессией, которая встречается довольно редко, но труд людей этой профессии очень необходим и значим.

Каждый день, просыпаясь и собираясь в школу, в детский сад, на работу, в магазин, и взрослые, и дети, задают один и тот же вопрос:  « Какая сегодня погода? Что одеть на себя?»

- Как вы и ваши родители получают ответы на эти вопросы?  (смотрим на термометр, родители слушают по радио или телевидению прогноз погоды)

-  Как еще можно узнать о погоде? (прочитать в газете, посмотреть в интернете, телефоне)

- Почему люди хотят знать, какая будет погода? (ответы детей)

- Знаете ли вы, кто составляет прогнозы погоды? (варианты ответов)

Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.

Попытки людей предсказать погоду известны ещё с давних времён. Для предсказания погоды в старину люди использовали приметы, то есть знания о том, что некоторые атмосферные явления часто следуют одно за другим. Многие из старинных примет сохранились и до наших дней.

- Какие приметы погоды вы знаете? (варианты ответов)

Солнце садится за тучу – жди ненастья. Звездное небо – к похолоданию или морозу. Яркий закат солнца – день будет жарким и др.

В современных условиях метеорологи кроме примет пользуются различными техническими устройствами. Среди них есть, например, специальный метеорологический шар (аэрозонд), метеостанции и даже  космические спутники.

Метеозонд –беспилотный  летающий объект. На нем находятся приборы, измеряющие давление, температуру, влажность воздуха, скорость ветра на разных высотах…. Метеозонд может подняться на высоту 30-40 км.  ( показ слайдов)

- На что похож метеозонд? (варианты ответов)

-Кто знает, с помощью каких приборов измеряют давление? Влажность воздуха? Скорость ветра?  (варианты ответов)

Метеорологическая станция находится на земле. На ней находится огромное количество приборов.

Презентация  «Метеорологическая станция»

Один из приборов – это термометр.

- Когда мы пользуемся термометром?

-Как вы думаете, для чего нужен термометр на метеостанции? (измерять температуру воздуха и почвы)

Следующий прибор - осадкометр. Его название говорит само за себя.

- Для чего используют этот прибор? На что он похож?  ( на цветок)

Высоко над землей, на столбе располагают флюгер.

-  Кто знает, что это за прибор и для чего его используют? (для измерения силы и направления ветра)

-Вот и у нас внезапно зашумел сильный ветер!

Физкультминутка « Ветер»

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.  Руки подняты вверх, движения по тексту.

Обо  всех сильных движениях воздуха из космоса замечает и наблюдает спутник.( Показ)

Метеорологический спутник — искусственный спутник Земли, созданный для получения из космоса метеорологических данных о Земле, которые используются для прогноза погоды. Спутники  несут на борту приборы, с помощью которых наблюдают в частности за температурой поверхности Земли и облачным, снеговым и ледовым покровом, делают фотоснимки Земли. (показ слайдов с изображением метеорологического спутника, фотоснимки из космоса облачности, движения циклонов, зарождение тайфунов, ураганов….)        

Несмотря на то, что основные процессы автоматизированы, но и они не могут заменить человека, поэтому для уточнения показателей приборов сотрудники каждые три часа и ночью и днем в любую погоду проводят наблюдения.

Результаты наблюдений называют замерами, метеорологи заносят их в дневник. Это дневник наблюдений.

– Ребята, как вы думаете, трудно работать метеорологом? (варианты ответов)

В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог! (показ слайдов с изображением  единственной на территории Сочи и Красной Поляны труднодоступной метеостанции "Аибга" на хребте Аибга на высоте 2225 метров над уровнем моря)

Ребята, но прогноз погоды необходим не только для того, чтобы людям знать, как завтра одеться и стоит ли брать зонтик.

- Как вы думаете, для чего еще необходимо предсказывать погоду?

Дети рассуждают, высказывают предположения. При необходимости воспитатель уточняет их ответы. Варианты ответов:

- без прогноза погоды невозможно обеспечить безопасность полетов самолетов в аэропорту, движения кораблей в морях и океанах,

- прогноз дождей или засухи, приближающихся заморозков помогает садоводам, фермерам подготовиться к неблагоприятным условиям,

- без прогноза погоды невозможно качественно отладить работу муниципальных служб города, в ведении которых находится обеспечение отопления в домах и уборка снега с улиц в холодное время года,

- благодаря точному прогнозу, можно заранее подготовиться к стихийным бедствиям.

-  Какие стихийные бедствия могут произойти в природе? (торнадо, сход лавин, цунами, ураган…) (показ слайдов)

-  Ребята, мы с вами посмотрели огромное количество слайдов, узнали много интересного о профессии метеоролога, как вы думаете, какими качествами должен обладать человек этой профессии? (дети высказывают свои мнения, воспитатель делает уточнения : метеоролог – специалист, работа которого требует внимательности, усидчивости, умения обрабатывать большое количество информации, такому специалисту необходимо быть умным, с хорошей памятью, работа непосредственно на метеостанции требует крепкого здоровья и физической выносливости, метеоролог  должен быть готов к труду в сложных природных условиях, в любое время года и суток, ему потребуется готовность к разъездам, отсутствию комфорта, кроме того, метеорологу следует быть ответственным, поскольку прогнозы погоды имеют большое значение во многих областях человеческой деятельности).

- Как вы думаете, вас  можно назвать маленькими метеорологами? (можно, мы наблюдаем за погодой, отмечаем свои наблюдения в календаре погоды)

- Что можно сделать на  участке, чтобы наши наблюдения были наиболее точными и интересными? (разместить  флюгер, солнечные часы, повесить термометр, сделать приспособления для измерения глубины снега, осадкометр….)

- У вас возникло желание сделать мини-метеостанцию на своем участке?

- Ребята, может кто-то еще знает что-либо  интересное о профессии метеоролог?

- Что вам особенно запомнилось и понравилось в этой профессии?

Хоть солнце жаркое сияет,

Хоть двадцатиградусный мороз,

Метеоролог наблюдает,

Синоптик пишет свой прогноз.

Циклоны ль, грозные ли бури

Хоть наводнение, хоть жара

Ничто им помешать не может

Прогнозы выдать на года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы) во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»

Конспект организованной образовательной деятельности   по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы)   во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас»....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей, подготовительной группе " Военные профессии"

Конспект занятия в старшей,подготовительной группе на тему " Военные профессии",посвященного празднованию Дня защитника Отечества....

Конспект организованной образовательной деятельности по "Познавательному развитию". Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Осенний квест - марафон»

Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особенностях их жизни в осенний период; развивать культуру речевого общения детей ...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию (ознакомление с миром природы) по теме: «Приметы осени» в старшей группе

Формировать представление у детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Продолжать формировать умение детей называть приметы осени, о сезонных изменениях в природе. Обобщить у детей предста...