«Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «Оригами»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами»

Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательная область:

- познавательное развитие – развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности; развивать умение проводить несложные эксперименты.

- социально - коммуникативное развитие - поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

- речевое развитие - развивать монологическую и диалогическую речь на основе обогащения представлений о свойстве бумаги; активизировать словарный запас в речевой практике; обогащать словарь детей (шероховатый, плотный, прозрачный, тонкий, толстый,  непрочный)

- художественно - эстетическое развитие - продолжать формировать художественный вкус, обогащать музыкальные впечатления детей; развивать творческую активность дошкольников.

- физическое развитие - продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья детей; укреплению их осанки, способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельности в малоподвижных играх.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, двигательная, творческая.

Цель: развитие познавательных навыков через опытно –  экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста посредством техники  оригами.

Задачи:

Образовательные задачи:

    1. Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги;

    2. Научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.

    3. Совершенствовать ЗУН в технике в технике оригами;

Развивающие задачи:   

  1. Развить интерес к познавательной деятельности через проблемно – поисковую ситуацию;
  2. Совершенствовать ЗУН в технике оригами;
  3. Развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти, речи, кругозора.
  4. Развить интерес к познавательной деятельности через проблемно – поисковую ситуацию;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать у детей  доброжелательность, сопереживание, желание помочь;
  2. Привить детям любовь к ручному труду;

Оборудование и материалы: бумага из разного материала – салфетки, калька, белая, цветная, альбомная, наждачная,  тонкая, толстая бумага,  картон разного вида плотности. Тазики с водой. Карандаш, клеенки.

Методические приемы:

  1. Наглядные: оформление группы схемами в технике оригами, сказочные персонажи «Незнайка и Чудесный квадратик»;
  2.  Практические:  эксперимент, показ;
  3.  Словесные: сюрпризный момент,  мотивация, художественное слово, беседа, вопросы, подведение итога.

Словарная работа: шероховатый, непрочный.

Предварительная работа:  обучение выполнять «лягушку» в технике оригами, подготовка наглядностей, необходимого оборудования и материала для проведения занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Оригами32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад «Алёнушка» с.Шуурмак Тес-Хемского района

 Конспект на тему:

«Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «Оригами»

 

2019 г.

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами»

Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательная область:

- познавательное развитие – развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности; развивать умение проводить несложные эксперименты.

- социально - коммуникативное развитие - поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

- речевое развитие - развивать монологическую и диалогическую речь на основе обогащения представлений о свойстве бумаги; активизировать словарный запас в речевой практике; обогащать словарь детей (шероховатый, плотный, прозрачный, тонкий, толстый,  непрочный)

- художественно - эстетическое развитие - продолжать формировать художественный вкус, обогащать музыкальные впечатления детей; развивать творческую активность дошкольников.

- физическое развитие - продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья детей; укреплению их осанки, способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельности в малоподвижных играх.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, двигательная, творческая.

Цель: развитие познавательных навыков через опытно –  экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста посредством техники  оригами.

Задачи:

Образовательные задачи:

    1. Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги;

    2. Научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.

    3. Совершенствовать ЗУН в технике в технике оригами;

Развивающие задачи:        

  1. Развить интерес к познавательной деятельности через проблемно – поисковую ситуацию;
  2. Совершенствовать ЗУН в технике оригами;
  3. Развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти, речи, кругозора.
  4. Развить интерес к познавательной деятельности через проблемно – поисковую ситуацию;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать у детей  доброжелательность, сопереживание, желание помочь;
  2. Привить детям любовь к ручному труду;

Оборудование и материалы: бумага из разного материала – салфетки, калька, белая, цветная, альбомная, наждачная,  тонкая, толстая бумага,  картон разного вида плотности. Тазики с водой. Карандаш, клеенки.

Методические приемы:

  1. Наглядные: оформление группы схемами в технике оригами, сказочные персонажи «Незнайка и Чудесный квадратик»;
  2.  Практические:  эксперимент, показ;
  3.  Словесные: сюрпризный момент,  мотивация, художественное слово, беседа, вопросы, подведение итога.

Словарная работа: шероховатый, непрочный.

Предварительная работа:  обучение выполнять «лягушку» в технике оригами, подготовка наглядностей, необходимого оборудования и материала для проведения занятия.

Ход:

  1. Организационный момент:

Общая игра «Шагают ребята, раз, два, три…»

Шагают ребята, раз, два, три. (2 раза)

И вот мы снова построили кружок (2 раза)

Мы правою ногою: раз, два, три. (2 раза)

Мы левою ногою: раз, два, три. (2 раза)

Какие все ребята – удальцы!

  1. Вводная часть: дети садятся, на стульчики  и перед занятием проводится артикуляционная гимнастика.

Мотивация занятия:

В группу пришел Незнайка с разными бумагами и  картоном и привел нового друга – Чудесного Квадратика.

Незнайка: - Здравствуйте ребята, познакомьтесь, пожалуйста. Это мой новый друг – Чудесный Квадратик.

Чудесный Квадратик:  - Здравствуйте дети. Меня зовут Чудесный Квадратик. Я прибыл к вам из Некоторого царства Бумажного Государства. Услышал я от Незнайки, что здесь живут самые умные и умелые ребята. Только когда я приехал, увидел, что Незнайка грустный  сидит. Что с тобой Незнайка?

Незнайка: - Да вот Чудесный Квадратик,  захотел я выбрать из этих разных бумаг самую гибкую и красивую, для  интересной  поделки малышам, чтобы удивить их, а ничего не получается. Не могу, разобраться и выбрать какая лучше подойдет.

Чудесный Квадратик: - Не грусти Незнайка. Мы с  ребятами поможем тебе разобраться, в чем тут дело, и почему у тебя не получается.  И объясним тебе из какой бумаги лучше всего, сделать интересную поделку. Поможем ребята Незнайке?  

  1. Основная часть.

 А).  Поисковый этап.

Чудесный Квадратик: - Но сначала ребята послушайте. А я вам загадаю загадку: она бывает тонкая и толстая, белая и цветная, гладкая и шероховатая и из нее можно делать поделки в технике оригами? Что это? Правильно, бумага. Я для вас приготовил разную бумагу. Подойдите и посмотрите. Посмотрите, какая разнообразная бумага бывает (Свободное рассматривание детьми бумаги). Посмотрели, а сейчас вы узнаете секреты бумаги.

Чудесный Квадратик: - В жизни мы часто сталкиваемся с бумагой, например, дома и в детском саду. Посмотрите, как вы думаете, что в этой группе сделано из бумаги? (ответы детей: книги, обои, тетради и т.д.)  

Давайте определим, какая  бывает бумага, какими свойствами и качествами она обладает?  Потрогайте бумажные листочки, рассмотрите их как следует, и скажите, вся ли бумага одинаковая? Какая она? (ответы детей - гладкая, шероховатая, тонкая, толстая…) правильно, вы назвали качества бумаги.

Воспитатель:

- Хорошо Чудесный Квадратик, можно я помогу тебе. Ты пока посиди и послушай. А дети сейчас подойдут к столам и мы продолжим.(Дети переходят к рабочим столам).

Воспитатель:

- А сейчас, узнаем,  какими свойствами бумага обладает? Сейчас посмотрим. Попробуйте смять бумагу. Как вы думаете, любую ли бумагу можно смять? Правильно, любая бумага мнется, и тонкая и толстая, и гладкая и шероховатая, и прозрачная… это одно свойство бумаги.

А теперь попробуйте разгладить бумагу которую смяли. получилась ли она снова гладкой, какой была? Нет. Что это значит? (Ответы детей). Значит, бумага, если ее смять, при разглаживании прежний вид не принимает. Это еще одно свойство бумаги. Поэтому  когда будете мастерить поделки из бумаги, надо складывать бумагу не спеша, аккуратно и хорошо проглаживая сгибы.

А вот Незнайка принес свою бумагу.  Давайте попробуем смять ее. Получилось с трудом? А почему? А как эта бумага называется? Правильно, это  картон. А картон бывает разный: плотный, тонкий и толстый, белый и цветной. Картон тоже мнется.

А может, попробуем его разорвать?  Трудно было ее порвать? А какую бумагу трудно было рвать? (Ответы детей) Но вы все равно порвали. Значит, что из этого следует? (бумага рвется, она непрочная). Это еще одно свойство бумаги.

 Воспитатель:

 - А как вы думаете?  что будет с бумагой, если ее намочить? Какая бумага размокнет быстрее: салфетка, калька или альбомный лист или картон? (Дети самостоятельно кладут бумагу в тазики с водой) какая бумага быстрее намокла? А какая позже? А вся ли бумага намокла? Молодцы это еще одно свойство бумаги – бумага мокнет.

 - А сейчас давайте повторим Незнайке, что мы узнали о бумаге.  Какими качествами обладает бумага?  Какая она? (гладкая, шероховатая,  тонкая, толстая, прозрачная, плотная, белая, цветная).

А какими свойствами она обладает? Что можно  с ней делать? (можно смять, нельзя разгладить, чтоб она стала прежней, а также  можно порвать, можно намочить).

Чудесный Квадратик: -  а сейчас давайте поиграем в игру

«Шла лягушка по дорожке»

Шла лягушка по дорожке,

Прямо вытянувши ножки.

Увидала комара и сказала: ква, ква, ква.

(дети останавливаются и изображают лягушку)

В это время помощник воспитателя убирает со стола тазики с бумагой. И кладет каждому новые наборы с разной бумагой в форме квадрата (салфетка, калька, зеленая бумага А 4, тонкий картон).

Чудесный Квадратик: - Молодцы ребята, как здорово вы умеете показывать лягушку.  А вот вы так хорошо рассказали незнайке о качествах и свойствах бумаги, а  что-то вы еще хотели научить   Незнайку выбирать? Правильно, вы хотели научить правильно, выбрать бумагу для поделки.  А скажите, из какой бумаги лучше всего получится сделать поделку, чтобы она была аккуратной и красивой?  Давайте проверим?  Подойдите к моему столу, сначала мальчики, потом девочки.

Б). Практический этап.

Чудесный Квадратик: -   Посмотрите перед вами  4вида бумаги. Салфетка, калька, цветная бумага  и тонкий картон. Попробуем, сделайте из них лягушку в технике оригами. (Показ воспитателя) Сначала из салфетки, потом из кальки, потом из цветной бумаги и потом из тонкого картона. Нарисуем глазки. А теперь рассмотрим каждую. Дети скажите, пожалуйста, из какой бумаги  лучше всего получилось сделать лягушку?  Почему?   А давайте сделаем для Незнайки лягушку, а потом подарите Незнайке, и объясните ему, почему именно  из цветной бумаги лучше делать. Садитесь на свои места и приступайте.

Самостоятельная деятельность детей.

  1. Итог занятия.

Воспитатель:

- Дети скажите, из какой бумаги   вы сделали лягушку?  Почему?  Подойдите к Незнайке и  расскажите ему. И подарите ту поделку, из которой получилась самая лучшая лягушка. (Дети подходят и объясняют Незнайке).

       5.  Рефлексия.

Чудесный Квадратик: - Дети ну что, получилось ли объяснить Незнайке о качествах и свойствах бумаги? Получилось ли объяснить ему. Какую бумагу вы ему посоветуете для  изготовления поделки в технике оригами? Почему?

Чудесный Квадратик: - Ну что Незнайка, теперь ты знаешь о бумаге почти все. И сможешь  выбрать  сам хорошую бумагу  для замечательной поделки малышам. А мне пора. Но я еще вернусь и научу вас очень многим интересным поделкам. До свидания и спасибо что были сегодня со мной.

Воспитатель: - До свидание Квадратик! А мы с вами поиграем в нашу любимую игру «Шла Лягушка …»

Литература

  1. Крылова, Н. М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования  / Н.М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М. : ТЦ Сфера, 2014. — 225 с.
  2. Мусиенко, С. И. оригами в детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. / С. И. Мусиенко, Г. В. Бутылкина. – М. : Обруч, 2010. – 10 с.

 

Самоанализ занятия «Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «Оригами»

Цель моего занятия были следующие: развитие познавательных навыков через опытно –  экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста посредством техники  оригами.

Задачи:

Образовательные задачи:

    1. Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги;

    2. Научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.

    3.  Расширить активный словарь, активизировать в речи детей название свойств бумаги, такие как: шероховатый, плотный, прозрачный, тонкий, толстый,  непрочный. Развить интерес к познавательной деятельности через проблемно – поисковую ситуацию;

Совершенствовать ЗУН в технике в технике оригами;

Развивающие задачи:        

  1. Развить интерес к познавательной деятельности через проблемно – поисковую ситуацию;
  2. Совершенствовать ЗУН в технике оригами;
  3. Развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти, речи, кругозора.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать у детей  доброжелательность, сопереживание, желание помочь;
  2. Привить детям любовь к ручному труду;

В соответствии с целями я запланировала словарную работу :………

Методы и приемы я подобрала разнообразные,  использовала методы словесные,  для которых характерны следующие приемы - вопросы –ответы, рассказы о свойстве бумаги ( гладкая, шероховатая, тонкая, толстая…)   за столь короткий срок дети научились различать свойство бумаги и описывать их, также легче усваивали …….

Следующая группа  методов - наглядные я полностью оформила группу схемами в технике оригами, подобрала предметы, что способствовало пониманию детей о видах бумаги.

Использовала игровые методы и приемы, создала игровую ситуацию помощь Незнайке…….

Практические методы позволили мне отработать 4 вида бумаги…...

Так как занятие было комплексное,  в начале занятия  я знакомила детей свойством бумаги, а потом мы закрепляли в   практической части….

На протяжении всего занятия я использовала средства ТСО, и в завершении дети прослушали  пение птиц.

Я считаю, что поставленные задачи в ходе занятия реализовала полностью. Дети получили  представления  в соответствии с целями моего занятия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Организация и значение опытно-экспериментальной деятельности для формирования познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста

Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Федеральный з...

Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...

Перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, используя технику оригами.

перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у деетй старшего дошкольного возраста используя технику оригами...

Опытно-экспериментальная деятельность по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №45»           Конспект непосредственно образоват...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

В статье рассматривается эффективность использования метода проектной деятельности для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....